Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная образовательная система специальной (коррекционной) педагогики.




ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета Психологии Председатель Ученого Совета доцент ________________Л.А. Цветкова «____»________________2010г   УТВЕРЖДАЮ Председатель ГАК факультета психологии профессор ___________________С.Л. Соловьева «____»________________2010г  
Зав. кафедрой специальной психологии, профессор _______________Л. М. Шипицына «» ________________2010г. Утверждено на заседании Ученого Совета факультета Психологии Протокол №______от_____2010г.

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО специализации

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

По специализации

ПСИХОЛОГИЯ»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Год

Проблема классификации детей в специальной психологии.

Учение Л.С. Выготского о дефекте и классификация аномальных детей, развитие принципа дифференцированности в подходе к классификации. Дети с нарушениями в сенсорном, интеллектуальном и моторном развитии. Понятие о сочетанном, или комплексном дефекте. Понятие о дизонтогенезе и характеристика вариантов дизонтогенеза в современной науке. Классификации детей с дефицитарным развитием и интеллектуальной недостаточностью. Современные подходы к проблеме классификации детей с нарушением в развитии за рубежом.

Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Учение Л.С. Выготского об общности психического развития нормального и аномального ребенка. Общие закономерности психического развития ребенка. Особенности в проявлении общих закономерностей психического развития у детей с нарушенным развитием (модально неспецифические закономерности развития). Характеристика специфических закономерностей психического развития детей с нарушенным развитием.

Системные отклонения у лиц с нарушением зрительной сенсорной системы

Учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта. Понятие о системных отклонениях и их иерархии в современной тифлопсихологии. Психические отклонения первичного, вторичного и третичного порядка при слепоте и слабовидении. Зависимость психических нарушений от степени выраженности, локализации поражения и времени наступления зрительной патологии.

Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха

Психолого-педагогическая классификация детей с патологией слуха. Стойкие нарушения слуха и причины их развития у детей. Нарушения познавательных, речевых, интеллектуальных и эмоциональных функций у детей при разной степени тугоухости и глухоте. Различные системы обучения детей с нарушениями слуха. Социализация и интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Формирование детско-родительских отношений в семьях лиц с патологией слуха.

Психолого-педагогическая реабилитация детей с двигательными нарушениями

История помощи лицам с двигательными нарушениями. Психологические особенности детей с церебральным параличом, миопатией. Нарушение речевых и интеллектуальных функций и формирования личности при детском церебральном параличе. Психологическая диагностика сенсорно-перцептивных и двигательных функций. Коррекционная работа при ДЦП. Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом в специальных (коррекционных) учреждениях. Организация психологического сопровождения детей с церебральным параличом и их семей. Социализация и интеграция детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Специфические трудности в обучении детей с задержкой психического развития

Особенности познавательной деятельности и развития личности детей с ЗПР. Классификация задержки психического развития. Нарушения навыков письма, чтения и счета и их психологическая коррекция. Выявление и устранение трудностей в учебной деятельности детей с ЗПР.

Развитие личности ребенка при умственной отсталости.

Особенности психического развития детей при разной степени умственной отсталости. Сознание и самосознание при умственной отсталости. Проблема критичности. Эмоционально-личностное развитие умственно отсталых детей. Влияние интеллектуального недоразвития на характеристики личности. Личностные акцентуации при умственной отсталости. Специфика функциональной структуры психологических механизмов речи при умственной отсталости. Подходы к классификации нарушений речи при нарушениях интеллекта. Недостатки речевой регуляции действий и проблема деятельности. Специфика коррекционной работы при нарушении речи у умственно отсталых детей.

Общение и его нарушение у детей и взрослых с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.

Детерминанты отклонений в общении. Особенности коммуникации глухих и слабослышащих детей. Особенности общения слепых и слабовидящих детей. Особенности общения детей с интеллектуальными нарушениями. Общение и проблема социализации лиц с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.

Нарушение психических функций при раннем детском аутизме

Психолого-медико-педагогические особенности детей с аутизмом. Диагностика психических функций аутичного ребенка. Современные коррекционные технологии в работе с аутичными детьми. Психолого-педагогическое сопровождение аутичного ребенка и его семьи в процессе обучения и воспитания.

Психологическая помощь детям со сложными (комплексными) нарушениями в развитии

Группы детей с комплексными нарушениями в развитии и их распространенность. Современное понимание сущности сложного нарушения. Система психолого-педагогической коррекционной помощи детям со сложными нарушениями. Индивидуальные программы обучения и сопровождения детей со сложными нарушениями. Формирование речи и коммуникативных навыков у детей со сложным дефектом. Роль семьи в системе психокоррекционной помощи детям со сложными нарушениями.

Психологическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья

Методы беседы и наблюдения, сбора психологического анамнеза. Экспериментальный метод. Диагностический обучающий эксперимент. Тестирование. Метод изучения продукции учебной и трудовой деятельности, психолого-педагогической и медицинской документации. Особенности применения этих методов при изучении ребенка в зависимости от возраста и характера отклонений в развитии.

12.Структура и содержание работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

Состав ПМПК. Основные задачи и направления деятельности ПМПК. Значение психодиагностического исследования при отборе детей в разные виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений и для интегрированного обучения в массовые школы.

Современная образовательная система специальной (коррекционной) педагогики.

Структура системы специального образования. Дифференциация и интеграция. Коррекционно-развивающее обучение. Компенсирующее обучение. Формы интеграции в обучении детей с нарушением в развитии: интернальная и экстернальная. Инклюзивное обучение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...