Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды цен и их классификация. Состав и структура цен.




Дисциплина «Ценообразование», 2012-2013 уч.г.

Тема 2. Система цен в рыночной экономике

Понятие системы цен

Виды цен и их классификация. Состав и структура цен.

Характеристика и виды цен в зависимости от степени и

Способа регулирования со стороны государства

Виды цен в зависимости от территории действия

Цены статистики

Особенности формирования импортно-экспортных цен

Понятие системы цен

В современном хозяйстве цены опосредуют все стадии воспроизводства, представляя, таким образом, единую систему цен.

Система цен этоединая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

Общая система цен в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современного рынка состоит из отдельных блоков цен, находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии.

Изменение уровня, структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Это обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка.

Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы цен, несут строго определенную экономическую нагрузку.

В современной ценовой среде действуют разные системы цен, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков.

Мировые цены– цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка.

Цены международных региональных рынков– цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные (базовые) рынки.

Национальные (внутренние) цены – цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйств и полно отражающие конъюнкту товаров и услуг на внутреннем рынке страны.

Цены в международном совместном бизнесе– цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, совместного бизнеса.

Внешнеторговые цены– цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции.

По мере углубления международной интеграции усиливается взаимосвязь правил формирования, уровней, структуры рассмотренных выше видов цен.

Система цен характеризуется такими показателями, как уровень, структура, динамика.

Уровень цен – абсолютное количественное выражение цены в деньгах.

Структура цен – это соотношение отдельных элементов (себестоимости, прибыли, налогов, надбавок) в цене, то есть их доля в ее общей величине, взятой за 100 процентов.

Динамика цен представляет собой направления изменения уровней цен (повышение, понижение, темпы изменения).

Цены классифицируются по различным признакам и в зависимости от того, какой принцип классификации взят за основу, подразделяются на виды и разновидности.

Виды цен и их классификация. Состав и структура цен.

В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости от этого признака выделяют следующие основные виды цен:

· оптовые цены на продукцию промышленности;

· цены на строительную продукцию;

· закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию:

· тарифы грузового и пассажирского транспорта;

· розничные цены;

· тарифы на коммунальные и бытовые услуги;

· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

· оптовая цена предприятия (отпускная цена);

· оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Для расчета цены (Ц) используется следующая формула:

Ц = С х (1 – R). (2.1)

где С – полные издержки (себестоимость) единицы продукции в рублях;

R – наценка в долях единицы (коэффициент рентабельности) затрат.

Коэффициент рентабельности затрат рассчитывается на выпуск всей продукции предприятия по формуле:

R = П/С, (2.2)

где П – прибыль предприятия на выпуск продукции за период (например, год);

С - полная себестоимость всей продукции предприятия за тот же период.

К примеру, если затраты на производство и реализацию единицы конкретного товара (себестоимость) составляют 100 руб., рентабельность 50%, соответственно прибыль — 50 руб., то оптовая цена изготовителя будет равна 150 руб.

Прибыль является важнейшим элементом цены. Получение прибыли – главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) определяется потребностями его развития и не может быть меньше минимально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкуренции предприятие может разориться и стать банкротом.

В условиях рынка, в отличие от плановой экономики, никаких нормативов прибыли, рентабельности «сверху» не устанавливается, за исключением продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой осуществляется регулирование цен государством.

Норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции товаропроизводителей, и она может меняться и фактически меняется под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприятия стремятся максимизировать размер прибыли. Они производят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации применительно к разным условиям цен и выбирают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально возможную прибыль.

На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.

К примеру, известно, что на единицу конкретного товара оптовая цена изготовителя равна 150 руб., акциз установлен в размере 20 руб., а ставка НДС — 18%. В этом случае оптовая (отпускная) цена изготовителя будет рассчитываться по следующей схеме:

- к оптовой цене изготовителя добавляется акциз (150 руб. + 20 руб. = 170 руб.).

- рассчитывается величина НДС (170 руб. ∙ 18 / 100 = 30,6 руб.)

- к полученной оптовой цене изготовителя с учетом акциза добавляется величина НДС (170 руб. + 30,6 руб. = 200,6 руб.)

Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.

Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.

Пример определения цены промышленности.

Оптовая (отпускная) цена изготовителя единицы продукции составляет 200.6 руб. Затраты посредника — 30 руб., прибыль — 15 руб., НДС — 18%. В этом случае оптовая (отпускная) цена закупки будет рассчитываться следующим образом.

Определяется цена за посреднические услуги без НДС (30 руб. + 15 руб. = 45 руб.). Рассчитывается величина НДС, которую должен уплатить посредник (45 руб. ∙ 18 / 100 = 8,1 руб.).

Определяется снабженческо-сбытовая надбавка (45 руб. + 8,1 руб. = 53,1 руб.).

Определяется цена промышленности (200,6 руб. + 53,1 руб. = 253,7 руб.).

Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:

· предприятие – оптовая торговля;

· оптовая торговля – розничная торговля;

· розничная торговля – потребители.

Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:

· оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;

· оптовая цена промышленности;

· розничная цена (о ней речь пойдет дальше).

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

2) прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м жилой площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м малярных работ и др.);

3) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками

Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.

По своему составу закупочная цена состоит из: себестоимости, прибыли, необходимой для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений и НДС.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом:

 

Издержки (себестоимость) предприятия Прибыль   Снабженческо-сбытовая, или оптовая, наценка (скидка) Торговая надбавка (скидка)  

 

Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

Необходимо подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием – изготовителем товара.

Следует отметить, что, являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, т.е. населением или государством. Этот налог, как правило, составляет 18%, но имеются льготные ставки его по отдельным группам товаров 10%, это основные продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие.

Доля косвенных налогов в цене достигает от 90% по алкогольной продукции.

НДС и акцизы наряду с налогом на прибыль и таможенной пошлиной являются основными доходными статьями бюджетов.

Пример расчета розничной цены товара.

Цена закупки равна 200,6 руб. Затраты организации розничной торговли составляют 30 руб., прибыль — 20 руб. НДС — 18%. Тогда розничную цену можно определить следующим образом.

Определяется цена за услуги розничной торговли без НДС (30 руб. + 20 руб. = 50 руб.).

Рассчитывается величина НДС, которую должна уплатить организация розничной торговли (50 руб. ∙ 18 / 100 = 9 руб.).

Определяется розничная надбавка (50 руб. + 9 руб. = 59 руб.).

Определяется розничная цена (200,6 руб. + 59 руб. = 259,6 руб.).

Структурно-логическая схема цены

Основные элементы конечной (розничной) цены
Затраты на производство и реализацию Прибыль изго- товителя НДС и акциз, уплачи- ваемые изгото- вителем Цена за посреднические услуги   Цена за услуги розничной торговли
Затраты посредн ической организации Прибыль посреднич- еской организации НДС, уплачив аемый посредн ической организа цией Затраты торговой организа ции Прибыль торговой организа ции НДС, уплачиваемый торговой организацией
Оптовая цена изготовителя  
Оптовая (отпускная) цена изготовителя  
Оптовая (отпускная) цена закупки  
Розничная цена
                 

Для правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т.д.), выраженными их абсолютными значениями, например в рублях. В отличие от состава цены, структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих элементов в цене товара. Так, если цену взять за 100%, то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, а прибыль – 20% и т.д.

Разновидностью розничной цены является аукционная цена.

Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

Цены на коммунальные и бытовые услуги – это плата за определенные услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.

Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.

В зависимости от территории действия, различают:

· цены единые или поясные;

· цены региональные и местные.

Единые или поясные цены устанавливаются и регулируются государственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие.

Региональные и местные цены регулируются региональными органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:

1) отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами;

2) находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д.

Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

В структуре экспорта России в нынешних условиях преобладающее место занимают нефть, газ, лес и другие виды сырья. Особое значение в системе мировых цен имеют цены на экспортируемые товары. На них действуют два основных вида цен:

1) цена франко – станция отправления;

2) цена франко – станция назначения.

Эти цены имеют отличия методов возмещения транспортных расходов, и каждая из них имеет много разновидностей.

На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к ним.

На импортируемые товары цены устанавливаются на основе импортной (контрактной) стоимости с включением расходов по закупке и доставке товаров до границы в валюте страны экспортера. Затем на территории России импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка. К ней добавляются налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.

Розничные цены на импортные потребительские товары устанавливаются внутри страны, как правило, свободными, исходя из соотношения спроса и предложения.

Уровень мировых цен учитывается и в розничных ценах, и в тарифах на услуги, например, в гостиницах для иностранцев, при продаже потребительских товаров на иностранную валюту в специальных валютных магазинах

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...