Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Альтернативная гражданская служба




 

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в России еще в XVIII веке. В 1762-63 гг. по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились представители Протестантской Церкви - менониты, убежденные пацифисты, которые помимо общих протестантских принципов спасения и всеобщего священства проповедовали отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. Россия была заинтересована в привлечении этих трудолюбивых людей, и в 1787г. императорским Указом им была предоставлена льгота - освобождение от военной службы.

Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинности вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь, менонитов. Когда все без исключения колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано менонитами как требование, не совместимое с их религиозными убеждениями. По этой причине около 15 тысяч человек выехали за рубеж. Экономические последствия дальнейшей эмиграции членов этой большой и богатой религиозной общины вынудили правительство пойти на компромисс: в Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Российской империи до 1 января 1874г., освобождались от ношения оружия и отбывали сроки обязательной службы во вневойсковых командах.

Циркуляр Министерства внутренних дел от 17 мая 1880 года определял порядок привлечения менонитов к отбыванию обязательной службы. Призыв к жеребьёвке, освидетельствование и прием на службу производился совместно с их сверстниками и с применением тех правил, которые были установлены для призыва и приема прочих новобранцев, но принятые на службу менониты не передавались в распоряжение уездных воинских начальников, а оставались в ведении государственных учреждений по воинской повинности, на которые возлагалась обязанность по отправке менонитов в назначенные места службы.

Освобожденные от ношения оружия менониты отбывали обязательную службу, как правило, в особых лесных командах (в качестве лесников, объездчиков и надсмотрщиков), а также в пожарных отрядах и в мастерских морского ведомства. Государство выделяло денежные средства для выплаты поденной платы обязанным рабочим, на лечение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских. Обязанные рабочие должны были служить в команде 4 года и только после этого могли быть уволены в запас по распоряжению начальника Управления земледелия. На обязанных рабочих формально распространялись правила призыва на военную службу, регулирование призыва военно-административным законодательством, состояние в штатных подразделениях - рабочих командах и строгое подчинение назначенным лицам. На них распространялось также военно-уголовное законодательство.

Но по своей сути это была гражданская служба, преследующая сугубо гражданские цели, организация которой возлагалась на ведомство Управления землеустройства и государственных имуществ, которое структурно не входило в состав Вооруженных Сил Российской Империи.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной службы была пожалована духоборам, молоканам и последователям других сект. В начале ХХ века среди отказников числились евангелисты, баптисты, адвентисты седьмого дня и последователи учения Льва Толстого.

Отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В октябре 1876 года "Московские ведомости" сообщали о массовом отказе ссыльных уральских казаков служить в армии. До революции отказников в большинстве случаев осуждали на лишение свободы. С начала Первой Мировой Войны (1914г.) до апреля 1917 года было осуждено 837 человек.

После революции 1917г. Советская Россия наряду с Великобританией (1916г.) и Данией (1917г.) стала одной из первых стран, признавших в ХХ веке право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.4 января 1919г. был издан Декрет "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям", позволявший альтернативную службу по религиозным убеждениям (санитары в госпиталях или другая общественно-полезная работа) и даже предусматривающий возможность полного освобождения от военной службы. Этот Декрет стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы. Приняв его, Россия обратила на себя внимание мировой прессы и общественности, заслужив положительные отзывы. Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу "Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям", регулирующую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов, используя заключения различных религиозных и светских учреждений и лиц, скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается тех религиозных взглядов, которые дают основание освободить его от военной службы. Суды определяли также, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться освобожденный для выполнения этой работы.

В январе 1925 года принят Закон "Об обязательной военной службе". Круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. Было исключено полное освобождение призывника от военной службы.

В начале 30-х годов в СССР проводились различные эксперименты по замене воинской службы трудовой повинностью. Так, законом об обязательной воинской службе в редакции 1930г. (ст. 12.16.52-54) вводился новый вид воинской повинности - военно-производственная служба. Согласно ему, часть призываемых рабочих, инженеров и техников вместо воинских частей направлялась на заводы и фабрики оборонной промышленности (авиационной, судостроительной, химической и др.), где и работали до окончания срока своей службы (2 года). Таким образом, предполагалось восполнить кадры квалифицированных рабочих и техников на оборонных предприятиях.

Однако это нововведение встретило большие трудности и, в общем, привело к отрицательным результатам. Военное ведомство считало, что заботиться о них должна администрация промышленных предприятий, которая в свою очередь полагала, что поскольку это военнослужащие, то и обязанности предприятия ограничиваются лишь их использованием на производстве. Людей назначали на должности без учета их квалификации, что, естественно, сказывалось на заработке. И в итоге военно-производственная служба постановлением ЦИК СНК от 30 июня 1931г. была отменена. Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 года, хотя после передачи кураторства над церковью НКВД он стал чистой формальностью.

И только спустя более пятидесяти лет Россия вновь возвратилась к вопросам альтернативной гражданской службы.

Из всего вышесказанного можно сделать один главный вывод: даже в царской России, где военная служба считалась делом чести, даже во времена становления советского тоталитарного режима российское государство признавало право человека на альтернативную службу. Демократической же России потребовалось десять лет, чтобы только принять соответствующий закон.

В 1993 году, в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской. И в этом же году в России появились первые "альтернативные солдаты", правда, немецкие. В 1993 году общественная пацифистская организация из Германии "Акция Знак Искупления - Служба Делу Мира" организовала в России службу первых АГС-ников по уходу за пожилыми людьми-жертвами сталинских репрессий.

В России, в условиях отсутствия закона "Об АГС", сотни молодых людей отказывались служить в армии по убеждениям. Многие общественные организации (в первую очередь, такие, как Комитеты солдатских матерей, Антимилитаристская радикальная ассоциация, Движение против насилия и другие) стали оказывать поддержку таким сознательным отказникам. Они помогали защитить их права в судах, проводили консультации.

В понятии АГС заложено две основные цели: защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Некоторые российские юноши, добивающиеся своего права на АГС в судах, в ответ на обвинения работников военкоматов в уклонении от своего конституционного долга по защите Отечества, стали добровольно устраиваться на работу санитарами в больницы, работниками в учреждения социальной сферы.

С осени 1998г. ряд общественных организаций (в Архангельске, Астрахани, Москве, Нижнем Новгороде, Перми, Санкт-Петербурге) начал реализацию проектов, поддержанных фондом "Социальное партнерство". Их цель заключалась в предоставление возможности молодым людям, заявляющим свое право на АГС, проверить силу своих убеждений, работая добровольцами в общественных и социальных организациях "прямой помощи", содействуя положительным преобразованиям в местном сообществе.

1 января 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе". АГС стала доступна каждому.

Альтернативная гражданская служба (АГС) - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. АГС выбирают граждане, которые в силу различных моральных, этических, политических, религиозных убеждений считают недопустимой для себя службу в вооружённых силах, ношение военной формы одежды, принесение присяги, взаимодействие с оружием. Кроме того, правом на АГС обладают представители малочисленных коренных народов при условии занятия традиционными промыслами.

Альтернативная служба воспринимается не как гражданская, а как некая разновидность военной службы. Это ошибочное мнение всего общества. Надо, наоборот вступать на путь гуманизации военной службы, а не военизировать социальное служение. Важно сочетание, психологической и правовой защиты общества альтернативнослужащих. Право на отказ от военной службы по убеждениям - общепризнанное на международном уровне и закрепленное в Конституции России и законе "Об альтернативной гражданской службы".

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воинской службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Если проследить за историей солдата-призывника от момента возникновения современного Западного мира, ему всегда оппонировала фигура "отказника по убеждениям". Сознательный отказ как феномен происходит из существа отношения индивидуума к государству, бросает вызов тому, что всегда рассматривалось как основной долг гражданина - защита Отечества.

В то же время признание за гражданином права на отказ носить оружие превратилось в один из критериев либерального демократического общества.

Наиболее важная функциональная роль АГС - объединять, мобилизовать и направлять людей - раньше выполнялась только в условиях войны. Наиболее экономически убедительная функция АГС - ее способность мобилизовать молодежь для решения национальных проблем, не решенных из-за недостаточного финансирования.

Невоенная служба может включать такую деятельность, как здравоохранение, помощь инвалидам и престарелым, воспитание детей, строительство и ремонт зданий, охрана национальных ресурсов, помощь при катастрофах, сельское хозяйство, развитие инфраструктур. Формы этой деятельности варьируются в зависимости от страны и программы.

За основу закона был взят законопроект Министерства обороны. Поправки, предложенные к нему парламентским Комитетом по законодательству, при рассмотрении проекта во втором чтении были поставлены Правительством на отдельное голосование и отклонены большинством голосов.

Формально Россия отчиталась за еще одно обязательство, принятое при вступлении в Совет Европы. Формально реализовано требование статьи 59 части 3 Конституции РФ. Восполнен законодательный пробел. Однако российские граждане получили лишь видимость альтернативной гражданской службы. Принятый закон имеет, по сути, репрессивный характер.

Положения закона соответствуют принципиальной позиции Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, включая Минобороны России, по созданию института альтернативной гражданской службы в России.

Вся суть принятого закона - свести потери по призыву к минимуму и не дать возможности молодым людям призывного возраста избежать службы в армии. Министерством обороны сделано все для того, чтобы альтернативная служба стала для призывника невыгодной и непривлекательной.

Срок АГС в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву, для граждан, имеющих высшее образование, она составляет - 21 месяц. Проходящие АГС в военных организациях служат немного меньше: срок их службы в полтора раза продолжительнее призывной. Граждане направляются на АГС, как правило, по экстерриториальному принципу. Но это не жесткое требование. Многие проходят АГС по месту постоянного проживания. При прохождении службы в другой местности альтернативнослужащему бесплатно предоставляется общежитие. Место прохождения АГС определяет Федеральная служба по труду и занятости, руководствуясь ежегодно утверждаемыми перечнями профессий, должностей и организаций. В перечень включаются только государственные организации, федеральной или региональной подчиненности. При выборе места службы учитываются образование, специальность, опыт работы, медицинские противопоказания, семейное положение.

АГС - обычная трудовая деятельность в соответствии с Трудовым кодексом, но с некоторыми особенностями. В частности, альтернативнослужащий не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях. Альтернативнослужащий, в отличие от солдата, имеет право на образование - по заочной или вечерней форме. В настоящее время альтернативнослужащие работают санитарами в больницах и домах престарелых, строителями, рабочими на заводах, лесниками, библиотекарями, архивистами, рабочими в цирках и театрах, разносят почту, дежурят на метеостанциях.

Если верующие могут отказаться от службы в Вооруженных Силах, обосновав это своим вероисповеданием, то другие граждане вправе заявлять не о вере, а об убеждениях, несовместимых с военной службой. "Убеждение - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения". Убеждение, вступающее в противоречие с военной службой, - это твердое мнение человека об этой службе, приведшее его к решению о невозможности её прохождения.

Убеждения могут быть миротворческие, философские, морально-этические, политические, правовые либо иметь взаимодополняющее, комплексное содержание. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Право пройти АГС вместо Вооруженных Сил имеет не только верующий, отвергающий для себя военную службу (к какой бы конфессии он ни принадлежал), но и любой гражданин, подлежащий призыву и не имеющий оснований для освобождения или отсрочки, если он желает защищать Отечество не в военной форме, а мирным трудом.

И о военной, и об альтернативной службе говорится в статье 59 Конституции. Обе они объединены единым содержанием: защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. И не случайно не защиту государства, а защиту Отечества провозглашает Конституция.

Отечество. Люди, живущие на этой земле: "мы, многонациональный народ". Защищать Отечество нужно как от внешних вооруженных недругов - военной силой, так и от внутренних недугов, повышая социальную защищенность, ухоженность, самочувствие, благополучие каждого человека в Отечестве, повышая иммунные силы общественного организма.

Уклонение от прохождения АГС влечет уголовную ответственность (статья 328 Уголовного кодекса РФ).

За организацию АГС отвечают Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерства обороны РФ. Контроль и надзор в сфере альтернативной гражданской службы осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Конституция, и закон недвусмысленно устанавливают, что предпочесть АГС службе по призыву можно как будучи последователем любой конфессии, так и по убеждениям, не имеющим никакого отношения к религии. Воспользоваться АГС может любой пожелавший этого гражданин, подлежащий призыву, за исключением разве что тех, кто своими действиями опровергает собственные утверждения о наличии убеждений, несовместимых с военной службой.

 


Заключение

 

Защита Отечества - не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства.

Оборона страны - это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита России, целостности и неприкосновенности ее территории. Цели и государственная стратегия в данной области на современном этапе определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ, 1997, N 52, ст. 5909), и в Военной доктрине Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. (СЗ РФ, 2000, N 17, ст. 1852).

В целях обороны создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанности по защите Отечества, но адресована определенным законом категориям граждан. Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Формой реализации этой обязанности может быть также прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной, что установлено в ч. 3 статьи 59 Конституции. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества и путем добровольного поступления на военную службу.

Военная служба в Российской Федерации осуществляется в организациях и органах, входящих в ту часть военной организации государства, которая непосредственно решает задачи военной безопасности и обороны. К ним относятся Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач обороны и военной безопасности военными методами.

Согласно п. "м" ст. 71 Конституции, оборона и безопасность относятся к ведению Федерации. Поэтому часть 2 статьи 59 Конституции предусматривает, что гражданин несет военную службу в соответствии именно с федеральным законом. В связи с этим противоречащими Конституции являются положения конституций ряда республик об исполнении воинской обязанности на территории республики или вне ее на основе договорных обязательств республики (ст. 58 Конституции Республики Татарстан, в ред. от 31 мая 2000 г.), о несении гражданами республики военной службы в соответствии с законом республики и федеральным законом (ст. 68 Конституции Республики Башкортостан, в ред. от 3 ноября 2000 г.).

Воинская обязанность российских граждан, как установлено законом, предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. Исполнение этой обязанности обеспечивается в пределах их полномочий: органами государственной власти, иными государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (СЗ РФ, 2000, N 2, ст. 225).


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 2009. - №7.

2. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - №13. - Ст. 1475.

.   О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - №13. - Ст. 1475.

.   Военная доктрина РФ от 21 апреля 2000 года//Российская газета.- 2010.- № 5106

.   Федеральный закон об "Альтернативной гражданской службе" от 26.07.2002. - № 113.// Российская газета, №33, 2002г.

.   Всеобщая декларация прав человека провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН. 10 декабря 1948 г. ст.18.//Российская газета.-1995.

II. Специальная литература

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай, Б.Н. Гаричидзе. - М.: ИНФРА, 2009. - 580 с.

8. Бобровский П.О. Военное право в России / П.О. Бобровский. - СПб.: Питер, 2010. - 506 с.

.   Борисов О.А. Основы Конституции РФ. Учебное пособие для абитуриентов / О.А. Борисов, Р.Б. Головкин. - Владимир: Свеча, 2008. - 180 с.

.   Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия / А.В. Возженников. - М.: НОРМА-М, 2010. - 618 с.

.   Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание / под ред. В.А. Золотарева и др. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 458 с.

.   Долгопятов Г.М. Военная служба / Г.М. Долгопятов. - М.: Юристъ, 2011. - 592 с.

.   Еременко Ю.П. Нормы конституций / Ю.П. Еременко. - Саратов: Звезда, 2007. - 328 с.

.   Захаров И.Г. "Альтернативная гражданская служба:прошлое, настоящее, будущее…".Под.ред. Захарова И.Г.,Поповой А.А..М.: "Грааль", 2000г.

.   Золотарев В.А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование) / В.А. Золотарев. - М.: НОРМА-М, 2009. - 548 с.

.   Иванищева Н.П. Сущность, содержание и форма конституций государств / Н.П. Иванищева // Некоторые философские проблемы государства и права. - 2008. - №3. - С. 15-21.

.   Кабышев В.Т. Теоретические проблемы российского конституционализма / В.Т. Кабышева, Т.М. Пряхина // Вестник Московской государственной академии права. - 2006. - №2. - С. 35-39.

.   Кашкин С.Ю. Смена цивилизаций и конституция: формирование ее глобального идеала / С.Ю. Кашкин // Государство и право. - 2007. - №11. - С. 8-14.

.   Колесников Е.В. Формы российского конституционного права / Е.В. Колесников. - Саратов: Звезда, 2006. - 327 с.

.   Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М, 2008. - 612 с.

.   Кравец И.А. Концептуальные основы Российского конституционализма / И.А. Кравец. - М.: Институт философии и права СО РАН, 2009. - 659 с.

.   Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование / А.В. Кудашкин. - М.: НОРМА-М, 2009. - 605 с.

.   Московский комсомолец, № 44, от 26.02.2002 г.

.   Маранов Р. (Альтернативная гражданская служба- возможность выбора или наказание для "отказников")// www.bespredelu.net/comments/23

.   Останков В.И. Строительство Вооруженных Сил: вопросы теории и практики / В.И. Останков // Военная мысль. - 2011. - №2. - С. 11-18.

.   Российская газета, № 7, 15.02.2002 г.

.   Слободская М.А. "Гражданский призыв"(Серия "Молодеж на службе обществу").- М.:Институт проблем гражданского общества.,2000 г.

.   Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" / К.В. Фатеев. - М.: Юристъ, 2010. - 415 с.

.   Сайт Министерства обороны РФ: www.old.mil.ru

.   Сайт: demoktatia.ru/projects/grajdanka

.   Сайт: www. antimil.narod.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...