Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиографирование, как метод изучения профессиональной деятельности




Одним из инструментов психологического изучения профессиональной деятельности является профессиографирование. На современном этапе развития технологии профессиографирования труд рассматривается как множество состояний сознания человека, как процесс, в котором человек реализует себя, осуществляя поиск и созидание новых способов и приемов достижения профессиональных результатов. Профессиографирование же становится инструментом, позволяющим познать сущность человека как субъекта труда, изучить динамику его становления, развития, формирования, саморегуляции в определенной профессиональной сфере.

Психологами с целью профессионального отбора, ориентации, коррекции используются следующие виды профессиографирования: диагностическое, конструктивное, прогностическое методическое

 

 

 


Схема 11.Основные виды профессиографирования

Для неспециалиста в области психологии профессиональной деятельности, пожалуй, наиболее интересным может стать формирующее профессиографирование – новое направление профессиографирования, позволяющее человеку осмыслить свою актуальную и перспективную готовность к будущей профессиональной деятельности. Оно обеспечивает стратегию интроспективного изучения (наблюдения собственных психических процессов без использования каких-либо специальных инструментов или эталонов) собственной мотивационно-направленной учебно-профессиональной деятельности для переосмысления и осознания ее психологической сущности и своей профессиональной готовности. Для студентов выпускников высших учебных заведений это особенно важно.

Технология формирующего профессиографирования включает три основных этапа:

· изучение теоретических основ объекта труда

· формирование образа объекта труда (описание трудового поста)

· формирование образа субъекта труда (интроспективный анализ собственных психологических характеристик, по которым можно судить о взаимосоответствии человека и профессии).

Результатом подобного исследования с последующим его анализом может стать повышение осмысленного интереса студентов к будущей профессиональной деятельности, расширение сферы их осознанности и формирование целостного образа профессионала.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается научная организация труда?

2. Дайте определение психологии безопасности труда.

3. Какие есть методы исследования человека в профессиональной деятельности?

4. Для чего служит профессиографирование?

5. Какой вид профессиографирование может использоваться для самоанализа готовности к профессиональной деятельности?


РАЗДЕЛ 2. Человек как участник трудового процесса

Глава 4. Психология человека

Личность

Личность сложна и многогранна. Наиболее общее научное понимание личности – это человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией.

 

Личность – конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

 

Личность является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Человек становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности большое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятельность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, институт, предприятие и т.п.), взаимоотношения его с другими членами коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям.

К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается деятельность (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение. Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности, некоторые из них мы представили на схеме (схема 12).

В целом можно отметить, в психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, особенности самосознания.

 

Схема 12. Структура личности в представлении отечественных психологов

К направленности личности относится система убеждений, интересов, отношений человека. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной его деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он перед собой ставит.

Сферы проявления направленности:

· бытовая – материальные устремления, культурные и эстетические потребности;

· профессиональная – стремление достичь профессиональных высот, привязанность к избранной профессии;

· психологическая – идейность, патриотичность, политическая зрелость и т.п.

Способности –этосвойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности показывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик очень хорошо усваивает математику, у другого великолепный голос и музыкальный слух, третий – легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки определенных способностей. Знание их позволяет понять, кем может стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним. Подробнее данная тема будет рассмотрена далее.

Темперамент и характер тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные особенности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах. Психологические особенности темперамента и характера нами будут рассмотрены в следующих главах.

Самосознаниепозволяетличности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура (схема 13).

 

 

Схема 13. Структура самосознания

 

Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат – система знаний о себе, своих возможностей, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляет компонент самосознания – самоотношение. Эмоциональное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ-Я», на основании которого формируется самооценка. Самосознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течение жизни, в длительном процессе развития и становления личности. Рассмотренная нами структура самосознания достаточно схематична.

Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремится сформировать у воспитуемого. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности – одна из важнейших задач психологической науки.

 

Темперамент и характер

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, определяет его поступки, индивидуальность. Он выступает как бы связующим звеном между организмом и личностью.

 

Темперамент – характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности (интенсивности, темпа, ритма, скорости психических процессов).

 

Свойства темперамента составляют индивидуальные особенности человека. Для них специфична скорость возникновения, устойчивость и сила протекания психических процессов. Это, например, относится к быстроте восприятия и мышления, устойчивости внимания и чувств, интенсивности эмоций, силе воли. Особенности динамики психической деятельности распространяются на все психические процессы: познавательные, эмоции и чувства, волю. Они обнаруживаются также в особенностях общения, в приспособляемости к новым условиям жизни и деятельности.

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека. Она выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.

2. Двигательная, или моторная, активность. Она показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

И.П. Павлов считал, что физиологической основой темперамента является тип нервной системы (схема 14). Он характеризуется различным соотношением силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов.

Сила процессов возбуждения и торможения зависима от работоспособности нервных клеток, их выносливости относительно сильных и длительных раздражителей.

Уравновешенность нервных процессов – свойство, показывающее баланс возбуждения и торможения. Нервная система уравновешена, когда процесс возбуждения равен по силе процессу торможения; неуравновешена – при преобладании одного из них.

Подвижность нервных процессов связана со скоростью реагирования на внешние раздражители.

 


Схема 14. Объяснение темперамента по учению И. П. Павлова

 

Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии принадлежит Б. М. Теплову. «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их с другой» (Теплов Б. М., 1985). Темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. Активность характеризует степень энергичности, быстроты. Протекания эмоциональных процессов, эмоциональность – их особенности.

Темперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам, которые отечественный психолог В. С. Мерлин назвал «свойствами темперамента». К ним относятся: сензитивность, реактивность, активность, соотношение активности и реактивности, темп реакции, пластичность–ригидность, экстраверсия–интроверсия.

Сензитивность – повышенная чувствительность к воздействиям материального и социального лица. У сензитивных людей ощущения возникают при незначительной интенсивности раздражителя, у них высокая чувствительность.

Реактивность определяется силой эмоционального ответа. Реактивный человек – человек впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние или внутренние воздействия.

Активность проявляется в энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенном внимании.

Соотношение активности и реактивности свидетельствует о том, насколько поведение и деятельность человека зависят от случайных обстоятельств (настроения, эмоциональных реакций) и насколько от цели и задач, которые он ставит перед собой, т.е. насколько велик элемент случайности в его деятельности.

Темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых, а также речи, двигательных реакций и действий.

Пластичность - ригидность. Пластичность – это легкость, гибкость приспосабливания человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности; ригидность – инертность, неспособность быстро приспособиться к изменениям, стереотипность поведения.

Экстраверсия - интроверсия. Эти свойства выражаются в обращении личности преимущественно в мир внешний (экстраверсия) или в внутренний – мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От преобладания направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость.

Рассмотренные свойства в сложном их взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента. Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности.

 

Индивидуальный стиль деятельности – целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

 

Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

-определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;

-нахождение совокупности сильных и слабых сторон;

-создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;

-упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Характер человека определяется его отношением к миру, другим людям, к делу и самому себе. В трудолюбии выражается отношение к делу, в доброте – к людям, в скромности – к себе, в аккуратности – к вещам. Отношения же связаны со взглядами, убеждениями, мировоззрением. Мировоззрение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера.

 

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

 

Особенности природной организации человека, и в первую очередь нервной системы, также сказываются как на проявлениях характера, так и на особенностях процесса формирования его отдельных черт. Наибольшее значение в этом смысле имеет сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Свойства нервной системы могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера. Так, при неблагоприятных условиях трусом скорее может стать меланхолик, чем сангвиник, а при благоприятных – смелость скорее разовьется у сангвиника, чем у меланхолика. Кроме типа нервной системы, на характер влияют и другие биологические факторы, например, сердечно–сосудистая, пищеварительная и эндокринная системы. Точно установлено, что любые расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на характере человека. Заметные изменения в характере наблюдаются и в возрастном плане.

Таким образом, природные свойства нервной системы и особенности организма сказываются на формировании и проявлениях характера. Но и характер влияет на проявления типологических особенностей нервной системы.

Характер человека всегда многогранен. Его структура обнаруживается в закономерной взаимозависимости отдельных его черт. Многообразие конкретных проявлений, то есть черт, безграничная вариативность их сочетаний создают индивидуальную неповторимость характера каждого человека.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...