Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Уроки, которые надо выучить 4 глава




– Оказалось, он ранен, – продолжал Джон свой рассказ. – Я соскочил со стола и помог ему подняться. Он держался за грудь в месте удара. Я попросил извинить меня, но он только рассме­ялся и сказал, что я был великолепен и теперь могу кое в чем превзойти своего Учителя. Тут же я надулся от гордости, и с этого момента стал очень смелым, даже самоуверенным. А ведь до того раза я был совсем робким. Он сделал это, чтобы из­гнать из моего сердца страх.

– Значит, не вы ушибли его, а просто он позволил вам себя ударить, – сказал я.

– Конечно, Коста! Ляо-шифу был к тому времени на Сорок Восьмом Уровне, а я на Третьем. Представляешь, что это значит?

– Пожалуй, нет. Не представляю.

– У меня был такой же шанс ранить его, как у крошечной бабочки ранить тебя. Но в тот момент я действительно думал, что я молодец!

– Понятно.

– Оборотной стороной моего успеха явилось то, что я стал невыносимо заносчив. Начал вступать в бесконечные драки и всегда побеждал. Обычно хватало одного удара, а ведь я едва ли использовал всю силу, которую имел к тому времени. Я был молод и горд собой. Обычно участвовал в боях без перчаток, которые здесь на Яве проводятся только для китайцев, изучаю­щих кунфу, и всегда выходил чемпионом.

От этих воспоминаний он непроизвольно выпрямился, и улыбка скользнула по его лицу. Я тоже улыбнулся. Затем он вне­запно стал серьезным.

– В тысяча девятьсот шестьдесят втором году Учитель опять призвал меня и сказал, что осталось жить три месяца. Я поверил ему и спросил, что он собирается делать. Он ответил, что хочет умереть в Китае. У него по-прежнему не было денег, поэтому мы с его бывшими пациентами купили ему билет, оп­латили его счета, и осталось еще довольно много собранных денег, чтобы он мог спокойно прожить оставшиеся дни.

Перед тем как он уехал, я еще два месяца каждый вечер хо­дил к нему домой. Однажды он дал мне древнюю книгу, в ко­торой содержались секреты внутренней силы вплоть до Семь­десят Второго Уровня.

Он взял с меня слово, что я не открою ее до тех пор, пока не закончу Третий Уровень. Тогда я прошел через Даосскую цере­монию, Ляо шифу произнес заклинание, или фу, как он это на­звал. Он написал на бумаге заклинание, и я подписал на том же листке три обещания.

«Если я закончу Четвертый Уровень:

1. Мне нельзя использовать силу, преследуя злые цели.

2. Мне нельзя зарабатывать силой деньги.

3. Я не буду демонстрировать свои способности никому, кроме собственных учеников».

Я подписался кровью, и Ляо-шифу сжег листок. Потом он смешал пепел от бумаги с каплей моей крови и заставил меня съесть получившийся катыш. Теперь, Коста, я не могу не выполнять обещанного. – Джон помолчал, а затем продолжил ти­хим голосом: – Он отплыл в Китай на корабле с двумя сотнями других людей. Одного из них я знал, поэтому мог узнавать че­рез его семью о последних днях Ляо-шифу. Он снял маленький домик и провел оставшееся ему время очень тихо. Ел любимую пищу, совершал прогулки и все такое.

– У него не было там семьи? – спросил я.

– Нет. Никого не было, – ответил Джон, еще больше пони­зив голос. – Я расскажу тебе о его жизни в другой раз, может быть, завтра. Я приходил в дом своего знакомого каждый день, спрашивая у его близких, нет ли новостей. И однажды известие пришло. Ляо-шифу умер в тот самый день, который он пред­сказал. Я спросил у родных моего знакомого, как это произо­шло, и мне пришлось еще месяц ждать ответа. Я узнал, что Ляо-шифу в тот день около шести часов вечера попросил соседа купить ему газету, сел с ней в кресло-качалку на крыльце и стал читать. Ровно в семь часов он умер очень странным образом. У него хлынула кровь из всех семи отверстий на голове: из глаз, ушей, ноздрей и горла. Может быть, обширное кровоизлияние, удар или что-то в этом роде.

Некоторое время мы молчали. Я понял, что Джон рассказал мне о смерти человека, которого считал отцом. Я не знал, что сказать, и сам разволновался.

– Должно быть, он очень любил вас, шифу, – произнес я. Джон улыбнулся.

– Да. Я знаю. Но лишь гораздо позже я понял по его дей­ствиям, что он хотел отдать мне все, что имел, включая и свою жизнь. Я расскажу тебе об этом как-нибудь в другой раз. Но, знаешь, он никогда не говорил мне, что любит меня, ни разу.

– Может быть, это было не в его правилах, – сказал я.

– Конечно, – согласился Джон. – Прошли годы, Коста. Я про­должал тренироваться и закончил Третий Уровень. Годом поз­же я достиг Четвертого Уровня и начал развивать свою силу.

– На что это было похоже? – спросил я.

– На езду на норовистой дикой лошади, – ответил он. – Пер­вый раз, когда мне это удалось, я так ослабел, что не мог стоять. Силы было так много! Я уже говорил тебе, что на Четвертом Уровне наши ян-ци и инь-ци соединяются. Сила, образующая­ся при этом, так велика, что напоминает разряд молнии у тебя в животе. Когда я попытался сделать это во второй раз, то вновь потерпел неудачу. Но на третий раз... на третий раз я удержал ее на десять минут, а затем направил прямо в центр даньтяня. После этого сила стала моей, навсегда.

– Сколько вам было лет, когда вы достигли Четвертого Уровня? – спросил я.

– Тридцать два.

– А что дальше?

– Жизнь шла своим чередом, Коста. Помни, я не мог ис­пользовать силу для личной выгоды. Так что продолжал рабо­тать шофером, и мы оставались очень бедными. При этом я продолжал тренироваться и поднялся на Уровень Пятый, по­том Шестой и так далее. В книге, которую мне дал Ляо-шифу, я прочел, как можно сочетать мою силу с акупунктурой для ле­чения людей, и начал целительную практику. Я вылечил мно­гих людей, Коста. Но я не мог брать плату за лечение! Люди предлагали мне деньги в благодарность, но я должен был отка­зываться. Я даже не мог взять пищу для жены и детей. Иногда мы голодали, не могли купить ничего из еды, а у меня к тому времени была большая семья. Однажды богатый человек, ко­торого я вылечил, принес в школу старшему сыну немного де­нег. Но я был вынужден потребовать от ребенка вернуть их. Я пригрозил, что выкину его из дома, если когда-нибудь еще он примет деньги! Сумасшествие!

Но пять лет спустя жизнь моя изменилась, – продолжал он. – Мне было к тому времени тридцать семь лет, и я был в отча­янии. Мы ели через день, дети плакали, я валился с ног от уста­лости. Я разозлился, сильно разозлился от всего этого. В конце концов, мне достаточно было открыть школу кунфу, и у меня были бы миллионы, вокруг не было никого, кто мог бы делать то же, что я. В тот день перед сном я начал в гневе поносить небеса. Я взывал к Господу, Коста. Я кричал Ему: «Зачем ты дал мне эту силу? Чтобы мучить меня? Почему? Ты ненавидишь меня? Чем я заслужил это?» И еще кое-что, чем не очень-то горжусь. – Джон посмотрел мне в глаза. – Вдруг я услышал голос Учителя у себя в ушах. Он сказал: «Джон, не волнуйся, твоя жизнь скоро переменится». Сперва я подумал, что это мозг сыграл со мной шутку, но голос был настолько отчетли­вый, что я оглянулся. И увидел Ляо-шифу: он сидел в углу, настоящий, как ты и я! Я протер глаза и вновь уставился на него. Решил, что схожу с ума от бессильных попыток свести концы с концами. Он выглядел таким реальным, что я поду­мал, не поговорить ли с ним. «Учитель?» – спросил я робко. Ляо-шифу рассмеялся: «Да, это я. Не стоит удивляться». «Но... ты же... ты же умер!» – сказал я. «Без сомнения», – ответил он. Казалось, он находил ситуацию забавной. «Что ты здесь делаешь?» – «Особенность нашей тренировки в том, что после смерти ты сохраняешь черты и силу, которыми обладал при жизни. Когда ты пройдешь Четвертый Уровень, то сможешь унести с собой всю свою энергию ян-ци».

– Я не знал, что сказать, Коста, – продолжил Джон. – Я не ве­рил своим глазам, но он там был, светлый, как день, и живой, как в последние дни, когда я его видел. Трудно не верить своим глазам. «Когда тебе трудно, – сказал Ляо-шифу, – медитируй, позови меня, и я приду тебе на помощь».

И я звал его, Коста, и он приходил. Сперва я звал его почти каждый день, и не было никого, кто не слышал бы его, хотя только десять процентов людей видели его, и то в разных обли­чьях. Мне кажется, необходим большой запас инь-ци, чтобы ясно видеть призрака. Для некоторых людей он был прозрач­ным, а некоторым представлялся таким же плотским, как ты и я. Но никто ни на секунду не сомневался, что он появлялся. Люди ощущали его присутствие, как электромагнитное поле или что-то в этом роде. – Джон помолчал. – Ты, кажется, не по­трясен тем, что я рассказал.

– Да нет, – сказал я. – Просто подобные истории стали при­чиной того, что я тебя искал в первый раз. Я был бы разочаро­ван, если бы все это оказалось неправдой.

– А как ты думаешь, люди на Западе поверят в это?

– Мне кажется, на Западе готовы все это воспринять. Пяти­десятые годы давно позади.

Джон рассмеялся.

– В самом деле, – сказал он. – Ляо-шифу помог мне выле­чить многих больных, подсказывая, какие методы и техники традиционной медицины использовать. Он всегда был прав в советах, и пациентам всегда становилось лучше. Забавно, но он никогда не предлагал один и тот же метод для лечения одной и той же болезни. Каждый раз все зависело от больного.

– То есть подходил индивидуально?

– Да. Я пробовал много раз, ты знаешь. Я лечил пациента со сходной болезнью тем же методом, каким его лечил дух Ляо-шифу, но ничего не происходило. Наконец я оставил эти по­пытки.

– Но ведь вся китайская медицина такова, правда? Она все­гда предполагает индивидуальный подход.

– Да. Вот почему ею так трудно пользоваться. Китайская ме­дицина – это искусство, а не наука. Ты не можешь открыть справочник и выписать рецепт, как делают западные врачи.

Джон немного помолчал, затем продолжил:

– И вот в один прекрасный день очень богатый бизнесмен, которому я помог, пришел ко мне и спросил, не хочу ли я стать его партнером по бизнесу. Я ответил, что у меня нет денег, и ус­лышал: о'кей, ты только работаешь, а я даю капитал. Я спросил Учителя, будет ли это по правилам. И он ответил, что можно принимать благодарность людей, не беря денег за оказанные услуги. Так я начал работать и сделал неплохие деньги. С тех пор я изучал и познавал хитрости бизнеса с тем же усердием, с каким постигал кунфу. Как видишь, у меня хорошо получи­лось.

Его дом стоил шесть миллионов долларов.

– Вы сказали мне, – медленно произнес я, когда он закончил, – что убедили многих людей в существовании жизни после смерти.

– Сотни людей, Коста, – ответил он. – И я все еще могу до­казать это любому в любой момент. Хочешь увидеть духа?

В ответ я вскочил от нетерпения.

– Очень хорошо, – рассмеялся он. – Завтра отправимся в ко­роткое путешествие на машине. Около получаса езды. Сможем поподробнее об этом поговорить.

ШЭНЬ

Было бы упущением дойти до этого места и не рассказать о том, чтó даосские алхимики обычно считают бессмертием и какова теория бессмертия согласно даосской школе нэй-дан.

Предполагается, что бессмертные демонстрируют способности вроде тех, которыми обладает Джон Чан, и нарушение приня­тых законов природы для них обычное дело. Тем не менее, я должен предупредить читателя, что техники и методы Мастера Чана сильно отличаются от систем других школ. Кроме того, как я уже говорил, техники Джона не имеют ничего общего с религией. Если то, что я расскажу далее, заставит вас обратить­ся к другим книгам, хочу предостеречь от использования изло­женных в них методик. Не уверен, что процедуры, описанные там, не являются вымыслом (и не опасны для учеников).

Совершенный, бессмертный человек, или шэнь (буквально «горный человек»), – центральная фигура в религиозном дао­сизме. Техники, с помощью которых люди пытаются обрести бессмертие, основаны на внутренней и внешней алхимии. Внешняя школа (вэй-дан) развивала техники, основанные на химических экспериментах и диетах, и стремилась к физиче­скому бессмертию. Очевидно, она действительно нашла элик­сир, который дает частичное омоложение (я слышал, что со­временные китайские лидеры употребляют это снадобье, чтобы восстановить жизненную энергию и молодость). Внут­ренняя школа (нэй-дан) уделяет внимание дыханию, йоговской гимнастике, медитации и технике секса. Через контроль над дыханием и перемещением собственной жизненной силы (ци) по телу человек продлевает жизнь своей плоти и достигает бес­смертия путем взращивания внутри себя эмбриона духовного тела (шэнь), которое само становится бессмертным после смерти физического тела. Развиваясь, таким образом, даосские техники нэй-дан выделили три центральные составляющие:

1. Философия у-вэй (спонтанность и невмешательство) в соединении с глубоким почитанием жизни как таковой и при­нятием всего созданного природой на всех уровнях.

2. Йоговская алхимия как средство преобразования талан­тов ума и тела в бессмертный дух, побеждающий физичкий мир. Духовное тело – шэнь создается и взращивается путем пе­регонки жизненной энергии (ци), дополненной силой, которая присуща очищенному семени (цзин). Это «очищение» являет­ся медитативным процессом.

3. Йоговская способность к полному погружению в медита­цию, когда преодолеваются все страсти и желания, может войти в состояние просветления, при котором духовное тело способно существовать независимо от физического и «парить в облаках».

«Шэнь» в китайском языке изображается двумя иероглифа­ми: гора и человек . Полагают, что, хотя горы сами по себе представляют энергию ян, некоторые из них насыщены древней энергией инь, почерпнутой из Вселенной. И именно в поисках этой энергии стекаются в горы даосисты – они стре­мятся «подзарядить свои батареи» и в отрешенности насла­диться тишиной окружающего мира. Я родился в горной мест­ности и должен подтвердить, что, тренируясь в горах, испытываю мощный прилив энергии, в сотни раз более силь­ный, чем когда занимаюсь в городе, где обычно живу.

Школа вэй-дан, которая занимается поисками химической формулы физического бессмертия, не имеет прямого отноше­ния к данному повествованию. С ним связана нэй-дан, или внутренняя школа. Даосисты нэй-цзя, последователи нэй-дан, ищут способы так преобразовать условия человеческого суще­ствования, чтобы жить неопределенно долго, но необязательно в физической форме. При этом они оперируют исключительно тем, что нам дала природа: мозгом, телом и духом. «Эликсир бессмертия» в рамках нэй-дан готовился не в тигле путем сме­шения в определенных долях мышьяка, ртути и жемчуга, как это делалось в школе вэй-дан, а в самом теле с использованием индивидуальной жизненной энергии.

В Китае три качества человеческой энергии называют Сань Бао, или три драгоценности. Это цзин, ци и шэнь: сущность, энергия и сознание. Путем преобразования трех драгоценнос­тей из грубой формы в тонкую и последующего их взаимодей­ствия получается загадочное нечто. Оно представляет собой духовный эмбрион, который, как всякое дитя, нуждается в дальнейшем созревании до окончательного появления на свет. Таким образом, если даосский йог успешно развил свое духов­ное тело, он может существовать отдельно от физического те­ла и обрести бессмертие.

Основой веры в духовное тело является убеждение в том, что у человека есть душа, которая живет после смерти тела; од­нако и она через некоторое время умирает. Лично я полагаю, что это религиозная доктрина была сильно упрощена из-за того, что йоги переставали воспринимать духи некоторых умер­ших людей спустя какое-то время после их смерти – притом что чуть раньше они их воспринимали. В Китае не одобряют ошибок и невежества, нельзя просто сказать: «Не знаю». По­этому даосские учителя должны были что-то с этим делать, и вышеупомянутая доктрина явилась результатом их размышле­ний. Вы убедитесь в верности моих предположений, читая сле­дующие главы.

Цзин – термин, означающий «сущность», – первичная осно­ва жизни. Многие верят, что в течение жизни каждому дается определенное количество цзин и, если израсходовать ее, везе­ния больше не будет. У мужчин цзин в грубой форме содер­жится в сперме и хранится в яичках. В более тонкой форме цзин циркулирует в костном мозге и накапливается в почках*. Согласно такому представлению, крайне важно было сохра­нять сущность; именно данный подход развился в теорию удержания спермы и к контролю над эякуляцией, что стало от­личительной чертой даосизма в популярной западной литера­туре. Некоторые учителя утверждали, что у цзин есть способ­ность стекать вниз. Поэтому они запрещали заниматься сексом тысячу дней во время тренировок – чтобы цзин могла «накопиться» и оживить энергетические цнтры тела. Правда, были и такие учителя, которые позволяли изредка нарушать сексуальное воздержание. Философ Сунь Сымо рекомендует следующую программу: «Для мужчин в возрасте двадцати лет – одна эякуляция в четыре дня, в возрасте тридцати лет – одна в восемь дней, сорока – одна в шестнадцать дней, пятидесяти – одна в двадцать один день. Начиная с шестидесяти, следует во­обще избегать эякуляций, хотя если шестидесятилетний муж­чина еще крепок, можно позволить одну эякуляцию в месяц».

Эта концепция сильно отличается от непомерной сексу­альной стимуляции в западном обществе. В Европе вы едва ли сможете пройти по улице и ни разу не подумать о сексе. Пышногрудые красотки смотрят с обложек журналов, вы­ставленных в киосках на каждом углу (некоторые из этих див обнажены, некоторые одеты весьма условно), в то время как их партнеры с накаченными мускулами одним взглядом обещают читательницам бесконечно длящийся оргазм. Едва ли все это можно считать естественным; стоит обратиться к животному миру, чтобы понять: попытки оставить потом­ство – это не то, чем млекопитающие должны заниматься ежедневно**. Мой пес спит гораздо крепче меня и не отстанет от снегоката при глубоком снежном покрове; средний нор­мальный человек не может сравниться с ним физической силой. Спаривается он дважды в год. Возможно, именно бла­годаря естественному сохранению цзин млекопитающие обладают такими великолепными физическими возможно­стями.

О ци я уже рассказывал. Шэнь, последнюю «драгоцен­ность», довольно трудно определить. Можно сказать, что в гру­бой форме ее примерное значение – «ум», «личность», «душа»; я буду пользоваться термином личная осведомленность. Как уже говорилось, многие даосисты верят, что дух сам по себе не способен существовать вечно и чтобы получить в качестве приза бессмертие, должен «совершенствоваться». Это предпо­лагает долгий процесс.

Итак, цзин – сущность жизни – первой превращается в ци. Я встречал в литературе описания многих процедур – от до­ставляющих удовольствие до болезненных [6]. Наиболее рас­пространены йоговские дыхательные упражнения, выполняе­мые при условии сексуального воздержания.

Если вы успели заметить, что в даосизме особое внимание уделяется мужскому началу и сперме, то не ошиблись. В даос­ских текстах мало сказано о том, что следует делать женщинам, ищущим Путь. Тем не менее, в летописях и мифах встречаются упоминания о даосских бессмертных и учителях, которые при жизни были женщинами. Правда, о том, как они развили свою силу и достигли бессмертия, умалчивается (кратко сообщается о приеме таблеток, что мы опустим).

Когда с помощью медитации и йоговского дыхания даосист достигает того, что цзин превращается в ци, он отрешается от тягот земной жизни и «стремится к безмолвию», чтобы в даль­нейшем оживить через ци шэнь. (Считается, что место обита­ния зародыша шэнь за переносицей – так называемый третий глаз.) Если шэнь прошла зачатие, она должна созреть, созрев, – родиться; родившись, она требует вскармливания и так далее, пока не сможет существовать самостоятельно. Для всего этого необходимы долгая перегонка цзин в ци и передача энергии ци в шэнь. Таким образом, фактически вся жизнь даосиста уходит на упорную внутреннюю работу, и относиться к этому следует со всей серьезностью.

Для даосских алхимиков даньтянь – это тигель, в котором «варится» эликсир бессмертия. Именно через него цзин пере­гоняется в ци, а очищенная ци посылается в «духовную доли­ну» – участок между бровями, где способен образоваться эм­брион шэнь. Из сказанного понятно, что даньтянь считался большой ценностью, и его очень берегли (в Китае до сих пор принято надежно укутывать живот; гораздо меньше внимания обращают на грудь и руки).

Когда шэнь обретает самостоятельность, даосисту, если он стремится к бессмертию, предстоит пройти следующую ступень: независимая шэнь должна соединиться с Источни­ком всего сущего – Дао. По сути, в трактовке учителей это означает, что личности предстоит слиться с потоком Вселен­ной. Такое состояние – конечная стадия человеческого раз­вития.

В «Дао дэ цзин» есть одно явное упоминание о зародыше шэнь и о жизни сознания после смерти:

Те, кто продлил жизнь своего центра,

Те, кто умирает, но продолжает существовать, бессмертны.

Именно такова мысль старого Учителя; она исключительно важна, и тебе, читатель, следует помнить о ней, читая следую­щие главы. У синологов Запада вопрос о том, как можно «уме­реть, но продолжать существовать», вызывал сильный испуг и замешательство. Я искренне надеюсь, что моя книга поможет прояснить это положение [7].

Прежде чем я продолжу, позвольте еще раз оговориться. Несмотря на утверждения, содержащиеся в многочисленных публикациях о нем, Учитель Чан не придерживается неукосни­тельного следования методу Сань Бао; с системой Чана совпа­дают отчасти некоторые концепции (вот почему я веду о них речь), но, по сути, и подход, и методика его уникальны. Так что ни в коем случае, пытаясь развить способности, подобные тем, которыми обладает мой Учитель, не следуйте методу Сань Бао без точного и компетентного руководства. Иначе вы рискуете лишиться разума и самой жизни.

ОТКРОВЕНИЯ

На следующий вечер я сидел в машине с Учителем и его се­мьей; мы направлялись загород. Я молчал, трудно было гово­рить, когда надо было столько всего обдумать из услышанного прошлым вечером. Рассказы Джона сильно потрясли меня. Как обычно, я ни секунды не сомневался в правдивости его слов. Мне не терпелось узнать, что же я увижу сегодня, при этом я чувствовал и легкий страх, навеянный неизвестностью.

– Мы едем к моему другу, – сказал Джон. – Ночью, когда вся семья спала, он слышал странный шум и теперь боится, что у него в доме дух. Кстати, они только что переехали.

– Значит, истории о домах с привидениями – правда? – спро­сил я.

– Конечно, – ответил он. – Духи, как и все мы, существуют в пространстве и времени. Они видят то, что и мы, но иначе, по­тому что являются частью инь-мира. Мы относимся к миру ян, они – к миру инь.

– Но ведь и в наших телах есть энергия инь, верно? – спро­сил я.

– Верно, – ответил он. – Однако чистый дух обитает в других пространственно-временных координатах. Год для нас – это день для них. Они не ограничены настоящим моментом, а существу­ют также и в недалеком будущем, и в прошлом. Понимаешь?

– Кажется. – Я вынул ручку и бумагу. – Вы имеет в виду что-то вроде этого? – Я нарисовал на бумаге:

– Точно! – сказал он. – Ты знаешь, как во время медитации мы замедляем дыхание и пульс? Это происходит потому, что мы постепенно перемещаемся в наше сознание инь.

– Понятно. То есть у нас два разных тела, тело-инь и тело-ян, и сознание может из одного тела переходить в другое?

– Нет. Все не так просто. То, что я сказал, означает: все на Земле – это ян, а сама Земля – инь. Мы как человеческие суще­ства – создания ян, но у нас есть также инь-энергия. Именно сочетание двух энергий дает нам жизнь. Когда мы умираем, то есть, прекращаем жить, наше самосознание переходит в инь-состояние. – Он помолчал. – Но в процессе этого перехода оно не остается неизменным.

– А что мы увидим сегодня вечером? Если там кто и есть, то это человеческий дух, так? – спросил я. – Привидение? – По правде сказать, я терпеть не мог это слово.

– Да, – ответил Джон.

– Понятно. Шифу, а как насчет тех вещей после смерти, о ко­торых нам столько говорят: рай, ад, реинкарнация и все такое?

Он долго молчал. Я даже подумал, что обидел его. Наконец он произнес:

– Не знаю.

– Но вы видели так много духов, говорили со своим Учите­лем после смерти, и...

– Я не сказал, что не знаю, есть ли жизнь после смерти, – пе­ребил он. – Я сказал лишь, что не знаю, какова конечная стадия жизни после смерти. – Джон зажег сигарету. – Я расскажу тебе то, что знаю. Очевидно, между этой жизнью и следующей есть промежуточная стадия. Я называю это белой волной и черной волной. Духи тех, кто хорошо прожил земную жизнь, уходят в белую волну, а те, кто служил злу, – в черную волну. Все это по­хоже на идеи рая и ада, за исключением одного – ни одно из со­стояний не вечно. В какой-то момент все духи взлетают к Богу. Что происходит с ними в этот момент, я не знаю. Это зависит от того, кому ты задаешь такой вопрос.

– Вы хотите сказать, что рай и ад существуют? – спросил я, потрясенный.

– Я этого не говорил, правда? Я сказал, что, возможно, суще­ствует область, определяемая полем белой инь-энергии, в кото­рую удаляются духи с положительной кармой. Так они получа­ют все, о чем мечтают, а они мечтают. Я проникал в белую область – люди там собрались на праздник, пили и ели, только еда их была нематериальной. Это была приятная иллюзия, они просто думали, что едят и пьют. Может быть, им хотелось на­сладиться тем, в чем им было отказано при жизни, чтобы дви­гаться дальше. Не знаю. Может быть, они думали, что все еще живы.

– Но ведь это не так?

– Нет. Умственные и эмоциональные возможности средне­го духа сильно отличаются от человеческих.

– Но у вашего Учителя по-другому. Ведь он выглядел и раз­говаривал как живой человек.

– Да. Дух даже с небольшим количеством энергии ян силь­но отличается от прочих. Такой дух, как у моего Учителя, сохра­няет все свои человеческие характеристики.

Я вновь вспомнил классические строки из «Дао дэ цзин», которые в прошлом вызывали так много споров среди ученых:

Те, кто продлил жизнь своего центра,

Те, кто умирает, но продолжает существовать, бессмертны.

В тот момент мне стало ясно их значение. В соответствии с идеями даосизма чтобы оставаться после смерти человеком, надо взять с собой часть энергии ян. Имеет ли в виду Лао-цзы под «центром» даньтянь, наполненный энергией ян на Первом Уровне? Чтобы полностью оставаться человеком после смерти, по Чан-шифу, вы должны взять с собой всю свою энергию ян – иными словами, завершить Четвертый Уровень. Как Ляо-шифу. Как мой Учитель.

Озноб пробежал у меня по спине. Какова во всем этом роль эволюции? Неужели человечество – всего лишь питомник для высших духов? Я размышлял над тем, как появляется эмбрион. Из миллиона сперматозоидов только один дает жизнь ребенку. Неужели с нами происходит то же самое и лишь один из мил­лиона людей предназначен для бессмертия? Неужели ради них существует весь человеческий род? А может быть, мы как вид развиваемся до той стадии, когда все сможем жить без теле­сных оболочек?

Я пытался сменить объект раздумий, но никак не мог отде­латься от этих мыслей. Думал о метафизических «волнах» воз­награждениях и наказаниях, о которых говорил Джон. Идеи о рае и аде, Елисейских Полях блаженства и Аиде стары как мир. Неужели все это реально?

– А что такое черные волны? – спросил я.

– Когда ты достигнешь Четвертого Уровня, запомни, что я запретил тебе обращаться к черному началу, и постарайся дер­жаться подальше от этого места. Дух там томится, страдает от боли, плачет и не получает ничего, там совершенно темно, ни­чего не видно. Только одно хорошо в черной волне – она не вечна, через какое-то время эти духи освобождаются. Когда ис­полнится их карма.

– Шифу, а что такое карма?

– Последствие действий, мыслей, эмоций и желаний – жиз­ней, если хочешь.

Для моего понимания это было уже чересчур антропо­морфно и напоминало что-то из древней мифологии или эзо­терические верования, представляющие собой смешение эле­ментов основных мировых религий.

Казалось, он угадал мои мысли.

– У меня нет готовых ответов на твои вопросы, Коста. Не существует такой веры, которая дала бы ответы на вопросы людей о смысле существования. Могу лишь рассказать тебе, что я видел, а ты решишь, верить мне или нет. Считай меня ученым-метафизиком. Я не говорил тебе ничего о собствен­ных религиозных представлениях и не скажу.

– Почему?

– Потому что не хочу вмешиваться и влиять на чьи-либо ре­лигиозные взгляды, – сказал он.

– Шифу, то, что вы описали, настолько... важно! Но модель мира получается такой примитивной,что...

– Что ее трудно воспринять в наш научный век, когда все должно быть сложным и математически рассчитанным? Что ж, суди сам. Может быть, проблема в том, что мы слишком ото­шли от примитива, отрицая наше естество.

– А Бог, шифу? Вы много раз упоминали Бога как сегодня, так и раньше. Есть ли на самом деле Бог – сила, заботящаяся о нас, центр нашего существования?

– Есть, я знаю.

– Но почему? Откуда вы знаете, что Бог есть?

– Об этом как-нибудь в другой раз, Коста. Мы добрались до дома.

– Шифу, – спросил я, когда мы вышли из машины, – почему некоторые духи связаны с Землей, как этот, – если он действи­тельно здесь есть?

Он пожал плечами:

– Почему ты живешь там, где живешь? Это зависит от об­стоятельств. В большинстве случаев духи держатся подальше от поселков и городов и предпочитают дикую природу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...