Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Время совершения Литургии. Место совершения Божественной литургии. Евхаристический пост




Время совершения Литургии

 

Литургия может совершаться ежедневно, кроме некоторых особо оговоренных Уставом дней. Литургии не положено в следующие дни.

1. В среду и пятницу Сырной седмицы.

2. В понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста.

3. В Великий Пяток, если этот день не совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля по н. ст. ), когда положена Литургия святителя Иоанна Златоуста.

4. В пятницу, предваряющую праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, если сами дни праздников выпадают на воскресенье или понедельник.

Литургия святого Василия Великого совершается десять раз в году.

1. В на вечерие Рождества Христова или в самый день праздника, если он приходится на воскресенье или понедельник.

2. В на вечерие Богоявления или в самый день праздника, если он приходится на воскресенье или понедельник.

3. В день памяти святителя Василия Великого – 1 (14 по нов. ст. ) января.

4. В воскресные дни 1, 2, 3, 4 и 5 седмиц Великого поста.

5. В Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия Преждеосвященных Даров совершается Великим постом.

1. В среду и пятницу первых шести седмиц.

2. Во вторник или четверг 5‑ й седмицы.

3. В первые три дня Страстной седмицы.

4. В предпразднство Благовещения, если оно бывает в среду или пяток.

5. Литургия Преждеосвященных Даров может совершаться также в понедельник, вторник и четверг, начиная со 2‑ й седмицы Великого поста, если эти дни совпадают с полиелейными праздниками (в частности, в день памяти Сорока мучеников Севастийских, 9 (22 по нов. ст. ) марта или в день Обретения главы Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна, 24 февраля (9 марта по нов. ст. ), если он выпадает на дни Великого поста, когда Литургии не положено).

6. В некоторые другие дни, точно определяемые Уставом.

Непредвиденных Литургий Преждеосвященных Даров не может быть, все дни ее совершения четко определены Уставом.

В остальное время церковного года совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста.

По обычаю Евхаристическое приношение начинают утром. По древнему правилу было положено делать это в третий (девятый по современному исчислению) час, но можно начинать Литургию и раньше, и позже указанного времени. Единственное жесткое правило – она не может быть совершена ранее рассвета и после полудня. Исключение из этого правила составляют несколько дней церковного года, когда Литургия совершается «порану» (то есть ночью) или соединяется с вечерней службой, которая начинается около 11 часов вечера. Это бывает:

1) в день Святой Пасхи;

2) во дни Святой Четыредесятницы, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров;

3) в день навечерия Рождества Христова;

4) в день навечерия Богоявления;

5) в Великую Субботу;

6) в день Пятидесятницы.

Литургия обязательно должна совершаться во все воскресные и праздничные дни, а также по средам и пятницам Великого Поста (Литургия Преждеосвященных Даров).

 

Место совершения Божественной литургии

 

Местом совершения Литургии является освященный архиереем в соответствии с Канонами храм. Литургия не может совершаться в храме, оскверненном убийством, самоубийством, пролитием крови, вторжением еретиков. По особому благословению архиерея, Литургия может быть совершена на освященном антиминсе в жилом доме или другом пригодном для этого помещении, а также под открытым небом.

На одном Престоле (в одном храмовом приделе) в один день может быть совершена только одна Литургия. Объясняется это тем, что Крестная Жертва Господа Иисуса Христа одна на все времена до скончания века. Священник не может совершать две Литургии в день. Также он не может участвовать в соборном служении второй Литургии.

 

Евхаристический пост

 

«Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Тайн, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговенством приимет Пречистые Тайны». (Типикон, глава 32).

Таинство Причащения является самым главным моментом Божественной литургии, а также всей жизни верующего человека, так как во время принятия Святых Даров человек удостаивается быть сопричастным Самому Спасателю. Поэтому готовиться к Причастию нужно ответственно и серьезно. Лучше, если удастся взять благословение священника.

Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту, представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней. По церковным правилам перед Причащением следует поститься неделю. Сегодня во многих храмах священники разрешают сократить этот срок до трех дней. Но пост не предполагает только отказ от пищи. Перед «причастием страшных животворящих Христовых Тайн», следует очистить свою душу, сосредоточиться на духовном делании, а телесное воздержание поможет лучше прочувствовать серьезность наступающего момента.

Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста. Кроме качественных ограничений в пище, должно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий.

Вместо всего этого рекомендуется посвятить свободное время богомыслию, размышлениям о своей жизни и совершенных грехах, а также путях их исправления. Супругам в течение поста необходимо воздерживаться от телесного общения.

Накануне Таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией.

В дни поста перед Таинством Причастия надо по возможности посещать храм, аккуратно вычитывать обычное молитвенное правило (утренние, вечерние молитвы и др. на протяжении дня), необходимо прочитать определенные молитвы, обязательно присутствовать на вечернем богослужении накануне дня Причастия.

В субботу вечером, накануне воскресения, следует прочитать канон Иисусу Сладчайшему, канон молебный ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю.

В воскресенье (накануне понедельника) – канон Иисусу Сладчайшему, молебный канон Пресвятой Богородице и канон Архангелам.

В понедельник (накануне вторника) – канон покаянный Господу Иисусу Христу, канон святому Предтече Иоанну и канон Ангелу Хранителю.

Во вторник (накануне среды) – Иисусу Сладчайшему, канон Богородице Одигитрии и канон Ангелу Хранителю.

В среду (накануне четверга) – канон покаянный Господу Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон святым апостолам или канон Святителю Николаю.

В четверг (накануне пятницы) – канон Честному Кресту, канон молебный ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю.

В пятницу (накануне субботы) – канон Иисусу Сладчайшему, непременно акафист Пресвятой Богородице (с каноном), канон Ангелу Хранителю, канон Всем святым и канон заупокойный.

В настоящее время независимо от дня Причастия зачастую прочитываются канон Иисусу Сладчайшему, молебный канон Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю. После вычитывания указанных канонов, читается обычное вечернее правило и затем Канон ко Святому Причащению. Утром прочитывается обычное утреннее правило и молитвы ко Святому причащению. Если трудно прочитать сразу все правило, можно читать каноны в течение нескольких дней, в которые продолжается пост и подготовка к Таинству.

Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы) и каноны на каждый день можно найти в обычных молитвословах для мирян.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров. Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного

Иоанна Кронштадтского: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога – на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Тайн. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4; 20)».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...