Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 2 изучает государство как субъект управления общественными процессами

ЛЕКЦИЯ № 1

Модуль №1 Государственное управление как особый род социальной деятельности и объект правового регулирования
  (наименование)
Занятие № 1 Государственное управление как система
  (наименование)
Время 2 часа
   
     

 

Разработал преподаватель кафедры

государственно-правовых дисциплин

подполковник юстиции С.Федоров

Обсуждено на заседании ПМС

Протокол № от "__"______________

 

 

I. Учебные и воспитательные цели:

1.Дать курсантам систематизированные основы знаний по рассматриваемой теме.

2. Раскрыть состояние и перспективы развития соответствующих правовых институтов, концентрировать внимание курсантов на наиболее сложных и узловых вопросах лекции.

3. Стимулировать активную познавательную деятельность курсантов, способствовать формированию творческого мышления.

4. Воспитывать уважительное отношение курсантов к праву, формировать высокий уровень правовой культуры офицера-пограничника.

I I. Учебные вопросы и распределение времени:

Введение

 

1. Задачи, содержание и структура курса «Правовые основы государственного управления и государственной службы»

2. Субъект, объект и предмет государственного управления.

Заключение

I I I. Учебно-материальное обеспечение:

- слайды;

- Лектор 2000;

-выставка литературы;

 

IV. Литература:

Основная:

1. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 8-29;

2. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.- М.ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 7-31;

3. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. – М.:Юристъ, 2002. С. 11-20.

Дополнительная:

1. Азизов Ф.Х., Мальцев В.Н. Поддержка управленческих решении. — М., 1994.

2. Актуальные проблемы государственного строительства, управления: Сб. науч. тр. / Под ред. Н.И. Глазуновой. — М.. ГУУ, 2000.

3. Алексеев А.А. Пигалов В.А. Деловое администрирование на практике. Ин­струментарий руководителя. — М, 1993.

4. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2000.

5. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функци­ональные вопросы. — М., 2000. — (Сер. «Энциклопедия управленческих знаний»).

6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. — М. Юрид. лит., 1997.

7. Атаманчук. Г.В. Управление: всегда есть варианты. — М.: РАГС, 1999.

8. Афанасьев Э. В., Ярошенко В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. — М., 1987.

9. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. — М.: БЕК, 1996.

10. Вольский К. С. О системе административного права // Государство и право - 1998. - №3. - С.5—11.

11. Глазунова Н.И. Государствоведсние: Учеб. пособие. — М.: ГУУ, 2000.

 

V.Те кст лекции:

 

Введение

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Офицер-пограничник являясь представителем государства на самых передних рубежах олицетворяет собой новый тип государственного служащего. Знание правовых основ государственного управления и государственной службы поможет военнослужащим пограничных органов и пограничных войск более эффективно организовывать оперативно-служебную деятельность по охране государственной границы, осознано выполнять требования правовых норм, грамотно осуществлять руководство вверенным коллективом.

 

 

1. Вопрос. Задачи, содержание и структура курса «Правовые основы государственного управления и государственной службы»

Приступая к изучению данной дисциплины необходимо представлять, что конечной целью должно являться приобретение будущими офицерами пограничных органов и пограничных войск ФСБ РФ способности ориентироваться в системе законодательства о государственном управлении и государственной службе, получение ими необходимых теоретических знаний и практических навыков в области государственного управления общественными отношениями и прохождения военной службы как вида государственной службы в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Государственное управление – осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. Государственное управление или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики. Государственное управление представляет собой одну из форм этой деятельности. Государственное управление носит государственно-властный характер, является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой, социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности и других областях и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления.

В результате изучения дисциплины курсанты-пограничники должны иметь представление:

- о правовых основах государственного управления как науке управления общественными процессами и государственной службы в федеральных органах государственной власти;

- о правовых формах и методах осуществления функций государственного управления органами государственной власти Российской Федерации;

- о системе, структуре, организации, задачах, функциях и полномочиях государственных органов власти по управлению процессами общественного развития России;

Постигая науку «Правовые основы государственного управления и государственной службы» выпускники должны знать:

- сущность государственного управления и его неразрывную связь с государственной службой;

- понятие управления, государственного управления, органов государственного управления;

- систему и источники права, регулирующие государственно-управленческую деятельность;

- общественные отношения, являющиеся предметом государственного управления;

- юридическую ответственность должностных лиц государственных органов власти при осуществлении ими функций государственного управления;

- соотношение реализации управленческих полномочий и законности и дисциплины в сфере государственного управления;

- правовую организацию управления в отраслях экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах;

- особенности военного управления как отрасли государственного управления;

- законодательство о защите и охране Государственной границы РФ, задачи и функции пограничных органов и пограничных войск ФСБ РФ в обеспечении административно-правовых режимов Государственной границы;

- полномочия должностных лиц органов и войск Пограничной службы ФСБ РФ по привлечению к административной ответственности нарушителей режима государственной границы и пограничного режима;

- правовые основы государственной службы и военной службы как вида государственной службы;

- правовые основы статуса военнослужащих ФСБ РФ;

- особенности юридической ответственности военнослужащих;

- порядок прохождения военной службы и состояния в запасе;

- правовые и социальные гарантии прохождения военной службы.

Учебная дисциплина является одной из основных юридических дис­циплин в специальной подготовке офицера пограничных войск.

Научную основу дисциплины составляют Конституция РФ, общая теория государства и права, административное, муниципальное и военное право, а также действующее законодательство Российской Федерации в сфере государственного управления.

Базовыми для дисциплины является учебный курс Теория государст­ва и права, Конституционного права Российской Федерации, Административного права, Муниципального права.

Изучаемая дисциплина состоит из двух блоков, включающих в се­бя 7 модулей.

В девятом семестре изучается Блок 1 «Научно-правовые основы государственного управления и государственной службы», который состоит из 4 модулей.

Модуль 1 посвящен г осударственному управлению как особому роду социальной деятельности и объект правового регулирования. При изучении этого модуля рассматриваются важнейшие вопросы, такие как:

-задачи и содержание курса «Правовые основы государственного управления и государственной службы»;

- структура системы государственного управления. Объект системы государственного управления. Предмет системы государственного управления.

Модуль 2 изучает государство как субъект управления общественными процессами

В тесной связи с теорией государства и права постигаются такие проблемы как государственная власть - особая разновидность социальной власти, затрагиваются основные теории происхождения государства, признаки современного государства, понятие и сущность формы государства.

Особое внимание в этом разделе обращается на понятие и структуру государственного аппарата, а также принципы формирования системы органов государственного управления и функции органов государственного управления.

Модуль 3 касается правового положения субъектов государственного управления.

На основе знаний, полученных при изучении конституционного права РФ необходимо углубленно разобраться с такими вопросами как ролью президента, парламента, правительства в системе государственного управления РФ, при этом обратить внимание на роль судебной власти в обществе и взаимосвязь и взаимодействие органов государственной власти.

Модуль 4 является одним из ключевых в дисциплине Правовые основы государственного управления и государственной службы и посвящен теоретико- правовому изучению основ организации государственной службы в РФ.

При изучении этого модуля рассматриваются государственная служба и общая теория бюрократии, принципы государственной службы, цели и функции государственной службы в системе государственного управления.

Блок II «Основы управления в сфере национальной безопасности и военного строительства» изучается в десятом семестре. Блок состоит из трех модулей:

· модуль 5 Правовое регулирование государственного управления в сфере национальной безопасности и военного строительства;

· модуль 6 Военная служба как вид государственной службы;

· модуль 7 Законность и дисциплина в государственном управлении

Основными видами занятий по дисциплине являются лекции, семи­нары, самостоятельные работы под руководством преподавателя, практические занятия, контрольные работы.

Система оценки знаний традиционна и включает следующие виды контроля: входной, текущий, рубежный, итоговый.

Итоговый контроль проводится для определения степени достижения учебных целей по дисциплине и осуществляется путем проведения экзамена в конце десятого семестра.

 

 

2. Вопрос. Субъект, объект и предмет государственного управления.

Управление — это всегда воздействие. Представители кибер­нетической науки определяют управление как перевод объекта (какой-либо системы) в новое состояние или изменение состоя­ния объекта управления для достижения цели системы.

При этом подчеркнем важную для нас методологическую исходную позицию: речь идет о социальном управляющем воздействии, то есть воздействии,

во-первых, на общественные, а не на техниче­ские или биологические системы;

во-вторых, на все общество, а не на отдельного человека («Отдельный скрипач управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» К. Маркс).

В научной литературе встречаются различные трактовки управляющего воздействия. Однако расширение понятия «управ­ляющее воздействие», подведение под него стихийного действия природных и социальных сил, а также механизмов саморегуля­ции приводит к искажению сути управляющего воздействия. А суть в том, что управляющим источником компонентов высту­пает человек. Самые сложные АСУ, которые приводятся в действие компьютером и без прямого участия человека, создаются и программируются человеком. Управляющее воздействие озна­чает прежде всего сознательное начало, момент непременной свя­зи управления с человеком.

Управляющее воздействие — это практическая деятель­ность, специфический вид труда, совершение действии административно-правового свойства, направленное на исполнение за­конов, создание правовых актов, их реализацию и проведение организационных мероприятий. Однако термин «деятельность» не раскрывает до конца социальную сущность управления, его специфическое место и роль в жизни людей. Поэтому можно управляющее воздействие характеризовать и как отношение (субъектно-объектное), входящее в систему общественных. В иерар­хии общественной структуры это отношение, как правило, вертикальное по характеру и связано с наличием у вышестоящей стороны возможности властно выражать и осуществлять свою волю.

В экономической науке внимание обращается преимущественно на экономическое содержание управляющего воздейст­вия, в юридической — его правовую форму.

• Управляющее воздействие может быть определено как ре­зультирующая деятельности, отношений, т.е. как действующее, побуждающее, изменяющее и именно управляющее воздействие, а не управленческое, как порой говорят и пишут.

Управляющее воздействие содержит момент целеполагания (зачем нужно воздействие, к чему способно привести?). Цели управляющего воздействия, особенно в государственном управле­нии, должны быть признанными, привлекательными, поддержи­ваемыми, мобилизующими и при этом — реальными.

Искусство политического (государственного) целеполагания заключается в том, чтобы из естественного множества целей выбрать именно те, которые не только нужно, но и практически можно реализовать (политика есть искусство возможного). Управляющее воздействие непременно содержит организа­ционный момент, суть которого в направлении и практическом осуществлении взаимодействия людей. Организационное воздей­ствие имеет два «среза»: статичный (структурный) и динамичный (функциональный); оба взаимообусловлены.

• Управляющее воздействие предполагает и регулирование по­ведения участников управляемого процесса, в результате чего пре­творяются, признаются, утверждаются (как бы опредмечиваются) социальные нормы, в том числе законодательные, традиции, обы­чаи, исторические уроки и выводы, мораль, право и многие дру­гие социальные регуляторы.

Таким образом, термин «управляющее воздействие» предпо­лагает специфику такого воздействия, которая состоит в целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах. Именно эта триада свойств составляет сущность социального управления, раз­новидностью которого является государственное управление.

В научной литературе и практике нет однозначного понимания термина «государственное управление». Одни толкуют его расширительно как практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу, как деятельность госаппарата по регули­рованию общественных отношений, по управлению как общест­венными, так и собственными делами.

Встречается и более узкое толкование государственного уп­равления. Некоторые сводят его к организующей, исполнительно-распорядительной деятельности органов государства осуществляемой на основе и во исполнение законов и состоящей в повседневном практическом выполнении функций. Отождествление сферы государственного управления со сферой функционирования исполнительной власти явно сужа­ет объект понятия. Оно определяется не столько по объекту и содержанию управляющего воздействия, сколько по действую­щему в его пределах субъекту.

Государственное управление — это вся деятельность государства по организации государствен­ных органов, их связей и функционирования. Отсюда и широ­кий предмет политического и административного государст­венного воздействия.

Есть предложение считать, что госу­дарственного управления как деятельность «исполнительно-рас­порядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов органов законодательной (представительной) власти». Данная трактовка не совсем отвечает «духу» конститу­ционной установки на суверенность народа в организации госу­дарственной власти.

Определение Государственного управления через влияние только сверху вниз не раскрывает сути государст­венного управления. Об этом вполне определенно высказались отечественные государствоведы еще в 1980-е годы.

Итак, обобщая сказанное, можно следующим образом объ­яснить государственное управление. Государственное управление это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Государственное управление — разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.

1. Субъект целенаправленных, организующих и регулирую­щих воздействий — государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется ха­рактером, конституционными основами (принципами) развития государства. Государство как мозговой центр дает импульсы — приказы государственному управлению — своего рода «нервной системе» общественного организма.

2. Государственное управление опирается на властные полно­мочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики). Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью — общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.

3. Специфику государственного управления составляют ха­рактер и объем охватываемых управлением общественных явле­ний. В центре государственного управления (смысл государст­венного воздействия) — решение общих дел, согласование дей­ствий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворе­ние потребностей общества, а не отдельных граждан и социаль­ных групп.

4. Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государ­ственных органов. Государственная власть и управление в ис­точнике имеет правовую и политическую обусловленность (ле-гитимность), а в реализации — силу госаппарата, обладающего и средствами принуждения.

В широком смысле государственное управление как система означает:

· непосредственное осуществление государственной власти,

· принятие политико-государственных- решений и их реализацию,

· контроль за соблюдением в обществе правозаконности

· правосудие.

Субъектом государственного управления выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры. Именно такое расширительное толкование госу­дарственного управления как действий государственной власти по исполнению целей государства, включающее три основные функции государственной власти, предлагали отечественные юрис­ты — государствоведы прошлого столетия.

Государственное управление — воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общест­венной системы. Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической сис­темы общества. Для государственного управления, осуществ­ляемого президентом, правительством и иными органами испол­нительной власти, представительными, законодательными орга­нами и органами местного самоуправления, характерны следую­щие признаки:

• выполнение общезначимых функций;

• нормативно-распорядительное регулирование;

• подзаконный характер деятельности;

• использование властных полномочий.

Государственно-административное управление представляет собой вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется испол­нительная власть, ее органов и должностных лиц на всех уров­нях государственно-административного устройства: федераль­ном, субъектов Федерации, местном. Государственно-администра­тивное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, характеризуется теми же признаками, что государственное управление в целом, а также и дополнительными:

• непрерывным и оперативным характером деятельности;

• осуществлением специализированных функций, требующих единообразной технологии;

• установлением юридическо-функциональных режимов;

• применением мер административной ответственности;

• иерархически построенным аппаратом управления;

• профессиональным персоналом;

• административным усмотрением.

Государственное администрирование практическая деятель­ность государственных органов, технологический процесс под­готовки, принятия и исполнения управленческих решений в со­вокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществ­ляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объ­екты на основе административной ответственности за выполне­ние решений.

Государственное администрирование — это и обширнейшая сфера практической деятельности государственных органов, уч­реждений, должностных лиц, и особый род занятий по государ­ственной службе, и особое искусство (как высшая степень мас­терства), приобретаемое профессиональными управленческими знаниями, опытом, талантом, и специальная научная дисципли­на, точнее — междисциплинарная область научного знания и практической деятельности.

В бытовом сознании государственное управляющее воздейст­вие часто отождествляется лишь с одним из проявлений государ­ственного управления, причем позднейшим. Исторически госу­дарственное управление возникло прежде всего как общее поли­тическое руководство и регулирование (в форме идеологического воздействия и контроля).

При толковании государственного управления мы исходим из того, что понятие «управление» шире по содержанию, чем понятие «власть», ибо включает не только деятельность по принятию ре­шений, но и деятельность (отношения, нормы, процесс) по под­готовке и обеспечению, выполнению решений, непосредственное непрерывное управляющее воздействие. Власть — категория по­литико-правовая, в то время как управление — организационно-правовая и процессуально-технологическая. Это необходимо под­черкнуть, так как с принятием Конституции РФ 1993 г. термин «государственное управление» исчез из языка нормативно-пра­вовых актов различной юридической силы. Реальный процесс ис­чезнуть не может и должен быть адекватно обозначен.

В основу классификации видов управляющего воздействия берутся различные основания.

В качестве объекта управления могут быть:

· сфера общественной жизнедеятельности, она обязывает раз­личать экономическое, социальное, политическое, духовно-иде­ологическое воздействие;

· структура общественных отношений, предполагающая управление экономическими, социальными, политическими, духовно-идеологическими отношениями и про­цессами;

· характер и объем охватываемых воздействием общест­венных явлений, служащий показателем для различения управ­ления обществом, управления государством, управления отрасля­ми (предприятиями, фирмами и т.д.), управления территориями.

Термин «менеджмент» в российской литературе последних лет часто употребляется в связке с прилагательным «государственный» и как синоним государственному управлению. В связи с этим це­лесообразно обозначить нашу методологическую позицию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...