Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние степени созависимых моделей на адаптацию первокурсников




В результате сравнительного анализа (критерий Манна-Уитни) данных методики Уанхольда, были получены средние ранги созависимых моделей для группы 1 (адаптированные) и для группы 2 (дезадаптрованные).

Результат сравнения представлен в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5

Таблица сравнения созависимых моделей, между группами 1 и 2

    N Mean Rank Sum of Ranks
  1,00 23 16,22 373,00
  2,00 15 24,53 368,00
  Total 38    

 

Средний ранг (Mean Rank) группы 1 (16,22) ниже, чем группы 2 (24,53). Это значит, что адаптированные студенты имеют меньшую степень созависимых моделей. Поскольку средняя величина уровня значимости (Asymp. Sig. (2-tailed)) меньше 0,05, мы можем быть уверены в достоверности вывода о том, что адаптированные студенты имеют меньшую степень созависимых моделей. Таким образом, мы можем говорить, что уровень межличностной созависимости оказывает влияние на прохождение первокурсником адаптационного периода. И это влияние заключается в том, что чем меньше в сознании первокурсника созависимых моделей там успешнее он переживает адаптационный период.

 

Влияние личностной и ситуативной тревожности на адаптацию / дезадаптацию первокурсников

Результаты сравнительного анализа уровня личностной тревожности (критерий Манна-Уитни) представлены в таблице 3.6.

 

Таблица 3.6

Таблица сравнения, личностной тревожности между группами 1 и 2

  GRUPA N Mean Rank Sum of Ranks
K_S 1,00 22 17,68 389,00
  2,00 15 20,93 314,00
  Total 37    

 

В результате сравнительного анализа (критерий Манна-Уитни) параметров методики Спилбергера было выявлено, что личностная тревожность в группе дезадаптированных студентов выше, чем в группе адаптированных студентов. Этот результат говорит о том что ситуация адаптационного периода тяжело переживается студентами во внутреннем плане. Но анализ не показал значимости различий в уровне личностной тревожности (p < 0,05) между группами 1 и 2. Это говорит о том, что тяжёлые внутренние переживания свойственны всем первокурсникам, но фактически коэффициент личностной тревожности в группе 2 выше.

Результаты сравнительного анализа уровня ситуативной тревожности (критерий Манна-Уитни) представлены в таблице 3.7.

 

Таблица 3.7

Таблица сравнения, ситуативной тревожности между группами 1 и 2

  GRUPA N Mean Rank Sum of Ranks
K_S 1,00 22 20,57 389,00
  2,00 15 16,99 314,00
  Total 37    

 

В результате сравнительного анализа (критерий Манна-Уитни) параметров методики Спилбергера было выявлено, что ситуативная тревожность в группе адаптированных студентов выше, чем в группе дезадаптированных студентов.

Высокий показатель ситуативной тревожности у адаптированных студентов, мы считаем, говорит о формировании своеобразного защитного механизма. В то время как дезадаптированным студентам более свойственна личностная тревожность, которая вплетена в жизненный процесс и проявляется во всех сферах деятельности, у адаптированных студентов выше ситуативная тревожность, которая проявляется в действительно тревожащих ситуациях, и возможно является некоторым возбудителем необходимым для активного действия.


ВЫВОДЫ

В соответствии с поставленными задачами и на основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

. Для адаптированных и не адаптированных студентов характерна различная структура семейных взаимоотношений. Структура семейных взаимоотношений адаптированных студентов представлена факторами: «Недостаточность родительского внимания», «Эмоциональное отвержение ребенка», «Фактор страха взросления ребенка», «Фактор чрезмерной опеки». Структура семейных взаимоотношений не адаптированных студентов представлена факторами: «Фактор родительской неуверенности», «Фактор родительской тревожности», «Фактор чрезмерной родительской опеки», «Фактор жестокого обращения с ребенком».

. Для адаптированных и неадаптированных характерны различия в проявлении враждебности. Структура проявления агрессии адаптированных студентов представлена факторами: «Несдержанность» (агрессивность уверенного в себе человека), «Невротическая агрессивность» (связана с внутренним конфликтом), «Отреагирование» (способ избавится от стресса), «Адаптивного решения». Структура проявления агрессии не адаптированных студентов представлена факторами: «Открытая агрессивность», «Напряжение-разрядка» (обида выплескивается окольным путем), «Демонстрация силы» (внешняя демонстрация угрозы), «Отшельник» (не идет на контакт с окружающими).

. Уровень межличностной созависимости оказывает влияние на прохождение первокурсником адаптационного периода. И это влияние заключается в том, что чем меньше в сознании первокурсника созависимых моделей там успешнее он переживает адаптационный период.

. Уровень личностной/ситуативной тревожности влияет на прохождение адаптационного периода студентов. Личностная тревожность более свойственна дезадаптированным студентам, и является показателем, отрицательно сказывающемся на прохождении адаптации. Ситуативная тревожность более свойственна адаптированным студентам и является положительной стимулирующей реакцией, способствующей успешной адаптации.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы считаем, что на социально-педагогическую адаптацию студентов к высшей школе оказывает влияния большое количество личностных и социально-психологических факторов. В числе личностных факторов семейная ситуация, личная враждебность, зависимость/независимость, тревожность и мы предполагаем этот список можно продолжить переменными, не учтенными в нашем исследовании.

Перспективу продолжения исследования мы видим в создании рабочего тренинга адаптивности, который будит состоять из модулей наиболее существенных переменных, оказывающих влияние на адаптацию современного студента.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 688 с.

. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000.− 364с.

3. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск: Знание, 1986. - С.3-17.

4. Ахмедханов А.М. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в группе. - М.: Знание, 1983. - 356с.

5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.− 270с.

. Белохвостова О.И. К динамике стилей учебной деятельности студентов - СПб., 2003. - 419с.

7. Брудный В.И. Адаптация студентов младших курсов вуза. - М.: Мысль, 1975. − 289с.

.Зенкова Н.А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в ВУЗе, 2003. - 21с.

. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2004. − 544с.

10. Кибрик Н.Д., Кушнарев В.В. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи. Методические рекомендации / Под рук. А.Г. Амбрумовой. - М.: Знание, 1988. − 21с.

. Коврова М.В. Исследование коммуникативного стресса у студентов. - М., 2001. 36с.

12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.- Минск: «Амалфея», 1976. −277с.

13. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Просвещение, 1999. − 330с.

. Кон И.С. Социализация.- БСЭ, 3-е изд., Т.24.- 221с.

. Кончанин Т.К. По вопросу о социальной адаптации молодежи. - Тарту: Изд-во ТГУ, 1971.- С. 89-91.

16. Кряжева И.К. Социально - психологические факторы адаптированности личности. - М.: Мысль, 1980 − 289с.

17. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. - М., 1991.- 48 с. - (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. информ./ НИИВО; Вып.3).

18. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.

. Прикладные проблемы социальной психологии/ В.П. Левкович Социально-психологические аспекты семейного воспитания, М.: «Наука», 1983.― 295с.

. Сабанадзе И.О. Социально - психологические факторы дезадаптации личности и способы ее коррекции у подростков. - К.: Наукова думка, 1997 − 278с.

21. Семке В.Я. Истерические состояния. - М.: Прогресс, 1988.- 224с.

22.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.

23. Терсакова А.А. Психологическая поддержка студентов в образовательном процессе. - Армавир, 1999. - 36с.

24.Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости: Перевод с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 2003. - 224 с.

25. Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск: Знание, 1994. С. 55-64.

26. Чуханова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. - М.: Прогресс, 1985 - 341 с.

.Шарапай В.Б. Функциональные состояния студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса. М., 2003.

. Эрдынеев А.Ц. Влияние характера педагогического общения преподавателей и учебной группы на адаптацию студентов - первокурсников. - М.: Педагогика, 1992. − 376с.

29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.―3-е изд., СПб.: Питер, 2001.― 652с.

. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1997. - С. 60-68.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Фамилия, имя

Возраст

Инструкция

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

Шкала ответов

«0» - это ко мне совершенно не относится;

«2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

«3» - не решаюсь отнести это к себе;

«4» - это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» - это на меня похоже;

«6» - это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Бланк для ответов

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
81 82 83 84 85 86 87 88 89 90
91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

101

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Фамилия, имя

Возраст

Инструкция

В опроснике содержатся утверждения. Утверждения пронумерованы. Такие же номера содержатся в «Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Ответьте на них так, как будто отвечает один из Ваших родителей. Если Вы в общем согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер для ответа, если Вы в общем не согласны ― зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.

В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете.

Спасибо!

Бланк для ответов

 

1. 21. 41. 61 81 Г+ 7
2. 22 42. 62 82 Г- 8
3. 23 43. 63 83 У+ 8
4. 24 44. 64 84 У- 4
5. 25 45. 65 85 Т+ 4
6. 26 46. 66 86 Т- 4
7. 27. 47. 67 87 З+ 4
8. 28. 48. 68 88 З- 3
9. 29. 49. 69 89 С+ 4
10. 30. 50. 70 90 С- 4
11. 31. 51. 71 91 Н 5
12. 32. 52. 72 92 РРЧ 6
13. 33. 53. 73 93 ПДК 4
14. 34. 54. 74 94 ВН 5
15. 35. 55. 75 95 ФУ 6
16. 36. 56. 76 96 НРЧ 7
17. 37. 57. 77 97 ПНК 4
18. 38. 58. 78 98 ВК 4
19. 39. 59. 79 99 ПЖК 4
20. 40. 60. 80 100 ПМК 4
 
101. 107 113. 119. 125. Г+
102 108. 114. 120. 126. Г-
103 109. 115. 121. 127. У+
104 110. 116 122. 128. РРЧ
105 111. 117. 123. 129. ФУ
106 112. 118. 124. 130. НРЧ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...