Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Эмпирические исследования формирования познавательного интереса посредством несложных опытов с объектами природы у детей старшего дошкольного возраста




 

Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

 

Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 5 - 6 лет в количестве 24 человек, из них 11 девочек и 13 мальчиков.

Нами были использованы такие методы и приемы как беседа, наблюдение, анкетирование; были выбраны диагностические методики:

.   Выявление познавательного интереса к природоведческой деятельности. (Данная методика определяет направленность интереса детей).

2. Анкета для воспитателей "Изучение познавательных интересов" (В.С. Юркевича).

(Позволяет определить уровень развития любознательности, познавательной активности детей посредством наблюдений воспитателя).

3. Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой. (Позволяет определить уровень экологических знаний о предметах и объектах неживой природы).

I. Выявление познавательного интереса к природоведческой деятельности. Воспитатель кладет перед собой "Бланк ответов ребенка", который заполняет на имя ребенка.

Затем воспитатель предлагает ребенку сделать выбор из трех вариантов ответов, которые фиксирует в бланке.

Каждая ситуация подкрепляется соответствующими рисунками.

Первая ситуация - игровая деятельность:

"Представь себе, что ты пришел в группу, где дети играют в разные игры. Скажи, с кем бы ты хотел поиграть?"

 

С теми, кто играет в "Автовокзал" (вопрос для мальчиков) С теми, кто играет в строительные игры С теми, кто играет в "Зоопарк"
С теми, кто играет в "Семью" (вопрос для девочек)    

 

Ответ, выбранный ребенком, воспитатель фиксирует значком "+".

Вторая ситуация - изобразительная деятельность:

Представь, что я принесла тебе новые раскраски. Какую из них ты бы выбрал для раскрашивания?

 

С изображением животных С изображением игрушек С изображением детей
     

 

Ответ, выбранный ребенком, воспитатель фиксирует значком "+".

Третья ситуация - познавательная деятельность:

"Представь, что в книжном уголке появились новые книги. Какую из них ты хотел бы, чтобы тебе почитали?"

 

О мире животных или растениях О смешных приключениях детей Об интересных предметах
     

 

Ответ, выбранный ребенком, воспитатель фиксирует значком "+".

Четвертая ситуация - трудовая деятельность:

"Представь, что мы решили сделать генеральную уборку групповой комнаты и каждый выбирает себе дело по душе. Что бы ты хотел делать?"

 

Поухаживать за животными или растением Протереть игрушки Подклеить книги или смастерить поделку
     

 

Ответ, выбранный ребенком, воспитатель фиксирует значком "+".

Выбор ребенка заносится в бланк:

Бланк ответов ребенка

Фамилия, имя ребенка ____________________________________

Возрастная группа________________________________________

Время проведения обследования____________________________

 

Название деятельности Природоведческая направленность Иная направленность
Игровая    
Изобразительная    
Познавательная    
трудовая    

 

В соответствующей графе воспитатель фиксирует ответ ребенка значком "+".

Полученные данные отображены в таблице № 2 "Уровень развития у дошкольника интереса к природе".

II. Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проведено анкетирование воспитателя, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрали ответы на вопросы анкеты.

Данная анкета переработана нами. Основой послужила анкета "Изучение познавательных интересов" (В.С. Юркевича)

 

Таблица № 1. Анкета "Изучение познавательных интересов"

№ п/п Вопросы

Возможные ответы

Балл
1 Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто б) иногда в) очень редко

5 3 1
2 Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других

5 3 1
3 Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5 3 1
4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто б) иногда в) очень редко 5 3 1
5

Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку?

а) помучиться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ от других 5 3 1
6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто б) иногда в) очень редко 5 3 1
7

Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?

а) да б) не всегда в) нет 5 3 1
         

 

-22 баллов - потребность выражена сильно;

- 18 баллов - потребность выражена умеренно;

и меньше баллов - потребность выражена слабо.

Полученные данные отражены в таблице № 3 "Изучение познавательных интересов".

III. Для выявления уровня знаний предметов и объектов неживой природы нами были составлены вопросы в соответствии с разделами программы по детскому экспериментированию. Результаты оценивались на основании показателей уровня овладения детьми программой "Детство" по разделу: "Предметный мир" и показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, предложенной авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л. Н.

.   Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т.д. - покажи.

2. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т.д.) - покажи.

.   Сравни свойства песка, глины, почвы.

.   Расскажи о свойствах магнита.

.   Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.

.   Сравни свойство дерево и железо, их назначение.

.   Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.

.   Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок допускает ошибки при выборе предметов и материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Существенные родовые особенности предметов вычленяет только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественные, но привлекательные признаки. Содержание описательного рассказа неполно отражает особенности предметов (материалов); средства языковой выразительности не используются. Ценностное отношение к предметному миру требует пристального внимания воспитателя и родителей ребенка.

Средний. Ребенок правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности, исходя из их качеств и свойств. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов с небольшой помощью взрослого. С помощью педагога составляет описательный рассказ, полно отражающий особенности предметов; использует средства языковой выразительности. Отдельные поступки и поведение ребенка в быту свидетельствуют о зарождении ценностного отношения к предметному миру.

Высокий. Ребенок осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. Самостоятельно составляет полный описательный рассказ о предмете, свободно пользуется моделью для его построения. Речь выразительна, богата эпитетами, сравнениями. В поведении ребенка устойчиво проявляется осознанное целостное отношение к предметному миру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...