Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Индивидуально-психологические особенности личности (2 часа).




ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данные методические указания к изучению курса «Общая психология» предназначены для студентов дневного и вечернего отделений и преследуют цель – оказать помощь студентам в организации самостоятельной работы, подготовке и написании контрольно-курсовой работы.

Для более успешного усвоения курса «Общая психология» необходима самостоятельная работа с научными литературными источниками.

В методических рекомендациях подробно приводятся планы лекций и семинарских занятий, образцы тестовых заданий, тематика контрольно-курсовых работ и списки рекомендуемой литературы. Каждая тема лекции обеспечена списком обязательной и дополнительной литературы.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В системном виде изложить современные представления о психических явлениях и психологических фактах. Познакомить с основными понятиями психологической науки. Дать представление об особенностях отдельных психических функций; показать общность и взаимосвязь частных законов психического развития человека с общефилософскими законами диалектики.

Сформировать представления об основных понятиях педагогики, ее категориальном строе. Ознакомить с особенностями становления научной педагогической мысли в процессе исторического развития. Раскрыть основные закономерности процессов воспитания, обучения и образования человека в современных условиях. Показать закономерности становления личности и индивидуальности человека; раскрыть причины деформации личностных структур.

Показать роль и значение психологических и педагогических знаний в жизни и профессиональной деятельности.

 

Курс «Основы психологии» предназначен для студентов I-III курсов непсихологических специальностей. В процессе изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» предполагается ознакомить студентов с основными понятиями психологии и педагогики, дать им представление о структуре, категориальном строе и основных закономерностях этих наук, их практическом приложении.

Учебный курс предусматривает лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студентов с методической и учебной литературой. Итогом изучения курса является подготовка контрольно-курсовой работы.

Общие требования к освоению материала курса "Основы психологии" следующие: студент должен иметь представления об основных категориях психологии и педагогики; владеть терминологией, заданной курсом; уметь формулировать основные законы и тезисы изучаемых наук в рамках, определенных государственным стандартом и рабочей программой курса.

ТЕМЫ И ССОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

ТЕМ А 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ПРАКТИКА, ПРОФЕССИЯ (2 часа).

1.1.Становление психологической науки. Основные этапы эволюции психологических знаний. Предмет психологии.

1.2.Понятие о психике. Функции психики. Структура психики. Основные формы проявления психики (психические процессы, психические состояния, психические свойства). Психологические факты. Психические явления.

1.3.Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Различия житейских и научных психологических знаний.

1.4.Методы психологии (наблюдение, опрос, тест, эксперимент, моделирование).

1.5.Психология как профессия. Прикладные направления психологии. Этические моменты психологической профессии.

 

ЛИТЕРРАТУРА

1. Анааньев Б.Г. Психология человека. – Спб., 1997

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию – М., 1998

4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1994

5. Козлов Б.М. Классификация наук. – М., 1965

6. Литвак П.Б. Профессия – психолог. – М., 1999

7. Немов Р.С. Общие основы психологии. Т.1 – М., 1994

8. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989

10. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995

 

 

ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ (2 часа).

 

 

2.1.Природа психического и носители психики. Психика и организм. Теория возникновения психики А.Н.Леонтьева. Критерии психического. Этапы развития психики. Психика и поведение.

2.2.Сущность различий психики животного и человека. Онтогенетическое развитие психики человека. Периодизация жизни человека, понятие кризиса и сензитивного периода в психическом развитии. Высшие психические функции.

2.3.Возникновение и развитие сознания. Роль труда и речи в развитии сознания. Общественная природа сознания. Самосознание, его значение. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматизмы первичные и вторичные, перцептивные и умственные; установки моторные, перцептивные, умственные и социальные; сопровождения сознательных действий), неосознаваемые побудители сознательных действий, "надсознательные" процессы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Березин С.В. Турусова. Общая психология. – Самара, 1994

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т.3. – М., 1983

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Т.6. – М., 1984

4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М., 1993

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981

6. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975

7. Пузырей А.Н. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. – М., 1986

 

 

ТЕМА 3. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. (2 часа)

3.1.Сущность уникальности человека. Индивид и индивидуальность. Понятие о личности. Личностный уровень развития человека и его социальная обусловленность. Этапы становления личности. Движущие силы и механизмы формирования личности.

3.2. Структура личности. Направленность личности. Типология личности. Методы исследования личности.

3.3.Потребностно-мотивационнная сфера личности. Типы и функции мо-тивов, иерархия мотивов. Убеждения, мировоззрение, личностные установки.

3.4.Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. Уро-вень притязаний. Механизмы психологической защиты. Психическое здоровье личности. Аномалии личностного развития.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Асмолов А.Г. Психология человека. – М., 1990

2. Ватин И.В. Человеческая субъективность – Ростов-на-Дону, 1984

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологически произведения. Т.1. – М., 1983

4. Немов Р.С. Общие основы психологии. Т.1 – М., 1994

5. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989

7. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995

 

ТЕМА 4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (2 часа).

4.1.Индивидуальное и типичное в поведении человека. Понятие темперамента, проблема поиска органической основы темперамента. Теории темперамента: гуморальные концепции (взгляды Гиппократа, Галена, Канта, Лесгафта), соматические концепции (взгляды Кречмера и Шелдона), церебральные (взгляды Павлова, Теплова, Небылицына). Энергетические концепции (взгляды Стреляу). Системная концепция темперамента. Понятие об экстраверсии и интроверсии.

4.2.Влияние темперамента на поведение (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность). Психологические характеристики темперамента (сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность). Темперамент и характер: взаимосвязь. Характер, его структура, типология и проявления. Акцентуации. Симптомокомплекс свойств характера. Формирование характера. Задатки и способности. Общие, специальные и паранормальные способности. Развитие способностей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Анааньев Б.Г. Психология человека. – Спб., 1997

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1997

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию – М., 1998

4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1994

5. Петровский А.В. Общая психология – М., 1986

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1 – М., 1989

7. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...