Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Системный анализ объекта социологического исследования




Одна из задач начального этапа социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое развернутое описание объекта как целостной системы. Социальный объект рассматривается с двух сторон:

· как часть целого;

· как целое, состоящее из частей.

В первом случае объект является элементом более широкой системы и характеризуется внешними связями.

Во втором случае объект сам является системой и характеризуется внутренними связями.

Специфика научного социологического исследования состоит в создании гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Эта модель становится как бы заместителем исследуемого объекта. Опираясь на системный анализ, социолог мысленно расчленяет объект исследования, выделяет его элементы, его внешние и внутренние связи, его структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития.

Существуют различные факторы, влияющие на системный анализ объекта исследования:

· внешние (исходят от окружающей среды),

· внутренние (содержатся в самом объекте),

· функциональные (обуславливают функциональные связи элементов объекта),

· структурные (обуславливают способ связи элементов объекта),

· генетические (обуславливают последовательность состояний объекта),

· общие (присущи всему классу подобных объектов),

· специфические (проявляются во всем классе подобных объектов),

· объективные (предпосылки действий субъекта, которые не зависят от него),

· субъективные (зависят от сознательного отношения субъекта к условиям деятельности),

· прямые (результаты их действия проявляются непосредственно),

· косвенные (действуют опосредованно через другие факторы),

· факторы индивидуальной деятельности отдельных участников,

· факторы совместной деятельности социальной организации, группы, коллектива и т.д.

Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Путь эмпирического исследования от гипотетической модели изучаемого объекта к результатам исследования, а от них снова к гипотетической модели, но уже эмпирически обоснованной – суть метода восхождения от абстрактного к конкретному.

Абстрактное – это сторона, часть целого, нечто одностороннее, неразвитое, неразвернутое.

Конкретное – это целое, состоящее из многих частей, сторон, нечто многостороннее, развитое, развернутое. Мысленный образ изучаемого объекта при помощи логических средств расчленяется на множество частей, элементов и связей. Эмпирические знания, полученные в результате исследования, несут в себе новое знание о реальности. В итоге создается возможность раскрыть внутреннюю структуру и механизм функционирования и развития социального объекта. Тем самым создается возможность проверить соответствие исходной гипотетической модели изучаемому объекту.

Социологическое исследование, в котором ясно сформулирована проблема, четко интерпретированы понятия и имеется одна или несколько общих гипотез, допускающих выведение частных гипотез и их эмпирическую проверку, является идеальным.

 

В зависимости от целей и задач исследования, объема знания об изучаемом объекте и других факторов, разрабатывается стратегический план исследовательского поиска, определяется последовательность операций, осуществляемых исследователем. Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер стратегического плана: поисковый, описательный и экспериментальный.

Поисковый план социологического исследования направлен на формулировку проблемы исследования и применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Поисковый план состоит из трех этапов: анализ документов, опрос экспертов и наблюдение. Анализ документов предполагает изучение литературы по данной теме и составление библиографии. Опрос экспертов (специалистов – ученых и специалистов – практиков) дает возможность получить дополнительные знания об изучаемом объекте и сформулировать первичные гипотезы. Завершает поиск неформализованное наблюдение. Результатом поискового плана социологического исследования является формулировка проблемы и выдвижение гипотез.

Описательный план социологического исследования направлен на подтверждение гипотезы, сформулированной на предыдущем этапе. Цель описательного плана – проверить гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные количественные и качественные характеристики. Для этого используются выборочное обследование, опрос, статистический анализ данных и др.

Причинно – следственные связи в изучаемом объекте, его структуру, причины его функционирования и развития, раскрывает экспериментальный план социологического исследования.

 

Помимо основных стратегических планов существуют специфические исследовательские стратегии:

· монографическое исследование,

· сравнительное исследование,

· панельное исследование,

· трендовое (повторное) исследование,

· когортное исследование.

 

Монографическое исследование представляет собой изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.

Цель сравнительного исследования заключается в сравнении и сопоставлении социальных явлений и процессов.

Панельное исследование применяется при изучении изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности.

Трендовое ( повторное ) исследование ориентированно на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности.

Когортное исследование изучает специфические совокупности (когорты) в течении времени.

 

Завершающий этап программы социологического исследования – описание метода сбора и анализа данных, то есть методический план исследования.

Методический план исследования организует инструментарий исследования: методы сбора, обработки и анализа социальной информации. Методический план социологического исследования должен обеспечить неразрывное единство рабочих понятий и рабочих гипотез не только со способами сбора информации, но и со способами ее дальнейшей обработки.

Методический план также включает в себя процедурный раздел: описание методов и техника сбора информации. Процедура – это характеристика общей системы действий исследователя, способа организации применения различных методик.

Неотъемлемым атрибутом процедуры является качество социологической информации. Качество – это существенное определение, видовое отличие объекта исследования.

 

Социологическое исследование состоит из следующих компонентов: объект исследования, субъект исследования и окружающая среда. Качество социологической информации заключается в исследовании всех компонентов исследования и выражается в выявлении характеристик данных элементов:

· характеристики субъекта исследования,

· знания об объекте,

· умение взаимодействовать с объектом,

· умение использовать исследовательские средства,

· характеристики объекта исследования (сложность, социальная значимость изучения данного объекта, разработанность данного объекта),

· характеристики окружающей среды (рамки социума, ограничивающие объект и субъект исследования).

 

Социологическое исследование, представляя собой вид познавательной деятельности, включает четыре компонента: цель, средства, процесс, результат.

Средством является все, что служит достижению цели: теории, методики, методы, методология и т.д.

Процесс – это реализация средств исследования.

Итогом социологического исследования, объективно достигнутым состоянием в результате процесса исследования, является результат – полученное новое знание об исследуемом объекте.

 

Качественное или достоверное новое знание об объекте может быть получено при отсутствии ошибок исследования. Существуют три вида ошибок:

· промах (результат низкой квалификации исследователя),

· систематические (регулярное, повторяющееся смещение при количественной оценке объекта исследования),

· случайные (полностью устранить невозможно, можно свести к минимуму при многократных замерах).

 

При выборе методов сбора и анализа информации необходимо учитывать все факторы, влияющие на объект исследования.

 

После завершения составления программы социологического исследования необходимо подготовить рабочий план исследования. По своему назначению рабочий план исследования призван упорядочить основные этапы исследования.

 

Рабочий план состоит из следующих этапов:

 

1. Пилотажное исследование (проба) методик сбора первичной информации,

2. Полевое обследование (массовый сбор данных на объекте),

3. Подготовка первичных данных для обработки,

4. Анализ и интерпретация данных (обработка),

5. Изложение результатов исследования (отчет).

 

Рассмотрим их.

Пилотажные исследования позволяют оценить качество вопросников, протоколов наблюдений, процедур анализа документов, модели выборки, а также внести необходимые коррективы и изменения. По итогам пилотажных исследований составляются окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организация сбора исходных данных.

Полевое обследование обеспечивает сбор основного материала на объекте. Планом предусматривается обеспечение соблюдения инструкций, разработанных на стадии пилотажных исследований, контроль исходных данных по мере их поступления, организация системы хранения первичных данных.

Подготовка данных для обработки включает редактирование, кодирование, контроль качества данных после ввода в ЭВМ.

Обработка данных планируется с учетом имеющихся средств: в ручную, с применением малой механизации или ЭВМ. Анализ данных осуществляется в соответствии с решаемыми задачами и гипотезами. Итоги исследования оформляются в виде отчета.

Отчет – это определенная форма подведения итогов эмпирического социологического исследования. Отчет содержит описание всех разделов программы исследования, изложение используемых теорий и методологического аппарата, а также описание и объяснение полученных данных.

 

Контрольная точка 4

 

1. Если респондент сам заполняет опросник в присутствии анкетера, то это:

а) интервью;

б) опрос;

в) анкетирование;

г) наблюдение.

 

2. Три основных метода сбора информации в социологии являются (выделить лишнее):

а) анализ документов;

б) опрос;

в) анкетирование;

г) наблюдение.

 

3. Какой метод предполагает обращение к непосредственному участнику изучаемого процесса и нацелен на те его стороны, которые не поддаются прямому наблюдению:

а) интервью;

б) опрос;

в) анкетирование;

г) наблюдение.

 

4. Метод, при котором социолог сам задает вопросы и фиксирует ответы, называется:

а) интервью;

б) опрос;

в) анкетирование;

г) наблюдение.

 

5. Специализированные опросы, когда главным источником информации являются компетентные лица, называются:

а) аналитические;

б) экспертные;

в) анкетные;

г) включенные.

 

6. Целенаправленное и систематическое восприятие какого-либо явления, свойства которого фиксирует исследователь, называется:

а) интервью;

б) опрос;

в) анкетирование;

г) наблюдение.

 

7. Наблюдение, которое подразумевает анонимное присутствие исследователя в обследуемом объекте, называется:

а) аналитическое;

б) экспертное;

в) обычное;

г) включенное.

 

8. Метод, который позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно, называется:

а) анализ документов;

б) опрос;

в) анкетирование;

г) наблюдение.

 

9. Использование данного метода позволяет выявить тенденции и динамику развития тех или иных явлений жизни, событий, которые прослеживались в течение многих лет:

а) анализ документов;

б) опрос;

в) анкетирование;

г) наблюдение.

 

 

10. Термин, который применяют в социологии для обозначения достоверности исследования, соответствия характеристик, полученных в результате частичного обследования объекта, характеристикам этого объекта в целом:

а) репрезентативность;

б) перспективность;

в) продуктивность;

г) ассоциативность.

 

11. Предположение о причинной связи между группами фактов:

а) проблема;

б) анализ;

в) гипотеза;

г) наблюдение.

 

12. Комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причин наследственной связи и взаимоотношений в обществе называется:

а) социальная реабилитация;

б) социальная диагностика;

в) социальная адаптация;

г) социальное прогнозирование.

 

13. Методы социальной работы бывают (выделите лишнее):

а) общенаучные;

б) организационно-распорядительные;

в) всеобщие;

г) частнонаучные.

 

14. Какой из основных методов исследования «позволяет провести анализ на всех этапах его развития»:

а) разведывательный;

б) исторический;

в) метод сравнения;

г) аналитический.

 

15. Целью этого исследования является «выявление причин, которые лежат в основе какого-то процесса»:

а) аналитическое;

б) описательное;

в) эмпирическое;

г) разведывательное.

 

16. К принципам социальной диагностики относятся (выделить лишнее) принцип:

а) объективности;

б) логичности;

в) научного познания;

г) комплексного подхода.

 

17. К какой группе методов относятся синтез, анализ, дедукция, индукция:

а) общенаучные;

б) всеобщие;

в) частные;

г) комплексного подхода.

 

18. К методам социологического исследования не относится:

а) опрос;

б) наблюдение;

в) нормирование;

г) анализ документов.

 

19. Репрезентативным называется исследование:

а) полное;

б) законченное;

в) достоверное;

г) недостоверное.

 

20. Отрасль социологической теории и практики, которая предоставляет социальным работникам данные об особенностях поведения, положения и социальной ориентации представителей различных социокультурных групп называется социология:

а) управления;

б) семьи;

в) труда;

г) духовной жизни.

 

21. Социальные методики направленные на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие творческих способностей называются:

а) интеллектуальные;

б) психологические;

в) психофизиологические;

г) информационные.

22. К конкретным методам относятся:

а) опрос;

б) наблюдение;

в) контент-анализ;

г) диагностика.

 

23. К теоретическим методам относятся:

а) сравнительный;

б) исторический;

в) эксперимент;

г) интерпретирующий.

 

24. Что следует учитывать при составлении анкеты:

а) особенности респондентов;

б) психологическое восприятие;

в) смысловые блоки должны быть одинакового объема;

г) располагать вопросы от общего к частному.

 

25. Внутренний мир человека, проблемы духовного и культурного развития общества отражает социология:

а) управления;

б) семьи;

в) труда;

г) культуры.

 

26. Один из основных видов социологического исследования, который охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на сокращенной программе и сжатом по объему инструментарии:

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) методическое.

 

27. Один из основных видов социологического исследования, в результате которого предполагается получение эмпирических сведений, дающих целостное представление об изучаемом явлении:

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) методическое.

 

28. Один из основных видов социологического исследования, ставящий своей целью не только описание элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе:

а) разведывательное;

б) описательное;

в) аналитическое;

г) методическое.

 

29. Использование данного метода предполагает создание определенной ситуации путем изменения обычных условий функционирования изучаемого объекта:

а) интервью;

б) опрос;

в) эксперимент;

г) анкетирование.

 

30. В соответствии с назначением программа социологического исследования выполняет три функции (выделить лишнее):

а) методологическую;

б) методическую;

в) аналитическую;

г) организационную.

 

31. В определении научных проблем, формировании цели и задач исследования состоит функция:

а) методологическую;

б) методическую;

в) аналитическую;

г) организационную.

 

32. Данная функция показывает, как использовать методы и способы сбора и анализа информации, а так же позволяет разработать процедуру исследования:

а) методологическую;

б) методическую;

в) аналитическую;

г) организационную.

 

33. Данная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива:

а) методологическую;

б) методическую;

в) аналитическую;

г) организационную.

 

34. Эффективность социологического исследования зависит от:

а) степени разработанности программы исследования;

б) усилий исследователя;

в) уровня оплаты;

г) организации работы.

 

35. Как можно охарактеризовать буферные вопросы:

а) они не предполагают предварительной категоризации;

б) направлены на установление интереса к исследованию;

в) подготавливают респондента к переходу от одной темы к другой;

г) для получения дополнительной информации о респонденте


Модуль 4

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...