Педагогическая эрудиция и компетентность
Педагогическая эрудиция — важнейшее условие педагогического мастерства. Долго сам учись, если хочешь учить других, говорил Г.С. Сковорода. Эрудиция — ученость, начитанность, основательное знание предмета. Энциклопедичность знаний — ведущая характеристика эрудиции учителя, так как ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельности. Эрудиция достигается путем непрерывного образования и самообразования учителя. Источниками самообразования могут выступать книги, курсы, лектории, экскурсии, поездки, телепередачи, радиопередачи, периодика, театр, общение с людьми. К.Д. Ушинский считал, что учитель остается учителем до тех пор, пока учится. Для учителя как работника умственного труда существенными являются сформированные культура и техника умственного труда, которые предполагают следущие умения: ■ быть идеальным читателем, владеть разнообразными видами чтения (их свыше 60); ■ сформулировать информационный запрос; ■ работать в библиотеке, с библиотечными каталогами, ин оформить результаты изучения литературы в виде конспекта, тезисов, реферата, рецензии, аннотации и т.п.; ■ организовать свое время, составить программу самообразования; ■ систематизировать и организовывать личные библиотеки В структуре труда учителя можно выделить следующие составляющие: 1) профессиональные психологические и педагогические знания; 2) профессиональные педагогические умения; 3) профессиональные психологические позиции и установки учителя; 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.
Чтобы быть компетентным, педагог должен владеть следующими педагогическими умениями. Педагогические умения можно разделить на девять групп. Первая группа: ■ видение проблемы в педагогической ситуации и формулирование ее в виде педагогических задач, при постановке ■ изучение и преобразование педагогической ситуации; ■ конкретизация педагогических задач, принятие оптимального решения в любой создавшейся ситуации, предвидение близких и отдаленных результатов решения подобных Вторая группа: ■ умение работать с содержанием учебного материала; ■ способность к педагогическому истолкованию информации; ■ формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей; ■ изучение состояния психических функций учащихся, учет ■ умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса; ■ умение использовать сочетания форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя. Третья группа: соотнесение затруднений учащихся с недочетами в своей работе; • умение создавать планы развития своей педагогической деятельности; ■ осознание перспективы собственного профессионально ■ определение индивидуального стиля. ■ умение ставить разнообразные коммуникативные задачи, Пятая группа: ш умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
■ способность истолковывать и читать внутреннее состояние ■ умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью); ■ владение приемами риторики;
■ использование организующих воздействий по сравнению ■ преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации. Шестая группа: ■ умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии; ■ умение управлять своим эмоциональным состоянием, при ■ осознание собственных положительных возможностей ■ максимальное использование природных интеллектуальных данных. Седьмая группа: ■ определение характеристик знаний, полученных учащимися в период учебного года; ■ умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявить отдельные показатели обучаемости; ■ умение стимулировать готовность к самообучению и не Восьмая группа: ■ оценивание учителем воспитанности и воспитуемости ■ умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; ■ способность учителя увидеть личность ученика в целом, Девятая группа: ■ связана с интегральной, неотъемлемой способностью учителя оценить свой труд в целом, умение увидеть причинно-
Этапы развития педагогического профессионализма. 1. Владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов деятельности (учитель-профессионал). Использование в учительской практике, наряду с апробированными средствами, оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (учитель-новатор). 3. Умение учителя научно обоснованно оценивать эффективность возникающих у него новых идей и возможность передачи их другим учителям (учитель-исследователь) (Ю. К. Ба- банский). По результативности педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней деятельности: ■ репродуктивному, состоящему в том, что педагог умеет рассказать другим то, что знает сам; ■ адаптивному, состоящему в том, что педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; ■ локально-моделирующему, оостоящему в том, что педагог
■ предметно-моделирующему, состоящему в том, что педагог владеет стратегией формирования искомой системы ■ системно-моделирующему (включая и поведение): педагог Вершин профессиональной деятельности достигают люди, способные к самообразованию, самоорганизации и самоконтролю. Л.М. Митина описала два пути учителя в профессии (табл. 14.1). Гуманный педагог организует педагогическое взаимодействие с позиций интересов детей; имеет оптимистическую установку на возможности и перспективы каждого ребенка, уважает и поддерживает достоинство детей, принимает детей такими, какие они есть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|