Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поборники прогресса перед судом инквизиции

В.К.Ланчиков

 

СЕМЬ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАИМСТВОВАНИЙ

 

(Цитаты с комментариями)

 

 

Хороший тон требует вставлять в статьи на подобную тему оговорку: «Я не против иноязычных заимствований, но…» («Я не ханжа, но…») и дальше перечислять, какие заимствования, по мнению пишущего, всё же имеют право прописки. Обычно это отделение овец от козлищ подчиняется простой закономерности: чем дольше существует слово в русском языке, тем более весомыми признаются его права.

Это понятно: со временем значение слова делается определённее, графический и звуковой облик привычнее, стилистическая окраска отчётливее. В книге «Живой как жизнь» К.И.Чуковский писал:

 

Прохожу как-то в Ленинграде по улице Зодчего Росси (это было в 20-х годах) и слышу, как один из юных маляров спрашивает у другого, постарше: что это такое за зодчий?

– Зодчий, – задумался тот, – это по-русски сказать: архитектор.

Было ясно, что русское зодчий звучит для обоих чужим звуком, а иностранное (с греческим корнем и латинским окончанием) архитектор воспринимается как русское.

 

Но вот под влиянием английского словоупотребления слово «архитектор» начинает всё чаще и чаще использоваться метафорически: «архитектор Перестройки», «архитектор концепции». В каком-то кинопереводе мелькнуло даже: «Человек – архитектор своей судьбы». Интересно, как оценил бы такой перевод юный маляр, упомянутый Чуковским. Вряд ли как естественный. По крайней мере, переводчица трагедии У. Шекспира «Тит Андроник» А.И.Курошева передала это слово, не прибегая к формально близкому эквиваленту:

 

Of this was Tamora delivered,

The issue of an irreligious Moor,

Chief architect and plotter of these woes.

 

Им разрешилась Тамора; он ею

От мавра нечестивого рожден,

Зачинщика, творца всех этих бедствий.

Дело прояснится, если обратиться к словарным определениям “architect” и «архитектор». У английского слова – в отличие от русского – от частого употребления в качестве метафоры появилось ещё одно, переносное значение, отмеченное, например, в Оксфордском словаре английского языка: “One who so plans, devises, contrives, or constructs, as to achieve a desired result (especially when the result may be viewed figuratively as an edifice); a builder-up”.

О подобных случаях говорил несколько лет назад заместитель директора Института русского языка АН РФ Л.П. Крысин, сетуя на язык СМИ:

 

Такая иной раз несётся с экрана безграмотность – уши вянут (…) Как может «шокировать» убийство? Да откройте вы словарь, он растолкует разницу между «шоком» и «шокировать». «Монстр» означает в русском языке «урод, чудовище». «Монстры балета», «монстры кино» – это же бездумная калька с английского.[1]

 

(Кстати, по английской же выкройке перелицована и семантика вышеупомянутого «шокировать». “She was shocked by her daughter’s behaviour” вполне можно перевести: «Её шокировало поведение дочери», но “She was shocked by her daughter’s death”…).

«Архитектор», «шокировать», «монстр» заимствования давние, поэтому в шумных спорах об уместности лексического импорта о незаметных сдвигах в их семантике вспоминают редко. Но такие переосмысления привычных слов при некотором упрощении можно приравнять к повторному заимствованию, причём заимствованию, мешающему нормальному общению, поскольку собеседники могут вкладывать в одно и то же слово разный смысл: на «монстра», упомянутого в похвалу («монстр перевода»), иной может и обидеться.

Это лишь одна из сторон вопроса о заимствованиях. Таких сторон множество. Большинство споров вокруг этой темы производят удручающее впечатление именно потому, что предмет спора, конкретная сторона вопроса не обозначены со всей отчётливостью. Заимствования вообще? Или только лексические? Или грамматические? Или изменения в семантике уже употребительных слов под влиянием их иноязычных двойников (вроде этих самых «монстров»)?

Набор доводов в подобных спорах не слишком разнообразен. Очень часто это просто ворох штампов, повторяемых для того, чтобы придать внушительность собственным вкусовым предпочтениям. Ну, а где штампы, там и предрассудки, и неудивительно, что кое-какие мнения на эту тему не соответствуют фактам.

В этой статье я не предлагаю никаких новых подходов к заявленной теме. Мне просто хотелось обратить внимание на некоторые доводы, часто мелькающие в спорах о лексических заимствованиях, и, сопоставив их с фактами, заставить читателя задуматься: а так ли уж эти доводы бесспорны?

Умышленно не привожу источники примеров из современных средств массовой информации: обойдёмся без политических и идеологических ярлыков.

 

Я не кошка, я киска»

Из недавних наблюдений. В мае этого года, когда в Москве, Туле и ещё ряде городов произошло аварийное отключение электричества, журналисты многих изданий, телеканалов и радиостанций сообщили о «блэкауте».

Когда несколько лет назад подобное происшествие приключилось в Нью-Йорке, журналисты, описывая его, обошлись более употребительными русскими словами.

Так же обстояло дело в 1998 году, когда тогдашнее российское правительство объявило «дефолт». Не первый случай в истории человечества, когда страна или компания извещает о своей финансовой несостоятельности, однако в сообщениях о зарубежных событиях такого рода происшедшее обычно описывалось яснее.

Вспомним, что «секьюрити», «секондхэнд», «ресепшен» и прочие «стартапы» и «хэндауты» тоже обозначают понятия, имеющие наименования на языке родных осин, и переводчики при описании инокультурной среды без труда этими русским наименованиями пользуются.

Сногсшибательный парадокс: инокультурная реальность поддаётся описанию без привлечения заимствованных слов, а описание реальности отечественной непременно их требует!

Кое-что станет яснее, если присмотреться к одной особенности употребления этих слов в современном обиходе.

В 1910 г. видный русский юрист П.С. Пороховщиков (Сергеич) в своей классической работе «Искусство речи на суде» писал:

 

В устах неразвитого или небрежного человека синонимы (…) служат к затемнению его мыслей. Этот недостаток часто встречается у нас наряду с пристрастием к галлицизмам; русское слово употребляется рядом с иностранным синонимом, причём чужестранец получает первое место. Вот два отрывка из речи учёного юриста в Государственной думе: «Наказание, которое фиксируется, намечается судом..», – «общество, в отличие от отдельного человека, обладает гораздо большим материальным достатком, а потому и может себе позволить роскошь гуманности и человечности».[2]

 

В таком расположении (заимствование – русское слово) всё же есть известная логика: второе слово выступает как словарное определение первого. Сказал – пояснил.

Наблюдение за языком СМИ показывает, что сегодня при подобном употреблении синонимов этот порядок изменился:

 

§ Это осознаётся как исключение, как ситуация эксклюзивная.

 

§ Как по-вашему, говорит ли что-нибудь о политике его словарный запас, вокабуляр?

 

§ Хочется надеяться, что новое руководство, новый менеджмент телеканала найдет общий язык с журналистами.

 

§ Я подхожу к этому с отбором, с фильтрацией.

 

§ Я бы дорого отдал, чтобы была какая-то прозрачность, транспарентность.

 

§ В России может произойти крах, коллапс центрального правительства.

 

§ Надо лишить его депутатской неприкосновенности, иммунитета.

 

§ Но в подобных вопросах берлинцы и берлинки терпимее и толерантнее прочих. [3]

 

И даже:

 

§ У них в уме происходит феномен перевёртывания, инверсии.

 

Может быть, говорящие и пишущие считают, что сочетания «словарный запас» или «депутатская неприкосновенность» недостаточно понятны аудитории и требуют пояснения при помощи «вокабуляра» и «иммунитета»? Или причина в том, что они больше заботятся не о внятности мысли, а о солидности собственного речевого образа? Я склоняюсь ко второму объяснению. По крайней мере, в подобных случаях мне всегда вспоминается герой рассказа Саши Чёрного «Штабс-капитанская сласть»:

 

Обиделся штабс-капитан, пальцем с амбицией помахал:

– Обалдуй ты корявый, разницы не знаешь. Пьяницы это из нижних чинов, а из офицерского звания – алкоголики.

 

Всё сказанное наводит на мысль, что распространённое мнение, будто лексические заимствования всегда вызваны переносом в отечественную культуру инокультурных реалий, не совсем справедливо. Немалая часть заимствований – попросту следствие опасений говорящего, как бы его к «нижним чинам» не причислили.

Если бы дело было только в этом, можно было бы сойтись на том, что «о вкусах не спорят», и закончить разговор. Но вот ещё одна подборка высказываний:

 

· Ходят слухи о время от времени повторяющихся случаях холеры. Врачи для утешения умирающих называют её спорадическою – и успокаиваются сами, полагая, что учёным словом всё изъяснили и поправили; но люди умирают. (А.В. Никитенко, из дневника, 1847)

 

· Мир, созданный Кетлинской, не поддавался войне. Не Вера Кетлинская придумала слово «дистрофия», например. Но могла бы придумать. Именно с помощью таких лёгких изменений имён и мог существовать её дневной, без признака теней, мир. Назови голодающего дистрофиком – и всё уже пристойно. Принимает даже научный характер. (Е.Л.Шварц, из дневника, 1955)

 

· Ведь вы не желаете быть только подругой господина Икса? Позвольте мне римский термин? Его конкубиной… По-русски это звучит гораздо хуже. (П.Д. Боборыкин, «Труп», 1892)

 

· Какие у него хорошенькие вещи! И весь он такой «шикозный»! Явись он к ним, в институт, к какой-нибудь «девице», его бы сразу стали обожать полкласса и никто не поверил бы, что он только «землемер». Она не хочет его так называть даже мысленно.

«Не землемер, а учёный таксатор» (П.Д. Боборыкин, «Василий Тёркин», 1892)

 

· Учение Лютера пришлось по вкусу именно влиятельным князьям и курфюрстам. В припадке религиозного фанатизма курфюрсты позакрывали все монастыри, а имущество монастырское и земли секуляризировали.

– Послушайте, – возражали монахи, – зачем вы отнимаете у нам наше добро?

– Мы не отнимаем, – оправдывались курфюрсты, – а секуляризируем.

– А, тогда другое дело, – говорили успокоенные монахи. (А.Т. Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”», 1910)

 

Одна из особенностей заимствованного слова – непрозрачность его внутренней формы для носителей принимающего языка. «Землемер», как подсказывает корень слова, – это тот, кто меряет землю: не Бог весть какое благородное занятие. Чем занимается «таксатор»? Неясность корневой основы будоражит воображение, и оно украшает прозаическую профессию дополнительными подробностями самого «престижного» свойства (отблеск «престижности» заимствованной словесной оболочки). «Руководство», понятное дело, руководит. А «менеджмент»? Видимо, область его деятельности шире, чем у «руководства» – иначе для чего было заимствовать слово? Понятия утрачивают отчётливость, косметически облагораживаются, окутываются зыбкой многозначительностью, что позволяет говорящему воздействовать на сознание аудитории так, как ему выгодно. Так что при некоторой сноровке заимствования становятся надёжным средством речевой демагогии.

Достаточно напомнить, что произошло в начале ХХ века со словом «экспроприация», которое в словаре В.И. Даля поначалу определялось как «выкуп в казну или на общественные нужды частных недвижимых имуществ; понудительный выкуп, уступка; отчуждение собины» (то есть имущества, пожитков, достояния). Когда для обозначения известного рода деятельности был выбран термин «революционная экспроприация», в таком выборе ясно чувствовалась забота если не о «престижности», то хотя бы о благообразии. Грабёж преподносился как «отчуждение имущества на общественные нужды». Так что в 1909 году редактору нового издания словаря Даля И.А. Бодуэну де Куртенэ пришлось добавить в статью «экспроприация» ещё одно значение: «насильственное лишение собственности, грабёж, воровство».[4]

Ещё один пример. Сегодня частенько можно услышать, что нормальное развитие общества «в этой стране» невозможно, пока на смену слову «терпимость» не придёт «толерантность». Объясняют это тем, что «толерантность» – более широкая категория, которая русской национальной психологии была-де до сих пор не свойственна: у слова «терпимость» тот же корень, что у глагола «терпеть», то есть нехотя с чем-то примиряться, а «толерантность» означает готовность принять чужие мнения, обычаи, образ мысли. Жаль только, что сторонники этого взгляда забывают указать на первоисточник слова «толерантность» – латинский глагол “tolerare”, имеющий значение «переносить, терпеть, выдерживать». Так что этимологические ссылки в данном случае мало что доказывают, и делать на их основании выводы об особенностях национальной психологии – по меньшей мере легкомыслие.

Кроме того, поборники «толерантности» то ли не знают, то ли умалчивают о том, что в русской литературе XIX века слова «толерантный», «толерировать» встречаются почти исключительно в речи сатирических персонажей – не истинных либералов, а деятелей, склонных к либеральному краснобайству: салонный болтун Тебеньков в щедринских «Благонамеренных речах», генерал Бодростин в романе Н.С. Лескова «На ножах», фон Лембке в «Бесах» Ф.М. Достоевского («Я не могу относиться толерантно, когда он при людях и в моем присутствии утверждает, что правительство нарочно опаивает народ водкой, чтоб его абрютировать и тем удержать от восстания»).

Демагогические возможности заимствований позволило думским языкотворцам несколько лет назад придать глаголу «секвестировать (бюджет)» значение «сокращать, урезать», что привело к появлению ещё одного «ложного друга переводчика». О нём в своё время писала М. Берди в статье “Beware Those False Friends”.[5] В самом деле: в английском языке есть глагол “to sequester”. Но использовать его, например, при переводе фразы: «Имеем ли мы право сегодня секвестировать образование, культуру, медицину?» никак невозможно: значение английского глагола – “to set apart, to segregate, to hide from sight,” или “to confiscate, to seize, to impound property,” или “to take and hold (property) by judicial authority, for safekeeping or as security, until a legal dispute is resolved.” Последние два значения совпадают со словарными определениями русского глагола «секвестировать». (Глагол «секвестровать» встречается уже в cловаре Даля с толкованием: «задержать, взять под присмотр»).

Так при чём здесь «сокращение»? Какие семантические процессы могли привести к возникновению у этого слова в русском языке нового значения, столь далёкого от первоначального? Скорее всего, тот процесс, который со всей прямотой описал Шалтай-Болтай в кэрролловской «Алисе в Зазеркалье»:

 

– Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, – сказал Шалтай презрительно.

– Вопрос в том, подчинится ли оно вам, – сказала Алиса.

– Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, – сказал Шалтай-Болтай. – Вот в чём вопрос! (Пер. Н.М. Демуровой)

 

«Сокращение бюджета» звучит слишком недвусмысленно и не спасает говорящего от досадных вопросов вроде: «С какой стати? На каком основании?». «Секвестирование» удобно тем, что из-за неясности внутренней формы как бы заключает в себе эти основания («Мы не отнимаем, а секуляризируем»). А что это за основания, озадаченный обыватель допытываться не станет: кому охота показывать свою необразованность? («– А, тогда другое дело, – говорили успокоенные монахи»).

 

Спикаю помаленьку»

То, что ловкую подмену значения заметили именно переводчики, неслучайно. Работая над этой статьёй, я на скорую руку проделал незамысловатый эксперимент: попросил пятерых переводчиков, профессиональные навыки которых ни у кого сомнений не вызывают, перевести на английский фразу: «Давайте мыслить в аналитической парадигме» (как и все примеры в этой статье, взятую из невыдуманного текста). Кое-кто из опрошенных, естественно осведомился о коммуникативной ситуации, о контексте, но я умышленно не дал никаких уточнений. В результате трое перевели эту фразу как: “Let’s think analytically”, “Let’s be analytical”, четвёртый – как: “Let us think in analytical universes”, пятая – как: “Let us use an/the analytical paradigm (when/for considering X)”. Я просил двух последних оценить вариант “Let’s think analytically”. Четвёртый переводчик признался, что «это первое, что пришло в голову», но он предложил именно “analytical universes,” чтобы передать «нелепость» русской фразы. Пятая переводчица тоже согласилась с правомерностью самого простого варианта, однако ей было неясно (в отсутствии контекста), насколько существенно слово «парадигма».

Зная контекст, могу утверждать, что этот словесный фейерверк затеян ради нехитрой мысли: «Давайте рассуждать логически».

Надо признать, что эксперимент был проведён не совсем чисто: следовало бы увеличить количество опрашиваемых, оговорить, каким видом перевода они занимаются по преимуществу, какой из двух языков для каждого родной, подсказать им, предназначена ли эта фраза для письменного или устного воспроизведения и пр. И всё же самый общий вывод едва ли изменился бы: переводчик передаёт в первую очередь смысл, словесные маски и гримаски воспроизводятся лишь в той мере, в какой они этот смысл не затемняют. И вывод этот позволяет опровергнуть второе распространённое заблуждение – что в засилии заимствований виноваты переводчики. С этим мнением можно было бы согласиться, но при одном уточнении: переводчики-дилетанты, переводчики-халтурщики. То есть те, кого «переводчиками» можно назвать только от безмерной широты души. Этим действительно ничего не стоит ввернуть в киноперевод: «Смотри не электрокутируй (electrocute) себя» или сообщить в рекламе о долгожданном пришествии «ультимативных (ultimate) подвесных потолков».

В истории бывали случаи, когда стремление переводчиков к ясности смысла приводило к трагическому исходу:

 

Интересен рассказ Вебера о переводчике [начала XVIII века – В.Л.] Волкове, который покончил жизнь самоубийством, отчаявшись перевести на русский язык французские технические выражения по садоводству (из “Le jardinage” de Quintiny). [6]

 

И разве стали бы переводчики-профессионалы плодить себе всё новых «ложных друзей», число которых в русском языке растёт день ото дня? Кому-кому, а уж переводчикам известно, что «киллер» – это не “killer”, а в крайнем случае “contract killer,” чаще же “assassin, hitman,”[7] что «рэкет» – это не “racket”, а “protection racket” или “extortion,” что «тинейджер» далеко не всегда соответствует английскому “teenager” (которое означает “a person in his or her teens”, т.е. “the years 13 to 19 in a lifetime”: у нас восемнадцати-девятнадцатилетние молодые люди не так чтобы охотно относят себя к «тинейджерам»). Просмотрите значения слова “digger” во всех англоязчных словарях: на каком основании любители «экстремальных» променажей по канализации назвали себя «дигерами» (попутно породив ещё одного «ложного друга» переводчика) можно только гадать. Пример создания такого «ложного друга» прямо на наших глазах приводился в прошлом номере «Мостов»: «Конечно, такая форма выборов [в Государственную думу] – это не то же, что американские “primaries”, но давайте всё-таки называть их “праймериз”». У Шалтая-Болтая нашлось много последователей.

Отважусь предположить, что неумеренное внедрение и использование заимствований часто говорит попросту о плохом знании иностранного языка. Это не такой парадокс, как может показаться. Социолингвисты отмечают, что желание человека засвидетельствовать свою принадлежность к некой социальной группе выражается в частом использовании речевых особенностей этой группы. Журналист, силясь поразить читателя осведомлённостью о предмете своей статьи, бесперечь щеголяет терминологией и профессиональным жаргоном (жаргон – самое интимное в языке каждого замкнутого языкового коллектива: это диалект «посвящённых в таинства»). И чем меньше надежды доказать эту осведомлённость, тем судорожнее хватания за каждое словечко из лексикона людей действительно осведомлённых.

Сказанное о языке социальных групп можно отнести и к иностранным языкам. Переводчику – настоящему переводчику – нет нужды лишний раз доказывать, что он с иностранным языком «на ты»: он доказывает это своей работой. Ну а к услугам человека, который связной иностранной речью владеет не очень уверенно, но во что бы то ни стало желает сойти за чуть ли не за билингва, имеются россыпи отдельных слов, которыми можно с истинно брайтон-бичским шиком усыпать речь, кокетливо делая вид, что забыл соответствующее русское слово. [8]

Для удовлетворения этой потребности у литературных, театральных и кинокритиков выработался штамп, который, должно быть, заметили переводчики. Рассуждая о переводном произведении, пишущий как бы между прочим приводит буквальный перевод его заглавия или какого-нибудь выражения из него и тем самым возносит себя над читательско-зрительской чернью, принявшей было на веру опубликованный перевод.

Пишется так:

 

Эта сравнительно «свежая» картина [«Крепкий орешек»], ставшая бестселлером в Соединённых Штатах года назад и уверенно собирающая зрителей у нас, на самом деле [курсив мой – В.Л.] называется «Дай хард», что в дословном переводе значит «Умри тяжело», а по смыслу совет не сдаваться.

 

В издании, откуда взят этот пример, каждой рецензии отведено три-четыре десятка строк в узкой колонке. Понятно, что при таком ограничении объёма приходится писать лишь о самом главном. К этому самому главному автор рецензии относит ошарашивающее утверждение, что в английском языке пожелание тяжёлой смерти равнозначно совету не сдаваться. Может быть, пишущий углядел в переводе названия смысловую ошибку и решил её поправить? Невразумительная вышла поправка. Всё равно лучше, чем у переводчика, не получилось, и читателям остаётся лишь порадоваться известию, что рецензент знает английские слова “die” и “hard”.

Исправление «ошибок» переводчиков подчас принимает более утончённые формы. Известный роман Т.Капоте в переводе В.П.Голышева носит название «Завтрак у Тиффани». Журналист центральной газеты спешит уточнить: «Завтрак у Tiffany». И чувствуется, подвернись ему под руку Диккенс, мы услышали бы о романе «Торговый дом Domby & Son».

 

 

Грехи господина Вольтера

 

«Желание быть испанцем» (по выражению Козьмы Пруткова) – лишь одна из причин такого перебора. Вот ещё одна. Раз на занятиях по переводу я обратил внимание студентов на то, как свежезаимствованные слова вытесняют не только исконную лексику, но и заимствованные же единицы, и привёл в пример «прайс-лист», пришедший на смену немецкому «прейскуранту». Один студент заметил: «А для меня “прейскурант” – это что-то из застойного советского прошлого». (Студент, кстати сказать, очень способный, впоследствии ставший отличным переводчиком).

Для справки: омар никогда не был дежурным блюдом на столе советских граждан, и его переименование в «лобстера» вызвано не желанием порвать с советским прошлым. И, если мне не изменяет память, в кегельбанах тогда тоже каждый вечер не проводили, так что в «боулинги» их переименовали не из отвращения к тоталитарному режиму.

Из чего видно, что фига в сторону Советской власти на самом деле предназначается тому, что ей предшествовало. Ведь заведения, именуемые «кегельбаны», были известны в России по крайней мере с 60-х годов XIX века. «Омары» памятны всякому, кто ещё не забыл школьный курс русской литературы. С XIX же века существовал в русском языке «прейскурант». И, не собираясь вступать в спор с внедрителями термина «нэйминг бренда», хочу всё же напомнить, что обычай присваивать товару наименование тоже не большевики придумали.

А недавно от одного молодого человека (уже не «тинейджера», но ещё “teenager’a”) мне случилось услышать прямо-таки душераздирающую историю заимствований: оказывается, при Советской власти все они были чуть ли не под запретом, и лишь в наше время…

Мнению юного знатока не разделял известный языковед М.А. Селищев, писавший в 1926 г.:

 

Слова иноязычного происхождения испещряют речь революционных деятелей иногда без необходимости, при наличии соответствующих русских терминов.[9]

 

Да и князь С.М.Волконский писал об «убийственной страсти к иностранным словам, которой одержимы эресефесеровские люди».

 

О «великий, могучий, правдивый, свободный русский язык»! Не велик уже, потому что испошлился; не могуч, ибо ослабевает, раз прибегает к чужим языкам за помощью; не правдив, когда черпает не из корней своего духа; не свободен, когда во власти внешнего лоска, а не внутренней культуры… (С.М. Волконский, «Родина», 1923)

 

Или – свидетельство переводчика Н.М. Любимова в воспоминаниях, где описываются события 1920-х годов:

 

Один из перемышльских деятелей, Колодочкин, подобно многим другим «комиссарам» любил иностранные слова, но и у него охота до них была смертная, а участь горькая. Он поизносил их на свой лад, и вместо «парадокс» у него получалось «прадакокс». И, конечно, не только Колодочкин, но решительно все власть имущие «константировали» тот или иной факт. (Н.М. Любимов, «Родники», 1978)

 

Но всё же неловко поправлять одного известного, уважаемого переводчика, когда он печатно утверждает, что слово «контингент» это «НКВДэшный coinage» (сиречь «неологизм»). На самом деле «контингент» (как военный термин) появился в русском языке не позднее 1735 г., когда НКВД, помнится, ещё не существовал.[10] В XIX веке это слово используется уже в более широком значении (так частенько употреблял его, например М.Е. Салтыков-Щедрин. Не брезговали им Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, В.О.Ключевский, Н.И.Костомаров и другие писатели и историки).

Из этой разноголосицы явствует, что для многих «советский» стало таким же обобщённо-ругательным обозначением, как в былые времена «вольтерьянец». («То есть крынка молока у бабы скиснет, – всё господин Вóльтер виноват!» – как говорит герой Достоевского). Подход, мягко выражаясь, не лингвистический.

Корни этой мифологии следует, наверно, искать в донельзя упрощённых представлениях об истории русского языка. Было-де уныло монотонное «совковое» время, а потом наступила свобода. И всё. До этого по земле ходили мамонты. При таком удобном делении на чёрное и белое (какой цвет к какому периоду отнести, каждый выбирает по вкусу) легко оправдать собственные эстетические пристрастия, приклеив к нелюбимому слову ярлык нелюбимого цвета. Сегодня в ходу заимствования – значит соответствующая русская лексика «совковая».

На самом деле, как видно из свидетельств Селищева, Волконского и Любимова (список можно продолжить), отношение к заимствованиям менялось и за годы Советской власти, не говоря уже о том, что предшествовало 1917 году. Поэтому взгляд, согласно которому принятие/неприятие заимствований имеет идеологическое основание, я бы отнёс к третьему заблуждению.

Заблуждение это опасно в первую очередь для тех, кто его разделяет. Журналист пишет:

 

[Иноязычные] медийные термины стали органичной частью обыденного языка людей, в силу своей профессиональной деятельности весьма далёких от рекламы (…) Любящий меткое слово русский народ уже успел не только полюбить эти термины, но и придать им свой смысл. А призывы почвенников «говорить по-русски», похоже, так и не будут услышаны. Ибо нет чёткой грани между медийным языком и русским, и звать переводчика нет необходимости.

 

Можно было бы возразить, что не дело судить обо всём русском народе по людям, проживающим в пределах Московской кольцевой автодороги. Но меня больше занимает утверждение, что призывы «говорить по-русски» исходят от «почвенников».

Для сравнения:

 

Будем благодарны за то, что иностранные термины звучат на нашем языке весьма благозвучно. Если представить себе, что мы начнём изымать из нашего языка иностранные слова, то когда и на чём мы остановимся? (…) Логически рассуждая, пришлось бы далее отказаться от любого института, который мы заимствуем из-за рубежа вместе с соответствующим иностранным термином (…) Если заимствованный из иностранного языка термин укоренился у нас и хорошо звучит, мы должны только радоваться пополнению нашего словарного запаса.

 

Мысль как будто бы сходная. Кто её высказал?

Адольф Гитлер.[11] И если опуститься до двумерной журналистской логики («против заимствований – значит почвенник»), легко вообразить, какие политические взгляды можно было бы приписать поборнику импортных «медийных терминов» на основании этой цитаты.

Зато А.И. Герцен по той же логике – несомненный «почвенник»:

 

Наши чины немецкие, их даже не потрудились перевести на русский язык: коллежские регистраторы, канцеляристы, актуариусы, экзекуторы – всё это остаётся, чтобы поражать слух крестьян и возвеличивать достоинство разных писарей и других конюхов бюрократии (А.И.Герцен, «Пролегомена», 1867)

 

«Мэры», «спикеры», «омбудсмены»… Кто говорит, что мы не чтим вековые традиции?

 

Чья деревня глобальнее

 

В спорах о языковых заимствованиях почти неизбежно звучит слово «глобализация». «Чего вы хотите? Глобализация!» Одни произносят это с торжествующей улыбкой, другие – таким тоном, каким в старинных мелодрамах врач у постели больного объявлял: «Медицина бессильна!».

Не стану касаться глобализации экономики – об этом пусть рассуждают специалисты. Но что до языка, культуры, тут я всё же осмелюсь высказать некоторые соображения.

Прежде всего, следует вспомнить, что корень слова «глобализация» тот же, что у латинского “globus”, «шар» – имеется в виду, разумеется, Земной шар. Естественно предположить, что речь идёт о процессе, к которому в равной или почти в равной степени причастны все страны мира или хотя бы их большинство.

Что ж, предположим – и обратимся к фактам.

Журналист объясняет: «Слово “интерактивный”– это от английского “interactive”». Даже самый снисходительный слушатель едва ли сочтёт эту справку объяснением. Казалось бы, упоминание латинских морфологических слагаемых слова – “inter” и “activ(us)” – поможет лучше раскрыть суть явления. Но кому нужна какая-то замшелая латынь? И журналист хватается не за то, что лучше объясняет, а за то, что ближе лежит.

Ещё пример такого близкохватства. Некий политолог на упрёк радиослушателя, что и сам он и другие гости программы злоупотребляют словами вроде «омбудсмен», оправдывается: «Мы говорим “омбудсмен”, чтобы подчеркнуть свою европейскость».

“Ombudsman” («парламентский уполномоченный, чиновник, назначенный парламентом, чтобы служить посредником между гражданами и официальными властями; уполномоченный по правам человека»[12]) – слово шведское. Этот пост существует в Швеции с 1809 года. Британский парламент ввёл его в 1967 году. Однако в произношении и написании этого слова отечественные заимствователи пошли не за шведским языком («омбудсм а н»), а за английским («омбудсм е н»). Если вспомнить, что и Швеция – страна, некоторым образом, европейская, доводы поборников «европейскости», по-европейски выражаясь, «не держат воды» (do not hold water).

К культуре стран Азии нас тоже стали приобщать при посредстве английского языка. В нашем журнале уже шла речь о том, как система транскрипции японских слогов на кириллицу, разработанная в своё время выдающимся лингвистом Е.Д. Поливановым, постепенно оттесняется передачей звуковой и графической формы этих слов в соответствии с «хэпберновским стандартом» – транскрипцией на латиницу, предложенной американским миссионером Дж. Хэпберном[13] («Тошиба» вместо «Тосиба», «Фуджи» вместо «Фудзи», «тамагочи» вместо «тамаготи»). Кто-то действует так о невежеству, кто-то – из высоких идейных побуждений («СИ говорят только посольские и кэгэбешники» – позиция, описанная в предыдущем разделе настоящей статьи), кто-то – по привычке к этому самому близкохватству.

Даже отечественная реальность, как мы уже видели, описывается при помощи англоязычных заимствований едва ли не чаще, чем инокультурная. Английскими же словами заменяются слова, пришедшие в русский из других языков («омар»-«лобстер», «девиз», «лозунг»-«слоган», «экран»-«дисплей» и т.п.). Если на минуту отвлечься от заимствований, вводимых в русский язык путём транскрипции, можно упомянуть отечественных экранизаторов пьесы Горького «Дачники», выказавших недюжинную продвинутость: они назвали свой фильм «Летние люди», то есть буквально перевели название, под которым эта пьеса известна в англоязычных странах (“Summer People”). Не первый случай, когда кто-то прикрывает чужой оригинальностью безнадежное отсутствие своей собственной.

Особо усердные перениматели подхватывают даже заблуждения, отразившиеся в английском языке. Так происходит со словом «шизофрения» (в его переносном, нетерминологическом значении) и его производными. Характерные случаи:

 

§ Я уверен, что в скором времени эта свобода самовыражения будет тихо свернута. Раздвоение в головах избирателей будет носить временный характер, на следующих выборах Кремль не допустит никакой право-левой шизофрении.

 

§ В кастовом чувстве, чувстве избранности всегда есть элементы раздвоения личности, т.е. шизофрении (…) В истории России во времена Петра начинается период, который вполне можно образно назвать шизофреническим Произошло «раздвоение» Ивана на Иоганна и Ваньку.

 

Психиатрам, которых, вероятно, озадачит новаторское отождествление шизофрении и раздвоения личности, могу объяснить, что эта ошибка – следствие переосмысления злополучного слова по образцу английского “schizophrenia”, действительно употребляющегося в широком (непрофессиональном) обиходе в значении «раздвоенность, двойственность, внутренний разлад, противоречивость», например:

 

§ All his [P.White’s] best writing has a pioneer’s sense of endurance that appears in much of modern Australian fiction and an ominous feeling that is very European. This impression of two conflicting cultures made him often seem the most schizophrenic of writers and it was both his triumph and limitation. (The Guardian, Oct. 1,1990)

 

§ Those who look back with nostalgia at the gritty impenetrability of the Soviet era may regret some of the changes of the past decade, but there’s no doubt that Moscow is buzzing. Crisis or no crisis, the clubs, restaurants and bars are packed (and not just with tourists). One sign of this peculiar social schizophrenia is that retired doctors beg outside popular watering-holes while the capital’s gilded youth pursues its hedonistic search for pleasure inside. (The Independent, Nov. 6, 1999)

 

Английские и американские психиатры и журналисты нет-нет да и попытаются разъяснить, что это отождествление необоснованно:

 

After reading yet another reference in a newspaper to schizophrenia in the context of foreign relations (…), I feel as a mental health professional that there is a need to clarify this term. Schizophrenia is a mental disorder characterized by disorganized thought or speech, psychotic processes and auditory hallucinations. Although derived from the Greek word meaning “split mind”, schizophrenia is now defined as an entirely different disorder from “split personality”, which is now known as dissociated identity disorder.

Countries’ relations with one another may be contradictory, paradoxical or inconsistent, but they are not schizophrenic. Offhanded references to schizophrenia are disrespectful to those who suffer from this disorder. (The International Herald Tribune, March 28, 1997)

 

Русский язык до недавних пор этой ошибки избегал. Но кто устоит перед соблазном наступить на грабли, если это грабли импортного производства?

Итак, древность, современность, Европа, Азия, Россия – всё представлено в сознании российского обывателя одним языком: английским. Выходит, что под звучным словом «глобализация» в случае языка и культуры скрывается нечто иное, чем взаимное сближение народов. Между прочим, когда этого слова ещё и в помине не было, Махатма Ганди говорил: «Я хочу, чтобы в мой дом ворвались культуры всех народов. Но я против того, чтобы хоть одна из них сбила меня с ног».

Можно возразить, что слово «глобализация» применяется не к собственно языковому процессу, а к его причинам: при взаимном сближении экономических и политических систем английский просто выступает как удобный язык-посредник. Действительно, есть все основания говорить о выдвижении английского в число мировых язы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...