Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины в системе экономических наук.




 

Слово «экономика» происходит от греческого слова «оікоnomia», что означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Однако в современных условиях оно трактуется очень широко и имеет четыре разных значения:

1) совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества;

2) народное хозяйство страны или группы стран, характеризуемое исходя из способа производства, уровня производительности труда и т. п. (например, экономика стран СНГ, США, Республики Беларусь);

3) отрасли народного хозяйства, промышленности и виды производства, их состояние, характеризуемое качеством произведенной продукции (работ или услуг), уровнем использования ресурсов и степенью выполнения плановых заданий;

4) научная дисциплина, занимающаяся изучением определенной отрасли народного хозяйства (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и т. д.) и отраслей промышленности (экономика угольной, химической, легкой, лесной промышленности, машиностроения и т. д.).

Экономика — это наука, изучающая проблемы использования ограниченного количе­ства экономических ресурсов с целью достижения наиболее эф­фективного и полного удовлетворения потребностей общества.

Под экономичес­кими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для произ­водства товаров и услуг. Общество располагает определенным количеством ресурсов — природных и произведенных.

Существует еще одно определение экономической науки. Согласно этому определению, экономи­ческая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать от­вет на следующие пять вопросов.

1. Что следует производить? Какой набор товаров, продук­ции, услуг наиболее полно удовлетворит материальные потреб­ности общества?

2. Сколько следует производить? Какую часть имеющихся ресурсов нужно использовать в производственном процессе?

З. Как эту продукцию следует производить? Как организо­вать производство, какую применить технологию?

4. Кто должен получить эту продукцию? Как должна рас­пределяться продукция между потребителями?

5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Мо­жет ли система быстро приспособиться в условиях изменения спроса, изменения поставок ресурсов, изме­нения в технологии производства?

В системе экономических наук выделяют фундаментальные и прикладные. Задача первых – познание объективных экономических законов и обоснование путей их эффективного использования. Прикладные науки используют результаты фундаментальных разработок для решения частных и конкретных практических задач. Они разграничиваются по функциональному признаку (экономика труда, материально-технического снабжения, сырьевых ресурсов и т. д.), отраслевому (экономика транспорта, промышленности, машиностроения и т. д.) и др., кроме этого экономическими дисциплинами являются также бухгалтерский учет, финансы, менеджмент, маркетинг и другие.

Экономика транспорта изучает действие и формы проявления экономических законов на транспорте, частные экономические закономерности, присущие транспорту, экономическое своеобразие отдельных транспортных подотраслей внутри транспорта как отрасли народного хозяйства. Она изучает характер взаимосвязи между системой господствующих производственных отношений и развитием транспорта.

Экономика транспорта является отраслевой экономической наукой, изучающей закономерности развития транспорта. Как и все экономические науки, она тесно связана с экономической теорией.

Экономика транспорта, изучает условия работы транспорта и разрабатывает научные рекомендации, реализация которых может обеспечить более полное и высококачественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках с минимальными затратами общественного труда. Для этого исследуются основные экономические и технико-экономические внутренние взаимосвязи транспорта, а также его связи с отраслями народного хозяйства, выявляются факторы, влияющие на эффективность работы транспорта, особенности ресурсов транспортных организаций, применение лизинга на транспорте, использование логистики и др.

Экономика транспорта является одной из основных дисциплин формирующей высокий профессиональный уровень современного специалиста – логиста в области транспорта. Ее значение обусловлено ролью экономических знаний в решении важнейших задач развития транспортного комплекса Республики Беларусь.

Одновременно формирование конкурентоспособной, инновационно ориентированной национальной экономики и соответствующее усилие ориентации транспортных предприятий (организаций) на конечный результат работы требует высокого уровня квалификации инженеров-экономистов при глубоком обосновании принимаемых управленческих решений, основанных на умении правильно оценивать достигнутые результаты не только с позиции интересов хозяйствующих субъектов, но и с позиции интересов государства.

Цель изучения дисциплины "Экономика транспорта" состоит в приобретении теоретических знаний, практических умений и навыков, формирующих аналитическое мышление у будущих специалистов для решения стратегических и текущих задач, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

В ходе изучения дисциплины студенты получают как теоретические знания, расширяющие их познания в области теории основ экономики транспортного предприятия (организации), так и ряд практических навыков и умений анализа и оценки производственных ситуаций, решения текущих задач и формирования стратегий предприятия (организации). Содержание дисциплины тесно связана с такими дисциплинами как микроэкономика, макроэкономика, национальная и международная экономика, и др.

Основными задачами курса являются:

► анализ основных элементов хозяйственного механизма, действующего на автомобильном транспорте;

► изучение новых форм и методов хозяйствования в отрасли, предопределяемых требованиями рыночной экономики;

► освоение научных подходов по решению проблем развития транспорта.

При изучении любой научной дисциплины принято разли­чать объект и предмет изучения.

Объект изучения эко­номики является общественное производство.

Предмет экономики как самостоятельной области знаний сформировался около 300 лет назад. За прошедшее с тех пор время представления о предмете экономической науки значи­тельно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» — ученые-экономисты дают далеко не однознач­ные ответы. Можно выделить несколько подходов к формули­рованию предмета экономики как науки.

Производство материальных благ. Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей созда­ние и использование материальных благ, получение средств существования.

Ограниченность ресурсов. Все экономические ресурсы обладают одним общим корен­ным свойством: они имеются в ограниченном количестве. Па­хотные земли, полезные ископаемые, оборудование, произ­водственные помещения, рабочая сила (рабочее время) — их наличие ограничено определенным пределом. Вследствие ог­раниченности экономических ресурсов ограничен объем про­изводства продукции. Общество не способно произвести весь объем товаров и услуг, который оно хотело бы получить и потре­бить. Отсюда и возникает необходимость исследовать пробле­мы эффективного использования ограниченных ресурсов с це­лью достижения максимального удовлетворения материаль­ных потребностей людей.

Экономика и эффективность. Поскольку потребности ми­рового сообщества практически безграничны, а ресурсы огра­ничены, в каждый конкретный период производство не в со­стоянии удовлетворить все материальные потребности обще­ства. Единственное, что мы можем и должны сделать — это добиваться наиболее эффективного использования имеющих­ся в нашем распоряжении экономических ресурсов.

Экономическая эффективность производственной дея­тельности характеризуется соотношением количества произ­веденных полезных результатов и количеством использован­ных экономических ресурсов. Увеличение количества продукта, полученного от данного объема потраченных ресурсов, означает повышение эффективности. Уменьшение объема полезных результатов от использования данного коли­чества ресурсов указывает на снижение экономической эффек­тивности.

Таким образом, предметом учебной дисциплины «Эконо­мика транспорта» является изучение конкретных форм проявления и использования объективных экономических законов на транспорте, а также условий, под влия­нием которых эти законы могут действовать с наибольшей эффективностью.

Для целей анализа и планирования исполь­зуются экономические показатели. Эко­номический показатель характеризует состояние экономики, протекающих в ней процессов в прошлом, настоя­щем и в будущем. Экономические показатели представляют один из самых распространенных и эффективных инструментов описания экономики.

В наиболее общем виде экономический показатель включа­ет наименование, числовое значение и единицу измерения. Так, если показатель «объем реализованной продукции РП=250 млн. руб.», то «объем реализованной продукции» есть наименование показателя, «250» — числовое значение, а «млн руб.» — единица измерения.

Аб­солютное большинство экономических показателей требуют использования единиц измерения.

Структура экономических показателей носит весьма раз­ветвленный характер, показатели разделяются на группы по ряду признаков.

Выделяют обобщенные макроэконо­мические показатели, характеризующие экономику в целом и микроэкономические показатели, относящи­еся в основном к экономике предприятий.

Различают абсо­лютные, называемые также количественными, объемными, и относительные, называемые также качественными.

Эффект – абсолютный показатель результата какого-либо действия или деятельности. Он может быть как положительным, так и отрицательным.

Эффективность – относительный показатель результативности и может быть только положительной величиной.

Расчет экономической эффективности рекомендуется производить путём сравнения затрат с экономическим эффектом по формуле:

Эффективность (Э) = (Результат (Р)/ Затраты (З)) * 100%

Абсолютные, объемные показатели в зависимости от измерителей, в которых они выражены, делятся на две круп­ные группы.

Натуральные показатели выражены в натуральных измерите­лях, т. е. в штуках или в единицах массы, объема, площади, длины, а также в единицах времени.

Стоимостные показатели выражаются в денежных единицах, т. е. в рублях, долларах и т. п. Естественно, что натуральные показатели более объектив­но отражают количество экономического продукта, так как они поддаются непосредственному физическому измерению с помо­щью приборов, аппаратуры. На величине показателей в стоимо­стном, денежном измерении существенно сказывается уровень цен, которые подвержены изменению и к тому же могут иметь разное значение для одного и того же продукта.

Относительные показатели представляют отношение двух показателей одинаковой или разной размерности.

В первом случае это безразмерные показатели, характери­зующие обычно темп изменения величины или соотношение однородных экономических величин, получаемые в резуль­тате их сравнения, измеряемые в долевом исчислении либо в процентах.

Во втором случае это размерные показатели, характеризую­щие скорость изменения величины во времени, эффектив­ность использования ресурсов. Напри­мер, показатель эффективности автомобильного двигателя мо­жет быть измерен объемом расходуемого топлива на сто кило­метров пути, а показатель производительности труда (выработ­ка) — количеством выпускаемой продукции, приходящейся на одного работающего.

В совокупности относительных экономических показате­лей различают показатели роста (скорости роста) и прироста (приростные).

Показатели роста (скорости роста) представляют отноше­ние количества продукта, произведенного или потребленного в данном периоде, к количеству, произведенному или потреб­ленному в предыдущем периоде. Чаще всего рассматриваются годовой, квартальный, месячный период или просто фиксиро­ванные конечные и начальные даты. Если в течение изучаемо­го отрезка времени объем продукта не изменился, то показа­тель роста (темп роста) равен единице или 100 %; если объем увеличился, то показатель роста превышает 100%, а если уменьшился, то он ниже 100 %.

Показатели роста характеризуют изменение состояния эко­номики.

Показатели прироста пред­ставляют отношение приращения (увеличения или уменьше­ния) количества произведенного, проданного, потребленного продукта в данном периоде к количеству произведенного, про­данного, потребленного продукта в предыдущем, базисном пе­риоде. Если в течение изучаемого отрезка времени, скажем, за последний год, объем продукции не изменился, то показатель прироста за этот год равен нулю; если объем увеличился — то показатель прироста положителен, если уменьшился — то по­казатель прироста отрицателен. Приростные показатели по аналогии с показателями роста измеряются в долях или в про­центном выражении.

Экономические показатели делятся на ряд групп в зависи­мости от того для решения каких за­дач используются показатели. Рассматриваются расчетные (плановые), отчетные, статистические.

Нормативными принято называть показатели, устанавли­ваемые на основе норм расхода ресурсов (сырья, энергии, мате­риалов, труда) на производство единицы продукции, выполне­ние работы, потребление (нормы потребления).

Технико-экономические особенности транспорта находят отражение в показателях и измерителях их работы при организации перевозочного процесса. Эти показатели можно разделить на следующие группы: натуральные; эксплуатационно-технические; экономические.

К натуральным показателям относят: объем и дальность перевозок; грузооборот; производительность труда; потребность в рабочей силе, топливе электроэнергии, металле, других материалах и т.п.

Эксплуатационно-техническими показателями являются: пропускная и провозная способность; регулярность и безопасность движения; скорость и сроки доставки грузов и пассажиров; уровень сохранности грузов и степень комфорта пассажиров; маневренность транспорта.

Экономические показатели (иногда их называют стоимостными) включают в себя: себестоимость перевозок; потребные капитальные вложения; стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки; тарифы или тарифные ставки. К этой же группе относятся показатели, характеризующие степень использования основных фондов транспорта: фондооснащенность или фондовооруженность (т.е. стоимость основных производственных фондов на 1 км транспортной сети), фондоотдача (т.е. количество транспортной продукции в приведенных тонно-километрах, приходящейся на единицу стоимости основных производственных фондов транспорта). По фондооснащенноети среди других видов транспорта на первом месте находится железнодорожный, а по фондоотдаче – трубопроводный транспорт.

На величину экономических показателей оказывают влияние многие факторы: размещение производительных сил и сети путей сообщения; уровень специализации, кооперации и размеры производства; номенклатура перевозимых грузов; географические и климатические условия; наличие пропускной и провозной способности; организация перевозочного процесса и др. Иными словами, в экономических показателях отражены практически все стороны работы транспорта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...