Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эманационисты. Каббалистика. Ее происхождение. Ее развитие. Время возникновения каббалистики. Книга Иезирах. Разные роды каббалистики




Эманационисты

 

В волнах бытия, в житейской борьбе, я тку на шумящем станке времен животворную одежду для Божества.

Гёте. Фауст

 

Каббалистика

 

 

Ее происхождение

 

Каббалистика есть произведение трудов иудейских сект; ее предмет – мистическое толкование Священного Писания и метафизические умозрения о божестве и мирах видимых и невидимых. Иудеи говорят, что сам Бог открыл это Моисею. Однако, хотя нет ничего невероятного в том, что Моисей оставил своим преемникам тайное учение, фантастические доктрины каббалы об ангелах и демонах чисто халдейского происхождения; в Вавилоне иудеи привили к монотеизму теорию двух начал. Даниил, верховный глава магов и иудейский пророк, может считаться главным основателем каббалистики, рожденной в Вавилоне и принятой как запрещенный, чужеземный плод.

 

Ее развитие

 

Древние иудеи действительно имели некоторое понятие об ангелах, однако не приписывали им особенных обязанностей; тем не менее они приставляли к каждому патриарху особенно ему присвоенного духа. Александрийская школа много сделала прибавлений к чужеземному нововведению; Филон дополнил Даниила. В этой философской школе развили умозрительную сторону каббалистики, основанием которой являлась доктрина эманатизма; философские системы Пифагора и Платона слились с восточной философией, и возникли гностицизм и неоплатонизм.

 

Время возникновения каббалистики

 

Первое письменное обнародование каббалистики можно приблизительно отнести к периоду времени, который охватывает последнее столетие до Р. X. и первые полвека нашей эры. Большое образование еврейского народа, деспотизм буквы закона и мелочность раввинов способствовали распространению умозрительной теологии, главным руководством которой служили Книга Иезирах, или «О сотворении мира», вероятно написанная Акибой, и «Сохар», или «Книга света», Симона бен‑ Иоакая, святого Фомы каббалистики, произведение которого заключает всю суть этой темной и странной системы.

 

Книга Иезирах

 

В этой книге Адам созерцает тайны Вселенной. Он объясняет в монологе силы и способности разума, который пытается изыскать связь, соединяющую в одно общее начало все основные части вещей; и в этом изыскании он принимает способ, совсем противоположный Моисееву. Он не спускается от Бога к творению; но, изучая Вселенную, изыскивая единство в разновидности и многообразии, закон в явлении, он восходит от творения к Богу – плодотворный метод, но который приводит каббалистиков к изысканию фантастических аналогий между высшими и низшими властями, между небом и землей, между предметами и знаками мысли. Отсюда возникли все роды гаданий и заклинаний и самые нелепые суеверия. По мнению Пифагора, Вселенная есть символ таинственных свойств чисел; согласно воззрению каббалистики, она только дивная страница, на которой все существующие предметы начертаны высшим художником посредством первых десяти чисел и двадцати двух букв еврейской азбуки. Десять отвлеченных чисел суть общие образы вещей, «высшие категории мыслей». Таким образом единица изображает дух живого Бога, всемирную производительную силу; число два есть дыхание оживляющего духа; три есть водяное, а четыре – огненное начало. Отпечаток букв на Вселенной неизгладим, и есть единственное письмо, которое может донести до нас открытия верховной причины, дать нам возможность снова сложить имя Бога, Logos, написанное на лице земли. И не все буквы одинаковых свойств; три, названные матерями, имеют преимущество перед другими и относятся к триадам, встречаемым в разных физических и умственных разрядах; другие семь называются двойными, потому что от них возникают предметы, постоянно противоположные одни другим; остальные двенадцать названы простыми и относятся к двенадцати принадлежностям человека.

 

Разные роды каббалистики

 

Она двух родов: теоретическая и практическая. Последняя занимается составлением талисманов и амулетов, следовательно, недостойна нашего внимания. Теоретическая же каббалистика делится на буквенную и догматическую. Догматическая есть изложение метафизического учения докторов‑ каббалистов; буквенная – мистический способ объяснения священных предметов особенным употреблением букв в словах. Эта буквенная каббалистика снова подразделяется на три ветви, из которых первая рассматривает слова по числу находящихся в них букв. Эта ветвь носит название Гематрии, и пример читатель видел в слове Mithras', названии солнца, буквы которого составляют число 365, то есть дней, пока солнце совершает свой путь. Вторая ветвь называется Нотарикон; это способ составлять одно слово из первых и последних букв многих других. Таким образом, в изречении Апокр., 30: 12: «Кто взойдет за нас на Небо? » – на еврейском языке ס י י ע ל ח ל ם ח ש ס י ס ח, первые буквы каждого слова составляют ס י ל ח – «обрезание». Третья ветвь, Темура, или перестановка букв, то же, что мы обыкновенно называем анаграммой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...