Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и понятие глобальных проблем в современных условиях




 

Глобальные проблемы носят всеобщий, универсальный ха­рактер. Впервые вопрос о существовании глобальных проблем был поставлен в середине 80-х гг. рядом международных орга­низаций (ООН, Римским клубом, ОБСЕ, ОЭСР), а также еже­годными совещаниями стран «Большой семерки», мировой об­щественностью. Универсальность и глобальность проблем свя­зана с тем, что они касаются всех стран земного шара незави­симо от их общественно-политического строя и не могут быть решены одной или группой государств.

Глобальные проблемы оказывают все большее воздействие на социально-экономическое развитие стран в негативном ас­пекте и могут быть решены лишь совместными усилиями всех государств мира. Глобальные проблемы, как правило, опреде­ляются ходом развития всего человечества, характером совер­шенствования производительных сил современного общества. Многие глобальные проблемы являются важным элементом современных международных экономических отношений и все больше становятся их неотъемлемой частью.

К числу глобальных проблем относятся следующие:

1) сохранение мира и прекращение гонки вооружения ради экономического развития и построения процветающих об­ществ;

2) вынужденная миграция больших масс людей, обуслов­ленная локальными военными конфликтами, появление особой категории населения — беженцев;

3) дальнейшее развитие прав человека путем усиления лич­ной и экономической свободы;

4) продовольственная проблема и меры по ее решению, особенно в Африке, Азии и Латинской Америке;

5) преодоление загрязнения окружающей среды, угрожаю­щего самой жизни на земле, и решение экологической пробле­мы, которая охватывает практически все географические рай­оны мира;

6) укрепление социально-экономической деятельности раз­личных структур ООН, а также некоторых других международ­ных организаций.

Все вышеназванные проблемы взаимосвязаны и требуют достаточно быстрого комплексного решения. Правительства, международные организации, видные политики, ученые, бизнесмены — все сходятся в том, что только объединенными усилиями можно решить эти глобальные проблемы. Однако многие считают, что это потребует значительных денежных средств, которые могут оказаться гораздо большими, чем воен­ные расходы.

С решением глобальных проблем тесно связана проблема модернизации действующей системы международных экономи­ческих отношений. С одной стороны, это самостоятельная проблема, а с другой — она связана с каждой из указанных глобальных проблем, которые могут быть решены мировым со­обществом путем конструктивного диалога.

Для решения глобальных проблем нужны определенные предварительные предпосылки, к числу которых можно отне­сти следующие.

Во-первых, необходимо создание конкретных условий для развития и укрепления мировой экономики путем сокращения военных расходов, ежегодная сумма которых составляет около 1 трлн долл. При этом 25% всех НИОКР пока еще направлено на военные цели.

Во-вторых, целесообразно обеспечить экономическую ста­бильность и равенство экономических возможностей для всех. Для этого необходимо перестроить и повысить эффективность международных экономических отношений путем постоянного экономического роста, снижения инфляции и безработицы, обеспечения стабильности товарообмена и более открытого доступа на мировые рынки, установления справедливых миро­вых цен, принятия эффективных мер для стран, строящих ры­ночную экономику, осуществления шагов, направленных на снижение бремени внешней задолженности развивающихся стран, увеличения помощи со стороны развитых стран Запада и международных организаций на нужды развития отсталых стран Африки, Азии и Латинской Америки, расширения со­трудничества.

В-третьих, целесообразно осуществить энергичную разра­ботку и решение экологических проблем, так как производст­венная и бытовая деятельность человечества вступила в крити­ческое противоречие с окружающей средой. В области защиты окружающей среды проведены определенные мероприятия, од­нако это лишь небольшая толика от требуемого. Вероятно, большая часть наиболее крупных мероприятий в области охра­ны окружающей среды будет осуществлена в XXI в. как опре­деленная расплата стран и народов за эгоизм, проявленный в последние два-три века, приведший к ухудшению экологии земного шара. Для выполнения мер по улучшению окружаю­щей среды необходимо прежде всего решить следующие вопро­сы: а) правильное экологическое мышление должно стать при­оритетным в государственных и деловых кругах; б) формула «реанимировать и лечить» должна быть заменена на формулу «предусмотреть и ликвидировать» в области экологии; в) необ­ходимы решительные действия для предотвращения особо серьезных экологических катастроф: вооруженных конфликтов, голода и нищеты, изменения климата планеты в сторону его потепления, уничтожения лесов, разрушения озонового слоя атмосферы.

В-четвертых, необходимо расширить и укрепить междуна­родное сотрудничество в экологической области. Будущее в этой сфере зависит не только от решений крупных держав — США, Японии, стран ЕС, России, Китая, но и транснацио­нальных корпораций, других участников международных экономических отношений, а также от политических действий на региональном уровне, которые становятся все более глобаль­ными. И дальнейшее развитие науки и техники существенно усиливает процесс глобализации. Все это вызывает необходи­мость принятия определенных и конкретных норм в мировом сотрудничестве, которые бы соответствовали не только требо­ваниям и интересам каждого человека, но и моральным и куль­турным ценностям всего человечества. Для этого требуются но­вая оценка научно-технической революции, личности, сочета­ние и оптимизация личных и общественных интересов, что по­зволит удовлетворить интересы каждого участника мирового сообщества.

Так, в сфере международных экономических отношений необходимо сближение национальных хозяйств, унификация экономического законодательства в соответствии с нормами международного права, повышение уровня социальной защиты населения. Кроме того, для решения всех указанных глобаль­ных проблем большое значение имеет сотрудничество между­народных организаций (ООН, Европейского союза, междуна­родных кредитно-финансовых институтов) с отдельными стра­нами, которые заинтересованы в решении этих проблем в рам­ках своих национальных территорий. Поскольку решение гло­бальных проблем требует больших денежных затрат, то необхо­димо в рамках мирового сообщества найти, наконец, такие формы и методы управления и регулирования, которые бы по­зволили поддерживать стабильность как национальных эконо­мик, так и сложившуюся систему современных международных экономических отношений в целом.

 

11.2. Основные направления международного экономического сотрудни­чества в области глобальных проблем

 

К числу наиболее важных направлений международного экономического сотрудничества в настоящее время относится экология, дальнейшее разоружение, область освоения космоса и мирового океана, продовольственная проблема, стабильность мировой финансовой системы. Рассмотрим каждое из этих на­правлений.

Экология и предотвращение загрязнения окружающей среды. В настоящее время человечество осознало, что существует кри­зисная экологическая ситуация, которая выражается в загряз­нении атмосферы, почвы, рек, морей, океана, в уменьшении зелёной среды (леса) на земле. В связи с этим с конца 60-х гг. экология становится широкой сферой международного сотруд­ничества. Начало ему положил Римский клуб, созданный в 1968 г. и провозгласивший необходимость активного сотрудни­чества в борьбе с загрязнением окружающей среды. Оконча­тельно оно оформилось на стокгольмской конференции 1972 г. в виде «Стокгольмского плана действия». В результате в меж­дународную практику были введены нормы экологического права, а защита окружающей среды стала сферой пристального внимания правительства и международной общественности.

Развитию международного сотрудничества в области эко­логии способствовала система международных организаций в системе ООН, в частности Европейское агентство по охране окружающей среды (ЮНЕП), а также ряд организаций на не­зависимой основе. Особую роль играют неправительственные организации и движения. Они являются независимыми и осу­ществляют координацию деятельности как внутри страны, так и за ее пределами. В последние годы широкое распространение получила организация «Зеленый мир — Green peace», которая имеет своих представителей в различных странах, располагает собственной структурой управления и финансирования, а так­же научной базой для оценки состояния окружающей среды и влияния на нее производственной и прочей деятельности чело­века. «Гринпис», например, принимает активное участие в борьбе против сброса токсических и радиоактивных отходов, строительства производств, опасных для природы, животного мира и человека, а также продажи продуктов питания и быто­вых товаров, которые созданы с экологическими нарушениями. Эта организация выступает и в акциях, связанных со спасением птиц и животных, подвергшихся опасности из-за разливов жидкого топлива (нефти), пожаров, наводнений, землетрясений и других стихийных бедствий.

Охрана окружающей среды и экологическая политика в на­чале 90-х гг. становится неотъемлемой частью финансово-экономической политики большинства стран мира, а также ча­стью современных международных экономических отношений. Активную работу по экологическим проблемам ведет институт Worldwatch — Всемирный наблюдатель, созданный в США еще в 1984 г., который проводит научные исследования, конферен­ции и издает статистические ежегодники по экологическим проблемам. Аналогичные вопросы решает также международ­ный Институт «Экотехника», разрабатывающий конкретные решения по преодолению экологических кризисов в различных регионах мира. В настоящее время большая часть экологиче­ских вопросов решается в рамках ООН и Европейского союза.

Так, в 1992 г. была проведена международная конференция ООН по экологическим проблемам в Рио-де-Жанейро (Брази­лия), где были сформулированы концепции устойчивого ста­бильного развития мирового сообщества, которую подписало большинство стран мира, включая Россию. Основные положе­ния этой конвенции сводятся к следующему: непротиворечи­вость интересов настоящих и будущих поколений, равенство экологических прав народов всех стран; взаимопомощь и со­трудничество в решении экологических проблем. И хотя кон­цепция пока находится в стадии разработки, ее главная идея выглядит как абсолютно новая доктрина развития мира. По­этому конференция прежде всего констатировала, что XXI в. для человечества должен быть «Веком Экологии», а не «Веком Экономики».

Ответственность за трансграничное влияние стала одним из наиболее эффективных факторов межгосударственных отноше­ний. В частности, в настоящее время строительство высотных труб, разносящих вредные вещества на большие расстояния, запрещено в большинстве стран. Такие организации, как ЮНЕП и Координационный центр по воздействию в Европей­ском союзе, ежегодно проводят сессии, на которых подводятся итоги работы в области окружающей среды по каждой стране и разрабатываются новые проекты и программы совместных дей­ствий. Они также осуществляют международное финансирова­ние по линии охраны окружающей среды и оказывают необхо­димую помощь многим развивающимся странам.

В 1994 г. ЕС разработал «Руководящие принципы по прове­дению экологической политики» для стран с переходной эко­номикой, включая Россию, для которых даются рекомендации по выбору и реализации основных мер в области защиты окру­жающей среды с учетом специфики этих государств.

Активная экологизация международных экономических от­ношений, международное сотрудничество в области окружаю­щей среды привели к новой сфере деловой активности — «зеленому бизнесу». Это специфический сектор экономики, ко­торый предусматривает ресурсосбережение, технологию защиты окружающей среды, различные экологические услуги. В США, Западной Европе, Японии и ряде других стран активно разви­вается корпоративный экологический бизнес, который выража­ется в росте числа компаний, производящих различное очисти­тельное оборудование и технологии, альтернативные источники энергии, экологическую экспертизу, озеленение территорий. Годовой оборот природоохранных технологий составляет более 700 млрд долл., а к 2000 г. возрастет в 10 раз.

Глобальное сотрудничество в области дальнейшего разоруже­ния. Милитаризация экономики и военные расходы пока еще поглощают значительные производственные, финансовые и тру­довые ресурсы. К началу 90-х гг. во всем мире в сфере военной экономики и обороны было занято около 80 млн человек. Непо­средственно количество военных составляло около 29 млн че­ловек (11 млн — в развитых и 18 млн — в развивающихся стра­нах). Военные научно-исследовательские расходы составляют 25% всех мировых расходов на эти цели. Военная промышлен­ность и расходы оказывают негативное воздействие в целом на экономику, а также на всю систему международных экономи­ческих отношений, отвлекая валютные ресурсы стран, увеличи­вая внешнюю задолженность, снижая конкурентность товаров и тем самым понижая эффективность внешней торговли и по­вышая ее инфляционные издержки. Поэтому с начала 90-х гг. ставится задача массового перевода экономики на гражданские рельсы, т.е. проведения конверсии путем сокращения военного производства и военных расходов там, где это возможно. Дей­ствительно, прекращение «холодной войны» и смягчение на­пряженности путем заключения важнейших договоров в облас­ти ядерно-ракетного вооружения между СССР и США, а затем Россией и США, а также подписания международных соглашений о сокращении обычных вооружений способствовало умень­шению военных бюджетов и некоторых военных производств стран НАТО, России и некоторых других. В частности, про­изошло сокращение производства танков, артиллерийских сис­тем, некоторых типов самолетов и иных видов вооружения. Однако данные изменения оказались не столь масштабными, чтобы существенно повлиять на экономику и международные экономические отношения. Это связано с тем, что пока еще отсутствует полное политическое доверие между странами, продолжаются локальные войны, существуют «горячие точки» (Ирак, Югославия, Эфиопия, Афганистан, Ближний Восток, индийско-пакистанский конфликт), а также сохраняется кон­цепция о том, что военно-промышленный комплекс (ВПК) яв­ляется двигателем экономики, включая развитие внешней тор­говли и пополнение валютных резервов. Кроме того, как пока­зала практика последних лет, ВПК во многих странах оказыва­ет довольно сильное воздействие на исполнительную и законо­дательную власть, преследуя свои корыстные цели.

В результате указанных причин сохраняются негативные социально-экономические последствия для мирового сообще­ства. Поэтому и необходимы объединенные усилия прави­тельств различных стран в деле продвижения процесса разору­жения в глобальном направлении. Для этого требуется даль­нейшее разоружение и проведение политики национальной безопасности, изменение содержания самих международных военно-политических отношений путем отказа от традицион­ной практики угроз и давления со стороны одного или не­скольких государств на своих партнеров и оппонентов, от при­менения силовых методов. Кроме того, необходимо выравни­вание военных доктрин государств, замена наступательных доктрин на оборонительные, расширение международного со­трудничества в области экономики разоружения, углубления конверсии военной промышленности путем определения ее международного и национального уровней, оздоровления эко­номики за ее счет, определение общих условий и практических мероприятий в этой области, а также установление специфики военно-промышленных комплексов с целью их сокращения.

Выполнение этих условий позволит мировому сообществу в целом и отдельным государствам, в частности, высвободить существенные материальные, трудовые, финансовые и валют­ные ресурсы на решение многочисленных социально-эко­номических проблем, оздоровить валютно-финансовые отношения, укрепить всю систему международных экономических отношений.

Сотрудничество в области освоения космоса и мирового океа­на. Одним из важнейших направлений последних лет является международное сотрудничество в области освоения космоса между ведущими развитыми странами, и прежде всего Россией и США, США и Западной Европой, а также Россией и другими странами.

Такое сотрудничество в первую очередь широко проявилось в совместном использовании российской орбитальной станции «Мир» США и другими развитыми странами в виде полетов-стажировок космонавтов в целях выполнения различных кос­мических, биологических и технических экспериментов в усло­виях невесомости. Каждая страна — участница таких экспери­ментов, как правило, оплачивает в валюте пребывание своих космонавтов и астронавтов на орбитальной станции. Данное сотрудничество получило широкое развитие в 90-х гг. после перехода России на рельсы рыночной экономики. Расходы стран, направляемые на пребывание их космонавтов и астро­навтов на станции «Мир», в 90-х гг. оплачиваются в твердой валюте и составляют несколько сотен миллионов долларов. Эти деньги получила Россия, что позволило ей частично финанси­ровать дальнейшие собственные космические исследования пу­тем производства космической техники нового поколения и вести подготовку своих космонавтов. Другие страны, участ­вующие в этой программе, также получают определенные вы­годы, проводя уникальные научные эксперименты. Нахождение российской станции «Мир» длительное время на космической орбите позволяет ряду западных стран экономить значительные денежные средства, так каким не надо создавать своих орби­тальных станций, что требует больших затрат. В свою очередь космонавты России несколько раз проходили стажировку на аме­риканских космических кораблях — шаттлах типа «Челенджер» и «Дискавери», проводя российские космические исследования. Такая практика стала возможной после 1974 г., когда СССР и США осуществляли совместный космический проект «Союз— Аполлон» по стыковке своих космических кораблей.

Другим направлением космического сотрудничества явля­ются коммерческие запуски ретрансляционных спутников связи, которые в основном осуществляются тремя странами: Рос­сией, США, Францией, обладающими в настоящее время са­мыми мощными космическими потенциалами, включая произ­водство ракет и наличие космодрома (Россия — Байконур, США — мыс Канаверал, Франция — Французская Гвиана). Эти страны выводят на орбиту вокруг земли коммерческие спутни­ки по заказу других стран или частных телекоммуникационных компаний, ведущих телевещание в различных регионах мира. За такие услуги Россия, США и Франция получают от них твердую валюту. А к подобным услугам широко прибегают страны Западной Европы, Япония, Бразилия и др.

В настоящее время развиваются и новые элементы косми­ческого сотрудничества между странами. Так, уже несколько лет идет подготовка к запуску и монтированию новой орби­тальной космической станции. Главными инициаторами этой идеи выступили США и Россия, осуществляющие производство основных модулей данной станции. В связи с этим ряд амери­канских авиакосмических корпораций участвует в финансиро­вании производства отдельных видов космического оборудова­ния на российских предприятиях. В перспективе станцию предполагается использовать в интересах и других стран.

Еще одним важным этапом космического международного сотрудничества является создание специальной плавающей платформы-космодрома в океане для запуска коммерческих спутников. Первый экспериментальный запуск модели такого спутника был осуществлен в марте 1999 г. В проекте участвуют Россия, США, Норвегия и ряд других стран. Доля России в проекте составляет 25%. По оценке экспертов, запуск различ­ных типов спутников со специальных платформ в океане зна­чительно дешевле и эффективней, поскольку позволяет выво­дить запускаемые аппараты на более высокие геостационарные орбиты. Страны и частные компании, которые будут использо­вать платформы для запуска своих спутников, будут платить определенные суммы создателям проекта.

Исходя из вышеизложенного необходимо отметить, что космическое сотрудничество постепенно превратилось в эле­мент международных экономических отношений, так как от­дельные страны и компании, которые участвовали в различных космических экспериментах и запуске спутников, вынуждены оплачивать свои потребности в космических услугах, предос­тавляемых другими странами и компаниями, в твердой валюте.

Что касается мирового океана, то в этой области сотрудни­чество между странами не достигло таких масштабов, как в космосе. Основными достижениями в данной сфере являются международные соглашения на предотвращение загрязнения мирового океана, создание спутникового оповещения и оказа­ние помощи при катастрофах морских и воздушных судов на морях и океанах. В этой области сотрудничество осуществляют все страны и мировое сообщество. В то же время те развитые формы международного сотрудничества, которые существуют в космосе, здесь пока не получили заметного развития.

Наибольших успехов в области исследования и освоения мирового океана достигла Франция, в частности, известный французский исследователь Ж.И. Кусто. Однако его многолет­няя программа изучения биологии, гидрографии, флоры и фау­ны океана осталась сугубо национальным проектом. США так­же обладают достаточным потенциалом в области освоения океана в виде специальных судов и подводных лодок для ис­следования его различных аспектов. Но потенциал этот, ско­рее, носит военно-научный характер. В то же время существует ряд международных соглашений и конвенций, связанных с ох­раной рыбных ресурсов и морских зверей. Несколько лет, на­пример, уже действует запрет на убой китов, к которому при­соединилась и Россия. Проблема, связанная с освоением океа­на, хотя и является достаточно глобальной, не стала элементом международных экономических отношений вследствие пока еще слабого международного сотрудничества в этой области.

Продовольственная проблема. Одной из важнейших проблем современных экономических отношений продолжает оставаться продовольственная проблема. За последние годы, т.е. до конца 2-го тысячелетия, мировому сообществу не удалось решить ее. Данная проблема перестала существовать для нескольких де­сятков стран Западной Европы, США, Японии, Австралии. В послевоенные годы производство продовольствия существенно возросло, однако оно распределяется неравномерно по конти­нентам и отдельным странам. Эта проблема продолжает оста­ваться довольно острой для многих стран Африки, ряда стран Азии и Латинской Америки. В то же время увеличение произ­водства продовольствия перекрывается ростом населения. С конца 60-х до начала 90-х гг. сбор зерновых культур вырос поч­ти вдвое, тогда как население Земли за этот период увеличилось в 1,8 раза. При этом эксперты прогнозируют дальнейшее отставание роста продовольствия от темпов роста населения из-за уменьшения плодородия земли.

Продовольственная проблема обусловлена определенными региональными аспектами. Во-первых, Западная Европа, Север­ная Америка (США и Канада), Япония, Австралия и Новая Зе­ландия, как правило, сталкиваются с избытком высококачест­венного продовольствия. Во-вторых, страны Южной Европы, большая часть Латинской Америки, Северная Африка, АСЕАН, арабские нефтедобывающие страны обеспечены продовольст­вием на достаточном уровне согласно требованиям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ ООН). В-третьих, страны Восточной Европы, СНГ и Прибалтийские страны, а также Египет, Индия, Индонезия имеют продовольственное обеспе­чение, которое находится «на допустимом уровне отклонения» от стандартов ВОЗ ООН. В-четвертых, большая группа разви­вающихся стран Азии, Африки, Океании, Карибского региона испытывают постоянный длительный продовольственный кри­зис, их уровень обеспечения продовольствием существенно от­клоняется от требований ВОЗ ООН. Особенно это касается зо­ны Сахель — стран южнее пустыни Сахары в Африке. Соглас­но оценке ФАО*, общая численность населения, которое стра­дало от острого голода в начале 70-х гг., достигло 400 млн че­ловек, в 80-х гг. — 500 млн и к началу 90-х гг. — почти 700 млн человек.

* ФАО (англ. Food and Agriculture Organization of the United Nations — FAO) — Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.

 

Критерием голода является крайняя степень, определяемая уровнем энергических потребностей организма, необходимого лишь для выживания. При применении менее жесткого подхо­да количество голодающих в развивающихся странах еще более возрастет. При этом необходимо отметить, что тяжелое продо­вольственное положение в развивающихся странах — это по­стоянная, массовая проблема. Голод там проявляется в основ­ном в двух различных формах: скрытой (хронической) и явной — в виде всеобщего массового голода из-за низкой урожайности, стихийных бедствий, локальных военных, этических и религи­озных конфликтов, коррупции чиновников. Хронический голод вызван в основном недостаточной или низкой покупательной способностью большей части населения. При этом от голода в развивающихся странах страдают именно производители сель­скохозяйственной продукции — крестьяне, мелкие фермеры, арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Низкая производи­тельность труда, отсталая техника, долги не позволяют им ни производить, ни покупать продовольствие в достаточном коли­честве.

Проблема обеспечения продовольствием тесно переплетает­ся с социально-экономическими условиями. Дело в том, что значительная часть населения развивающихся стран продолжа­ет быть занятой в сельском хозяйстве при плохом обеспечении землей, т.е. в условиях малоземелья. Согласно оценке ФАО, в 60-х гг. площадь обрабатываемой земли в расчете на душу на­селения составляла в Азии 0,35 га, в Африке — 0,9, в Латин­ской Америке — 1,14 га. Вследствие отсутствия земли растет число безработных крестьян. Кроме того, эта проблема усугуб­ляется большим различием между земельными владениями. В начале 90-х гг. на мелкие хозяйства, составляющие 90% всех ферм, приходилось от 7 до 17% всей обрабатываемой земли. И наоборот, на крупные хозяйства, составляющие около 7% об­щего числа хозяйств, приходилось от 37 до 82% всей земли для сельского хозяйства. Причем в ряде стран Латинской Америки (Мексика, Аргентина, Бразилия) так называемые латифундисты (помещики) специально не используют землю для сельскохо­зяйственной обработки, усугубляя этим проблему избытка ра­бочей силы и аграрного перенаселения. Все сказанное лишний раз подтверждает необходимость проведения демократических земельных реформ.

Характерно, что в 54 развивающихся странах с населением 1,3 млрд человек в 80-х—90-х гг. ощущалось, по существу, аб­солютное снижение обеспеченности продовольствием. В связи с этим в 90-х гг. появился новый термин — «продовольственная безопасность», который стал широко использоваться в между­народных экономических отношениях. По определению ФАО, так называемое «домашнее хозяйство», под которым понимает­ся семья из одного или нескольких человек с соответствующей бытовой инфраструктурой, считается безопасным по обеспече­нию продовольствием, если оно располагает физическими и экономическими доступами к достаточному количеству продук­тов питания для всех его членов, а также отсутствует угроза та­кому доступу.

В то же время продовольственная безопасность является необходимым, но не достаточным условием для полноценного питания людей. Она определяется такими факторами, как пи­тательный рацион, отсутствие болезней и негативных для здо­ровья условий, а также достаточной способностью ведения до­машнего хозяйства.

Продовольственная проблема в развивающихся странах оп­ределяется взаимодействием и взаимосвязью различных факто­ров, таких, как колониальное прошлое, отсталость экономики и сельского хозяйства, сохранение архаичных аграрных отно­шений, а также демографическим, климатическим, культур­ным, этническим. Все эти факторы, как правило, переплетают­ся в конкретной ситуации отдельных стран и регионов и влия­ют на производство, распределение и потребление продоволь­ствия. Поэтому перед мировым сообществом, международными организациями, индустриальными странами на протяжении уже многих лет остро стоит необходимость решения продо­вольственной проблемы.

Основным направлением в данной сфере является повыше­ние урожайности на единицу обрабатываемой площади, увели­чение надоев и привеса на голову скота. Это основная реко­мендация Всемирной продовольственной конференции ООН (1974 г.), а также суть многочисленных решений ФАО, конфе­ренций движения неприсоединения, проводившихся в 80-х— 90-х гг. Для выполнения этих решений требуется тесное меж­дународное сотрудничество в области повышения эффективно­сти сельскохозяйственного производства, ирригации и механи­зации, ликвидация дефицита минеральных удобрений, распро­странение высокоурожайных сортов растений и высокопродук­тивных пород скота. Именно Конференция ООН по окружаю­щей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. отмечала, что совместное выживание мирового сообщества возможно лишь в условиях ликвидации существующего разрыва в уровне жизни развитых и развивающихся стран.

Проблема мировых диспропорций экономического развития выходит на одно из ведущих мест в связи с необходимостью обеспечения продовольствием в равной степени, как и пробле­ма сохранения окружающей среды. Создание условий для ста­бильного ведения сельского хозяйства диктует целесообраз­ность внести существенные коррективы в национальную и международную сельскохозяйственную, экологическую и эконо­мическую политику как развитых, так и развивающихся стран. Для этого нужно ввести различные экономические стимулы, осуществить разработку новых технологий, которые позволят создать условия для стабильного производства продовольствия и обеспечить доступ к нему наиболее нуждающихся групп на­селения планеты. Кроме того, необходима разработка и выпол­нение государственных программ развития сельскохозяйствен­ного производства, усиление государственного воздействия на аграрный сектор экономики.

Во многих развивающихся странах решение проблемы про­довольствия связывают с так называемой «зеленой революци­ей» как программой международного сотрудничества. Она пре­дусматривает использование прогрессивных методов агротехни­ки с применением высокоурожайных культур и удобрений, ко­торые позволяют существенно повысить урожайность зерновых культур. Применение высокоурожайных сортов культур в конце 70-х—начале 80-х гг. позволило существенно повысить урожай­ность пшеницы в Мексике, риса — в Индии, Индонезии и Фи­липпинах, кукурузы — в Аргентине, Кении, Зимбабве, проса и зерна — в странах Центральной Америки и Андской группы. В результате ряд этих стран отказался от импорта некоторых сельскохозяйственных культур и стал их экспортерами. Однако «зеленая революция» позволила решить всемирную продоволь­ственную проблему лишь частично, а не полностью. Другим кардинальным ее решением могло бы стать дальнейшее разо­ружение в глобальном масштабе, что позволило бы высвобо­дить значительную часть денежных и материальных ресурсов, которые могли бы быть направлены на устранение голода и увеличение производства продовольствия. По оценке экспер­тов, для достижения самообеспеченности развивающихся стран продовольствием требуется всего лишь 0,5% текущего объема мировых расходов на вооружение.

Стабильность мировой финансовой системы. В настоящее время становится все более очевидным, что на интеграцию рынков капиталов существенное влияние оказывают негативные про­цессы, происходящие на национальных рынках капиталов, а также валютно-финансовые противоречия, существующие меж­ду отдельными странами с рыночной экономикой. Азиатский валютно-биржевой кризис оказал существенное воздействие и весьма негативное влияние на рынок капиталов развитых стран. Прежде всего необходимо отметить, что в его основе лежат следующие причины.

Во-первых, речь идет о налоговой политике Японии, где правительством в 1997 г. были резко повышены налоги, что за­ставило японских производителей продавать товары в соседних странах Юго-Восточной Азии по низким ценам. Это разорило местных товаропроизводителей. В свою очередь повышение налогов в Японии было обусловлено необходимостью стимули­ровать увеличение темпов экономического роста, а также нали­чием огромного дефицита государственного бюджета. Однако при повышении налогов не были продуманы последствия для других стран Юго-Восточной Азии, для которых японская эко­номика являлась длительное время локомотивом экономиче­ского развития.

Во-вторых, азиатский финансовый кризис связан с наличи­ем на рынках большого количества ценных бумаг, в частности на фондовых биржах, так называемых производных ценных бу­маг (конвертируемых облигаций, варрантов, опционов, фью­черсов), которые носят исключительно спекулятивный харак­тер. Эти бумаги, как правило, постоянно покупаются и пере­продаются с целью извлечения спекулятивной прибыли. Стои­мость таких производных бумаг, носящих название дериваты, составляет около 100 трлн долл., что превышает объем ВНП всех стран. Поэтому сбросы подобных бумаг на рынках ведут к падению курсов других ценных бумаг и способствуют развитию биржевых крахов.

Третьей причиной кризиса можно назвать определенную заинтересованность США в подрыве экономики так называе­мых «восточных тигров», т.е. ряда стран Юго-Восточной Азии, которые на протяжении последних лет были конкурентами США, поставляя на американский рынок такие дешевые това­ры, как бытовая техника, текстиль, игрушки и др. Одним из проявлений действий США против стран Юго-Восточной Азии явилась игра на понижение гонконгского доллара, а также спе­кулятивные операции, проводимые американским спекулянтом Соросом против ряда валют этих стран, в частности Малайзии.

В результате совместного действия этих факторов начался кризис на валютных и фондовых биржах стран Юго-Восточной Азии, выразившийся в падении курса их валют и ценных бумаг, прежде всего акций, что повлекло за собой цепную реакцию банкротства ряда банков и других кредитно-финансовых ни статутов.

Но поскольку существует глобализация рынков капитала через переплетение рынков ценных бумаг и инвестиций, азиат­ский финансовый кризис затронул также и многие другие страны, включая ведущие западные. Он выразился прежде всего в падении курса акций на Нью-йоркской и других круп­ных фондовых биржах западных стран (Лондонской, Париж­ской, Франкфуртской).

Четвертая причина азиатского финансового кризиса — не­правильное использование кредитов и инвестиций в долларах и иенах в странах Юго-Восточной Азии, направленных в недви­жимость и финансовые активы, а не в производство.

В-пятых, процесс глобализации рынков капитала идет в ус­ловиях определенных противоречий, что подтверждается поло­жением в Европейском союзе, связанным с введением единой денежной единицы евро с начала 1999 г. Вхождение в новую денежную систему разделило страны Европейского союза на две волны. Первая волна — 11 стран приняли евро с 1 января 1999 г., а вторая примет через несколько лет. Кроме того, об­наружились серьезные расхождения между ФРГ и Францией о назначении президента Центрального банка Европейского сою­за, которые были разрешены путем компромиссного решения: первые годы возглавлять банк будет представитель Голландии, а в последующие — представитель Франции. Локомотивом дальнейшей глобализации рынков капитала в Европе являются

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...