Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по выполнению отдельных глав




Глава 1. «Общие сведения по проекту» включает:

Название проекта (или описание продукта).

Сроки реализации проекта (начало и окончание).

Обоснование проекта, общая цель:

- предыстория, обоснование потребности инициации проекта для организации;

- анализ рынка;

- целевая группа. Определите клиентов, которые получат выгоду от создания продукта и которые нуждаются в нем;

- цель проекта.

Описание продукта.

Ожидаемые результаты проекта:

- определите, какой продукт станет результатом реализации проекта, а также промежуточные результаты.

- опишите продукт, который удовлетворял бы выше описанные нужды или решал вышеописанную проблему.

Количественные критерии, которые определят то, что проект реализован успешно (ключевые требования к качеству Вашего проекта с указанием числовых показателей там, где это возможно).

Примерные перечни технико-экономических показателей (ТЭП) для объектов различного назначения приведены в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1. Примерный перечень ТЭП для объектов производственного назначения

Наименование показателя Ед. измерения
Мощность предприятия, годовой выпуск продукции: - в стоимостном выражении - в натуральном выражении   млн. руб. нат. единицы
Общая площадь участка га
Коэффициент застройки коэфф.
Удельный расход на единицу мощности: - электроэнергии - воды - природного газа   кВт*ч куб. м. т
Общая численность работающих чел.
Годовой выпуск продукции на одного работающего - в стоимостном выражении - в натуральном выражении   тыс. руб./ чел. Ед./чел.
Общая стоимость строительства, в том числе СМР млн. руб
Удельные капитальные вложения руб./ед. мощности
Продолжительность строительства мес.
Стоимость основных производственных фондов млн. руб.
Себестоимость продукции руб./ед
Прибыль предприятия: - балансовая (валовая) - чистая млн. руб.
Уровень рентабельности: - производства -продукции %
Срок окупаемости год
Точка безубыточности руб., нат. единицы

 

Таблица 2. Примерный перечень ТЭП для жилых и общественных зданий

Наименование показателя Ед. измерения
Число квартир, вместимость, мощность нат. единицы
Общая площадь земельного участка га
Общая площадь зданий и сооружений кв.м.
Строительный объем куб. м.
Отношение жилой площади к общей коэфф.
Общая сметная стоимость строительства, в том числе СМР млн. руб.
Стоимость 1 кв.м. площади (общей, жилой, полезной) тыс. руб.
Продолжительность строительства мес.
Показатели эффективности проекта  

Ожидаемые результаты проекта:

- иерархическая структура работ с изложением промежуточных результатов, которые покажут, что реализация проекта идет успешно; предполагаемые итоговые результаты).

- деятельность (расписание и описание всех мероприятий, начало и конец, ожидаемые результаты каждого мероприятия, ответственный за каждое мероприятие)

 

Таблица 3. Иерархическая структура работ

№ (отражает уровень мероприятия) Меро-приятие (краткое описание) Цель / Планируемый результат/ Документа-льные потоки Ответст-венный Требуемые ресурсы Сроки выпол-нения
1.          
1.1.          
1.2.          
1.2.1.          
2.          

 

Например, при строительстве жилого дома необходимо выполнить следующие работы (таблица 4).

Завершает главу сметная документация и календарный план строительства (сетевой график) с целью определения потребности в капитальных вложениях в течение всего срока строительства с разбивкой по месяцам или по кварталам (при значительной продолжительности строительства). Затраты на строительство объекта следует представить графически. График финансирования строительства может быть разработан на основе норм задела СНиП 1.04.03-85* [5] дифференцированный и/или интегрированный.

 

 

Таблица 4. Фрагмент заполнения таблицы 3

Этапы жизненного цикла проекта Наименование работ Разрабатываемые документы
1. Концепту- альный 1.1. анализ рынка 1.2. выработка концепции 1.3. ТЭО проекта 1.4. оценка финансовой реализуемости объекта 1.4. выбор района и площадки строительства 1.5. подбор и приобретение земельного участка Декларация о намерениях Схема финансирования ТЭО Бизнес-план Задание на проектирование
2. Проектный 2.1. получение разрешений и согласований 2.2. выбор проектировщика 2.3. формирование системы реализации объекта 2.4. ПИР Строительный паспорт Архитектурно-планировочное задание Акт отвода участка Исходно-разрешительная документация Разрешение на строительство Договор на проектирование Проект Разрешение на производство СМР
3. Организация и проведение торгов 3.1. выбор подрядчика (проведение тендера)   Договор подряда  
4.Строительст-во 4.1. выполнение СМР 4.2. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию 4.3. контроль за ходом работ (тех. и авторский надзор) 4.4. продвижение и реализация объекта Журналы производства работ Акты на скрытые работы Процентовки Разрешение на ввод объекта
5. Реализация 5.1. оплата выполненных работ 5.2. возврат инвестиций, получение прибыли, 5.3. регистрация Финансовые документы, Свидетельство
6.Эксплуа-тация Создание ТСЖ, заключение договоров Договоры

 

Глава 2. Построение организационной структуры управления проектом

Организационная структура – наиболее важный механизм УП. Она дает возможность реализовать всю совокупность функций, процессов и операций, необходимых для достижения целей проекта.

Разработка организационной структуры УП является сложной и слабо формализуемой задачей. Рекомендуется следующая последовательность:

- выбор организационной структуры УП и схемы взаимодействия участников проекта (функциональная, проектная, матричная…);

- построение структуры - графическое изображение структурных единиц;

- штатное расписание (перечень должностей, количество сотрудников и заработная плата);

- расчет затрат на содержание офиса проекта.

Организационной структурой называют внутреннее устройство системы управления.

В начале главы могут быть проанализированы различные типы организационных структур и выбрана оптимальная.В сложных случаях выбор может быть выполнен с использованием метода экспертных оценок.

Организационную структуру принято изображать графически (рис. 1)

        Руководитель        
        проекта Х        
                 
                     
                     
Бюро маркетинга и продаж   Инженерно-проектный отдел   Производственный отдел: Группа контроля за ходом проекта   Менед-жер по работе с субпод- рядчиками  
        Группа руководителя работ      
               
                       
                                             

Рисунок 1. Организационная структура

 

Следует четко определить функции каждой структурной единицы.

Основными задачами бюро маркетинга и продаж могут быть:

- осуществление продаж;

- создание, пополнение и анализ базы данных о продажах, о динамике и порядке сбора, обработки и исполнения заказов, включая информацию о потребителях;

- определение целей, методов и средств рекламы;

- формирование стратегии стимулирования сбыта;

- мероприятия по созданию имиджа компании;

- анализ целевых рынков, исследование нужд и запросов потребителей;

- анализ цен конкурентов;

- оптимизация цен.

Еще один документ (вместе со структурной схемой организации) позволяет создать команду, отвечающую целям и задачам проекта, - матрица ответственности. Работа над проектом – это согласования и координация деятельности участников. Хотя связь между работами и элементами организационной структуры на практике никогда не бывает такой четкой, важно, чтобы на стадии планирования обязанности были четко распределены. Матрица содержит перечень работ по одной оси, список подразделений и исполнителей по другой, коды видов деятельности (см. таблица 5). Пример можно найти в учебнике «Управление проектами» И.И. Мазур [6] на стр. 527.

 

Таблица 5. Матрица ответственности

Наименование работ и функций Структурные подразделения и должностные лица
Менеджер проекта      
         

 

Условные обозначения (используются цифры, русский и английский алфавит)

1 – первый исполнитель; 2 – соисполнитель; 3- проверка исполнения; согласование; участие… или

Я – принятие решения;!- участие в принятии решения; П – планирование работы; О – организация работы; К – контроль; Т – выполнение операций; М – подготовка предложений; И – получение информации; + - выполнение расчетов…

Одним из условий эффективного функционирования является организация порядка взаимодействия с участниками проекта. Взаимодействие со структурными подразделениями и службами представляет собой порядок обмена информацией, порядок сбора и обработки передаваемой информации в процессе принятия решений. На основании функций и задач, анализа работы проводимой подразделениями и службами предприятия разрабатывается вариант основных информационных потоков. Пример представлен в табл. 6.

Таблица 6. Система взаимодействия с участниками проекта / Документооборот

подразделение УП получает Подразделение УП предоставляет
Наименование документа периодичность Наименование документа периодичность
Отдел маркетинга и продаж
Отчет по объемам продаж ежедневно    

 

Далее следует определение потребности и разработка требований к персоналу. Количественная потребность в кадрах – это потребность в определенном числе работников. В курсовой работе численность персонала можно определить опытно-статистическим методом (на основе Вашего личного опыта) или методом экспертных оценок. Информацию о необходимом количестве сотрудников следует представить в штатном расписании (табл.7).

 

Таблица 7. Штатное расписание службы УП

Наименование структурных подразделений и должностей Количество штатных единиц Должностной оклад Сумма
         

 

Разработка требований к сотрудникам может быть произведена на основе моделей рабочих мест, которые обеспечивают грамотный подбор, оценку и расстановку кадров. Следует использовать формализованный подход к описанию рабочего места персонала. Модель включает элементы, представляющие собой качественные и количественные характеристики рабочего места. Приведем основные из них:

  • Кадровые данные: устанавливаются по трудовой книжке, характеристике, автобиографии, документах об образовании.
  • Опыт работника: жизненный, производственный, общественный. Определяется путем интервью и анкетирования.
  • Профессиональные знания по конкретным учебным дисциплинам. Выявляются путем контроля знаний.
  • Профессиональные умения: совокупность работ, которые может
  • выполнять работник. Выявляются путем собеседования.
  • Личные качества: совокупность деловых качеств и недостатков работника, определяемых путем социологического опроса, или

тестирования.

  • Уровень квалификации: определяется приобретенной специальностью, образованием и повышением квалификации.

Вид модели рабочих мест руководителя и специалиста бюро маркетинга представлены в табл.8.

 

Таблица 8. Модели рабочих мест

Элементы модели Руководитель проекта Менеджер по продажам      
1. Кадровые данные
1.1. Пол: Муж., Жен.   +   +      
1.2. Возраст: от 20 до 30 от 30 до 40 от 40 до 50   +     +      
2. Опыт сотрудника
2.1. Производственный стаж: до 1 года 1 - 5 лет 5 - 10 лет более 10 лет     +     +      
3. Профессиональные знания в области
Строительства Экономики Управления Маркетинга Финансов Техники +   + +     +     +          
4. Профессиональные навыки в области
- работы с людьми - УП - проведение маркетингов. исследований + + +   +      
5. Личные качества
5.1. Моральные: -честность -порядочность -принципиальность   + + +   + + +        
5.2.Деловые: -деловитость -исполнительность -трудолюбие -коммуникабельность -дисциплинированность -организованность     +   +   +   + +      
6. Уровень квалификации
6.1. Образование: - высшее - среднее специальное   +   +      
6.2. Специальность: - экономист - финансист - менеджер - маркетолог - строитель - коммерсант     +     +        

 

В конце главы должны быть представлены единовременные и текущие затраты на управление проектом. Для определения текущих затрат составляется бюджет (смета) службы (см. табл. 9, 10), в котором собраны расходы и указаны источники их покрытия.

 

Таблица 9. Смета затрат на содержание службы

Наименование статей затрат Сумма, тыс. руб. обоснование
1. Материальные затраты: приобретение дополнительной информации материалы канцелярские товары 2. Услуги сторонних организаций услуги интернет 3. Расходы на оплату труда: 4. Начисление на заработную плату 15%, 30% 5. Затраты, связанные с использованием оборудования 6. Накладные расходы 7. Прочие    

 

Таблица 10. Форма бюджета расходов на УП, млн. руб.

статьи Итого за год С разбивкой по месяцам
план факт январь февраль март  
               

 

Детализация и подробная расшифровка статей затрат в таблицах 9, 10 приветствуется. В смету могут быть включены дополнительные затраты: реклама, коммунальные платежи… Если затраты не велики, то они могут быть учтены в составе накладных расходов.

Если проект находится на концептуальной стадии жизненного цикла, а создание команды и офиса проекта планируется с нуля. Целесообразно скалькулировать единовременные затраты на приобретение или приспособление помещения, покупку оборудования, мебели, инвентаря, программного обеспечения (табл. 11). Если все необходимое предоставляется участниками проекта (уже имеется), таблица не составляется.

Таблица 11. Единовременные затраты на создание офиса проекта

Наименование работ и затрат Кол-во цена сумма
Ремонт и оборудование помещения      
Мебель:      
Оборудование:      
Инвентарь:      
Программное обеспечение:      
Итого      

 

К таблице 11 может прилагаться подробное описание оборудования и программных продуктов, необходимого для реализации данного проекта (см. табл. 12)

Таблица 12. Характеристика программных систем

Наименование ПО производитель Основное предназначение Примечание
Многофункциональные модульные системы профессионального уровня Microsoft Office Project Primavera Мicrosoft Primavera    

 

По результатам выполнения 2-й главы вносятся корректировки в график потребности в капитальных вложениях. Следует учесть посчитанные затраты на управление проектом (создание и содержание офиса и команды проекта).

Глава 3. Оценка финансовой реализуемости проекта и обоснование экономической целесообразности его осуществления.

Финансовая реализуемость – показатель, характеризующий наличие финансовых возможностей осуществления проекта. Проект является финансово реализуемым, если на каждом шаге расчета (квартал, месяц) денежные потоки проекта (приток минус отток) неотрицательны. Притоками являются денежные потоки, поступающие от участников проекта, и денежный поток самого проекта (например, выручка от реализации квартир и другие доходы). А инвестиционные и производственные затраты – это оттоки.

Денежные потоки.

Для промышленного предприятия приток (на стадии эксплуатации) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без НДС) и ее себестоимостью (без амортизации). В разделе 3.1 «Прогнозирование денежных потоков» следует обосновать объем производства и реализации продукции, ее себестоимость, величину амортизационных отчислений и налоговых платежей.

Если в курсовой рассматривается проект строительства жилого дома, то денежный поток формируется за счет выручки от продажи квартир, а отток – это затраты на строительство и реализацию жилья. Темпы реализации квартир могут быть приняты среднестатистические (см. таблицу 13). Наибольшая доля продаж квартир приходится на 2 и 3 этапы строительства.

 

Таблица 13. Темпы продажи жилья

Стадия Содержание работ на стадии Доля квартир в продаже, %
  подготовка исходно-разрешительной документации  
I освоение площадки, начало фундаментных работ  
II цоколь, возведение до 2-го этажа  
III активное возведение стен выше 2-го этажа  
IV внутренние работы  
V дом сдан  

 

Если в курсовой рассматривается проект торгово-развлекательного (офисного) центра, то денежный приток – это арендные платежи за пользование помещениями, которые начинают поступать после ввода объекта в эксплуатацию и начала функционирования. Рассчитываются на основании следующих данных: полезная площадь здания, величина арендной платы, прогнозируемая загрузка. Оттоки – это затраты на осуществление проекта и расходы, связанные с эксплуатацией объекта, коммунальные платежи, содержание дирекции… Расчеты выполняются по действующим тарифам и нормам потребления ресурсов (см. таблица 15). Перечень эксплуатационных затрат приводится в таблице 14.

 

Таблица 14. Состав затрат на содержание и управление ТОЦ

Наименование затрат Стоимость, руб. в мес.
Техническое обслуживание  
Текущий ремонт  
Планово-предупредительный ремонт  
Коммунальные услуги 573 105,0
Телефонизация и интернет  
Материально-техническое снабжение  
Санитарное содержание  
Обеспечение безопасности  
Фонд оплаты труда 710640,0
Маркетинг 43 758,0
Административные расходы  
Итого 2 888 475,9

 

Все затраты следует рассчитывать на основании тарифов и фактического расхода (см. табл. 15, 16, 17).

Таблица 15. Расходы на коммунальные услуги ТОЦ

Поставщик услуг Вид платежа Расход в месяц Тариф, руб./ ед Стоимость, руб.
ООО «Региональный энергосбыт. комплекс» Потребление электроэнерги 97336,5 кВТ 2,11  
МУП «Ижводоканал г. Ижевск» Водоснабжение   водоотведение куб. м 1500 куб.м. 14,47   16,53  
ООО «УКС» Теплоснабжение Горячее водоснабжение 400 гкал 500 куб. м 802,4   15,0  
Итого в месяц 573 105
Итого в год 6 877 260

Затраты на маркетинг – это в основном затраты на рекламу объекта. Следует рассчитать по виду рекламы, интенсивности и расценок на данный вид рекламного продукта (см. табл.16)

 

Таблица 16. Стоимость размещения рекламы в проекте «Прогноз погоды» ХXX TV

Вид рекламы хронометраж стоимость
1.устная информация об объекте   10 сек. 2524,5 руб. кол-во выходов 4 раза в неделю 3500 т. * 4 р. *52 н./ 12 = 43 758 руб.
2. размещение генплана и фасада объекта в кадре В течение всей программы
3. размещение видеоролика 10 сек

 

Таблица 17. Затраты на заработную плату

Наимено-вание службы Должность, профессия Кол-во штатн. единиц Оклад в руб. Социальные фонды Всего, руб
Эксплуа-тацион-ная служба Начальник отдела   40 000 10 400 50 400
Инженер   28 000 7 280 35 280
Диспетчер   18 000 4 680 22 680
Электрик   20 000 5 200 25 200
Плотник   18 000 4 680 22 680
Техник   18 000 4 680 22 680
Дворник   16 000 4 160 20 160
Служба тепловых систем Начальник отдела   38 000 9 880 47 880
Инженер-теплотехник   23 000 5 980 28 980
Сантехник   20 000 5 200 25 200
Служба слаботоч-ных систем Начальник отдела   38 000 9 880 47 880
Инженер   24 000 6 240 30 240
Диспетчер   18 000 4 680 22 680
Техник   16 000 4 160 20 160
Служба МТС Начальник отдела   28 000 7 280 35 280
Техник   20 000 5 200 25 200
Договорной отдел Начальник отдела   25 000 6 500 31 500
Менеджер   40 000 10 400 50 400
Юрист-консульт   25 000 6 500 31 500
Бухгалтерия Гл. бухгалтер   28 000 7 280 35 280
Бухгалтер   20 000 5 200 25 200
Отдел кадров Начальник отдела   25 000 6 500 31 500
кадровый работник   18 000 4 680 22 680
Итого месяц          
Итого год         8 527 680

 

Денежные потоки целесообразно показать графически, получим диаграмму притока.

Далее строятся кумулятивные графики денежных потоков, определяется чистый доход. Если при выполнении курсовой работы известен график финансирования строительства, следует оценить финансовую реализуемость проекта. Проект является финансово реализуемым, если наращенная сумма «приток минут отток» неотрицательна. При выявлении финансовой нереализуемости проекта схема финансирования (реализации квартир, заключения договоров долевого строительства …) должна быть скорректирована.

Оценка эффективности инвестиционных проектов

Осуществляется на основе Постановления Госстроя РФ № ВК 477 [1].

Об эффективности проекта судят на основании показателей:

- чистый дисконтированный доход;

- индексы доходности затрат и инвестиций;

- срок окупаемости;

Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (другие названия - ЧДД, интегральный эффект, Net Present Value, NPV) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период. ЧДД рассчитывается по формулам 1, 2:

(1)

 

а = 1/ (1+Е) t (2)

где

R t - выручка от реализации продукции без НДС и акцизов;

З t – затраты на t – м шаге расчета.

Себестоимость реализованной продукции за вычетом амортизации плюс налог на прибыль и другие налоги, отнесенные на финансовые результаты;

K t – капитальные вложения на t –м шаге расчета;

а – коэффициент дисконтирования;

Е – норма дисконта;

t - шаг расчета (год);

Т – горизонт расчета, год.

Для признания проекта эффективным с точки зрения инвестора необходимо, чтобы ЧДД проекта был положительным; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением ЧДД (при выполнении условия его положительности).

Индекс доходности (ИД) равен отношению суммы приведенных эффектов к сумме дисконтированных капитальных вложений (формула 3)

(3)

Если ИД больше 1, то проект эффективен.

Срок окупаемости инвестиций (Ток)– это период, за который капитальные вложения по инвестиционному проекту покрываются суммой эффекта от его осуществления. Находится из уравнения (4)

 

(4)

 

Внутренняя норма доходности (ВНД) соответствует такой норме дисконта, при которой ЧДД при реализации проекта равен нулю.

Расчеты следует представить в табличной форме. Расчет ЧДД и ИД для проекта реконструкции ОСК представлен в таблице 17 при норме дисконта Е=0,1

 

 

Таблица 17. Расчет чистого дисконтированного дохода и индекса доходности

Показатель, единица измерения 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
1. Выручка от реализации (без НДС) тыс. руб. 30 000 80 000 120 000 120 000
2. Себестоимость продукции, тыс. руб., в том числе 22 000 50 000 70 000 70 000
3. Амортизационные отчисления в себестоимости, т. руб. 3 000 5 000 5 000 5 000
4.Налоги, тыс. руб. 5 000 10 000 20 000  
5.Денежный поток по операционной деятельности, т. р. 6 000 25 000 35 000  
6.Коэффициент дисконтирования   1/ (1+0,1) 0,826 0,751
7.Дисконтированный денежный поток 6 000 22 725 28 910 26 285
8.ДДП нарастающим итогом, тыс. руб. 6 000 28 725 57 635 83 920
9. Капитальные вложения, тыс. руб. 55 000 5 000 - -
10.Коэффициент дисконтирования   0,909 0,826 0,751
11.Дисконтированные инвестиции, тыс. руб. 55 000 4 545    
12. Чистый дисконтированный доход, тыс. руб. -49 000 18 180 28 910  
13.ЧДД нарастающим итогом, тыс. руб. -49 000 -30 820 -1 910  
14.Индекс доходности       1,41

 

Чистый дисконтированный доход по проекту реконструкции составил:

ЧДД = -49 000 + 18 180 + 28 910 + 26 285 =24 375 тыс. руб.

ИД = 83 920 / (55 000 + 4 545) = 1,41 или 141%

Срок окупаемости 3,1 года. Реконструкция ОСК экономически целесообразна.

Если при оценке инвестиций необходимо учесть какие-либо качественные параметры, следует воспользоваться Приказом № 58 2009 г.

 

«Об утверждении методики оценки эффективности использования средств

федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» [2], в которой предлагается интегральная оценка эффективности на основе качественных и количественных критериев. Оценка эффективности на основе качественных критериев рассчитывается по следующей формуле (5):

(5)

где:

- балл оценки i-го качественного критерия; (максимум = 1)

К1 - общее число качественных критериев;

К1НП - число критериев, не применимых к проверяемому инвестиционному проекту.

Оценка эффективности осуществляется на основе следующих количественных критериев:

а) значения количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;

б) отношение сметной стоимости инвестиционного проекта к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;

в) наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства;

г) отношение проектной мощности создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства к мощности, необходимой для производства продукции (услуг) в объеме, предусмотренном для федеральных государственных нужд;

д) обеспечение планируемого объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта.

Оценка эффективности на основе количественных критериев рассчитывается по следующей формуле (6):

(6)

где:

- балл оценки i-го количественного критерия; (максимум =1)

Pi - весовой коэффициент i-го количественного критерия, в процентах;

К2 - общее число количественных критериев.

 

Сумма весовых коэффициентов по всем количественным критериям составляет 100%.

Интегральная оценка (Эинт) определяется как средневзвешенная сумма оценок эффективности на основе качественных и количественных критериев по следующей формуле 7:

(7)

где:

Ч1 - оценка эффективности на основе качественных критериев;

Ч2 - оценка эффективности на основе количественных критериев;

0,2 и 0,8 - весовые коэффициенты оценок эффективности на основе качественных и количественных критериев соответственно.

В курсовой работе следует сформировать свой перечень оценочных показателей, важных для данного проекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...