Кооперация – путь совместного развития агробизнеса
Докладчик: Цветков Михаил Борисович глава крестьянского (фермерского) хозяйства, участник программы грантовой поддержки начинающих фермеров Ленинградской области в 2015 году
Тезисы доклада
В то же время совершенно очевидно, что если бизнес не растёт и не развивается, он начинает деградировать. Это закономерно. Соответственно, сельхозтоваропроизводитель в любом случае должен следить за динамикой годовой прибыли и стараться эту динамику держать в положительном значении. Что же у нас имеет место по факту? Для большинства фермерских хозяйств, о которых мне лично известно, характерна либо близкая к нулю либо вообще отрицательная динамика прибыли, соответственно – снижение рентабельности производства. Прибыль нередко имеет тенденцию к снижению, в то время как издержки устойчиво возрастают. Разумеется, любой сельхозтоваропроизводитель начинает думать над тем, как складывающуюся ситуацию исправить и перевести в благоприятное русло…
Главная задача как предпринимателя, так и коммерческой организации – это, разумеется, получение прибыли. В аграрной сфере эта прибыль может возникнуть в результате реализации произведённой продукции и сопутствующих товаров, работ и услуг. Получение прибыли сельхозтоваропроизводителем предполагает, что он постоянно сталкивается и должен успешно решать ряд текущих задач, эту прибыль в конечном итоге обеспечивающих. Эти задачи в свою очередь вполне могут быть взяты в качестве субстрата для развития кооперативных отношений.
Разумеется, сельхозтоваропроизводитель может и чаще всего решает данные задачи самостоятельно, альтернативными кооперации методами. На возможных причинах мы остановимся чуть позднее, а пока же рассмотрим основные варианты решения текущих задач в корреляции с вариантами кооперации:
Разумеется, как любой специализированный способ хозяйствования, кооперация в своём идеальном выражении имеет ряд объективных преимуществ – см. слайд.
· Реальная экономическая выгода от участия в кооперативе, существенно перевешивающая возникающие у товаропроизводителя дополнительные риски кооперации; · Информационное сопровождение процесса развития кооперации; · Положительные и показательные примеры (не только из зарубежного, но и из отечественного опыта); · Детальная юридическая проработка вопросов баланса интересов при создании и развитии кооперативов (споры легче предотвратить, чем разрешить).
Потенциальная экономическая привлекательность у кооперации, несомненно, имеется. Однако на текущий момент большинство сельхозтоваропроизводителей не видят никаких объективных и существенных выгод от создания или участия в кооперативах (риски существенно перевешивают вероятные выгоды);
В текущем варианте кооперация может быть интересна в основном начинающим фермерам, не имеющим достаточной производственной базы и проработанных каналов сбыта собственной продукции. Фермеры, уже имеющие определённый производственный и сбытовой базис, в том числе и из числа начинающих, чаще всего не заинтересованы в принятии на себя дополнительных рисков кооперации. Многим сельхозтоваропроизводителям вообще не известно о сколь бы то существенных положительных примерах развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Соответственно, необходима определённая информационная поддержка развития кооперации, передача и распространение положительного опыта. На селе фактические кооперативные отношения всегда имели, имеют и будут иметь место, однако пока что любые попытки перевода их в юридическую плоскость, придания им официального статуса для расширения поля возможностей ни к чему не приводят, т.к. любые выгоды и преимущества сразу же оказываются поглощены возрастающими на порядки юридическими и экономическими рисками. Как сказал один из деревенских старост на недавней встрече в Волосово: «Говорят о кооперации много, но реально никто в это лезть не хочет. Слишком опасно, а своя рубашка ближе к телу». Осложняет ситуацию также тот факт, что продвижение кооперации в настоящее время нередко осуществляется на местах либо гражданами, имеющими весьма сомнительную деловую репутацию, либо гражданами, чьи проекты изначально являются авантюрными. В обоих случаях любой здравомыслящий сельхозтоваропроизводитель будет держаться в стороне от подобного рода инициатив, особенно фермер, рискующий всем своим имуществом! Таким образом, в информационном плане у нас складывается определённая дилемма: те, кто вполне мог бы стать опорой, ядром кооператива, не видят в этом никаких особых экономических выгод для себя и своих предприятий, а те, кто выступает инициаторами создания кооперативов, фактически не несут и не могут нести никаких имущественных рисков (по причине отсутствия личного имущества, на которое можно обратить взыскание) и нередко выступают с весьма авантюрными предложениями, не имеющими никакой экономической основы.
В то же время действующие сельхозтоваропроизводители вполне отдают себе отчёт в том, что существующие схемы реализации продукции чаще всего требуют пересмотра и оптимизации, что укрупнение, в том числе посредством кооператива, является одним из путей увеличения валовой прибыли и снижения затрат, но многие пока психологически не готовы к такого рода изменениям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|