Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекционный материал составлен с использованием и по материалам научной, учебной и учебно-методической литературы, указанной в основном библиографическом списке




Конспект лекций составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

 

Конспект лекций составила: кандидат психологических наук Богданова Н.А. ________________

 

 

Конспект лекцийобсужден на заседании кафедры психологии от «__»____________200_ г., протокол №

 

Зав. кафедрой _____________Сапогова Е.Е.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение в курс "Психология и основы педагогики"….…4

2. Понятие о психике. Фило- и онтогенез психики человека…………………………………………………………16

3. Феномен человека в психологии. Понятие личности……..37

4. Индивидуально-психологические особенности личности..54

5. Эмоционально-волевая сфера человека……………………77

6. Психология познавательной деятельности………………...97

7.Человек в системе социальных отношений: психология общения………………………………………………………..131

8. Личность в социуме. Психология групповых процессов..144

9. Общее представление о педагогике как науке и практике………………………………………………………154

10.Взаимосвязь и соотношение ключевых категорий педагогической науки……………………………………………………………166

11. Общая характеристика процесса обучения……………..176

12. Образование как категория педагогической науки…….184

13. Описание учения как деятельности……………………..193

14. Педагогические технологии……………………………..207

15. Педагогическая этика и педагогическое общение……..224

Лекционный материал составлен с использованием и по материалам научной, учебной и учебно-методической литературы, указанной в основном библиографическом списке

Дидактические единицы
Психология как наука и практика; психика поведение и деятельность; Понятие деятельности в психологии. Психологическая структура и виды деятельности; эмоционально-волевая сфера личности; психология личности; психология межличностного взаимодействия. Педагогика как наука и практика; педагогический процесс; организация учебной деятельности; личность как субъект педагогического воздействия

ЛЕКЦИЯ 1. Введение в курс "Психология и основы педагогики". (2 часа)

1. Становление психологии как науки. Объект и предмет психоло­гии.

2. Понятие о психическом отражении. Психика, ее структура и функции.

3. Место психологии в системе наук, ее методы, задачи, отрасли.

 

ЛИТЕРРАТУРА

1. Анааньев Б.Г. Психология человека. – Спб., 1997

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию – М., 1998

4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1994

5. Козлов Б.М. Классификация наук. – М., 1965

6. Литвак П.Б. Профессия – психолог. – М., 1999

7. Немов Р.С. Общие основы психологии. Т.1 – М., 1994

8. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989

10. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995

 

1. Психология как наука, практика, профессия.

Психология - наука о фактах, закономерностях и механизмах психи­ки как складывающегося мозгу человека образа действительности, на ос­нове и при помощи которого осуществляется управление поведением и дея­тельностью, имеющей для человека личностный характер.

Становление психологического знания имеет длительную историю. В формировании научной психологической идеи наиболее яркую роль сыграли философские школы Древней Греции. Психологическая идея всегда была в центре развития концепций миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в системах древних философов.

1.2. Становление психологии как науки.

1 этап - психология как наука о душе (более 2-х тыс. лет назад). Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека.

Название предмета в переводе с древнегреческого означает - наука о душе, и обсуждание этого вопроса велось в рамках философии.

Главная методологическая проблема психологии - проблема ее пред­мета и метода исследования. Базируется на главной философской проблеме

Существуют 2 главных, основных направления воззрений на природу души, основы которых были заложены в Древней Греции.

Идеализм - Платон (428/427-347 до н.э.). Он делил душу на части (разум в голове, мужество в грудной клетке, вожделение в брюшной по­лости). Какая часть преобладает - такая и определяет принадлежность к тому или иному социальному слою. Разумная часть души причастна к миру идей еще до рождения человека. Попав в тело, душа вспоминает виденное ею до рождения. Чем ярче воспоминания, тем более истинное знание ей открывается.

Материализм - Аристотель (384-322 вв до н.э.). Основные воззрения на данный вопрос он изложил в трактате "О душе". До него существовало предположение, что душа и тело могут существовать раздельно. Аристо­тель впервые выдвинул идею нераздельности души и тела. Душа не может делиться на части, но она проявляется в различных способностях к дея­тельности: питающей, чувствующей, действующей, разумной. Первая спо­собность специфична для растений, вторая и третья - для животных, чет­вертая - для человека. Впервые была выдвинута идея о душе как о функ­ции тела. Аристотель помещал душу в сердце человека.

В научном употреблении термин "психология" появился в XVI в.

2 этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюде­ние человека за самим собой и описание фактов. До этого времени душу не изучали, а рассуждали о ней.

 

Однако с развитием комплекса знаний в философии, в области естественнонаучного знания шло накопление сведений об организме человека, его анатомии. Физиологии, биохимии. При этом выявилось противоречие философского знания о душе и естественнонаучного знания о человеке. Разрешением кризисной ситуации стало выделение психологии в отдельную науку.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. - основана в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом пер­вая психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 г., В.М.Бехтерев орга­низовал подобную лабораторию в России.

3 этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции чело­века (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

4 этап - психология как наука, изучающая объективные закономер­ности, проявления и механизмы психики.

В системе наук психология занимает особое место.

- это наука о самом сложном, что пока известно человеку;

- в ней как бы "сливаются" объект и субъект познания;

- уникальные практические следствия (познавая себя, человек изменяет себя);

- новое приобретение психологии: от поведения одного человека на­чинает зависеть судьба человечества.

Еще одна особенность этой науки в том, что у всех нас имеются донаучные психологические знания.

ОТЛИЧИЯ ЖИТЕЙСКИХ И НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ. ЗНАНИЙ

житейские научные

конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, конкретным задачам обобщения, выработка научных понятий, в кот. отражаются существ. св-ва предметов и явлений, общие связи и соот- ношения
носят интуитивный характер рациональны и осознанны
передача знаний невозможна кристаллизуются в понятиях и законах, фиксируются и поэтому передаваемы
методы получения знаний: наблюдение, размышление наблюдение, размышление, эксперимент
фактический мат-л не накапливается накапливается и приносит практические результаты

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках, и наоборот. Место, отводимое психологии в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствует об уровне раз­вития психологических знаний, и об общей доминирующей философской па­радигме.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является интегратором большинства научных дисциплин, объектом которых является человек.

Основная задача психологии - изучение законов и закономернос­тей психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как отражается мир в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика - отражение объективной действительности, следовательно, изучение психологических законов прежде всего означает установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Для современной психологии характерен процесс дифференциации, по­рождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрас­ли, которые нередко весьма далеко расходятся и отличаются друг от дру­га, хотя и сохраняют общий предмет исследования - ФАКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОС­ТИ, МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интег­рации, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками и т.п.)

Виды психологических дисциплин

Конкретной деятельности Развития Отношения субъекта и объектов
Психология труда инженерная педагогическая Возрастная(детская, юношеск., геронто- и т.д.) Обучения и умств.развития и их взаимозависимости. Аномального развития патопсихол. Олигофренопсихол. Сурдопсихол.и т.д. Сравнительная Социальная психо­логия (макросреда, микросреда)

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познава­тельные процессы и личность.

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ ПСИХОЛОГИЯ?

Теоретическая психология всегда пыталась объяснить, практическая - помочь.

Появление профессии психолога начале века было связано с социаль­ными задачами: человек должен хорошо работать, хорошо учиться, хорошо жить.

Практическая психология предлагает обществу специфические виды услуг: определение готовности ребенка к школе, психологическое обеспе­чение бизнес-планов, психологическая характеристика членов коллектива и прогноз их совместимости, формирование имиджа, и т. п.

Содержание психологической помощи: диагностика, консультирование, коррекция, терапия.

1. Психодиагностика - оказание клиенту помощи через сообщение ему объективной информации о нем. Психолог несет ответственность за досто­верность информации и форму ее сообщения клиенту.

Психологическая диагностика - наука и практика постановки психо­логического диагноза. Сам термин введен в 1921 г. Г.Роршахом.

Под диагнозом понимают либо любое отклонение от нормального функ­ционирования, либо определенное состояние конкретного объекта.

Однако, сама психодиагностика значительно древнее.

Древний Египет. Испытания устраивались среди тех, кто претендовал на звание жреца. Включали: биографические данные, умение вести беседу, уровень образованности, внешность. Умение трудиться, слушать и мол­чать, выносить воздействие огнем, водой, страхом, одиночеством. Не вы­державших испытание ждала смерть. Пифагор эту систему проверок прошел.

Древний Китай. Претенденты на должности правительственных чинов­ников экзаменовались по 6-ти дисциплинам: музыка, стрельба из лука, верховая езда, умение писать, считать, знание церемоний и ритуалов. Экзамены принимал император.

" У одного крестьянина был сын, который не имел определенной про­фессии. Крестьянин решил проверить сына с помощью теста - он дал ему книгу, яблоко и монету и подумал: если сын начнет читать книгу, он бу­дет ученым; если возьмет яблоко - станет заниматься сельским хозяйс­твом; если его заинтересует монета, то будет торговцем. Однако сын сел на книгу, откусил яблоко и начал играть с монетой. Крестьянин задумал­ся и решил, что он отправит сына учиться на дипломата".

"Глаза - зеркало души", "У кого что болит, тот про то и говорит".

Различают симптоматический (констатирующий факты) диагноз, этио­логический (не только определенные особенности, но и причины их воз­никновения), типологический (определение места и значения полученных данных в динамической картине личности).

Психодиагностические задачи:

- для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения;

- для постановки психологического диагноза для другого специалис­та;

- для дальнейшей работы (для консультирования);

- для клиента в целях саморазвития.

2. Психологическая коррекция - организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психического развития (освоение какого-либо вида де­ятельности).

Психотренинг. Органические поражения мозга. Психотехнические игры.

3. Психологическое консультирование - адресовано психически нор­мальным людям для достижения ими целей личностного развития. Цель - обеспечить человеку продуктивность существования в конкретных условиях и обстоятельствах его жизни. Продуктивность связана прежде всего со способностью человека находить как можно большее число вариантов пове­дения, возможно большее число понятий, мыслей, чувств, поступков, что­бы иметь возможность общаться с возможной большим числом людей и групп внутри собственной культуры.

4. Психотерапия как вид психологической помощи предполагает ак­тивное воздействие психотерапевта на личность клиента. Клиент психоте­рапевта - человек, требующий реконструкции личности, т.е. это больной человек, требующий организованного воздействия на свою психическую ре­альность с целью ее восстановления или реконструкции.

Психотерапия - система лечебных воздействий на психику и через нее - на организм больного. Психотерапевт работает с неврозами, навяз­чивыми состояниями и психосоматическими заболеваниями.

Выделяется пять типов неврозов: неврастения, истерия, ипохондрия, анакастический (навязчивый) невроз и депрессивный

 

Основные методы психологических исследований

 

Наблюдение (переход от опи­сания факта к объяснению его внутренней сущности. План, фиксация результатов, гипоте­за). Внешнее Внутренее Свободное Стандартизированное Включенное Стороннее
Опрос Устный Письменный Свободный Стандартизированный
Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный тест
Эксперимент - активное вме­шат-во в деят-ть испытуемого Естественный Лабраторный
Моделирование Математическое Логическое Техническое Кибернетическое

 

 

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой, пантомимикой, за особенностями взаимодействия с другими людьми, позволяет многое узнать о нем. Наблюдение проводится целенаправленно, по определенному плану, с фиксацией результатов, которые в дальнейшем интерпретируются специалистом. Для этого метода используются современные технические средства (фотокамеры, видеокамеры, магнитофоны и т.п.)

 

+ и -

сохраняется естественность трудно оценить степень влияния

происходящих событий, внешних условий на изучаемое

поведения и деятельности явление или факт.

 

МЕТОД БЕСЕДЫ – этот метод основан на способности человека что-то со­общать устно или письменно.

Метод опроса можно разделить на устный опрос (интервью) и опрос опосре­дованный, т.е. опрос с помощью заранее подготовленных письменных текстов, так называемых опросников.

 

+ и -

 

при подготовке психолога с большие временные траты,

его помощью можно получить индивидуальный характер

о человеке большой объем высокие требования

информации. предъявляемые к проводящему его

специалисту, а также большое влияние субъективности исследователя на интерпретацию данных.

 

Опосредованный опрос можно разделить на анкеты и опросники. Анкеты представляют собой заранее заготовленные вопросы, чаще всего относящиеся к какой-то одной области психической жизни человека.

Личностные опросники предназначены для исследования индивидуальных, личностных особенностей человека при личном ответе на вопросы.

 

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Этот метод нашел широкое применение в психологических исследованиях. Он обеспечивает воспроизведение изучаемого явления в специальных условиях, что позволяет более четко выделять факторы, влияющие на развертывание того или иного процесса, повторять условия изучения и, тем самым, накапливать статистические данные, варьировать условия и выявлять причинно-следственные связи.

 

МЕТОД ТЕСТОВ

При помощи тестов выявляются те или иные особенности психики. Первые развернутые тестовые испытания относились к интеллекту. Существуют также тесты способностей, успешности, личностных черт и индивидных характеристик, тесты эмоциональных состояний.

Тест — это методика удовлетворяющая не­скольким требованиям: она должна быть валидной, надежной, а предъявление стимульного материала и сам материал должны производиться в строго стан­дартизованной форме.

 

При проведении научных психологических исследований применяется и ряд других методов:

· Изучение продуктов деятельности

· Факторный и корреляционный анализ

· Методы многомерного шкалирования

· Математическое моделирование

 

Таким образом, разнообразие методов позволяет наилучшим образом изучать психику человека. Для обнаружения мно­гих психических явлений требуется специальная организация исследования. Специфика предмета и объекта психологии определяет и специфику некоторых методов исследования, напри­мер использование опросников и проективных методов.

 

Лекция 2. Понятие о психике. Фило- и онтогенез психики человека. (2 часа)

1. Психика и организм

2. Сущность различия психики животных и человека

3. Возникновение и развитие сознания

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Березин С.В. Турусова. Общая психология. – Самара, 1994

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т.3. – М., 1983

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Т.6. – М., 1984

4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М., 1993

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981

6. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975

7. Пузырей А.Н. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. – М., 1986

Этимологически слово "психика" имеет двойственное значение.

Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы соби­рается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отраже­ние объективного мира в его связях и отношениях.

Психика отражает не явления зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором, специфической обработкой.

Психическое отражение - активное отражение объективного мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избиратель­ное отражение мира, т.к. вне субъекта не существует, зависит от субъ­ективных особенностей.

Но в этимологии слова "психика" содержится и другой смысл. ("Душа ушла в пятки" и т.п. Движется всегда что-то, должен быть некий субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайщими атомами и пр.

В сегодняшней психофизиологии активно обсуждается вопрос субстра­та психики. Проблема может ставиться так: психика - это просто свойс­тво нервной системы, специфическое отображение ее работы или психика имеет свой специфический субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны - мельчайшие ядерные частицы.

Единственное, что можно сказать по этому вопросу, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Нервная система явля­ется органом (по крайней мере одним их органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, разрушается психика человека. Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, так и психи­ку нельзя понять через исследование только нервной системы.

Головной мозг - это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, а его источником является внешний мир. Психические свойства являются ре­зультатом нейрофизиологической деятельности мозга, но содержит в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических про­цессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сиг­налов, совершающиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Характеристики психических процессов не выво­дятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Психика - форма отражения, субъективный образ объективного мира, позволяющий нам его воспринимать и адекватно на него реагировать.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХИЧЕСКОМ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ

1. Теория психофизиологического параллелизма: психическое и физи­ологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соот­ветствуют друг другу, но вместе с тем никогда не пересекаются, не вли­яют друг на друга, т.е. предполагается наличие "души", которая связана с телом, но живет по своим законам.

2. Теория механического тождества: психические процессы по сути есть физиологические процессы, т.е. мозг выделяет психику, мысль, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

3. Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. Психи­ческие явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процес­сом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функцио­нальные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта чело­вечества через собственно активную деятельность человека.

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) - всеобщая одухотворен­ность природы, всей природе, всему миру присуща психика;

3) биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присуще и растениям);

4) нейропсихизм (Ч.Дарвин) - психика свойственна только организ­мам, которые имеют нервную систему;

5) мозгопсихизм (К.К.Платонов) - психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (у насекомых психики нет, т.к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).

Чтобы понять и объяснить это свойство необходимо было найти исходную форму психического или критерий психического. Первыми попытками были попытки определить критерий психического по локализации, то есть по определению места, где находится психика. Так появился функциональный критерий психического – согласно которому наличие психики определялось по способности к деятельности и адаптации.

В отечественной психологической науке придерживаются гипотезы А.Н.Леонтьева об объективном критерии психического. Критерием появления зачатков психики у живых организмов явля­ется наличие чувствительности (А.Н.Леонтьев) - способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), кото­рые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опас­ность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувстви­тельности является способность образовывать условные рефлексы - зако­номерная связь внешнего и внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью. Это свойство связано также с появлением качественно особой формы активности – поведением.

2. Развитие психики в фило- и онтогенезе. Сущность различия психики животных и человека.

В ходе фило- и онтогенеза.

ФИЛОГЕНЕЗ - Историческое формирование группы организмов. phyle - род,племя genos - происхождение

Согласно эволюционной теории Дарвина, усложнение организмов вызы­вается усложнением среды и необходимостью видовой адаптации и самосох­ранения. Поэтому даже у самых простых организмов имеются специально выделенные участки для реакции на среду. Эту функцию выполняют рецеп­торы и нервная система.

В процессе эволюции у позвоночных развивается спинной и головной мозг - центральная нервная система.

У более высокоорганизованных животных над аппаратом ствола надстраиваются более сложные образования, включающие сначала подкорко­вые узлы и лимбическую кору, а у высших животных - образования новой коры больших полушарий, которые все больше и больше развиваются и пос­тепенно начинают полностью доминировать над образованиями более низко­го уровня. Аппараты подкорковых образований начинают преобладать у пресмыкающихся и птиц.

По мере эволюционного развития животного большие полушария начи­нают играть ведущую роль в регуляции индивидуально-изменчивого поведе­ния.

А. Н. Леонтьев связывает решение вопроса о происхождении и развитии психики с одним из фундаментальных методологических положений психологии о том, что ощущение как элементарная форма психического - это не эпифеномен, т. е. не явление, которое надстраивается над условно-рефлекторными процессами и не имеет никакой функции. Наоборот, оно составляет необходимое звено условного приспособительного акта. Функция этого "звена" - ориентировать организм относительно значимых условий среды, опосредстовать его витальные приспособительные акты.

Все сказанное выше подготовило ответ на вопрос, почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Материалистическое естествознание отвечает на него так: потому что психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Такой ответ означает, что возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно.

Развивая это представление, советский ученый А. Н. Северцов обратил внимание на два принципиально различных способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды (1) путем изменения строения и функционирования органов и (2) путем изменения поведения без изменения организации. Первый способ был общим у растений и животных; второй имел место только у животных, и был связан с развитием психики. Внутри второго (поведенческого, или психического) способа приспособления А. Н. Северцов выделил, в свою очередь, два различных направления.

Одно из них состояло в медленных изменениях наследуемых форм поведения - инстинктов. Эволюция инстинктов происходила под влиянием медленно протекающих изменений внешней среды. Ее темпы совпадали с темпами изменения морфологической организации животных.

Другое направление состояло в развитии способности к индивидуальному научению, или, по терминологии А. Н. Северцова, способности к "разумным действиям". "Разумные действия", по Северцову,- это быстрые изменения поведения, своего рода "изобретения" новых способов поведения в ответ на быстрые изменения среды, перед лицом которых инстинкт оказывается беспомощным. Эти действия не должны были фиксироваться, передаваться по наследству, ибо их преимуществом была их высокая пластичность. Поэтому по наследству передавалась лишь способность к ним. Последняя, по мысли Северцова, и определяет высоту психической организации животного.

Главные тенденции развития психики отмечаются следующие:

- усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

- совершенствование способности к индивидуальному научению;

- усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций).

Прежде чем перейти к краткой характеристике отдельных стадий эволюционного развития психики, следует сказать о двух важных общих положениях.

Первое положение: как показал А. Н. Леонтьев, каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие.

Так, по мнению А. Н. Леонтьева, в период зарождения психики деятельность животных начала складываться в вещно-оформленной среде и должна была подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Однако предметом отражения были не эти связи, а лишь отдельные, изолированные свойства (форма элементарных ощущений). На следующей ступени деятельность животных определялась уже отношениями между предметами, т. е. целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов.

Итак, первое положение заключается в утверждении примата деятельности в развитии психического отражения.

Второе общее положение: имеет место несовпадение линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.

К. Э. Фабри объясняет это несовпадение в первую очередь неоднозначным соотношением между морфологией животных (на которой основана их зоологическая систематика) и образом их жизни. Пластичная приспособляемость поведения может привести к решению одной и той же биологической задачи за счет использования разных морфологических средств, и, наоборот, одни и те же морфологические органы могут выполнять весьма различные функции. Таким образом, уровень психического развития животного определяется сложным соотношением таких факторов, как его морфология, условия жизни (экология) и его поведенческая активность.

В филогенетическом развитии психики, таким образом выделяют следующие стадии:

I – стадия элементарной сенсорной психики. На этой стадии организмы способны отражать одиночные свойства внешних воздействий. На этой стадии развития психики относятся,, к примеру, все простейшие. Уже у инфузорий есть простейшие формы поведения и индивидуального научения, выражающиеся в эффектах привыкания. Постепенно в соответствии с эволюционной лестницей отражение окружающей действительности становится более гибким и лабильным. Активность и потребность слиты воедино.

Способы отражения: таксис (тропизм) - механическая реакция организма на раздражитель. Сетевидн. нервная система (кишечнополостные). Раздражимость - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность -это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Когда речь идет о чувствительности, "отражение", согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле "отражать" - значит реагировать, прежде всего двига-тельно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

II – стадия перцептивной психики. На этой стадии появляется возможность определять целостные образы вещей. Относятся все головоногие и хордовые. Активность начинает дробиться на операции.

Операция – относительно самостоятельные акты поведения, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям в которых он находится.

Основу отражения на этой стадии составляют инстинкты – генетически фиксируемые наследуемые формы поведения, которые тесно связаны с условиями среды и естественным отбором.

Инстинктивное поведение обеспечивает приспособление животных к жизни. Иногда наблюдение за инстинктивным поведением порождает мысли о его разумности. Но, к примеру, если объект инстинктивного поведения лишить цели, то инстинктивное поведение останется. Инстинкт биологически целесообразен, но не разумен.

Для этой стадии развития психики характерны процессы научения, по средством которого возникают устойчивые изменения в поведении. Способность к научению является одной из тенденций, характерных для процесса эволюции психики, для этого процесса характерны также усложнение форм поведения и усложнение форм психического отражения.

Формы отражения: рефлексы – локализованная, более точная реакция. Инстинктивное поведение – сложное стереотипизированное поведение, присущее данному виду. Модели и виды детерминированы генетически (пчела, паук). Врожденный пусковой механизм.

Импринтинг - от англ. "запечатление".

Предметное восприятие, научение, навык - индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения.

Отражение межпредметных связей, умозаключение, интеллектуальное поведение – позволяет решать задачи без предварительных пробных манипуляций.

Нервные клетки организуются не только в сети, но и в узлы (ганглии).

 

Появляется головной ганглий, более сложный.

Трубчатая нервная система Соединение в трубку нервных клеток (у хордовых).

III – стадия интеллекта. Дальнейшее усложнение психического отражения характеризуется появлением языка, использованием орудий труда, что в свою очередь труд и язык являются основными факторами развития сознания. Следует отметить, что только коллективный труд является пусковым моментом развития сознания, так как в коллективном труде происходит разделение всего процесса на операции, не носящие смысла с точки зрения биологической необходимости. В коллективном труде человек создает самостоятельные цели и насыщает их смыслом. С точки зрения психического отражения осуществляется действие сопровождения сопереживанием смысла. С этого момента появляется осознанность активности у человека.

В совместно разделенном труде появляется необходимость общения. Употребляемые звуки это уже не просто система определенных сигналов, они наделяются определенными функциями организации и управления деятельностью. Постепенно слова приобретают обобщающее и обозначающие функции, что приводит к возможности фиксировать и передавать опыт. Так появляется человеческая речь, которая качественно отличается от языка животных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...