Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ естественной монополии РАО «ЕЭС России» и перспективы его развития




 

Проблема обеспечения надежного энергоснабжения страны оказалась в центре внимания общественности и экспертного сообщества после аварии на подстанции Чагино в Москве 25 мая 2005 г., в результате которой значительная часть Москвы, Московской, Тульской, Калужской и Рязанской областей, в течение нескольких часов оставалась без электроснабжения.

На фоне этого Министерство промышленности и энергетики РФ и РАО «ЕЭС России» пересмотрели прогнозные балансы производства и потребления электроэнергии и заявили о необходимости масштабных инвестиций в отрасль. На протяжении второй половины 2006 г. планы по вводы электрогенерирующих мощностей и развитию сетевого хозяйства неоднократно корректировались в сторону повышения. В результате, рассмотренная на заседании Правительства РФ 20 апреля 2007 г. «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.» предусматривает рекордные инвестиции в отрасль, значительно превышающие показатели советских лет.

Безусловно, ограничения на потребление электроэнергии затрудняют расширение производственных мощностей, увеличение темпов ввода жилья и коммерческой недвижимости, и оказывают негативное влияние на экономическую динамику в целом. Более того, электропотребление ограничивается в наиболее динамично развивающихся регионах страны: г. Москве, Тюменской, Московской, Челябинской областях и др.

С другой стороны, инвестиции в электроэнергетику отличаются значительными сроками и капиталоемкостью, характеризуются долгим периодом окупаемости. Поэтому необходим тщательный и всесторонний анализ с учетом региональных и отраслевых аспектов, с тем, чтобы с одной стороны дефицит электроэнергии не служил ограничителем экономического развития, а с другой - чтобы финансовые ресурсы не отвлекались на создание мощностей, на которые не будет предъявлен рыночный спрос.

 

Таблица 1 - Потребление электроэнергии по федеральным округам Российской Федерации, млрд кВт∙ч

Федеральный округ Потребление в 2008 г. Потребл. в 2009 г. Изменение электропотребления 2009/2008, % Потребл. в 2010 г. Изменение электропотр. 2010/2009, %
Центральный 204,1 196,5 -3,7 206,8 +5,2
Северо-Западный 103,3 100,1 -3,1 105,6 +5,5
Южный 83,9 80,1 -4,5 83,8 +4,6
Приволжский 190,4 179,8 -5,6 183 +1,8
Уральский 177,9 170,1 -4,4 180,6 +6,2
Сибирский 222,2 210,8 -5,1 218,3 +3,6
Дальневосточный 40,9 39,7 -2,9 42,45 +6,9
РФ 1022,7 977,1 -4,5 1020,6 +4,5

 

Заметный спад электропотребления в 2009 году вызван влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику России. Величина электропотребления в 2009 г. снизилась по сравнению с 2008 г. на 4,5% и составила 977,1 млрд кВт∙ч против 1022,7 млрд кВт∙ч в 2008 г.

Наибольший спад электропотребления произошел в Приволжском Федеральном округе - (-5,1%) и Сибирском - (-5,1%). Наименьший спад электропотребления произошел в Дальневосточном Федеральном округе (-2,9%), не имеющем развитой энергоемкой промышленности.

Распределение потребления электроэнергии по территории РФ достаточно неравномерно. Две трети от общего объема электропотребления в России приходится на три крупнейшие объединенные энергосистемы - Центра, Урала и Сибири, расположенные в четырех федеральных округах: Центральном, Приволжском, Уральском и Сибирском, которое составило в 2010 году 66,4% или почти 679 млрд кВт∙ч.

 

Таблица 2 - Средняя цена электроэнергии на розничных рынках Северо-западного федерального округа коп./ кВт∙ч

Цена 2008 г. 2009 г. Рост 2009/2008, % 2010 г. Рост 2010/2009, % Рост 2010/2008, %
Средняя цена 150,2 182,3 121,4 210,7 115,6 140,3
Регулируемая цена 145,7 174,0 119,4 195,2 112,2 134,0
в т.ч. тариф для населения 129,8 158,0 121,8 172,7 109,3 133,1
Свободная цена 169,5 205,7 121,4 227,4 110,5 134,1

 

За период с 2008-2010 гг. средняя цена электроэнергии в округе увеличилась на 140,3%, а регулируемый тариф для населения за это время вырос на 133,1%.

Наиболее высокая цена электроэнергии сложилась в 2010 году в группах непромышленных и сельскохозяйственных потребителей. Темп роста цен на электроэнергию для непромышленных потребителей в 2010 году по сравнению с 2009 г. снизился с 124,8% до 120,6%, а для сельскохозяйственных потребителей - с 126,3% до 117,2%.

Средняя цена электроэнергии для промышленности в 2010 году составила 197,9 коп./ кВт∙ч. Темп роста цены для этой группы в 2010 г. по сравнению с 2009 г. несколько снизился и составил 122,1%.

 

Таблица 3 - Средние цены на электроэнергию по группам конечных потребителей по РФ в целом, коп./ кВт∙ч.

Группа потребителей

Средняя цена

Рост средней цены 2010/2008, %
  2008 г. 2009 г. 2010 г.  
Промышленность 128,0 162,1 197,9 154,6
Железнодорожный транспорт 134,6 164,8 203,1 150,9
Городской транспорт 164,0 206,4 250,3 152,7
Непромышленные потребители 200,1 249,8 301,3 150,6
Сельскохозяйственные потребители 191,9 242,3 283,9 148,0
Другие ЭСО 96,7 135,9 168,9 174,8
Население городское 130,9 161,2 172,4 131,8
Население сельское 102,4 127,7 139,0 135,7
Потребители всего 135,0 170,5 206,0 152,6

 

За период с 2008 по 2010 год средняя цена электроэнергии в РФ превысила накопленный индекс инфляции (134,1%) и выросла на 152,6% в основном за счет опережающего роста цен для всех секторов экономики. Средние цены электроэнергии для населения росли медленнее и увеличились за этот период чуть более чем на 130%. Это связано с постепенным увеличением доли либерализации оптового рынка электроэнергии и мощности и сохраняющимся сдерживающим государственным регулированием цен для населения.

Высокий уровень цен для промышленности и других хозяйствующих субъектов, финансово-экономический кризис, затронувший экономику Российской Федерации, привели к значительному росту дебиторской задолженности потребителей за полученную электроэнергию на розничных рынках перед гарантирующими поставщиками и другими сбытовыми компаниями. К концу 2010 г. эта задолженность составила около 5,8% от общей выручки энергосбытовых компаний. Некоторые крупные сбытовые организации утратили финансовую устойчивость.

Конкуренция энергосбытовых компаний на розничных рынках электроэнергии в этот период не сказывалась на уровне цен для конечных потребителей, в большой степени имела признаки олигополистической конкуренции и представляла собой борьбу за передел рынков.

Так как существование естественных монополий неизбежно, то нужно уделять внимание и их перспективному развитию. В перспективе конкурентные сегменты должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. Так, в электроэнергетике должны быть образованы независимые диверсифицированные компании, которые могли бы напрямую конкурировать на оптовом рынке. Конкуренция может развиваться лишь в том случае, если регулирующими органами создаются соответствующие условия. Производителям электроэнергии необходим открытый, носящий недискриминационный характер доступ к транспортным системам, а международным и междугородним операторам - открытый и равный доступ к сетям общего пользования. Должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими в сферах естественной монополии.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Концепции российских инфраструктурных реформ первоначально разрабатывались на основе зарубежного опыта, поэтому их адаптация к реальным отечественным условиям была практически неизбежной. И хотя западные модели существенно различаются между собой, главный принцип реформирования - та или иная организационная форма выделения инфраструктурной составляющей монополий - сохраняется во всех вариантах. Особый интерес для России могли бы представлять те из них, которые не предусматривают резкого изменения структуры собственности и базируется на использовании адекватных целям реформ принципов управления, прежде всего концессионных механизмов.

В электроэнергетике России был выбран технически более сложный путь - дробление монополии на базе разделения собственности. Подобный подход логически должен увязываться с быстрой либерализацией рынка электроэнергии, резким сокращениям государственного присутствия в отрасли (как собственника и регулятора), более широким привлечением частного сектора не только в генерирующий сегмент, но и к управлению в сфере инфраструктурной составляющей. Крупный сбой в электроэнергетических системах в мае 2005 г. явился следствием не только техногенных причин, но и очевидных просчетов в управлении. В дальнейшем вполне вероятен рост цен на либерализованном рынке. Применительно к другим госмонополиям сомнительна возможность предотвращения дискримирации в доступе к инфраструктурным сетям. Отношения здоровой конкуренции российской экономике все еще развиты недостаточно, и вряд ли в ближайшем будущем они станут действенным фактором повышения эффективности производства.

Не получила в России достаточного развития государственно-частное партнерство: нет ни контрактного права, ни специальной законодательной базы. Не очень понятно пока, как будет действовать новый закон о концессионных соглашениях. Предстоит проделать еще большую работу: помимо принятия законодательных актов необходимо создать полноценную институционную среду, сформировать соответствующий блок в системе органов исполнительной власти, ведающий надзором и контролем в сфере концессионных отношений.

В России такая работа во многом подменяется усилением прямой регулирующей роли государства и сохранением в госсобственности значительной части активов естественных монополий. При этом концепции их реформирования разрабатываются менеджментом самих государственных корпораций и нередко преимущественно отвечают именно его интересам в ущерб интересам основного собственника - государства(что особенно заметно в реформировании РАО ЕЭС и “Газпрома”) В результате в рамках монополий возникает внутренний конфликт: их менеджмент заинтересован в либерализации тарифов, а государство вынужденно проводить жесткую тарифную политику в целях как сдерживания инфляции, так и поддержания платежеспособности населения.

В ходе реформирования российские монополии сохраняют форму крупных вертикально интегрированных компаний. Все еще отсутствует ясность в вопросах выделения из них устойчивого и жизнеспособного естественно монопольного ядра и разработки соответствующих методов регулирования его деятельности, обоснования степени вмешательства государства и возможностей свободной конкуренции. Пока большинство задач, к сожалению, решается “точечно”, по мере возникновения конкретных проблем, конфликтов интересов и социального напряжения.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон РФ от 17 августа 1995 г. №147 - ФЗ «О естественных монополиях»

. Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. №261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. №135 ФЗ «О защите конкуренции»

. “Вопросы экономики”, №4, 2008 г. Р. Мартусевич “Конкурсы за концессии в отраслях естественной монополии”

. Буркеева Р.Г. Природа и функции естественных монополий / Р.Г. Буркеева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 8 (114), август. - С. 9-11. - Библиогр.: с. 13

. Буркеева Р.Г Общие проблемы регулирования естественных монополий (на примере электроэнергетики) / Р.Г. Буркеева // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сб. науч. статей / под ред. М.Г. Лапаевой. - Оренбург: ОГУ, 2008. - С. 56-59.

. Варламова А.Н. Естественные монополии: понятие, отличие от смежных институтов, проблемы правового регулирования / А.Н. Варламова // Законодательство, 2009. - № 4. - С. 26.

. Васильева Е.М. - Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем-2008.-c.153

. Даурова Т.Г. Эволюция российского антимонопольного законодательства / Т.Г. Даурова // Законодательство и экономика, 2008. - N 1. - С. 70-77.

. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики, 2007. - № 1. - С. 102-121.

. Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы

теории и практики управления, 2005. - N 6.. - С. 29-37.

. Кононкова Н.П. Естественная монополия как объект государственной собственности / Н.П. Кононкова, П.Ф. Кононков // Вестник Московского университета, Сер. 6. Экономика 2008. - N 6. - С. 12.

. Матвеева Н. О правовом регулировании естественных монополий / Н. Матвеева // Общество и экономика, 2007. - № 1. - С. 102-114.

14. Отчет о результатах деятельности в 2010 году и задачах на среднесрочную перспективу// 2010. - Режим доступа: <http://www.fstrt.ru/about/activity/reports/4/2011_Godovoi_otctet_za_2010_god> [Электронный ресурс]

. Семенова О.В. О законодательстве в области государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий на примере железнодорожного транспорта / О.В. Семенова // Налоговый вестник, 2007.- № 11. - С. 3-8.

16. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года//2010.] - Режим доступа: http//strategy2020/rian/ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...