Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетные системы ведущих зарубежных государств




 

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления — центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) — три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет и доверительные фонды.

Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов.

Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу. За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.

Более сложной по структуре является бюджетная система Франции, которая заключает в себе центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций и специальные счета казначейства. Ассигнования из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические и социальные программы.

Присоединенные бюджеты финансируют организации, не имеющие статуса юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и обладающие финансовой автономией. К их числу относятся бюджеты: почты, телеграфа, телефона; национальной типографии; монетного двора; социальных сельскохозяйственных пособий; ордена Почетного легиона; ордена Освобождения.

Специальные счета казначейства охватывают различные фонды, такие, как инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства.

В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.

Средства инвестиционного бюджета предназначены для капиталовложений и займов государственным корпорациям и местным органам власти.

Специальные счета открываются для государственных предприятий, корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти насчитывают около 7000 подобных счетов.

Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера. Рассмотрим основные доходные источники федерального бюджета (таблица 1):

Таблица 1- Сравнение доходных частей федеральных бюджетов за 2003год

                                                                             млн.долларов США

Наименование доходов Российская Федерация США Канада
Налог на прибыль предприятий 7924 - -
НДС 23254 - -
Налоги с корпораций - 190842 23375
Итого 31178 190842 23375
Акцизы 12905 55540 33363
Социальные взносы - 571375 20400
Личный подоходный налог - 767768 78306
Другие налоги 16492 72334 10837

Как видно из приведенных данных (таблица 1) наиболее значительными доходными источниками федерального бюджета Российской Федерации является налог на добавленную стоимость 23254 млн. долларов США, акцизы –12905 млн. долларов США, тогда как в США основными источниками доходов федерального бюджета являются налоги с корпораций 190842 млн. долларов США и личный подоходный налог – 767768 млн. долларов США, в Канаде – личный подоходный налог –78306 млн. долларов США и акцизы –33363 млн. долларов США.

 

Таблица 2- Сравнение расходных частей федеральных бюджетов за 2003 год

                                                                            млн. долларов США

Наименование расходов Российская Федерация США Канада
Национальная оборона и правоохранительная деятельность 20309 645611 8819
Финансовая помощь бюджетам других уровней 8511 11802 26988
Международная деятельность 2386 14480 2231
Проценты по государственному долгу 20434 242694 43988
Сельское хозяйство 1978 10580 1700
Промышленность и энергетика 4517 403 2550
Образование 2840 55114 2656
Здравоохранение 1551 131772 1275
Выплаты пенсионерам 2536 43114 24225
Социальная политика 3236 239349 12856
Другие расходы 13998 272896 35806

Основными расходами федерального бюджета Российской Федерации за 2003 год (таблица2) являются расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность 20309 млн. долларов США, проценты по государственному долгу 20434 млн. долларов США и другие расходы 13998 млн. долларов США. В США основными статьями расходов федерального бюджета являются расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность 645611 млн. долларов США, другие расходы 272896 млн. долларов США проценты по государственному долгу 242694 млн. долларов США, социальная политика 239349 млн. долларов США, здравоохранение 131772 млн. долларов США. В Канаде наибольшие расходы федерального бюджета приходятся проценты по государственному долгу 43988 млн. долларов США, другие расходы 35806 млн. долларов США, выплаты пенсионерам 24225 млн. долларов США, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней 26988 млн. долларов США.

Таблица 3 - Сравнение федеральных бюджетов по структуре

 

Уровни бюджетной системы Российская Федерация США Канада
Федеральный бюджет + + +
Бюджеты регионов + + +
Местные бюджеты + + +

Из приведенных данных (таблица 3) видно, что Российская Федерация имеет одинаковую структуру бюджетной системы с ведущими зарубежными государствами, такими как США и Канада.

В результате опережающих темпов роста доходов федерального бюджета США, государственного бюджета Великобритании и других развитых стран по сравнению с темпами роста доходов местных бюджетов существенно возрос удельный вес государственного бюджета в общем объеме ресурсов бюджетной системы. В государственный бюджет направляются крупнейшие доходы: подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, а также доходы от государственных займов. По расходам, напротив, наблюдается другая тенденция — увеличение удельного веса в общей сумме расходов бюджетной системы местных бюджетов, на которые правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

Местные бюджеты, как и бюджет центрального правительства, используются для вмешательства в процесс воспроизводства. Местные самоуправления выполняют те функции государства, которые целесообразнее осуществлять на местах, а не из центра.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов. В эти бюджеты поступают также отдельные акцизы и сборы. Помимо налогов местные органы власти получают доходы от муниципальной собственности в виде ренты от домов, доходы от водоснабжения, других коммунальных услуг, различные административные сборы.

Доходы бюджетов членов федерации также формируются в основном за счет налогов. В США в бюджетах штатов преобладают косвенные налоги, наиболее важные из которых - налог на продажи и валовую выручку. В бюджетах земель ФРГ главное место принадлежит прямым налогам: подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства. Во второй половины 60-х годов наблюдается быстрый рост расходов местных бюджетов. Особенно высокими темпами увеличиваются бюджеты городов, удельный вес которых в общей сумме муниципальных расходов составляет 40-60%. При ограниченности собственных доходов рост расходов местных бюджетов вызывает их постоянный дефицит; самые крупные дефициты у бюджетов городов. В этой связи 20-50% расходов местных бюджетов покрываются субсидиями и кредитами из государственного бюджета, что усиливает зависимость местных органов власти от центрального правительства.

Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в различных странах имеют свои особенности. В Великобритании местные органы власти получают на финансирование текущих расходов значительные средства из Консолидированного фонда в форме дотаций и субсидий и из Национального фонда займов. В Японии связь государственного бюджета с местными, осуществляется только по линии выдачи субсидий. Кроме того, государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения. Во Франции местные власти получают из государственного бюджета средства в виде субсидий и дотаций. В США в основном имеет место одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоящее в виде дотаций и субвенций.

ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...