Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к практическим занятиям




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

ИГНИ.016.2012

Рекомендована Методическим Советом Института Гуманитарных Наук и Искусств

для направлений подготовки и специальностей:

 

Код ООП   Направление/специальность [наименование] Профиль/программа магистратуры/специализация Код модуля по ООП
031300.68-01-2011 Журналистика Теория и методика журналистского творчества М 2.1.1

 

 

Екатеринбург 2012

Методические указания составлены автором:

№ п/п ФИО Уч.степень, уч.звание Должность Кафедра Подпись
  Чемякин Ю.В. К.полит.н, доцент Доцент Истории журналистики  

 

Методические указания одобрены на заседании кафедры:

№ п/п Наименование кафедры Дата ФИО заведующего кафедрой Подпись
  Истории журналистики 20.05.2012 г. Ковалева М.М.  
         

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Данный учебно-методический комплекс предназначен для подготовки к занятиям и организации самостоятельной работы магистрантов при изучении дисциплины «История и теория зарубежной журналистики». Представленный материал обозначает и структурирует тематику и проблематику, изучаемую в процессе освоения дисциплины, демонстрирует методику обучения.

 

Материалы раздела «Содержание лекционного курса» дают наглядное представление о структуре и содержании лекций, ориентируют в круге источников, необходимых для ознакомления и изучения. Материал, включенный в раздел «Вопросы контрольных работ и экзаменов», позволяет магистрантам подготовиться к рубежному и итоговому контролю.

Курс «История и теория зарубежной журналистики» изучается в течение одного семестра (2), включает в себя 32 часа лекций и 40 часов самостоятельной работы студентов.

Цели и задачи ДИСЦИПЛИНы

Дисциплина направлена на достижение следующих результатов обучения: в результате изучения дисциплины магистрант должен разбираться в основах теории и истории зарубежной журналистики, основных этапах и национальных особенностях ее развития, а также конкретно

 

Знать

– Знать специфику журналистики как социокультурного феномена, как носителя гуманистических ценностей, ценностно-ориентирующие, культурно-просветительские функции журналистики;

– Знать принципы деонтологии, правовые и этические нормы в сфере журналистики;

– Иметь углубленные знания в избранной предметной области исследований (в соответствии с магистерской программой);

– Иметь знания в области учебно-педагогического процесса (преподавания журналистских дисциплин).

 

В результате освоения данной дисциплины магистрант должен обладать следующими умениями:

Уметь

– использовать знания в области философии науки и журналистики, теорий массовой коммуникации в научно-исследовательской и профессионально-журналистской деятельности.

 

Данная дисциплина также участвует в формировании у магистрантов следующих компетенций:

Магистр должен владеть следующими навыками:

– Владеть цифровыми технологиями для решения задач профессиональной деятельности (научно-исследовательской и журналистской)

– Владеть навыками анализа, синтеза и критического резюмирования различных объемов информации для научной и практической журналистской деятельности;

– Владеть системой теоретических знаний, относящихся к определенному направлению и виду журналистской деятельности (в соответствии с магистерской программой);

 

 

Данная дисциплина участвует в формировании следующих компетенций:

знание различных видов массовой коммуникации, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к развитой саморефлексии, анализу своего социального и профессионального опыта (СЛК-1);

знание основных стратегий массово-коммуникационной деятельности, понимание высокой социальной значимости журналистики в обществе, развитая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-2);

 

– анализировать стратегии развития различных массмедиа, быть готовым к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения различных видов массовой коммуникации, а также освоения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин - в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилизации (ОНК-1);

 

использовать современные достижения в области науки, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОНК-2);

 

навыки анализа, синтеза и критического резюмирования различных объемов информации для научной и практической журналистской деятельности (ИК -5);

 

способность оформлять и представлять результаты выполненной работы (ИК-7).

 

– владеть информацией о научных исследованиях в сфере массовой коммуникации, отечественном и зарубежном профессиональном опыте в данной сфере (ЖТК-4).

 

способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности (НМК-1).

 

 

СТРУКТУРА КУРСА

Код разделов и тем Раздел, тема дисциплины* Содержание разделов, тем дисциплин
Р1. Т1 Введение в курс. Актуальность изучения дисциплины «История и теория зарубежной журналистики». Определение основных понятий. Объект и предмет теории журналистики. Причины возникновения теорий. Классификация теорий. Нормативные, общественно-научные, функциональные теории и «теории здравого смысла», их сущность и особенности. Практическая значимость теорий коммуникации. Объект и предмет истории журналистики. Значимость знания исторического опыта зарубежной журналистики для развития современных российских СМИ и российской журналистики. Опыт развития журналистики каких стран наиболее актуален для современных российских исследователей? Взаимосвязь теории и истории журналистики.
Р1. Т2 Нормативные теории прессы Понятие нормативных теорий, их сущность и особенности. Авторитарная теория. Либертарианская теория. Теория социальной ответственности. Советская коммунистическая теория. Теория для медиа периода развития. Теория демократического участия. Актуальность данных теорий для осмысления развития современной западной и российской журналистики.
Р1. Т3 Идейно-теоретические концепции свободы печати Авторитарный подход к свободе журналистской деятельности. Жан-Жак Руссо и Георг Гегель. Революционно-демократический подход к свободе печати, его сущность и особенности. «Ареопагитика» Джона Мильтона, историческое значение этого произведения. Предпринимательский подход к свободе печати и «коммерческая революция» в прессе США и Западной Европы. Классово-политическая концепция свободы печати. Идеи К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина и их реализация на практике. Нормативно-правовой подход к свободе печати, его сущность и особенности.
Р1. Т4 Начало изучения СМИ и массовой коммуникации   Теории массового общества и пропаганды. Теория «инъекций» или «магической пули», ее связь с первой мировой войной. Концепции пропаганды. Исследования эффектов коммуникации. Концепции лидеров мнения и многоступенчатого потока информации. Теория ограниченных эффектов. Изменение установок и их исследования. Понятие когнитивного диссонанса, теории селективного влияния.
Р1.Т5 Возникновение академических исследований массово-коммуникационной деятельности Структурно-функциональные подход, исследование основных социальных функций масс-медиа. «Теория подкрепления» Джозефа Клаппера. Концепция элитарного плюрализма и ее критика со стороны правых и левых политических сил. Возникновение теорий социального научения. Концепция сублимации (катарсиса). Теория игры. Теория пользы и удовольствия. Теория заговора и медиазависимости. Концепция «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман.
Р1.Т6 Исследования взаимоотношений массовой коммуникации и культуры в последней трети XX в. Культурологический и критический подходы. Культурологический анализ. Символический интеракционизм. Концепция ритуала. Анализ фреймов. Социальное конструирование ревальности. Концепция культивации. Критические традиции. Неомаркстстские теории. Формирование франкфуртской школы, ее основные особенности. Британские культурологические исследования 1970-х годов. Методы изучения новостей.
Р1.Т7 Теории информационного общества и концепции постмодернизма Становление Торонтской школы. Исследования Г. Инниса и М. Маклюэна. Концепция Д. Белла: информационное общество как постиндустриализм. Теория школы регулирования. Постфордизм и связанные с ним проблемы в медиа-сфере. Теория Роберта Райха. Концепция информационного капитализма М. Кастельса. Основные положения концепции Г. Шиллера. Теории публичной сферы и управления информацией Ю. Хабермаса. Сущность концепции Э. Гидденса. Постмодернизм как социальное явление и интеллектуальное течение.
Р2.Т1 Исторические истоки журналистики Синхронический и диахронический подход к исследованию истории журналистики. Понятия «пражурналистики» и «протожурналистики». Исторические предпосылки возникновения и развития журналистики. Нелинейное развитие журналистики; ее связь с политическим и экономическим развитием общества, с достижениями науки и техники. Основные этапы развития журналистики стран Западной Европы и США. Национальная специфика. Элементы публицистики в риторике. Злободневность и политический аспект ораторской речи. Оратор и аудитория. Первые корреспонденты – собиратели информации в Древнем Риме. Прообразы газет в Древнем Риме и Китае. Особенности содержания, специфика «Acta senatus» («Акта сенатус») и «Acta diurna» («Акта Диурна»). Рукописные издания средневековой Европы (Венецианские листки новостей, газета торгового дома Фуггеров в Германии, французские «canard» и т.д.). Появление и развитие цензуры в Западной Европе. «Летучие листки» времен Реформации и Крестьянской войны. Мартин Лютер, Томас Мюнцер – проповедники и публицисты. Развитие печатного дела после Гуттенберга и возникновение первых периодических изданий.
Р2.Т2 Возникновение журналистики в странах Западной Европы и ее функционирование в рамках авторитарных государств Первые еженедельные печатные газеты Германии, Голландии, Англии. Их значение, особенности содержания и оформления. Политика власти по отношению к прессе. Условия развития немецкой журналистики XVII – XVIII вв. Жесткая цензура и политическая раздробленность страны. Длительный период «младенчества» немецкой прессы. Исторические особенности возникновения и развития французской журналистики. «La Gazette» («Ла Газет») - средство просвещения и пропаганды. Появление ежедневных газет в Европе.  
Р2.Т3 Борьба за свободу печати в Северной Америке и Европе (на примере Великобритании); формирование политической прессы Журналистика и «памфлетная война» времен Английской революции XVII в. Дж. Мильтон, Дж. Лильберн – выдающиеся публицисты. Зарождение лозунга «свободы печати». Реставрация монархии, тяжелый период для английской прессы. «Славная революция» 1688 года и принятие «Билля о правах». Отмена политической цензуры в 1695 году. Взаимоотношение прессы и власти в Англии в XVIII веке. Возникновение политических партий и их журналистика. Публицистическое творчество Дж. Свифта, Д. Дефо, Дж. Аддисона, Р. Стила. Борьба за право освещения прессой дебатов Парламента. «Письма Юниуса». Понятие «персонального» журнализма, его суть. Борьба за свободу печати и журналистской деятельности в Северной Америке в XVIII веке. Особенности редакционной политики «New England Courant» («Нью Ингланд Курант»). Роль Джеймса Франклина и Бенджамина Франклина в развитии американской журналистики. Судебный процесс над Петером Зенгером, его значение для борьбы американской прессы за свободу печати. Реакция американской прессы на Закон о гербовом сборе 1765 г. и «акты Тауншенда» 1766 г. Революционисты, лоялисты и их печать. Значение публицистики Томаса Пейна и Бенджамина Франклина. Американская революция, принятие «Декларации независимости», Конституции и «Билля о правах».
Р2.Т4 Превращение прессы в «четвертую власть», участие журналистики в важнейших исторических событиях Ранняя журналистика США: участие прессы в борьбе между «федералистами» и «республиканцами». Идеологическое противостояние между севером и югом и его отражение в прессе. Аболиционистские и антиаболиционистские издания. От прессы мнений к информационной прессе. Коммерциализация печати. Возникновение «penny press», ее значение. Особенности редакционной политики, методы сбора информации газет «The Sun» («Сан»), «The New York Herald» («Нью-Йорк Геральд»), «The New York Tribune» («Нью-Йорк Трибюн»). Влияние «penny press» на политические события и развитие американской журналистики. Журналистика Франции. Основные этапы Великой Французской революции; условия развития журналистики на каждом этапе. Законодательство в области печати. Э. Лустало, О. Мирабо, Ж.П. Марат, К. Демулен, Ж. Эбер, А. Ривароль – выдающиеся публицисты. Пресса как средство борьбы основных политических сил. Политика якобинцев: террор под знаменем свободы. Журналистика Великобритании XIX в. Возникновение и развитие рабочей печати, ее значение. Издания сторонников взглядов Роберта Оуэна («Economist» («Экономист»), «Crisis» («Крайзис») и др.), чартистские издания («Northern Star» («Нозерн Стар») и др.). «Poor Man’s Guardian» («Пур Мэнс Гардиан») - лидер рабочей прессы. Основание агентства «Рейтерс» в 1851 г. Газета «The Times» («Таймс»), ее значение, принципы, взаимоотношения с властью, особенности редакционной политики, целевая аудитория, влияние на общественное мнение. Использование новейших технических достижений при выпуске газеты. Освещение «The Times» Крымской кампании и других войн. Проблемы объективности и «независимости» журналистики. Формирование «Империи Таймс», выпускающей множество изданий. Газеты «Daily Telegraph» («Дэйли Телеграф») и «Daily News» («Дэйли Ньюс»), их зарубежные экспедиции, работа военных корреспондентов.  
Р2.Т5 Основные направления развития журналистики западных стран в конце XIX – первой половине XX вв. Разделение прессы на «массовую» и «качественную». Развитие качественной прессы на примере газет «The Times» («Таймс»), «Financial Times» («Файненшнл Таймс»), «Wall Street Journal» («Уолл Стрит Джорнэл»), «New York Times» («Нью-Йорк Таймс»). Развитие массовой прессы; Дж. Пулитцер, У. Херст, братья Хармсворсы, Артур Пирсон и др. выдающиеся издатели. Превращение рекламы в основной источник доходов прессы. Рост тиражей и объемов газет. Процесс концентрации печати. Выдающиеся издатели и крупнейшие концерны прессы первой половины XX в. Развитие специализации журналистов. Возникновение журналистики расследований и разоблачений: движение «макрейкеров». Распространение новых жанров в прессе; зарождение документального кино. Журналистика и общество.  
Р2.Т6 Формирование журналистики стран Азии, Африки, Латинской Америки Причины и условия возникновения прессы в колониях и полуколониях. Два противоборствующие типа прессы. Специфика и основные группы колониальной печати. Возникновение первых патриотических изданий, их цели и задачи, особенности содержания. Отношение колониальных властей к патриотической прессе. От просветительства к борьбе за национальную независимость. Выдающиеся национальные издания. Особенности развития китайской журналистики. Основные этапы и национальные особенности развития журналистики Японии.
Р2.Т7 Основные тенденции развития мировых СМИ конце XX – начале XXI века Роль СМИ в формирующемся «постиндустриальном обществе». Участие СМИ в процессах глобализации. Новые направления в журналистике. Печатная пресса: активное развитие специализированной (в том числе, корпоративной) печати, рост бесплатного распространения, визуализация информации, «инфотейнмент», конвергенция качественной и массовой прессы. Развитие кабельного, спутниковго, цифрового телевидения. Роль радио в современном мире, основные формы и направления его развития. Конвергенция разных видов средств массовой информации (в том числе, печатных и электронных СМИ) на электронной, цифровой основе. Яркие примеры. Перспективы печатных СМИ. Особенности развития Интернет-СМИ. «Гражданская журналистика» блоггеров и перспективы профессиональной журналистики. Изменение структуры занятости в сфере СМИ и требования рынка к профессиональному журналисту на современном этапе.

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Практические занятия по данной дисциплине учебным планом не предусмотрены

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...