Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Санитарно-гигиенические требования к учебным мастерским.

Организация занятий в мастерских невозможна без учёта соответствующих рекомендаций научной организации труда и закономерностей эргономики. Проблемы НОТ могут решаться в комплексе, на основе современных представлений о закономерностях развития организма учащегося, достижений теории и методики профессионального обучения, полного учёта условий трудовой деятельности учащихся. Взаимодействие красоты труда и культуры на уроках производственного обучения решает ряд воспитательных заданий. Чтобы труд учащихся на уроках производственного обучения действительно стал воспитывающим, он должен быть не только эффективным, но и нести моральное удовлетворение, вызывать эстетические чувства, быть привлекательным. Для этого, прежде всего, следует создать оптимальные условия труда, бороться с негативным влиянием учебного оборудования на организм учащихся, создавать благоприятный микроклимат в мастерских.

Условия труда – понятие, которое связывает разные производственно-технические и социально-экономические факторы с возрастными особенностями учащихся. К условиям труда учащихся относятся режим работы и продолжительность занятий, техническая оснащённость, санитарно-гигиенические условия, психофизиологические факторы, взаимоотношения учащихся в процессе труда, уровень освещённости, оформление интерьера, соблюдение чистоты в учебных помещениях и т. д.

Следует различать методические, психофизиологические и эргономические условия труда.

Методические условия труда определяются факторами, связанными с принципами и методами производственного обучения, изучением и рационализацией трудовых приёмов, а также использованием знаний при выполнении практических заданий. На практике это означает, что там, где мастер производственного обучения имеет надлежащую теоретическую и методическую подготовку, умеет рационально организовать трудовую деятельность учащихся, образовываются благоприятные условия для формирования у учащихся качественных знаний, практических умений и навыков, достигается высокая производительность труда.

Психофизиологические условия труда определяются факторами, связанными с памятью учащихся, их вниманием, эмоциональной сферой и мышлением, физическими усилиями, динамикой роботы. Этот перечень факторов следует дополнить монотонностью работы, темпом работы, режимом труда и отдыха.

Эргономичные условия труда определяются совокупностью учебно-производственных, антропометрических, психофизиологических и эстетических факторов. Требования к эргономическим условиям труда на уроках производственного обучения определяют рациональное и удобное для учащихся планирования рабочих мест, их техническую оснащённость. От них зависят в основном физические усилия каждого учащегося, темп его труда, рабочая поза, уровень нервного напряжения, необходимость использовать специальные защитные приспособления и т.п.

Важное значение для положительного эмоционального отношения к труду имеет состояние оборудования, инструментов и приспособлений, их состояние, исправность, соответствие уровню современного производства. Несоблюдение указанных условий учащиеся склонны истолковывать как проявление несерьёзного отношения взрослых к их трудовой деятельности. Поэтому, если училище не имеет в данный момент современных станков и инструментов, то причину этого необходимо объяснить ученикам. Но в любом случае учащиеся должны бережно относиться к имеющемуся оборудованию.

Для успешного осуществления учебно-производственного процесса в мастерской необходимы соответствующая организация рабочих мест, т.е. их правильная планировка и оснащение в соответствии с характером учебно-производственных заданий, и организация обслуживания рабочих мест учащихся. При рационально организованных рабочих местах, удобном размещении инструментов и приспособлений, хорошем обеспечении всем необходимым для бесперебойного и ритмичного выполнения задания труд учащихся становится менее утомительным, более привлекательным и эффективным.

Условия работы в процессе производительного труда определяются совокупностью элементов учебно-производственной среды, которые влияют на работоспособность и самочувствие ученика.

Для создания благоприятных условий труда учащихся, готовясь к производительному труду, мастер ПО регулярно должен анализировать элементы, характеризующие санитарно-гигиенические условия в учебных мастерских, и приводить их в соответствие с нормами.

Санитарно-гигиенические условия характеризуют учебно-производственную среду. Они включают: метеорологические условия, разные излучения, воздушную среду, освещение, производственный шум и вибрацию.

Метеорологические условия определяются влажностью, подвижностью, температурой воздуха и воздействием теплового режима на организм ученика.

Соблюдение санитарных норм благоприятно влияет на самочувствие учеников. У них повышается работоспособность и производительность труда. Например, при низкой температуре движения становятся мало управляемыми, скованными, а при повышенной температуре ученик расходует энергию дополнительно, поскольку его организм борется с перегреванием. Кроме того, высокая температура воздуха приводит к быстрому утомлению учащихся.

Температура воздуха в слесарной мастерской должна быть 16-18°С. Допустимая относительная влажность воздуха в учебных мастерских 40-50%.

Учебные мастерские необходимо систематически проветривать, так как выполнение ряда трудовых процессов (термическая обработка металлов, окраска изделий и др.) сопровождается выделением вредных газов. Проветривание в зависимости от размеров мастерских может быть естественным (если на каждого учащегося приходится более 40 м3) и искусственным (если на одного учащегося приходится менее 40 м3).

Большое значение для нормальной, производительной работы учащихся имеет хорошее освещение. При этом необходимо обращать внимание на правильный выбор источника света, оптимальный уровень освещённости рабочей поверхности, равномерную освещённость с оптимальным распределением яркости в поле зрения, яркостный контраст между обрабатываемой деталью и фоном. Лучше всего работать при естественном освещении. Естественное освещение по интенсивности и спектральному составу имеет преимущества перед искусственным. Солнечное освещение оказывает благоприятное воздействие на организм ученика, положительно действует на его психику, создаёт приятные ощущения и является наиболее гигиеническим. Однако в осенний и зимний периоды приходится применять и искусственное освещение. В помещениях мастерских должно применяться общее, местное и комбинированное освещение. Общее освещение создаёт общий световой фон в мастерской и обеспечивает на рабочих местах до 10% нормальной величины освещённости. На рабочих местах освещение осуществляют с помощью соответствующих типов светильников, обеспечивающих местное освещение. Не допускается применение только местного освещения. При этом исходят из следующих нормативов: освещённость рабочего места должна быть в пределах 100-200 лк. Свет при этом на рабочие места должен падать спереди или слева.

Правильное освещение повышает остроту зрения, ускоряет процесс труда и улучшает его качество. Плохое освещение приводит к перенапряжению и быстрому утомлению органов зрения, ухудшению качества работы и травматизму.

Однако и при нормальном освещении необходим индивидуальный подход к учащимся; мастер ПО должен ставить на лучше освещённые места учащихся, имеющих плохое зрение. При работе связанной с высокой точностью, где требуется высокое напряжение зрения, лучше всего пользоваться местным освещением на каждом рабочем месте.

Для предупреждения нарушения метеорологических условий предусматривают также влажную уборку и проветривание помещений мастерской и мытьё окон. Чистое оконное стекло пропускает 90% светового потока, сильно загрязнённое – только 8%.

На трудоспособность и производительность учащихся влияет также производственный шум, которым сопровождается работа в мастерских. Поэтому необходимо устранять все лишние шумы, в частности те, которые связаны с неправильным закреплением заготовки либо с неправильным выполнением трудовых процессов.

Нельзя забывать и о значении эстетического фактора. Как известно, дети по-своему весьма чувствительны к красоте, которая обладает для них огромной притягательной силой. И если производственное обучение осуществляется в рационально и вместе с тем красиво оборудованной мастерской или учебном цехе, если интерьер, станки, инструменты, рабочая одежда, мебель соответствуют методам технической эстетики, мы получаем мощный мотив, побуждающий учащихся с нетерпением ожидать уроков труда.

Разумеется, не всегда трудовой процесс может проходить в обстановке высокой эстетичности. Однако и в таких случаях эстетический фактор обязательно должен присутствовать в сознании учащихся. При этом они должны видеть перед своим мысленным взором ту красоту, которую им предстоит создать своими руками.

Организация и оснащение рабочих мест учащихся должны оказывать благоприятное влияние на их чувства. Достигают этого при помощи технической эстетики, предусматривающей правильное оформление интерьера помещений, оптимальный подбор цветов при отделке производственной мебели и оборудования, озеленение территории и помещений мастерских.

В современных мастерских проблема совершенствования промышленного интерьера, улучшения внешнего вида оборудования, оснастки и изготавливаемых изделий неотделима от оптимального их цветового решения.

В помещениях учебных мастерских цветовое решение рабочих мест должно выполняться с учётом психофизиологических особенностей учащихся. Окраска помещений, оборудования, оснастки и инструментов должна быть приятной для зрительного восприятия и создавать у учеников благоприятные эмоциональные чувства. И наоборот, неправильное цветовое решение вызывает у ученика нервозность, утомляемость, ухудшает зрение. Это свидетельствует о том, что цвет в трудовой деятельности учащихся значительно влияет на его интеллектуальные процессы, поведение и настроение, работоспособность и эстетические чувства. Цвет – одно из средств совершенствования учебно-производственных условий, оптимизации трудовой деятельности учащегося и повышения его производительности труда, а следовательно и удовлетворённости им.

Проведённые исследования показывают, что рациональная окраска оборудования, оснастки и рабочих мест повышает производительность труда рабочих на 25%.

При цветовом решении оформление объектов учебных мастерских должно опираться на современные научные данные о влиянии разной длины волн на функцию глаза и центральную нервную систему работающего.

Для окраски учебных мастерских необходимо использовать в основном зелёный, жёлтый, синий и красный цвета. Красный цвет обозначает запрещение, жёлтый – внимание, зелёный – безопасность, синий – информации. Функциональными могут быть оранжевый и фиолетовые цвета. Ими обозначают агрессивные вещества или материалы. Белый и чёрный цвета используют для надписей, изображений и рисунков.

В системе мероприятий по улучшению условий труда большое значение имеет озеленение помещений мастерских и прилегающей территории. Это даёт возможность улучшить состав воздуха, снизить нервно-психическое и зрительное утомление, эстетически оформить интерьер учебного помещения. Подбирая растения, необходимо учитывать расположение помещений мастерских, влажность и загазованность воздуха. Растения не должны мешать нормальному проведению учебно-производственного процесса (закрывать проходы, затемнять окна). Озеленение учебных мастерских следует гармонически сочетать с общим оформлением интерьера помещения.

В комплексе мероприятий по совершенствованию эстетических условий труда учащихся значительная роль принадлежит спецодежде. Она должна быть современной, красивой, удобной, отвечать требованиям безопасной работы, санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям. Эстетика спецодежды заключается в целесообразности, изяществе, простоте и удобстве в работе. В качестве украшения спецодежды могут быть использованы эмблемы, разработанные самими учащимися.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...