Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды рисков. Методы их определения




 

В процессе своей деятельности предприниматели сталкиваются с совокупностью различных видов риска, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень и, следовательно, по способу их анализа и методам описания.

Как правило, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияния на деятельность предпринимателя. При этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных.

Классификация рисков означает систематизацию множества рисков на основании каких-то признаков и критериев, позволяющих объединить подмножества рисков в более общие понятия.

Наиболее важными элементами, положенными в основу классификации рисков, являются:

· время возникновения;

· основные факторы возникновения;

· характер учета;

· характер последствий;

· сфера возникновения и другие.

По времени возникновения риски распределяются на ретроспективные, текущие и перспективные риски. Анализ ретроспективных рисков, их характера и способов снижения дает возможности более точно прогнозировать текущие и перспективные риски.

По факторам возникновения риски подразделяются на:

Политические риски - это риски, обусловленные изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность (закрытие границ, запрет на вывоз товаров, военные действия на территории страны и др.).

Экономические (коммерческие) риски - это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике предприятия или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, являются изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства), изменения уровня управления и др.

По характеру учета риски делятся на:

К внешним рискам относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предприятия или его контактной аудитории (социальные группы, юридические и (или) физические лица, которые проявляют потенциальный и (или) реальный интерес к деятельности конкретного предприятия). На уровень внешних рисков влияет очень большое количество факторов - политические, экономические, демографические, социальные, географические и др.

К внутренним рискам относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия и его контактной аудитории. На их уровень влияет деловая активность руководства предприятия, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики и др. факторы: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производительности труда, техники безопасности.

По характеру последствий риски подразделяются на:

Чистые риски (иногда их еще называют простые или статические) характеризуются тем, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. Причинами чистых рисков могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособности организации и др.

Спекулятивные риски (иногда их еще называют динамическими или коммерческими) характеризуются тем, что могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль для предпринимателя по отношению к ожидаемому результату. Причинами спекулятивных рисков могут быть изменение конъюнктуры рынка, изменение курсов валют, изменение налогового законодательства и т.д.

Классификация рисков по сфере возникновения, в основу которой положены сферы деятельности, является самой многочисленной группой. В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно выделяют: производственный, коммерческий, финансовый и страховой риск.

Производственный риск связан с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и технологий, основных и оборотных средств, сырья, рабочего времени. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска можно отметить: снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или повреждение оборудования и др.

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.

Финансовый риск связан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств. Основными причинами финансового риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществления платежей.

Страховой риск - это риск наступления предусмотренного условиями страховых событий, в результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих этапах - перестрахование, формирование страховых резервов и т.п. Основными причинами страхового риска являются: неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология страхователя.

Формируя классификацию, связанную с производственной деятельностью, можно выделить следующие риски:

Организационные риски - это риски, связанные с ошибками менеджмента компании, ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ, то есть риски, связанные с внутренней организацией работы компании.

Рыночные риски - это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры: риск финансовых потерь из-за изменения цены товара, риск снижения спроса на продукцию, трансляционный валютный риск, риск потери ликвидности и пр.

Кредитные риски - риск того, что контрагент не выполнит свои обязательства в полной мере в срок. Эти риски существуют как у банков (риск не возврата кредита), так и у предприятий, имеющих дебиторскую задолженность, и у организаций, работающих на рынке ценных бумаг

Юридические риски - это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр.

Технико-производственные риски - риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск); риск возникновения аварий, пожаров, поломок; риск нарушения функционирования объекта вследствие ошибок при проектировании и монтаже, ряд строительных рисков и пр.

Помимо вышеприведенных классификаций, риски можно классифицировать по последствиям:

Допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого, предприятию грозит потеря прибыли. В пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли.

Критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; т.е. зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект.

Катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия. Потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

Существует большое количество видов и классификаций рисков в зависимости от специфики деятельности компании. Отдельно классифицируются инвестиционные риски, риски на рынке недвижимости, риски на рынке ценных бумаг и пр.

В мировой практике финансового менеджмента используются различные методы анализа рисков инвестиционных проектов (ИП). К наиболее распространенным из них следует отнести:

· метод корректировки нормы дисконта;

· метод достоверных эквивалентов (коэффициентов достоверности);

· анализ чувствительности критериев эффективности
(чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR) и др.);

· метод сценариев;

· анализ вероятностных распределений потоков платежей;

· деревья решений;

· метод Монте-Карло (имитационное моделирование) и др.

Дальше кратко изложены преимущества, недостатки и проблемы их практического применения, предложены усовершенствованные алгоритмы количественного анализа рисков инвестиционных проектов и рассмотрено их практическое применение.

Метод корректировки нормы дисконта. Достоинства этого метода — в простоте расчетов, которые могут быть выполнены с использованием даже обыкновенного калькулятора, а также в понятности и доступности. Вместе с тем метод имеет существенные недостатки.

Метод корректировки нормы дисконта осуществляет приведение будущих потоков платежей к настоящему моменту времени (т.е. обыкновенное дисконтирование по более высокой норме), но не дает никакой информации о степени риска (возможных отклонениях результатов). При этом полученные результаты существенно зависят только от величины надбавки за риск.

Он также предполагает увеличение риска во времени с постоянным коэффициентом, что вряд ли может считаться корректным, так как для многих проектов характерно наличие рисков в начальные периоды с постепенным снижением их к концу реализации. Таким образом, прибыльные проекты, не предполагающие со временем существенного увеличения риска, могут быть оценены неверно и отклонены.

Данный метод не несет никакой информации о вероятностных распределениях будущих потоков платежей и не позволяет получить их оценку.

Наконец, обратная сторона простоты метода состоит в существенных ограничениях возможностей моделирования различных вариантов, которое сводится к анализу зависимости критериев NPV(IRR,PI и др.) „от изменений только одного показателя — нормы дисконта.

Несмотря на отмеченные недостатки, метод корректировки нормы дисконта широко применяется на практике.

Метод достоверных эквивалентов. Недостатками этого метода следует признать:

сложность расчета коэффициентов достоверности, адекватных риску на каждом этапе проекта;

невозможность провести анализ вероятностных распределений ключевых параметров.

Анализ чувствительности. Данный метод является хорошей иллюстрацией влияния отдельных исходных факторов на конечный результат проекта.

Главным недостатком данного метода является предпосылка о том, что изменение одного фактора рассматривается изолированно, тогда как на практике все экономические факторы в той или иной степени коррелированны.

По этой причине применение данного метода на практике как самостоятельного инструмента анализа риска, по мнению авторов весьма ограничено, если вообще возможно.

Метод сценариев. В целом метод позволяет получать достаточно наглядную картину для различных вариантов реализации проектов, а также предоставляет информацию о чувствительности и возможных отклонениях, а применение программных средств типа Excel позволяет значительно повысить эффективность подобного анализа путем практически неограниченного увеличения числа сценариев и введения дополнительных переменных.

Анализ вероятностных распределений потоков платежей. В целом применение этого метода анализа рисков позволяет получить полезную информацию об ожидаемых значениях NPV и чистых поступлений, а также провести анализ их вероятностных распределений.

Вместе с тем использование этого метода предполагает, что вероятности для всех вариантов денежных поступлений известны либо могут быть точно определены. В действительности в некоторых случаях распределение вероятностей может быть задано с высокой степенью достоверности на основе анализа прошлого опыта при наличии больших объемов фактических данных. Однако чаще всего такие данные недоступны, поэтому распределения задаются исходя из предположений экспертов и несут в себе большую долю субъективизма.

Деревья решений. Ограничением практического использования данного метода является исходная предпосылка о том, что проект должен иметь обозримое или разумное число вариантов развития. Метод особенно полезен в ситуациях, когда решения, принимаемые в каждый момент времени, сильно зависят от решений, принятых ранее, и в свою очередь определяют сценарии дальнейшего развития событий.

Имитационное моделирование (метод Монте-Карло). Практическое применение данного метода продемонстрировало широкие возможности его использования инвестиционном проектировании, особенно в условиях неопределённости и риска. Данный метод особенно удобен для практического применения тем, что удачно сочетается с другими экономико-статистическими методами, а также с теорией игр и другими методами исследования операций. Практическое применение авторами данного метода показало, что зачастую он даёт более оптимистичные оценки, чем другие методы, например анализ сценариев, что, очевидно обусловлено перебором промежуточных вариантов.

Многообразие ситуаций неопределённости делает возможным применение любого из описанных методов в качестве инструмента анализа рисков, однако, по мнению авторов, наиболее перспективными для практического использования являются методы сценарного анализа и имитационного моделирования, которые могут быть дополнены или интегрированы в другие методики.


Глава 2. Анализ внешней среды предприятия и обоснование модернизации производства метанола

 

2.1 Характеристика объекта исследования

бизнес риск метанол инвестиция

Одно из крупнейших предприятий большой химии - открытое акционерное общество «Щекиноазот» - входит в список двухсот крупнейших в России по объему производства предприятий и успешно работает как на российском, так и на мировых рынках. Министерством экономического развития Российской Федерации Щекинский «Азот» признан «Лучшим экспортером 2002 года». Удельный вес экспорта в объеме выпускаемой продукции составляет ~ 70 %.

Своим рождением предприятие обязано принятому 29 августа 1946 г Постановлению советского правительства о строительстве газового завода в г. Щекино, Тульской области. 17 мая 1955 года началась промышленная эксплуатация предприятия. Завод поставлял полученный из угля газ для нужд столицы. 1 июня 1959 года газовый завод был переименован в Щекинский химический комбинат.

В 1967 г. предприятие начало экономический эксперимент, получивший название «Щекинский метод», направленный на повышение эффективности производства. Цель эксперимента - производить больше продукции при меньшей численности персонала.

В 1992 г. Щекинский химический комбинат стал акционерными обществом ОАО «Щекиноазот».

В 1998-1999 гг. было выкуплено имущество, находящееся в конкурсном производстве и 3 года не эксплуатировавшееся химическим заводом в г. Ефремове Тульской области. Сегодня Ефремовский химический завод полностью обеспечивает потребности «Щекиноазот» в серной кислоте, а также поставляет ее на внутренний рынок. Возможна поставка серной кислоты на экспорт.

Основная продукция ОАО «Щекиноазот»:

Капролактам - ГОСТ 7850-86

Метанол - ГОСТ 2222-95

Сульфат аммония - ТУ-113-03-625-90

Уротропин - ГОСТ 1381-73

Серная кислота - ГОСТ 2184-77

Двуокись углерода жидкая - ГОСТ 8050-85

Двуокись углерода твердая - ГОСТ 12162-77

Пластификатор адипиновый щелочной (ПАЩ)

Плав соды кальцинированной - ТУ 213-636-00209023-97

щелочной

Бытовая химия

КФК - ТУ 2494-002-52185836-2006

ОАО «Щекиноазот» - градообразующее предприятие, на котором трудится около 4 тысяч человек. Предприятие содержит на балансе объекты социальной сферы - ДК «Химик», поликлинику, детский оздоровительный лагерь, общежития.

ОАО «Щекиноазот» уделяет большое внимание вопросам экологии. За период 2008 – 2009 годов предприятие инвестировало 26,28 млн. рублей на решение экологических региональных проблем и уменьшение вредного воздействия производства на окружающую среду.

Предполагается увеличить производство метанола с 360 тыс. тонн в год на 450. Это планируется произвести за счет построения новой стадии компрессии и не только.

До этого на заводе работала компрессия высокого давления, а теперь строят компрессию низкого давления, т.е.нет необходимости получать высокое давление компрессорами, а, следовательно, уменьшаться затраты на энергию и сырье. Пуск в промышленную эксплуатацию установки мощностью 450 тыс. тонн позволит не только значительно увеличить объемы производства метанола, повысить его рентабельность, но и серьезно сократить себестоимость продукции, снизив расходные нормы сырья и энергоресурсов.

Себестоимость продукции понижается в связи с применением более экономичных материалов, более современных катализаторов. М-450 уникален еще и тем, что затраты на выпуск метанола электроэнергии, тепла и природного газа - на уровне теоретических, идеальных для химических реакций, идущих при конверсии природного газа и при синтезе метанола. Потери, безусловно, есть, обусловленные физикой процессов, но они невелики.

Для компании "Щекиноазот" строительство данного производства - крайне важно, так как даст возможность резко сократить потребление электроэнергии и газа, выпускать конкурентоспособную продукцию. Метанол станет сырьем для новых производств с высокой добавленной стоимостью, которые будут построены на этой же площадке.

Сумма инвестиций в М-450 - более 150 млн. евро, это крупный проект, по которому здесь будет построен самый современный, высокоэффективный завод в России."

Цель проекта

Состоит в разработке бизнес-плана внедрения установки мощностью 450 тыс. тонн на "Щекиноазот"

Задачи проекта

Для достижения намеченной цели поставлены и выполнены следующие задачи:

1. Провести конкурентный анализ рынка метанола;

2. Дать оценку целесообразности повышения выпуска метанола;

3. Разработать маркетинговый, организационный, инвестиционный и операционный планы.

4. Провести оценку эффективности бизнес-плана и его анализ.


2.2 Характеристика отрасли метанола и его анализ на мировом, внутреннем рынках

 

Одним из основных нефтехимических продуктов на мировом и региональных рынках сбыта нефтехимической продукции является метанол. Метанол - метиловый спирт, древесный спирт, CH3OH (ГОСТ 2222-95). Бесцветная ядовитая жидкость с запахом, подобным запаху этилового спирта; tкип 64,5°C, плотность 0,7924 г/см3 (20°С). С воздухом в объёмных концентрациях 6,72-36,5% образует взрывоопасные смеси; температура вспышки 15,6°С. Метиловый спирт смешивается во всех соотношениях с водой и большинством органических растворителей, обладает всеми свойствами одноатомных.

В промышленности метанол получают из окиси углерода и водорода. Процесс получения метилового спирта основан на каталитической конверсии углеводородов природного газа (метана или этана) с водяным паром. Сырьём служат природный, коксовый и др. углеводородсодержащие газы, из которых получают смесь CO и H2 (синтез-газ) в соотношении 1 к 2.

Структура потребления метанола

В структуре потребления метанола существуют три основных направления, на долю которых приходится более 60 % общего потребления данного продукта, это - производство формальдегида, кислот и компонентов топлива (МТБЭ).

В 90-х годах потребление метанола в мире сильно увеличилось в связи со стремительно растущим спросом на компоненты бензина, использующие метанол., а во-вторых - в результате введения экологических законов.


Таблица 2.1

Спрос на мировом рынке, тыс. тонн

Продукты          
Формальдегид          
МТБЭ          
Кислоты          
Диметилтерефталат          
Метилметакрилат          
Топливо          
Растворитель          
Другие          
Общий спрос          

 

По оценке специалистов, дальнейший активный рост производства метанола будет вызван внедрением новых технологий, предполагающих использование метанола в качестве топлива для прямого сжигания, а также для изготовления топливных элементов.

В программы по созданию метанольных топливных элементов включились крупнейшие компании по производству метанола - такие, как Methanex и Statoil, а также ряд автомобилестроительных фирм. По прогнозам авторитетной американской консультационной компании CMAI, активное использование метанола в качестве топлива уже началось в 2007 году.

Кроме того, потребление метанола будет расти в связи с ростом химического и мебельного производства. В последние годы в качестве перспективы применения метанола рассматривается коммерческое внедрение технологии МТО - трансформации метанола в олефины с целью получения пластических масс: полиэтилена и полипропилена.

Таким образом, на ближайшее пятилетие при общем прогнозируемом ежегодном росте мирового рынка в 3%, темы роста потребления метанола новыми направлениями потребления составят около 4%.

Производители метанола.

Поскольку основным сырьем для производства метанола служит природный газ, то современная локализация метанольных производств (исключая Китай) тесно связана с географией газовых разработок. Истощение или, наоборот, открытие новых крупных газовых месторождений ведет, в итоге, к перераспределению метанольных мощностей.

В некоторых регионах мира, например в Северной Америке, продолжается сокращение мощностей в связи с повышением локальных цен на природный газ, который, как мы уже отметили, является основным сырьем для производства метанола. Себестоимость производства метанола в США в настоящее время является самой высокой в мире и на 40% превышает среднюю себестоимость в остальных странах мира, что делает этот регион первоочередным объектом промышленной рационализации.

В связи со значительными изменениями географической локализации производственных мощностей, в последние годы подверглась изменениям и сложившаяся в начале 90-х годов схема мировой торговли метанолом. Так, в США продукт поставляется главным образом из Канады, Тринидада и Тобаго, в Западную Европу - из России, Канады и стран Среднего Востока, в Японию - из Канады, стран Среднего Востока и Океании.

Канада, в свое время поставлявшая более 40 % импортируемого США метанола, более не является его основным экспортером в эту страну. Значительно сократились ее продажи в Западную Европу и Японию. Теперь эти поставки осуществляются из Чили. Эти значительные изменения должны послужить России сигналом к действию, особенно учитывая ее перспективы вступления в ВТО.

Динамичное развитие российской экономики в первом полугодии 2008 года в III квартале сменилось периодом стагнации. В IV квартале в экономике уже наблюдался спад. Большинство индустриальных секторов попали под неблагоприятное воздействие кризиса – это автомобильная промышленность, металлургия, текстильная отрасль и машиностроение, электронная и электротехническая сферы, строительство. Для химической отрасли данные сектора являлись крупными потребителями, поэтому ухудшение ситуации в них отрицательно сказалось на выпуске химических продуктов и их производных.

Доля химического комплекса в ВВП в 2009 году составила 3.4% против 4.0% в 2008 году. Таким образом, вклад отрасли в экономику страны снизился.

В целом в 2009 году производственные и финансовые показатели химического комплекса упали по сравнению с 2008 годом.

Индекс химического производства в 2009 году составил 94.6% (к 2008 году), резиновых и пластмассовых изделий - 87.8 %.

Товарооборот продукции химического комплекса в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 41% и составил 27.4 млрд долл.

Объем инвестиций в химический комплекс в 2009 году составил 106.9 млрд руб. - на 17.6% меньше, чем в 2008 году.

Экспорт продукции химического комплекса в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 47.4% и составил 14 236 млн долл.; импорт сократился на 28.1 % - в стоимостном выражении составил 13 859 млн долл. Несмотря на кризисные явления, внутренний рынок нуждался в продукции с высокой добавленной стоимостью, закупаемой по импорту.

 

Рис. 2.1. Частный спрос на российские товары (без учета инвестиций в запасы) и объем производства в основных отраслях в 2009-2010 гг.


С приходом кризиса химическая промышленность разделилась на две части: сферу экспортных отраслей, зависящих от внешней конъюнктуры, и сферу внутреннего рынка, которая зависит от потребительского спроса. Эти два сегмента и отдельные их составляющие среагировали на кризис по-разному. Некоторые подотрасли, в основном по производству низкоэластичных к спросу продуктов, увеличили выпуск. В ряде других произошел сильный спад – на 30-40%. Инициаторы инвестиционных проектов, завершение которых пришлось на период кризиса, предпочитали проводить консервацию оборудования и массовые увольнения, теряя рынок, что также было нередким явлением в 1990-х и предотвратило тогда ликвидацию многих предприятий.

Если делить все отрасли на группы по степени тяжести положения, то к наиболее пострадавшим стоит отнести те сектора, где объемы выпуска снижались и до кризиса. Это, например, производство химических волокон – отрасль, в которой у российских производителей практически нет конкурентных преимуществ, а небольшие инвестиционные проекты были связаны с выпуском только технических тканей.

От перепадов мировой конъюнктуры сильно пострадали экспортные отрасли: производство метанола, калийных удобрений, каучуков и технического углерода. На последних двух существенно сказалось и сокращение внутреннего спроса из-за застоя шинной отрасли, который был вызван падением потребительского спроса. Сильный (на 15-20%) спад испытали и другие отрасли, чувствительные к снижению доходов строительного сектора: выпуск кальцинированной соды (сырье для производства оконного стекла), стеклопластиков (сырье для выпуска изоляционных материалов), пластификаторов (компонент ПВХ-профилей), лакокрасочных материалов и т. д. Вследствие падения цен на мировом рынке заметно сократилось производство многих базовых нефтехимикатов, таких как бензол и стирол.

Относительно благополучными можно считать сектора химического комплекса, ориентированные на базовые, неэластичные по отношению к падению доходов, потребности, например, выпуск пищевой упаковки и моющих средств.

По мнению экспертов, российская химия претерпела и далее будет претерпевать структурную перестройку с падением роли сырьевых отраслей и увеличением значимости относительно инновационной, ориентированной на строительство и автомобильную промышленность продукции.

В правительственной среде в качестве антикризисной стратегии химического комплекса обсуждается идея опереться на внутренний рынок, выдавив с него импорт. Развитием на базе импортозамещения создавались рынки пленки, полимерных труб, изоляционных материалов, шин и т.д. Стимулом для этого была более низкая стоимость выпуска данной продукции в России (на 1/3-1/4). Однако сейчас внутренние цены на те же полимеры и каучуки сопоставимы с мировыми и не обладают большой эластичностью. В настоящий момент за счет государственного регулирования в меру успешно стимулируется внутренний спрос на минеральные удобрения.

Согласно оценкам Росстата, интенсивное восстановление в промышленности продолжается практически непрерывно уже более года (с марта-апреля 2009 г.). В первом квартале и апреле-мае 2010 года прирост производства с учетом сезонного фактора оценивается ведомством в 0.9-1.0% в месяц. К маю 2010 г. объем производства практически достиг среднемесячного уровня 2008 г.

Среди положительных тенденций химической и нефтехимической отрасли в январе-марте 2010 года, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, можно выделить следующие:

1. Рост индекса химического производства – 127.6% (здесь и далее к январю-марту 2009 года), и производства резиновых и пластмассовых изделий – 119.60%;

2. Увеличение производства:

волокон синтетических – на 58.7%;

волокон и нитей искусственных – на 30.4%. Рост производства волокон и нитей обусловлен увеличением емкости внутреннего рынка. Увеличение объемов производства

синтетических волокон и нитей в I квартале 2010 года по сравнению с 1 кварталом 2009 года произошло по всему ассортименту;

полимеров этилена в первичных формах – на 123.3%.;

полимеров пропилена и прочих олефинов в первичных формах – на 113.9%;

полимеров винилхлорида – на 119.6%;

полимеров стирола в первичных формах – на 115.1%;

удобрений минеральных (в пересчете на 100% питательных веществ) – было произведено около 4.4 млн тонн, в 1.3 раза больше, чем за аналогичный период 2009 года;

3.Увеличение показателей по отрасли:

прибыль эффективно работающих крупных и средних предприятий в химическом производстве в январе 2010 года составила 10.7 млрд руб. - 115.7% к январю 2009 года, в производстве резиновых и пластмассовых изделий – 1.9 млрд руб., 161.2%;

среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника по всему кругу предприятий в январе-феврале 2010 года (по сравнению с январем-февралем 2009 года) в химическом производстве увеличилась на 13.6% и составила 20 888.7 руб., в производстве резиновых и пластмассовых изделий выросла на 25%, составив 14 668 руб;

экспортные поставки химических товаров в I квартале 2010 года увеличивались более высокими темпами по сравнению с импортными закупками. Объем экспорта химикатов в этом периоде ожидается в сумме 5.4 млрд долл. - на 91% больше, чем в 1 квартале 2009 года;

внешнеторговый товарооборот химического комплекса в I квартале 2010 года предположительно увеличится на 73% по сравнению с 1 кварталом 2009 года и достигнет 8.8 млрд долл.

Итак, можно смело констатировать, что в 2010 году наблюдаются тенденции восстановления химического комплекса в России, в том числе рынка метанола. Но уровень докризисного периода, по мнению аналитиков, может быть достигнут только после 2011 года.

В России действуют 8 крупных предприятий-производителей метанола. Специализируются на производстве данного продукта ОАО «Метафракс» и ЗАО «Метанол». Остальные производители — НАК «Азот», ОАО «Тольяттиазот», ОАО «Акрон», ОАО «Невинномысский Азот», ОАО «Щекиноазот», ОАО «Новочеркасский завод синтетических продуктов» производят азотные удобрения, и метанол здесь является дополнительным продуктом при производстве аммиака.

Российские производители выпускают более 3 млн тонн метанола в год, однако внутреннее потребление продукта составляет всего 1 млн тонн в год, с ежегодным приростом переработки 3—4 %, поэтому производство метанола характеризуется экспортной направленностью (более 50 % метанола экспортируется).

Основные причины доминирования экспорта:

· благоприятная внешнеэкономическая ценовая конъюнктура

· недостаток российских перерабатывающих мощностей.

 


Глава 3. Бизнес-план модернизации производства метанола

 

3.1 Резюме бизнес-плана

 

Предполагается увеличить производство метанола с 360 тыс. тонн в год на 450. Это планируется произвести за счет построения новой стадии компрессии и не только.

До этого на заводе работала компрессия высокого давления, а теперь строят компрессию низкого давления, т.е.нет необходимости получать высокое давление компрессорами, а, следовательно, уменьшаться затраты на энергию и сырье. Пуск в промышленную эксплуатацию установки мощностью 450 тыс. тонн позволит не только значительно увеличить объемы производства метанола, повысить его рентабельность, но и серьезно сократить себестоимость продукции, снизив расходные нормы сырья и энергоресурсов.

Себестоимость продукции понижается в связи с применением более экономичных материалов, более современных катализаторов. М-450 уникален еще и тем, что затраты на выпуск метанола электроэнергии, тепла и природного газа - на уровне теоретических, идеальных для химических реакций, идущих при конверсии природного газа и при синтезе метанола. Потери, безусловно, есть, обусловленные физикой процессов, но они невелики.

Для компании "Щекиноазот" строительство данного производства - крайне важно, так как даст возможность резко сократить потребление электроэнергии и газа, выпускать конкурентоспособную продукцию. Метанол станет сырьем для новых производств с высокой добавленной стоимостью, которые будут построены на этой же площадке.

Сумма инвестиций в М-450 - более 150 млн. евро, это крупный проект, по которому здесь будет построен самый современный, высокоэффективный завод в России"

 

3.2 Маркетинговый план

 

При реализации данного проекта необходимо учитывать задачи, которые ставит перед собой маркетинг. Одной из целей маркетинга при реализации данного проекта является наиболее эффективная подготовка к продвижению метанола на международные рынки в достаточном объеме. Грамотно выработанная стратегия и последовательное воплощение ее в жизнь позволит с наименьшими затратами получить максимальный доход. Нет сомнений, что производство продукции, реализация которой приведет регулярному поступлению наличных денег, позволит увеличить ликвидность и высвободить свободные денежные ресурсы для решения текущих задач.

Основной задачей маркетинга является повышение известности торговых марок продуктов, производимых предприятием и формирование благоприятного отношения потребителей к продукции.

Производимый метанол будут позиционироваться в сегменте метанола для тонкой химии и будет соответствовать современным требованиям.

По мере освоения производства и реализации продукции на рынках сбыта возникнут другие задачи, которые могут в последствии заставят сменить маркетинговую политику всего предприятия.

Стратегия маркетинга

Учитывая специфику продукта и состояние рынка производителей и продавцов продуктов переработки углеводородного сырья в мире предприятие строит свою маркетинговую стратегию на основе заключения долгосрочных договоров на поставку продукции потребителям.

Во-первых, это обусловлено спецификой рынка: страны АТР, потребители в этом регионе предпочитают заключение долгосрочных договоров за 4-6 лет до начала поставок (по аналогии с СПГ). В тоже время поставляемый объем метанола 450 – 1500 тыс.т в год составит не более 15 % долю на региональном рынке и не окажет существенной роли в полном покрытии нужд потенциального рынка сбыта. Иными словами весь объем производимого метанола при соблюдении вышесказанных условий может быть реализован, не создавая дополнительной нагрузки на каналы сбыта продукции.

Во-вторых, альтернативные направления использования метанола получают наибольшее развитие именно в странах АТР.

При необходимости можно вести агрессивную стратегию продаж, при проведении которой есть возможность применять скидки, способные привести к увеличению об<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...