Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличия банковских холдингов России и




 банковских холдинг- компаний США

№ п/п Отличительные признаки Банковская холдинг – компания в США Банковский холдинг в РФ
1. Форма создания юридическое лицо объединение юридически самостоятельных кредитных организаций, небанковских финансовых институтов и организаций других видов деятельности
2. Выполнение роли головной компании банковская холдинг – компания головная организация банковского холдинга
3. Профиль деятельности головной компании «банк», «корпорация», «партнерство», «деловые тресты», «ассоциация» «кредитная организация (банк)»
4. Ограничение на виды небанковской деятельности  имеется не имеется
5.   Способы создания слияние;  присоединение;  приобретение 25 % и более пакета акций (долей участия) приобретение 20 % и более пакета акций (долей участия); формирование новых компаний; создание  на базе группы банков; образование через банкротство

 

В диссертационной работе раскрыты потенциальные возможности банковских холдингов в банковской системе России,  позволяющие:

- обеспечивать устойчивое функционирование российской банковской системы через удовлетворение потребностей каждого клиента банковского холдинга. Оказывать банковские и финансовые услуги высокого качества и надежности;

- содействовать развитию экономики России путем инвестирования денежных средств в реальный сектор производств;

- способствовать развитию финансового рынка России с помощью совершенствования форм сотрудничества и интеграции различных финансовых институтов в рамках банковского холдинга.

С  учетом  полученных  автором  результатов  сформулирован  вывод  о том, что некорректное определение понятия банковского холдинга не позволяет задействовать методы правового регулирования банковских холдингов, а так же сдерживает процессы их создания и эффективность функционирования в России. Единый правовой документ, определяющий нормы образования и функционирования банковских холдингов в России отсутствует.

Вторая группа проблем посвящена исследованию: преимуществ банковских холдингов, особенностей финансовых взаимоотношений участников объединения, разработке показателей - индикаторов уровня интеграции участников банковского холдинга. Анализ деятельности  действующих  банковских холдингов позволил автору  работы выделить следующие их преимущества: 

1) банки и компании, входящие в банковский холдинг, оптимизируют собственные ресурсы и сокращают издержки, обеспечивая при этом максимизацию не только доходов и прибыли, но и всех финансовых показателей деятельности банковского холдинга в целом;

2) снижаются банковские издержки по юридическому сопровождению, обеспечивающие безопасность банковских операций; сокращаются затраты на рекламные мероприятия; снижаются затраты, связанные с разработкой и внедрением новых банковских продуктов, услуг, современных информационных технологий;   

3) существенно возрастает возможность как для предоставления клиентам холдинга более крупных кредитов, так и для привлечения высоких займов, что способствует реализации более масштабных производственных проектов в экономике народного хозяйства страны. Одновременно с ростом кредитного потенциала банков происходит и пополнение их клиентской базы;        

4) обеспечивается комплексное, всестороннее развитие банков, входящих в состав холдинга. Повышается их рентабельность  и уровень капитализации, снижаются риски по проводимым финансовым операциям, существенно улучшается качество обслуживания клиентов и расширяется перечень предоставляемых услуг; 

5) наличие внутри банковского холдинга постоянного спроса и предложения денежных ресурсов дает участникам этого объединения возможность финансирования всех структурных организаций холдинга с помощью  регулирования и перераспределения денежных потоков. При этом  не  останавливается  традиционный  процесс  привлечения  и размещения  финансовых средств; 

6) сглаживание кассовых разрывов, зависящих от воздействия сезонных и географических  факторов, а также сокращение «излишков ликвидности» способствуют получению дополнительного, устойчивого дохода и более рациональному управлению активами и пассивами;

7) за счет организационной структуры холдинга, включающей не только банки, но  и  компании небанковского сектора, увеличивается ассортимент предлагаемых клиентам продуктов и услуг. Кроме того, значительно расширяется географическое пространство, на котором   функционирует это объединение, включая  международные связи. При этом банковский холдинг может направлять свои финансовые ресурсы на наиболее перспективные рынки и  в  сферы деятельности с большим экономическим эффектом и потенциалом доходности; 

8) наличие достаточной  капитальной базы и ресурсной маневренности приобретает важное преимущество в таких направлениях, как развитие инновационной деятельности в области информационных технологий, создании  финансовых продуктов и услуг, наконец,  является основой для   повышения конкурентоспособности объединения в целом.

Таким образом, акционеры банковского холдинга обретают новое качество – соучредителей и участников многопрофильного (обладающего масштабной территориально – распределительной сетью), мобильного, развитого и контролируемого ими кредитно - финансового института.

Наряду с отмеченными выше преимуществами  банковского холдинга, в диссертационной работе определены также и положительные моменты для его клиентов. В настоящее время клиенты банка в работе с ним рассчитывают на комплексный сервис, обеспечивающий экономию времени на управлении его финансовыми потоками, создающий уверенность в профессиональном обслуживании, гарантирующий надежность вложений клиента. Объединение банков в холдинги повышает их привлекательность для клиентов за счет предоставления им комплексного пакета современных финансовых продуктов и услуг. Ведь  наряду с традиционным банковским обслуживанием, клиенты получают  полномасштабный инвестиционный сервис: брокерские услуги, управление активами, депозитарные услуги, корпоративное финансирование и управленческое консультирование, страховые, факторинговые, лизинговые продукты и другие услуги. Надежность, устойчивость и конкурентоспособность банковского холдинга создает ему привлекательность, расширяя и наращивая клиентуру, реально обеспечивая спрос на услуги банковского холдинга в целом.

   В процессе исследования стало очевидным, что усложнение движения финансовых потоков при создании крупных, многофункциональных банковских холдингов может сопровождаться потерей их прозрачности и процессом накопления частных рисков до критической массы.

   Финансовые взаимоотношения участников банковского холдинга, по мнению автора, должны строиться на следующей основе:

- участники банковского холдинга являются самостоятельными юридическими лицами;

- участники банковского холдинга имеют собственную финансовую систему;

- участники банковского холдинга взаимодействуют друг с другом;

- головная организация банковского холдинга контролирует и управляет финансовым механизмом дочерних (зависимых) обществ.

   Исследования показали, что специфика управления финансовыми потоками в банковском холдинге определяется применением системы централизованного контроля, которая позволяет поддерживать необходимое сочетание централизации и децентрализации в области управления и осуществлять оперативный контроль над деятельностью всего холдинга. 

   Особое внимание в работе уделено принципам управления финансовыми потоками в банковском холдинге, которыми являются: диверсификация финансовых потоков (осуществляется путем комбинирования их форм и источников); сбалансированность (средняя длительность активов не должна быть больше чем средняя длительность пассивов и призвана  обеспечивать динамическое соответствие между входящими и исходящими финансовыми потоками); эффективность (направление финансового потока  в наиболее доходные виды деятельности);  ограничение рисков  (установление приемлемой величины рисков и осуществление мероприятий по их снижению).   

   По убеждению автора, наиболее эффективное движение финансовых средств в головной организации холдинга и его дочерних (зависимых) обществах достигается за счет правильно построенной финансовой структуры и постановки бюджетного процесса. В свою очередь процесс построения финансовой структуры начинается с выделения ее уровней и определения центров финансовой ответственности (ЦФО) и центров финансового учета (ЦФУ) среди участников банковского холдинга.

      Предложенная в работе финансовая структура банковского холдинга позволяет увидеть «ключевые точки», в которых будет формироваться, учитываться и перераспределяться прибыль, а также осуществляться контроль за доходами и расходами.         

   Необходимо отметить, что бюджетирование позволяет головной организации банковского холдинга определить общий объем финансовых ресурсов объединения, а также рассмотреть возможные каналы их мобилизации и использования в масштабах всего холдинга. Бюджетирование также позволяет найти допустимую и рациональную степень централизации финансовых потоков. Бюджетное планирование дочерних (зависимых) обществ обеспечивает соизмерение планируемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями всего банковского холдинга. Таким образом, определяется размер несбалансированности финансовых потоков в определенный промежуток времени. Бюджетирование оказывает воздействие на все стороны деятельности банковского холдинга посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию финансовых, материальных и трудовых ресурсов.                 

   При оценке влияния факторов внешней среды, по мнению автора, целесообразно выделить два уровня: мировая экономическая  макросреда и внешняя среда страны. Факторами  воздействия  процессов интеграции мировой экономической макросреды являются: конъюнктура и цены мировых сырьевых рынков; динамика процентных ставок; курсы валют по отношению к рублю и их изменение и т.д. К внутристрановым факторам влияния на деятельность банковского холдинга относятся: стабильность политического курса государства; устойчивость законодательно-правовой базы, обеспечивающей создание банковских холдингов; динамика темпов инфляции; показатели состояния финансовых рынков (доходность и объемы); динамика и уровень дифференциации доходов населения и т.д.

   При оценке влияния внутренних факторов на деятельность банковского холдинга, по убеждению  автора работы,  необходимо  включить  анализ: результатов деятельности; взаимоотношений с клиентами; внутренних бизнес-процессов; квалификации персонала;  организационной структуры и состава ее участников.

   Результатом оценки деятельности банковского холдинга является определение возможностей и угроз, исходящих от внешнего окружения банковского холдинга, а также сильных и слабых сторон банковского холдинга, позволяющих в целом определить ключевые факторы успеха и ключевые компетенции, способствующие разработке направлений его дальнейшего развития.

   Автором работы предложены показатели - индикаторы уровня интеграции участников банковского холдинга между: кредитными организациями (ПИ1); кредитными организациями и небанковскими финансовыми институтами (ПИ2); финансово-кредитными организациями и организациями других видов деятельности (ПИ3). Так, например, показатели, определяющие уровень интеграции между финансово-кредитными организациями и организациями других видов деятельности представлены через отношения объемов привлекаемых и размещаемых денежных средств, а также их оборота к финансовым ресурсам холдинга. В частности,  в работе предлагается использовать следующие показатели:

- отношение суммы кредитов, инвестиций, предоставленных финансово-кредитными организациями объединения экономическим субъектам   банковского холдинга, к общей величине потребленных финансовых ресурсов экономическими субъектами банковского холдинга (ПИ13);

- отношение суммы финансовых ресурсов, привлеченных финансово-кредитными организациями объединения, к общей величине привлекаемых извне финансовых ресурсов экономическими субъектами банковского холдинга (ПИ23);

- отношение общей суммы финансовых средств экономических субъектов банковского холдинга, прошедшей через финансово-кредитные организации объединения, к общему количеству финансовых средств, прошедших через все финансово-кредитные организации (ПИ33).           

   Для получения обобщенного показателя интеграции по каждой группе, в работе используются весовые коэффициенты, отражающие реальное значение, а также специфическую роль того или иного показателя интеграции в соответствующей группе. Обобщенный показатель интеграции по каждой группе рассчитывается с использованием следующей формулы:

 

       

где, ПИj – обобщенный показатель интеграции по группе j;

   ПИij – показатель i в группе j;

   kij – весовой коэффициент показателя интеграции i в группе j;

   j = 1, …, 3 – показывает номер группы;

   i = 1, …, n – показывает номер показателя интеграции в группе.

   Расчет  итогового показателя интеграции по трем группам показателей осуществляется следующим образом:

          

 

       

       

   где, ИПИ – итоговый показатель интеграции банковского холдинга;

   ПИj – обобщенный  показатель интеграции по группе j;

   kj – весовой коэффициент j-ой группы показателей интеграции;

   j = 1, …, n.

   Для оценки значения итогового показателя интеграции банковского холдинга, по мнению автора, целесообразно использовать три уровня, характеризующих степень интеграции участников объединения: благоприятный; умеренный; неблагоприятный. Экспертами устанавливается диапазон изменения значения данного показателя, соответствующий каждому уровню и в пределах которого оценивается степень интеграции участников банковского холдинга.

   Третья группа проблем связана с совершенствованием деятельности банковских холдингов в Российской Федерации. Автором сформированы концептуальные основы стратегии развития банковского холдинга, предложена методика разработки бизнес-плана, сформулированы перспективные направления дальнейшего развития российских банковских холдингов.

      Особое внимание в работе уделено принципам создания и внедрения стратегии развития банковского холдинга, которыми являются:

- последовательность – стратегия развития не должна содержать противоречивых целей и программ;

- согласованность – стратегия развития должна предусматривать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения;

- преимущество – стратегия развития должна обеспечивать возможности для творчества и поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности;

- осуществляемость – стратегия развития не должна предусматривать чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и вести к возникновению неразрешимых проблем.

   По мнению автора, стратегия развития банковского холдинга определяется в первую очередь уровнем конкуренции в каждом секторе финансового рынка, где функционируют участники банковского холдинга, оптимальным объемом активов и предпочтительными темпами роста, а также приоритетными потребностями клиентов, масштабами и направлениями использования современных технологий. 

   В диссертации выделены четыре этапа разработки бизнес-плана банковского холдинга.

I этап. Анализ ситуации в регионе: экономической, конкурентной, в которой банковскому холдингу предстоит работать в планируемом периоде.

II этап. Оценка позиции банковского холдинга на региональном финансовом рынке; результатов маркетинговых исследований о видах финансовых услуг, имеющих платежеспособный спрос, основных клиентах и их предпочтениях, потенциальных конкурентах, преимуществах и слабых сторонах банковского холдинга, влияющих на его рыночную позицию; потенциальных внутренних ресурсах (финансовых, кадровых, материально-технических, программно-информационных), которые необходимо задействовать для реализации бизнес-плана.

III этап. Формирование стратегических целей и задач банковского холдинга и планирование контрольных показателей бизнес-плана на основе проведенного анализа ситуации в регионе, изучения места банковского холдинга на финансовом рынке, оценки внутрихолдингового потенциала.

IV этап. Корректировка решений и стратегических направлений развития  под влиянием изменений внешней среды.       

   В диссертации разработана структура бизнес-плана банковского холдинга. Он  представляет  собой часть стратегии развития холдинга, в котором наряду с традиционными разделами бизнес-плана (оценка текущего состояния  секторов финансового рынка, анализ конкурентной среды банковского холдинга, управление рисками)  упор делается на расширение линейки банковских продуктов и повышение их качества; ужесточение контроля за движением финансовых потоков, как внутри холдинга, так и в процессе его взаимодействия со сторонними организациями.         

   Проведенные исследования позволяют определить перспективные направления дальнейшего развития российских банковских холдингов.

   1.  Совершенствование правового регулирования деятельности банковских холдингов. В частности, разработка и принятие Федерального закона «О банковских холдингах» с учетом имеющегося международного опыта.

   2.  Оптимизация состава участников и установление перечня разрешенных видов небанковской деятельности для банковских холдингов. Наряду с полномочиями по осуществлению консолидированного надзора за банковскими холдингами Банку России необходимо определить состав участников банковского холдинга в части иных юридических лиц,  дать четкий перечень  организаций и компаний, которым  разрешено объединяться в рамках банковского холдинга. В Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» следует внести изменения в части закрепления на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению перечня разрешенных видов небанковской деятельности банковских холдингов.

   3. Обеспечение устойчивости и повышение эффективности функционирования банковского холдинга.  Обеспечение устойчивости и повышение эффективности функционирования банковского холдинга зависит от гибкого и четко работающего механизма взаимодействия участников объединения, постоянного совершенствования форм сотрудничества и интеграции различных финансовых институтов.   Считаем, что взаимодействие кредитных организаций и небанковских финансовых институтов в составе банковского холдинга целесообразно осуществлять по направлениям, включающим:

   - взаимовыгодное сотрудничество участников банковского холдинга в качестве клиентов;            

   -  взаимодействие участников банковского холдинга выступающих друг для друга в качестве дополнительных каналов продаж своих продуктов;

   - создание «гибридных» или смешанных продуктов сочетающих в себе услуги участников банковского холдинга;   

   - взаимодействие участников банковского холдинга выступающих друг для друга в качестве дополнительных каналов выхода на розничных и корпоративных клиентов.

   В заключении диссертации сформулированы выводы и рекомендации, направленные на развитие банковских холдингов в России.     

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...