Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ассоцианистская теория обучения. Законы научения в классическом бихевиоризме.




Ассоцианистская теория обучения отводит повторению решающую роль. Ассоцианисты считают, что факт многократного появления одного представления вслед за другим служит достаточным основанием для возникновения связи между ними. Мыслительная активность, целенаправленность личности, волевое напряжение и т. д. — все это ассоцианистами не учитывается. По сути дела ассоцианизм рассматривает отчужденную от личности память, а не запоминающую личность. В связи с этим его интересует не содержательная деятельность, которая и является основой образования связей между представлениями, а лишь повторность появления представлений сама по себе.

Бихевиоризм, строго говоря, продолжает линию ассоцианизма, но к закону повторения добавляет закон подкрепления.

Функции повторения в учебном процессе лучше других вскрыты Э. Торндайком. Но и концепция самого Торндайка отводит повторению, теперь уже в содружестве с подкреплением, лишь функцию упрочения, закрепления реакции, ее связи с определенным стимулом.

В бихевиоризме происходит биологизация процесса научения, неучет качественных его своеобразий по сравнению с научением животных. Научение – приобретение опыта, который осуществляется за счет приобретения навыков.

Процесс учения, по Торндайку заключается в установлении определенной связи между стимулом и реакцией и упрочивание этих связей. Согласно Уотсону процесс учения можно свести к действию трех основных законов образования и закрепления соответствующих связей. Скорость образования связи зависит также от легкости различения стимула и доступности ответной реакции. Множество стимулов связано с множеством ответов по иерархии ассоциаций «стимул-реакция».

Закон эффекта – связь между стимулом и реакцией образовывается и закрепляется, если после правильной реакции человек или организм получает положительное подкрепление.

Закон повторяемости или упражняемости – связь тем прочнее, чем чаще временная последовательность стимула и соответствующей реакции.

Закон готовности указывает на зависимость скорости образования связи между стимулом и реакции от соответствия ее наличному состоянию субъекта (потребностному состоянию субъекта).

Принципы являются теми дополнительными условиями, которые способствуют образованию, закреплению и упрочиванию связи. Один из самых важных принципов - принцип переноса навыка. Второй принцип – знание результата. Третий принцип – скорость образования связи зависит от единства двух факторов: а) Легкость различения стимула; б) Доступность ответной реакции.

Когнитивная теория Дж. Брунера.

Освоение некоторого предмета включает три процесса, протекающих почти одновременно.

Первый из них — получение новой информации — часто противоречит или заменяет тот объем знаний, которым субъект явно или неявно владел прежде. Как минимум, новая информация их уточняет.

Второй аспект обучения можно определить как трансформацию знаний. Это процесс перестройки наличного знания, приспосабливающий последнее к решению новых задач. Мы учим анализировать информацию, обнаруживать в ней скрытые стороны, упорядочивать ее с целью экстраполяции, интерполяции или придания ей новой формы. К преобразованию относятся и такие способы обработки информации, которые позволяют выходить за ее пределы.

Третья сторона обучения— это проверка степени адекватности применяемых способов обращения с информацией, содержащейся в задаче. Правильно ли мы действовали, целесообразно ли выведенное нами обобщение, применима ли допущенная экстраполяция — таковы вопросы на которые в данном случае приходится давать ответ. Как правило, роль учителя при опенке такого рода оказывается решающей, однако во многих случаях Оценка осуществляется и на основе суждений о правдоподобии, если отсутствует возможность строгой проверки правильности наших действий.

Проблема обучения в гуманистической психологии (К. Роджерс).

С позиции гуманистической психологии каждому ребенку и человеку присуща потребность к саморазвитию, к самосовершенствованию. Поэтому неправомерно сводить научение лишь к внешним воздействиям. Обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку: кто-то ее воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогическая психология описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться.

Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения — это воспитательные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. Воспитательные отношения направлены на развитие человека как личности, т. е. на развитие его самовоспитания, самообразования, самообучения. В воспитательные отношения могут быть включены разнообразные средства: техника, искусство, природа. На основании этого различают такие типы воспитательных отношений, как «чел.-чел.», «чел.-кн.-чел.», «чел.-тех.-чел.», «чел.-иск.-чел.», «чел.-пр.-чел.».

В структуру воспитательных отношений входят два субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его ученик, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т. е. те, кто производит передачу и кто усваивает опыт поколений. Поэтому в педагогике различают суб.-суб. отношения. В целях лучшей передачи знаний, навыков, умений суб. воспитательных отношений используют, помимо слова, какие-то материализованные средства-объекты. Отношения между суб. и об. принято называть суб-об отношения. Воспитательные отношения — это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...