Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Импорт в Россию основных товров 2009 год




Экспорт России основных товаров в 2009 году

100% 84% 16%

Импорт в Россию основных товров 2009 год

100% 87% 13%

 

Уменьшение доли сырья в международной торговле объясняется тремя основными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии. В то же время резко возросла торговля минеральным топливом - нефтью, природным газом как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса

 

Если раньше в международном товарообмене преобладали сырьевые товары и конечная продукция, то в современных условиях значение приобретает обмен полуфабрикатами, промежуточными формами изделий, отдельными частями конечного продукта. Возникновение мощного производственного аппарата ТНК за рубежом, налаживание между отдельными международными звеньями технологических цепочек устойчивых кооперационных связей привели к тому, что уже около 1/3 всего импорта и до 3/5 торговли машинами и оборудованием приходится на промежуточную продукцию.

 

Причиной этого явления можно назвать рост специализации в условиях научно-технической революции. Монополии стремятся снижать удельные издержки производства путём повышения минимальных и оптимальных размеров предприятий, добиваясь экономии на крупномасштабном серийном производстве при широком использовании экспорта, поскольку объемы внутреннего рынка не дают возможности существенного роста производства. По данным исследований, с удвоением серийного производства, издержки на единицу продукции снижаются на 8-10%.

 

В экспорте промышленно развитых стран растёт доля высокотехнологичной продукции, которая в США, Швейцарии и Японии составляет свыше 20%, Германии и Франции - около 15%. Особенно быстро растёт торговля изделиями микроэлектроники. По этой позиции с недавнего времени начинает лидировать Китай, где ежегодный прирост экспорта такой продукции составил за 2005 год 29,7%. Важную роль в торговле приобретают экспорт и импорт услуг, т. н. «невидимый экспорт». Если в 1970 г. объём мирового экспорта услуг составлял 80 млрд. долл. то в 2004-2005 гг. - порядка 1,5 трлн. долл., т. е. больше 20%стоимости продаваемых товаров. На услуги приходится более 40%экспорта США и 46% - Великобритании.

 

При уменьшении экспорта некоторых традиционных услуг (напр., транспорта) быстро развивается экспорт услуг, связанных с применением научно-технических достижений, с внедрением вычислительной техники, консультационных, торгово-посреднических и технических услуг, ноу-хау, услуг в области связи, услуг банков, страховых агентств и т.п.

 

Анализ направлений торговли позволяет выявить, что опережающими темпами растёт взаимная торговля промышленно развитых стран, на которые приходится почти 60% мирового экспорта. В свою очередь развивающиеся страны вывозят в индустриальные страны около 70% своих экспортных товаров (из них Китай - 34%). Что же касается участников торговли, то усиливается тенденция вытеснения с мирового рынка средних и мелких экспортёров и импортёров. Внешнеторговые связи концентрируются в рамках монополистических объединений. Уже в 80-е годы связанный с деятельностью ТНК американский экспорт составил 84% всего экспорта США и 60% импорта. Аналогичная картина наблюдается и в других странах.

 

Характерной чертой последних лет является бартеризация внешнеэкономических сделок - рост встречной торговли. На такие «встречные» сделки приходится от 20% до 30% всей мировой торговли.

 

Наряду с законной торговой практикой набирают силу, особенно это касается ряда стран Юго-Восточной Азии, криминальные формы торговли, контрабанда, торговля товарами с фальсифицированными торговыми знаками (одеждой, обувью, бытовой электротехникой). Объём такой торговли достигает 60 млрд. долл. в год [11, с.166].

 

В целом, можно отметить, что за прошедшее время изменился сам характер мирового рынка. На него поступают теперь уже не излишки внутреннего производства, а заранее согласованные поставки конкретному покупателю.

 

Современные тенденции в развитии мировой торговли

 

Внешняя торговля является основной формой мировых хозяйственных связей. По динамике и стоимостным показателям она опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей, что является одной из важнейших характеристик современной мировой экономики. Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста основных сегментов мирового производства, в т.ч. промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

 

Повышение значения торговли в мировой экономике, а также ее интенсивное развитие обусловлены объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда.

 

В сфере торгового обмена международные режимы и многосторонние соглашения вырабатывались в рамках ВТО - международной организации, действовавшей на базе многостороннего договора, устанавливающей принципы и правила мировой торговли. Деятельность ВТО направлена на либерализацию экспортно-импортных операций и, в частности, на снижение и ликвидацию тарифных и нетарифных барьеров.

 

Дальнейшему увеличению международного товарообмена способствовали значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран, расширение масштабов торговли между ними и, кроме того, сохранение благоприятной конъюнктуры на рынках промышленной продукции во многих развивающихся и новых индустриальных странах. Существенное значение имела также революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования с начала 1990-х гг. практически удвоилась и достигла в 1998 г. почти 15% общей стоимости мировой торговли.

 

Важным фактором роста мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии системами торговых соглашений.

 

В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.

 

Определенные изменения происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран, но особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.

 

Среди стран с переходной экономикой более динамично развивается внешняя торговля Китая, что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира.

 

Вместе с тем по-прежнему значительная часть мирового товарооборота - около трети мировых экспортно-импортных операций - приходится на ведущие промышленно развитые страны (США, Германию и Японию). В число крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия.

 

 

4. Конъюнктура цен на мировых рынках. Факторы, влияющие на конъюнктуру. Основные показатели конъюнктуры. Классификация цен в мировой торговле

 

Конъюнктура – это «совокупность обстоятельств», или «приходящая обстановка».

 

Конъюнкту́ра - В экономике это совокупность признаков, которые характеризуют конкретный рынок в конкретный отрезок времени или период, среди которых самые главные - это спрос, предложение и цены.

 

Типы конъюнктур в экономике

· Подъем (бум) — период высокой деловой активности, процветания; пик делового цикла; «бычий» рынок; мощное расширение

· Кризис перепроизводства, или депрессия — период крайне низкой деловой активности; «медвежий» рынок; резкий взлет цен и падение спроса; спад; падение (разлад)

· Рецессия (экономика)

 

Конъюнктура изменяется под влиянием целой совокупности факторов:

I. циклические (относящиеся к разряду постоянно действующих) и нециклические (эпизодически)

II. Государственное вмешательство в экономику

III. Степень монополизации рынка (конкуренция в неценовой форме преобритает решающие значение)

IV. Природные факторы (неурожаи)

V. Политические факторы (революции)

Основные показатели конъюнктуры:

I. Показатели состояния и развития отраслей материального производства

 

1. объем производства в целом и по отраслям промышленности

2. изменение натуральных показателей

а) мах загрузка мощностей

б) полный рабочий день

в) новые заказы

г) склады, объемы запасов

 

II. Показатели состояния и развития сферы товарообращения

Подгруппы:

1. внутренняя торговля

а) оборот оптовой и розничной торговли

б) движение товарных запасов торговой цепи

в) объем продаж в кредит

г) прибыль торговых предприятий

д) объем внутренних перевозок грузов

2. внешняя торговля

а) коэффициент внешней торговли (рассчитывается по сумме экспортных операций)

б) географическое распределение внешней торговли (по регионам, по отдельным странам)

в) товарная структура внешней торговли (экспорт, импорт)

г) цены во внешней торговли

д) состояние платежного баланса страны

 

III. Показатели состояния и развития кредитно-денежной формы

а) эмиссия ценных бумаг

б) курс акции

в) движение ссудного капитала

г) учетная ставка ЦБ

д) Прибыль монополий

е) гос бюджет

 

 

Классификация цен:

1. контрактные цены - отображают действительный уровень цен на товар определенного качества при соответствии их условий поставки и платежа.

Реальные цены контракты являются коммерческой тайной.

 

2. биржевые котировки – цены на товары, торговля которыми осуществляется на товарных биржах

«+»: цены реальных контрактов, выполненных на унифицированных условиях в отношении качества, сроков поставки

«-»: уже не выбираешь качество, срок поставки и др

 

3. справочные цены- цены публикуемые продавцами сырьевых товаров как и их ассоциациями.

«-»: не отражают реальный уровень рыночных цен, т к редко публикуются, а значит не точны, а также

не учитывают величину скидок.

 

4. прейскурантные ценники – показатели цен готовых изделий потребительского и производственного назначения

в них указана розничная цена, а не оптовая

цены обновляются раз в неделю

не учитывают точность

не отображают торг

 

5. цена предложения (рассылается в виде оферте)

твердая – рассылается одному конкретному человеку

мягкая – рассылается сразу большому числу покупателей

 

данные цены близки к контрактным

 

6. ценовые индексы – I=Ц1/Ц0*100%

позволяют показать динамику, представляют собой относительный показатель

«-» не показывают уровень цен, лишь их динамику

 

7. мировые цены – в их основе интернациональная стоимость, среднемировые затраты общественного труда.

 

8. трансфертные цены – между МО и ДО

такие цены практически не публикуются, устанавливаются например на комплектующие изделия.

 

9. скользкие цены- чтобы обезопаситься от падения курсов валют, отпадения цен на данном рынке.

 

 

5. Государственное регулирование внешней торговли

 

 

Внешние условия деятельности

1. для фирмы:

а) нац границы

б) само государство

2. для страны

а) внешняя среда, за пределами ее территории

 

Внутренняя среда для фирмы

1.персонал

2. фонды

3 и др

 

Роль государства в ВЭД двояко:

1. оно может быть непосредственным участником ВЭД, заключая от своего лица ВТ сделки

2. оно создает условия для осуществления ВЭД его фирмами

 

 

Подходы:

1. протекционизм – когда государство закрывает внутренний рынок и защищает разными способами отдельных национальных производителей (защита отрасли, из соображений безопасности)

2. либерализация – когда внутренний рынок открывается, снимаются барьеры на движение раб силы, товаров, капитала

 

· Ввоз сырья · Изменение став для различных стран · Сокращение экспортных пошлин
.

 

Квота – количественное ограничение, разрешенное для ввоза-вывоза товара

Рассматривается одновременно как «кнут» и «пряник».

 

Лицензия – разрешение на осуществление деятельности.

Как правило выдается под квоту.

Виды:

1. генеральная – сроком на 1 год

2. разовая – на 1 сделку

 

практика добровольного ограничения экспорта относится к формам «Нового протекционизма»

Меры добровольного ограничения экспорта:

-нехватка ресурсов внутри страны

- олигополистический товар (квоты), это нефть, алюминии

- высокое сальдо платежного баланса страны

 

 

Демпинг – дословно «сходная цена». Демпинг убивает конкуренцию

Применяется крупными фирмами, приходящими на новые для себя рынки. И относится к методам недобросовестной конкуренции.

Что позволяет фирме занижать свои издержки

В соответствии с нормами ВТО Демпинг определяется как введение продукта в торговлю на рынки других стран по цене ниже обычной

 

6. Межгосударственное регулирование внешней торговли. ВТО. Россия и ВТО

 

Развитие международных экономических отношений сопровождается не только национальным регулированием внешней торговли, но и возникновением в последние деся­тилетия разнообразных форм межгосударственного взаи­модействия в этой сфере. Эта тенденция обусловлена не­сколькими причинами:

· углублением интернационализации хозяйственной жизни;

· расширением мировых рынков товаров, услуг и фак­торов производства;

· развитием транснациональных компаний;

· появлением множества международных организаций.

В итоге регулирующие меры одной страны оказывают прямое влияние на экономику других государств, которые предпринимают ответные шаги по защите своих произво­дителей и потребителей, что вызывает необходимость в координации процесса регулирования на межгосударствен­ном уровне.

 

В таком случае она может осуществляться на основе:

а) двухсторонних договоренностей;

б) многосторонних соглашений регионального харак­тера;

в) многосторонних конвенций глобального характера.

 

В зависимости от целей государств — участников межгосударственного регулирования внешней торговли согласование методов регулирования ВЭД следует разделить на два вида, основным содержанием которых являются:

устранение препятствий на пути товаров и факторов производства;

движение в направлении формирования целостной экономической системы с наднациональными институтами.

И хотя в популярной литературе зачастую оба указанных вида согласования ВЭД объединяют понятием экономическая интеграция, последняя, в строгом смысле, соответствует только второму варианту согласования хозяйственной политики государств.

Нам предстоит более подробно познакомиться с первым видом межгосударственного регулирования внешней торговли на примере формирования таможенных союзов, которых насчитывается в мире более двух десятков.

 

 

Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО)— международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

 

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

 

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.

 

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

 

История ВТО

 

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.

 

Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.

 

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

 

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

 

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

 

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

 

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

 

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступило к работе.

 

Организационная структура ВТО

 

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по наблюдению за торговой политикой стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.

Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом.

 

· Комиссия по урегулированию споров

 

Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) — квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными странами — участницами ВТО. Многие решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются неоднозначно. Большую озабоченность у активистов защиты окружающей среды вызывают, например, чрезмерная, по их мнению, поддержка принципа свободной торговли между странами в ущерб интересам окружающей среды.

 

· Отдельные решения

 

Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной Торговой Организации, вызвавшие большой общественный резонанс:

- основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры между крупнейшими субъектами международной торговли — Европейским союзом и США. Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введенных США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещенную нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.

 

 

Россия и ВТО

В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

 

В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

 

Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности (в частности закрытие сайта Allofmp3.com[1]). Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

 

На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию.

 

Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе [2]. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.

 

Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

 

В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана

 

Последствия вступления России в ВТО: за или против?

 

Логическим продолжение российских реформ должно стать включение на равных правах отечественных товаров и услуг в международную торговлю. Добиться этого можно путем вступления России во Всемирную торговую организацию. Однако существующие мнения по поводу этой акции далеко не однозначны. Сторонники линии на форсирование членства России в ВТО считают, что такой шаг станет важным стимулом ускорения экономического развития и дальнейшего закрепления реформаторских процессов в стране. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, согласно которой России не стоит связывать себе руки в проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста. Но, выступая за или против вхождения России в ВТО, необходимо иметь ясное представление о том, будет или нет баланс ожидаемых выгод и обязательств от такого членства иметь плюсовое значение.

 

Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

 

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

 

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

 

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

 

· · выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;

· · международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

· · возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;

· · защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);

· · Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

· · Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

· · Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

· · Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

· · Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

· · Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

· · Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

 

 

7. Оценка последствий реформ, осуществляемых ВТО

 

Группа ученых из США и Австралии провела исследование, посвященное изучению влияния реформ по либерализации мировой торговли осуществляемых по линии ВТО. Подтвержден вывод о том, что наибольший выигрыш в краткосрочной перспективе получат промышленно развитые страны, поскольку степень либерализации их экономики и торговли уже довольно высока. В долгосрочной перспективе ощутимые выгоды будут иметь и большинство других государств. Среднегодовая экономия в мировом масштабе на ближайшие годы оценивается в 96 млрд.

долл., а в отчаленном будущем - в 171 млрд. США и ЕС осязались устранить протекционистские тенденции в своей сельскохозяйственной политике, прекратить квотирование импорта

по одежде и текстилю (оно практиковалось в соответствии с Международным соглашением по текстилю - МСТ, которое прекращает действовать). Согласно договоренностям в рамках

"Уругвайского раунда" переговоров, развивающиеся государства отказываются от протекционистских мер в своей сельскохозяйственной политики в меньшей степени. Они не

практикуют ограничение импорта по МСТ. В то же время им предстоит проделать более объемную работу, чем странам ОЭСР, по устранению протекционизма в отношении продукции

обрабатывающей промышленности. В государствах с развитой экономикой степень защиты соответствующих отраслей (без текстильной промышленности и некоторых других секторов) и без того минимальна.

Ряд развивающихся стран в краткосрочной перспективе понесут несомненные потери от реализации соглашений в рамках ГАТТ/ВТО, во-первых, из-за сокращения сельскохозяйственных субсидий в ЕС, ЕАСТ и США, что ухудшит условия торговли для не которых развивающихся

государств; во-вторых, вследствие прекращения действия МСТ и отказа от системы квотирования, что при ведет к снижению цен на продукцию, экспортируемую в страны ОЭСР.

Низкорентабельные предприятия - поставщики одежды в промышленно развитые государства могут лишиться там рынков сбыта. Исследователи считают, что для снижения возможных потерь развивающимся странам следует добиться сокращения не оправданных расходов путем устранения торговых барьеров и ликвидации других искажающих факторов.

В следующей таблице дается оценка среднегодового эффекта. (в млрд. долл.) в краткосрочной перспективе (в скобках - в долго срочной перспективе) от либерализации сельского хозяйства и торговли сельскохозяйственными товарами (I), от прекращения действия МСТ (II), от реформ, затрагивающих обрабатывающую промышленность и торговлю ее продукцией (III). Также оценивается суммарный абсолютный эффект от реализации соглашений Уругвайского раунда (IV) и его величина по отношению к ВВП соответствующейстраны, территории или региона в % (V):

 

 

I II III IV V

Европейские страны 2,2(1,6) -0,2(-0,8) 1,7(7,0) 4,2(8,8) 0,3(0,7)

Развивающиеся страны 9,9(13,9) -1,5(3,4) 12,9(40,5) 19,4(55,2) 0,4(1,2)

Промышленность

развитые страны 48,7(49,81) 17,9(16,9) 8,7(46,2) 76,7(115,4) 0,4(0,6)

Мир в целом 58,6(63,7) 16,4(20,3) 2,7(86,8) 96,0(170,6) 0,4(0,7)

 

Исследование подтвердило, что некоторые сравнительно небольшие развивающиеся страны получат достаточно большие выгоды от либерализации экономики в целом и торговли в

частности: так, Малайзия - в размере 3,3% ВВП, Сингапур и Таиланд 2,1%, Республика Корея и Филиппины - 1,6%. В то же время большинство африканских стран, расположенных к югу от

Сахары, понесут убытки. Развивающиеся государства выиграют в большей степени, чем промышленно развитые, от либерализации торговли продукцией обрабатывающей промышленности. Однако по другим реформам последние получат весомые положительные

результаты (развивающиеся уже сейчас не ограничивают импорт по МСТ, некоторые имеющиеся искажения в агросекторе нуждаются в меньшей корректировке).

 

Отказ от квотирования по МСТ позволит ЕС и США получать больше соответствующей импортной продукции, снизятся цены на нее, а значит, выиграет потребитель.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...