Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика мирового экспорта услуг




 

Экспорт 1970 г. 1975 г. 1980 г. 1985 г. 1990 г. 1997 г.
Экспорт, млрд долл. Экспорт услуг / экспорт то­варов, % 72,8   119,4 24,5   242,5 22,3   396,1 23,1      

 

Услуги все сильнее влияют на внешнюю торговлю товара­ми, особенно наукоемкими. Расширяется сфера привлечения услуг для поставки товаров от анализа товарных рынков и до технического обслуживания проданных товаров. Приблизи­тельно 3/4 объема всех услуг — услуги, связанные с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензия­ми, ноу-хау, инжиниринговые, консалтинговые и т.д.).

Но в последнее время развитие сферы услуг вдет не так ди­намично, как ранее. Темпы роста услуг начинают снижаться, что связано с определенными факторами, в частности:

• отсутствуют универсальные принципы и инструменты торговли, признанные и используемые в товарной торговле — перемещение товаров к потребителю считается более целесооб­разной формой торговли, в сфере же услуг это лишь одна из форм торговли, причем не самая крупная;

• широкая конкуренция.

Для устранения таких ограничений в 1986г. в рамках «уругвайского раунда» был создан комитет по торговле услуга­ми. В 1987 г. были обоснованы принципы и правила, регули­рующие торговлю услугами, а в 1990 г. - подготовлен проект Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Для последних лет характерна либерализация международной тор­говли услугами.

Вплоть до недавнего времени международный рынок услуг был представлен мелкими и средними фирмами. Сегодня ос­новными производителями и потребителями услуг выступают ТНК. В сфере услуг размещено 40% объема их иностранных прямых инвестиций. Американские ТНК производят за рубе­жом услуг на сумму, в два раза превышающую экспорт услуг США, половина которого приходится на ТНК.

Географическое распределение торговли услугами отличает­ся крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой, активное сальдо платежных балансов которых выросло за последнее десятилетие практически в 7 раз. Такое увеличение связано в первую очередь с развитием фак­торных услуг. На мировом рынке услуг доминируют восемь ве­дущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Но развитие услуг и в этих странах неравномерно. Доля первой пятерки стран превышает 50% экспорта услуг. При этом на четыре страны — США, Велико­британию, ФРГ, Францию — приходится 44% мирового экс­порта услуг. Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.

Для развивающихся стран характерно, как правило, наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, хотя не­которые являются крупными их экспортерами, например Юж­ная Корея, предоставляющая инжиниринговые, консультационные и строительные услуги, Мексика — туризм, Сингапур — финансовые услуги.

Восточно-европейские страны достигли определенных успе­хов в экспорте отдельных услуг. Их доля равняется 4%, а в экс­порте товаров составляет 8%. Однако специалисты не надеются на быстрое развитие экспорта банковских, страховых, фрахто­вых, посреднических услуг из России и Украины. Многие же страны обладают значительными резервами для развития ту­ризма, экспорта транспортных и ряда других современных ус­луг. Использованию этих резервов часто мешает низкое качест­во предоставляемых услуг. В ряде стран слабо развиты целые отрасли услуг. Помимо этого, нельзя не учитывать, что высо­кий уровень развития услуг на Западе и немалые ограничения на импорт услуг в развитых странах препятствуют расширению подобного экспорта из стран СНГ.

Наиболее общие сведения о роли сферы услуг в экономике дает изучение двух показателей: доли занятых в сфере услуг в общем объеме занятых и доли в ВВП (см. табл. 6.2). В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет в среднем 50%, причем в США и Японии 59% и 55% соответственно. По оцен­кам экспертов, доля занятых в Японии к 2000 г. увеличится до 67%. Однако этот показатель не является точным, так как вы­сокая трудоемкость отдельных видов услуг может создать пре­вратное впечатление о значимости (доле) услуг для националь­ной экономики. Кроме того, на сегодняшний день темпы роста производительности труда в сфере услуг значительно ниже, чем в промышленности.

Таблица 6.2

Показатели роли сферы услуг в экономике

 

Страны   Доля сектора услуг в ВНП Доля занятых в сфере услуг
частные услуги темп рос­та государ-ст­венные услуги темп рос­та частные услуги темп рос­та государ-ст­венные услуги темп роста
Великобритания        
США   3,2   1,2   2,6   0,9
Франция   3,5   2,3   2,6   0,9
ФРГ   4,9   4,7   0,4   2,2
Япони   4,5   3,8   2,4   1,1

Источник: Услуги в системе мировой торговли. — М., 1990. — С. 13.

 

Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В послевоенное время доля услуг составила в развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в этом показателе есть свои отрицательные стороны — невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с товарами.

Иногда для оценки состояния рынка услуг используют со­отношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значе­ние для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Авст­ралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Вели­кобритании, Швейцарии.

Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции не является пассивным элементом ме­ждународных экономических отношений, а становится веду­щим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предостав­лять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный про­цесс, т.е. торговля услугами важна не только своими внешне­экономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов.

 

Структура рынка услуг

 

Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека. К числу услуг можно отнести все, что не связано с добычей полезных иско­паемых, промышленным и сельскохозяйственным производст­вом. Такое обобщенное определение приводит к различным классификациям видов услуг. МВФ подразделяет эту торговлю только на четыре вида — фрахт, остальные транспортные ус­луги, туризм, прочие услуги. В СНС* услуги подразделяются напотребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределитель­ные (торговые, транспортные, фрахтовые).

* СНС — система национальных счетов.

 

В свою очередь международные услуги могут быть фактор­ные (disembodied) — это услуги, связанные с пересечением гра­ницы, а также классические услуги по предоставлению капита­ла, в сфере туризма, образования, медицины, и не факторные (splintered, separated), для которых характерно пространствен­ное разделение производителя и потребителя (фильмы, патен­ты, издательская деятельность).

По формам реализации услуги могут быть подразделены на четыре основные группы в зависимости от нахождения произ­водителя и потребителя в момент ее потребления:

1. Услуга предлагается на территории ее потребления. При­мером такого «перемещения» является миграция рабочей силы капитала — сеть ресторанов «Макдональдс», банковские и страховые услуги, которые связаны с открытием дочерних от­делений, филиалов за рубежом и обслуживанием клиентов на их территории.

2. Услуга потребляется за рубежом, что предопределяет пе­ремещение потребителя услуги. Примером может выступать туризм, когда туристы выезжают за рубеж для отдыха, развле­чений, деловых встреч и т.д.; обслуживание судов, самолетов, которое происходит в иностранных портах и аэропортах; меди­цинское обслуживание — проведение курса лечения, операций в зарубежных клиниках, больницах; образование — учеба в за­рубежных университетах, колледжах.

3. Услуга предлагается и на территории ее потребления и за рубежом. Например, чтение лекций профессорами университе­тов, гастроли театров, артистов.

4. Услуга не перемещается из страны в страну. В такую груп­пу входят услуги транспортных фирм, предоставляющих свой транспорт для перевозки грузов за границу, подготовка проектно-сметной документации, которая затем может быть передана по каналам связи.

Как правило, услуги первых трех групп относятся к фактор­ным услугам, четвертой — к не факторным. В Российской Фе­дерации соотношение между ними характеризуется следующим образом (см. табл. 6.3).

Таблица 6.3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...