Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль исходного уровня знаний




Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания № 4-7, 10, 11, 13, 14, 17, 20, 21 (приложение 1)

 

Глоссарий темы: психика, психическая деятельность, психология, отрасли психологии, метод в психологии, наблюдение, эксперимент, тестирование.

 

Содержание основных понятий, персоналии

Вундт Вильгельм (1832–1920) — немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними («Основания физиологической психологии», 1880–1881). Созданная Вундтом в 1879 г. первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. Именно эта дата положила начало психологии как официальной науки. Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания («Введение в психологию», 1912). Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они должны изучаться культурно-историческим методом.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927), российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

Психика (от греческого psychikos – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

Психодиагностика (англ. psychodiagnostics; от греч. psyche – душа + diagnosis – распознавание, определение) – наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков.  

Наблюдение (англ. observation) – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определённых условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Эксперимент (англ. experimentalmethod) – метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния.

Тест (англ. test) – стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач.

Психология как научная дисциплина, предмет психологии. В сферу интересов современной психологии попадают внутренний мир и поведение человека, особенности индивидуальной жизни человека, его личностные устремления, специфика решения им жизненных и профессиональных проблем, стороны его социального бытия и даже не осознаваемые им самим процессы, происходящие в глубинах его психики.

Психология не обходит вниманием и вопросы прикладного характера, связанные с организацией процессов обучения и воспитания, профессиональной ориентации и становления профессионального мастерства, с устранением конфликтов и психологического дискомфорта в человеческих сообществах, с проблемой пола, семьи, психического здоровья и т. д. В рамках психологии выделяют общую психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, юридическую психологию, патопсихологию,  психодиагностику, генетическую психологию, психологию рекламы, психологию управления и др. Так, если общая психология изучает общие свойства и закономерности психики человека, то предметом медицинской психологии являются многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимального психологического климата для обследования и лечения больного. Как синоним понятия «медицинская психология» в последние годы стал всё чаще использоваться термин «клиническая психология», включающая в себя обследование, постановку диагноза и лечение людей, испытывающих психологические затруднения (Майерс Д., 1998).

Установлено, что имеется тесная связь развития или обострения заболевания с психическими переживаниями: психологические особенности больных не существенны, когда имеются выраженные проявления какого-либо заболевания (например, больной находится в коме), но когда патология ослабевает, на первый план выходит «личностная окраска» того или иного расстройства, и роль психологических факторов, становящихся ведущими, резко возрастает.

Специфика профессиональной деятельности врача заключается в том, что он имеет дело не только с поражениями тех или иных органов (биологических систем), но и с личностью, имеющей неповторимый облик, «душу», а также многообразие социальных связей и изменение всего этого в результате болезни. Медицина хорошо «разбирает» человека на части и «чинит» каждую из них, но плохо «собирает» человека воедино: в лечебном процессе человек как бы «забывается».

Хронизация соматических заболеваний с нерезкими проявлениями, но длительным течением – одно из наиболее характерных явлений современной медицины. В современных условиях здравоохранения происходит своеобразная дегуманизация медицины: уменьшается время непосредственного общения врача с больным, а значит, это общение должно быть более качественным и эффективным, что требует дополнительных психологических знаний. Психология в медицине занимается широким кругом проблем, включающим важные для будущих врачей аспекты: психология больного и его семьи; психология врача; взаимоотношения в системе «врач – больной – семья».

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою исто­рию, которую условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе представления о психике человека носили анимистический (от лат. anima – дух, душа) характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон).

Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

На втором этапе развития психологии как науки с начала XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека. Именно в этот период (1728 год) появляется термин «Эмпирическая психология», введенный в научный обиход немецким философом Х. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними.

На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении её в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непо­средственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. Именно на третьем этапе произошло выделение психологии в самостоятельную науку и было связано с созданием в 1879 г. немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В России подобная лаборатория была организована В. М. Бехтеревым в 1885 г.

На четвёртом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использовала различные подхо­ды к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др. ); бихевиористский (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др. ); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др. ); гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др); трансперсональный (С. Гроф, Д. Рауэн и др. ).

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX- начале XX вв. его активно разрабатывали И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на тридцать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Е. С. Кузь­мин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Небылицын, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Б. М. Теплов и др.

Психология, как одна из наук о человеке, изучает факты, закономерности и механизмы развития психики. Проявления человеческой психики человека многообразны и взаимосвязаны между собой и образуют целостную психическую деятельность. Как наука, психология изучает три основные группы психических явлений: психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психические состояния (эмоции, чувства, стресс и др. ) и индивидуально-психологические свойства личности (способности, характер, темперамент, потребности, интересы и др. ). В последние годы некоторые исследователи выделяют четвертую группу психических явлений – психические образования (знания, ценности, компетенции и др. ). Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности, поэтому судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность.

Место психологии в системе наук. Психология, как научная область и учебная дисциплина, находится на стыке многих наук. Она граничит с общественными и гуманитарными, естественными и техническими науками. Связь психологии с физиологией очевидна в исследовании проблем соотношения психических и физиологических процессов. В этом отношении значительную роль сыграли работы многих выдающихся отечественных учёных: И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина. Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая новая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с её материальным субстратом – мозгом.

Среди естественно-научных дисциплин прикладного плана выделяется медицина, прежде всего невропатология и психиатрия. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (З. Фрейд, К. Г. Юнг, В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев, А. Р. Лурия и др. ). Связь психологии и медицины обусловлена необходимостью определить специфику отношений между врачом и больным (лечить не болезнь, а больного).

Ряд отраслей медицины непосредственно соотносятся с психологией через общие вопросы, в частности, проблемы нарушений психической деятельности ( нейропсихология ) или патологии психического развития ( специальная психология ).

Наиболее тесно связана психология с такими науками, как философия и педагогика.

Психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение её в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Связь психологии с педагогикой непосредственна. Нельзя эффективно работать с ребёнком или взрослым, а также лечить человека, не зная закономерностей, по которым развивается его психика. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации (педагогическая психология). Неслучайно имена выдающихся теоретиков и практиков педагогики вошли в историю психологии (Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Я. Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. ), а многие выдающиеся учёные-психологи были и педагогами (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др. ).

Методы психологии. Психология располагает специальными методами познания внутреннего мира человека и его поведения. Чаще всего используются описательные методы и экспериментальные. В число таких методов входят наблюдение, эксперимент, тестирование.

Наблюдение, как широко распространённый в психологии метод, позволяет фиксировать поведение людей в той или иной конкретной ситуации. Существует несколько видов наблюдения: наблюдение в естественных условиях и наблюдение в искусственно созданных условиях; внешнее (наблюдение со стороны) и внутреннее (самонаблюдение); свободное и стандартизированное. Разновидностью наблюдения является психологический анализ продуктов деятельности; метод обобщения независимых характеристик, полученных при наблюдении личности в различных видах деятельности, а также метод анкетирования, и, в частности, метод клинической беседы.

Эксперимент является наиболее эффективным научным методом исследования психической реальности. Именно эксперимент позволяет выявить сущностные характеристики изучаемого феномена и причинно-следственные связи между событиями, определяющими бытие этого явления. Эксперимент можно проводить как в естественных условиях (естественный эксперимент), так и в искусственных условиях (лабораторный эксперимент).

Тестирование в психологии – метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бине-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Тесты разделяются на 2 основных типа: 1) собственно психологические тесты и 2) тесты достижений (испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки).

Психологические тесты классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики выделяют тесты способностей (в том числе – тест интеллекта) и тесты личности (в том числе – социально-психологические тесты), а по способу реализации – манипулятивные тесты, тест «карандаш-бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Кроме того, различаются аналитические тесты и тестовые батареи; индивидуальные и групповые тесты. По цели применения выделяют тесты готовности к школе, клинические тесты, тесты профотбора и пр. По психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные тесты.

Ценность тестов зависит от их валидности (пригодности для измерения исследуемых свойств) и надёжности (устойчивости по отношению к погрешностям измерения) – их предварительной экспериментальной проверки. Наиболее распространены стандартизированные тесты интеллекта (тест Кеттела и др. ) и тесты личности (MMPI), TAT(тест тематической апперцепции), тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розенцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида – почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и её интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приёмы и процедуры: «Рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «Дом-дерево-человек» (Д. Бука), «Рисунок семьи» (В. Вульфа).

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или её деградации.

В настоящее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования, выражающийся в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удаётся моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны – распознающие системы).

Наибольшее распространение в клинической психологии получили четыре метода: 1) наблюдение за поведением больного человека; 2) опрос больного (по возможности, и его родственников или близких). Если медицинский анамнез включает в себя анамнез жизни и анамнез заболевания, то задачей психологического анамнеза является установление сложившейся системы отношений больного к болезни, а также оценка того, как данные отношения сказываются на его поведении и личностных отношениях. Для сбора психологического анамнеза важно не только то, на что жалуется больной, но и как жалуется (слова, эмоции), а во многих случаях и о чём больной не говорит или, начав говорить, замолкает и отказывается дальше продолжать разговор; 3) экспериментальное исследование (психологическое тестирование); 4) анализ результатов творчества отдельного человека (письма, дневниковые записи, рисунки, фотографии и др. ).

Контрольные вопросы:

1. Что является предметом психологии как науки?

2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.

3. Каковы основные функции и проявления психики?

4. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?

5. Какие методы исследования применяются в психологии?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...