Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая эрудиция и компетентность

Педагогическая эрудиция — важнейшее условие педагоги­ческого мастерства. Долго сам учись, если хочешь учить других, говорил Г.С. Сковорода. Эрудиция — ученость, начитанность, ос­новательное знание предмета. Энциклопедичность знаний — ве­дущая характеристика эрудиции учителя, так как ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельно­сти. Эрудиция достигается путем непрерывного образования и са­мообразования учителя. Источниками самообразования могут выступать книги, курсы, лектории, экскурсии, поездки, телепе­редачи, радиопередачи, периодика, театр, общение с людьми. К.Д. Ушинский считал, что учитель остается учителем до тех пор,

пока учится.

Для учителя как работника умственного труда существенны­ми являются сформированные культура и техника умственного труда, которые предполагают следущие умения:

быть идеальным читателем, владеть разнообразными ви­дами чтения (их свыше 60);

■ сформулировать информационный запрос;

■ работать в библиотеке, с библиотечными каталогами, ин­
формационными справочниками, с персональным компь­ютером;

оформить результаты изучения литературы в виде кон­спекта, тезисов, реферата, рецензии, аннотации и т.п.;

■ организовать свое время, составить программу самообра­зования;

■ систематизировать и организовывать личные библиотеки
и собранные материалы.

В структуре труда учителя можно выделить следующие со­ставляющие:

1) профессиональные психологические и педагогические зна­ния;

2) профессиональные педагогические умения;

3) профессиональные психологические позиции и установ­ки учителя;

4) личностные особенности, обеспечивающие овладение про­фессиональными знаниями и умениями.

Чтобы быть компетентным, педагог должен владеть следу­ющими педагогическими умениями.

Педагогические умения можно разделить на девять групп. Первая группа:

■ видение проблемы в педагогической ситуации и формули­рование ее в виде педагогических задач, при постановке
педагогической задачи ориентация на ученика как на ак­тивного участника учебно-воспитательного процесса;

■ изучение и преобразование педагогической ситуации;

■ конкретизация педагогических задач, принятие оптималь­ного решения в любой создавшейся ситуации, предвиде­ние близких и отдаленных результатов решения подобных
задач.

Вторая группа:

■ умение работать с содержанием учебного материала;

■ способность к педагогическому истолкованию информации;

■ формирование у школьников учебных и социальных уме­ний и навыков, осуществление межпредметных связей;

■ изучение состояния психических функций учащихся, учет
учебных возможностей школьников, предвидение типич­ных затруднений учащихся;

■ умение исходить из мотивации учащихся при планирова­нии и организации учебно-воспитательного процесса;

■ умение использовать сочетания форм обучения и воспита­ния, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя.

Третья группа:

соотнесение затруднений учащихся с недочетами в своей

работе; • умение создавать планы развития своей педагогической

деятельности;

■ осознание перспективы собственного профессионально­
го развития;

■ определение индивидуального стиля.
Четвертая группа:

■ умение ставить разнообразные коммуникативные задачи,
из которых самые главные — создание условий психоло­гической безопасности в общении и реализация внутрен­них резервов партнера по общению;

Пятая группа:

ш умение понять позицию другого в общении, проявить ин­терес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

■ способность истолковывать и читать внутреннее состояние
другого по нюансам поведения, владение средствами не­
вербального общения (мимика, жесты);

■ умение встать на точку зрения ученика и создать атмосфе­ру доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью);

■ владение приемами риторики;

 

■ использование организующих воздействий по сравнению
с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

■ преобладание демократического стиля в процессе препо­давания, умение с юмором отнестись к отдельным аспек­там педагогической ситуации.

Шестая группа:

■ умение удерживать устойчивую профессиональную пози­цию педагога, понимающего значимость своей профессии;

■ умение управлять своим эмоциональным состоянием, при­
давая ему конструктивный, а не разрушительный харак­тер;

■ осознание собственных положительных возможностей
и возможностей учащихся, способствующее упрочению
своей позитивной Я-концепции;

■ максимальное использование природных интеллектуаль­ных данных.

Седьмая группа:

■ определение характеристик знаний, полученных учащими­ся в период учебного года;

■ умение определять состояние деятельности, умений и на­выков, видов самоконтроля и самооценки в учебной дея­тельности в начале и в конце года;

умение выявить отдельные показатели обучаемости;

■ умение стимулировать готовность к самообучению и не­
прерывному образованию.

Восьмая группа:

■ оценивание учителем воспитанности и воспитуемости
школьников;

■ умение распознавать по поведению учащихся согласован­ность нравственных норм и убеждений школьников;

■ способность учителя увидеть личность ученика в целом,
взаимосвязь его мыслей и поступков, умение создавать ус­ловия для стимуляции слабо развитых черт личности.

Девятая группа:

■ связана с интегральной, неотъемлемой способностью учи­теля оценить свой труд в целом, умение увидеть причинно-
следственные связи между его задачами, целями, способами,
средствами, условиями, результатами. Педагогу необходимо
переходить от оценки отдельных педагогических умений
к оценке своего профессионализма, результативности своей
деятельности, от частного к целому (А.К. Маркова).

Этапы развития педагогического профессионализма.

1. Владение основами профессии, успешное применение из­вестных в науке и практике приемов деятельности (учи­тель-профессионал).

Использование в учительской практике, наряду с апроби­рованными средствами, оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (учитель-новатор).

3. Умение учителя научно обоснованно оценивать эффектив­ность возникающих у него новых идей и возможность пере­дачи их другим учителям (учитель-исследователь) (Ю. К. Ба-

банский). По результативности педагог может быть отнесен к одному

из следующих уровней деятельности:

репродуктивному, состоящему в том, что педагог умеет рас­сказать другим то, что знает сам;

адаптивному, состоящему в том, что педагог умеет приспо­собить свое сообщение к особенностям аудитории;

локально-моделирующему, оостоящему в том, что педагог
умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть ис­комый результат и создавать систему включения учащего­
ся в учебно-познавательную деятельность;

 

предметно-моделирующему, состоящему в том, что педа­гог владеет стратегией формирования искомой системы
знаний, навыков и умений учащихся не по отдельным раз­делам курса, как на предыдущем уровне, а по предмету в це­
лом;

системно-моделирующему (включая и поведение): педагог
владеет стратегиями превращения своего предмета в сред­ство формирования личности учащегося, его потребно­стей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии
(Н.В. Кузьмина).

Вершин профессиональной деятельности достигают люди, способные к самообразованию, самоорганизации и самоконт­ролю.

Л.М. Митина описала два пути учителя в профессии (табл. 14.1).

Гуманный педагог организует педагогическое взаимодействие с позиций интересов детей; имеет оптимистическую установку на возможности и перспективы каждого ребенка, уважает и под­держивает достоинство детей, принимает детей такими, какие они есть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...