Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 2. Вклад Ф.Гальтона, В.Штерна и основные статистические методы при исследовании индивидуальных различий.




Билет 1. Предпосылки возникновения дифференциальной психологии, предмет и задачи дифференциальной психологии. Соотношение с другими психологическими дисциплинами.

Дифференциальная психология – отрасль психологии, которая изучает психологические различия между людьми, причины и последствия этих различий.

! Каждый из нас обладает отличием от других, которые связаны с другими характеристиками.

 

Изначально индивидуальные различия считались ошибкой в исследованиях (конец 19 – нач. 20в.).

Бессель Ф. в 1822 г. Его интересовало, почему по измерению чего-либо существуют различия. Первым сказал, что существуют различия.

 

Предпосылки:

1. введение экспериментального метода Вундтом. Переход от теории к объективным данным, не всё реализуется на практике

2. Появление индивидуальных различий связано с математической статистикой:

· Адольф Кетле – работал в шотландской армии, производил замеры параметров тела. Решил подсчитать и сопоставить размеры грудной клетки и кол-во человек. Получил первую кривую нормального распределения для любых антропологических характеристик.

 

Основные понятия статистики в дифференциальной психологии:

· Нормальное распределение

· Частотное распределение – частота встречаемости признака у числа респондентов

· Среднее арифметическое – описывает в среднем данную группу

· Дисперсия – диапазон относительно среднего

· Стандартное отклонение – границы нормы, которые можно считать средними

 

3. переход генетического метода в психологию

Гальтон:

· применил принципы эволюционной теории Дарвина к человеку, его психологическим характеристикам. Благодаря идеи наследования в психологии возникают генетические методы.

Пример: естественный отбор – шизофреников мало, все функции ведут к приспособлению, принцип изменчивости)

· ввел тестирование, в том числе аппаратурное. Создал первые тесты психологических свойств (НО исследовал зрение, слух и т.д.)

· генеалогический метод в психологии (как передаются способности). Анализировал генеалогические древа, если в семье есть какие-то способности – были ли они у потомков.

· близнецовые исследования как самостоятельный метод и отдельное направление (сходство, связанное со способностями)

80-ые, Гальтон – тесты сенсорных способностей

1890 Дж.Маклин, Кеттел – термин «интеллектуальные тесты»

1904-1911 Бине, Анри, Симон - тесты интеллектуального развития

 

Зачатки первых тестирований можно обнаружить и во время 1-ой мировой войны. Тогда были созданы тесты, разделяющие солдат на группы армейская-альфа и бета. Первая для тех, кто хорошо владеет языком и имеет любое образование. Вторая для тех, кто плохо владеет языком и без образования вообще.

 

Предмет

Этот вопрос ставит Штерн в 1900г. В статье «о психологии индивидуальных различий» - психологи должны не только изучать характеристики, но и то, как они отличаются у разных людей для реализации теории на практике. Высокая теория должна стремиться к прикладному применению.

Предмет – объективное количественное исследование индивидуальных различий в поведении и психологических характеристиках.

Проблемы:

1. природа индивидуальных различий (биологические основы: генотип и среда)

2. диапазон различий (возрастной аспект)

3. причины различий (внешние факторы/врожденные/приобретенные) – роль соц. фактора в становлении инд. различий.

4. как на различия влияют обучение, физическое состояние индивида и среды

5. как различные характеристики соотносятся друг с другом и сосуществуют (теория ИИ – попытка решения)

Задачи:

1) дифференциальная психология занимается поиском и выделением наиболее существенных характеристик, определяющих психологический облик человека или группы людей.

2) исследование диапазона индивидуальных различий в психологических характеристиках.

3) исследование причин, лежащих в основе изменения диапазона индивидуальных различий, и пределов, в которых этот диапазон может изменяться.

4) исследование структуры психологических характеристик.

5) разнообразные различия между группами людей.

6) природа индивидуальных различий.

Место дифференциальной психологии в системе псих. наук:

Приоритетные исторические направления:

- способности;

- личностные особенности;

- физиологические основы различий;

- иерархия свойств.

 

 

Дифференциальная психология, отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения «дифференциальной психологии» на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Пионером разработки дифференциальной психологии был Ф. Гальтон (Великобритания), который изобрёл ряд приёмов и приборов для изучения индивидуальных различий. В. Штерн (Германия) ввёл самый термин «дифференциальная психология» (1900).

Первыми крупными представителями дифференциальной психологии были А. Бине (Франция), А. Ф. Лазурский (Россия), Дж. Кеттел (США) и другие.

Основным методом дифференциальной психологии стали тесты - сперва индивидуальные, затем групповые (используемые для определения умственных различий), далее проективные тесты (для измерения интересов, установок, эмоциональных реакций). Путем обработки тестов методами факторного анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах (параметрах, измерениях) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов. В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели:

1) теория двух факторов Ч. Спирмена, согласно которой в каждом виде деятельности представлен как общий для любой из них фактор, так и специфический, необходимый только для данного вида деятельности (например, для решения математических задач, литературного творчества и т. п.);

2) мультифакторные теории (Л.Тёрстон, Дж.Гилфорд и др.), отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия, ассоциативная память и др.). Как бы ни совершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий.

 

Билет 2. Вклад Ф.Гальтона, В.Штерна и основные статистические методы при исследовании индивидуальных различий.

Переход генетического метода в психологию

Ф. Гальтон (1822-1911)

Его вклад:

1. применил принципы эволюционной теории Дарвина к человеку, его психологическим характеристикам

Пример: естественный отбор – шизофреников мало, все функции ведут к приспособлению, принцип изменчивости)

2. ввел тестирование, в том числе аппаратурное (цветовые таблицы)

3. генеалогический метод в психологии (как передаются способности)

4. близнецовые исследования как самостоятельный метод и отдельное направление (сходство, связанное со способностями)

80-ые, Гальтон – тесты сенсорных способностей

 

В.Штерн (1871-1938)

1900г. статья «О психологии индивидуальных различий» - психологи должны не только изучать характеристики, но и то, как они отличаются у разных людей для реализации теории на практике. Высокая теория должна стремиться к прикладному применению.

1911г. – учебник «Дифференциальная психология»

 

Ф.Гальтон был одним из первых, кто увидел в эволюционной теории множество перспектив, касающихся человека и психологии. В 1865 году Ф.Гальтон опубликовал статью, в которой он обосновывал идею наследственности таланта и возможности улучшения человеческой природы, путем размножения одаренных людей.

С именем Ф.Гальтона связано создание методического арсенала генетики поведения - от схем экспериментального исследования до методов математического анализа данных.

Для исследования закономерностей наследственности и изменчивости Ф.Гальтоном были разработаны основы вариационной статистики, в том числе ряд важных статистических методов, которые используются до сих пор (например, регрессионный и корреляционный анализ).

Одной из заслуг Ф.Гальтона можно считать его идею об использовании близнецов для выяснения роли наследственности. В дальнейшем это привело к разработке близнецового метода, который и в наши дни является одним из основных при изучении влияний наследственности и среды на формирование индивидуальных различий.

Именно Ф.Гальтон первым применил основной методический прием, которым генетики поведения человека пользуются и сегодня. Согласно Ф.Гальтону, чтобы оценить влияние наследственности на психологические характеристики, необходимо как можно более точно количественно оценить эти характеристики и затем сопоставить оценки у людей с известной степенью родства (у близнецов, родителей и детей и т.д.).

Для решения поставленных задач Ф.Гальтон разрабатывал и методы измерения психических функций человека (острота ощущений, время реакции и т.д.), которые служили для оценки индивидуальных различий между людьми. Например, им был создан специальный свисток (свисток Гальтона) для определения верхнего порога слуха. Эти исследования Ф.Гальтона заложили основы психологии индивидуальных различий и психометрики.

 

Статистические методы - это приемы прикладной математики, используемые психологией для повышения объективности и достоверности получаемых данных, для обработки экспериментальных результатов.

Идея корреляционного анализа родилась из попыток Ф. Гальтона исследовать закономерности наследования детьми психологических и физических признаков своих родителей. Им было разработано несколько вариантов факторного анализа для изучения интеллектуальных способностей, ряд методов был предложен специально для проверки вновь создаваемых тестов.

 

Сейчас выделяют несколько направлений использования статистических методов в психологии:

а) описательная статистика, включающая группировку, классификацию, графическое представление данных;

б) теория статистического вывода, используемая для предсказания результата по данным обследования выборок;

в) теория планирования экспериментов, служащая для обнаружения и проверки причинных связей между переменными.

 

Обычно используют следующие приемы статистического анализа:

1. Дисперсионный анализ позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей. Для некоторых исследовательских и практических задач именно дисперсия дает основную информацию.

2. Важное место отводится выявлению корреляций между психологическими свойствами, с одной стороны, физиологическими и биохимическими - с другой. Корреляционный анализ удостоверяет наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными. При этом подтверждается одновременность проявления этих признаков, но вовсе не их причинная обусловленность.

3. Факторный анализ - это группа методов, предназначенных для определения свойств, которые нельзя наблюдать и измерять непосредственно. Задача факторного анализа в том, чтобы уменьшить количество переменных, свести все их многообразие к нескольким общим факторам. В том случае, если по результатам подсчета коэффициентов корреляции прослеживаются особо плотные связи между несколькими показателями (корреляционные плеяды), можно предположить, что за ними стоит общий фактор - переменная более высокого уровня обобщения. Факторные модели используются сейчас везде, но особенно популярны в психологии личности и интеллекта. Чтобы использовать методы статистического анализа, нужно быть уверенным в нормальности распределения изучаемого качества; но даже и при этом условии существует вероятность того, что полученные результаты окажутся случайными. Эта вероятность называется «уровнем значимости».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...