Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Проблема взаимодействия научных и вненаучных форм мышления




 

Йога – древняя индийская система психо-физической тренировки, состоящая из 8 ступеней и являющаяся методом многих философско-религиозных школ. Начало её в Ведах и Упанишадах. Систематизирована Шримадом Патанджали в III в. до н.э. На индийских миниатюрах часто встречаются изображения медитирующих йогов и аскетов.

Логос – греч. смысл - термин, обозначающий содержание исследуемого объекта; и при этом слово берется не в чувственно-звуковом, а в исключительно смысловом плане. Термин введен Гераклитом.

Медитация – особое состояние, достигаемое в ходе практики, чаще это неподвижное сидение в позе «лотоса», отличающееся глубокой сосредоточенностью и отрешенностью. Наиболее известная система медитации - йога.

 

Тема 13. Научные революции и их значение

 

Кумулятивный характер науки заключается в накоплении и систематизации накопленных знаний.

Науковедение – дисциплина, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности.

Научная революция – радикальное изменение научной картины мира, являющееся результатом изменения методов познания и форм организации науки. Первая научная революция произошла в античной Греции в IV в. и связана с Аристотелем. В XX в. научная революция стала непрерывной.

Научный историзм – принцип подхода к действительности как изменящейся и развивающейся во времени. Начало положено Вико, Вольтером, Дидро, Руссо.

Теоретическая наука - сфера человеческой деятельности, главная функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации знаний о действительности. Включает в себя как деятельность так ирезультат.

 

Тема 14. Псевдонаука и наука. Сциентизм и антисциентизм

 

Антисциентизм – отрицательное отношение к определенным достижениям науки, недоверие к ее результатам.

Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры и духовной жизни общества,

Техника совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Универсализация – философское учение, выясняющее способ существования реального бытия, а также способ взаимодействия мышления и действительности, общего и единичного.

Универсалии – главные понятия в философской и теологической мысли средних веков, вызывавшие серьезную полемику среди ученых.

 

Тема 15. Эксперимент в науке

 

Эмпирическая наука – раздел науки, основанный на изучении опыта и фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение и эксперимент.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности

 

 

Тема 16. Проблема истины в науке

 

Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом и воспроизведение его таким, каков он есть независимо от человека, выступает как знание, получаемое в результате научных исследований

Конвенционализм – направление в философском истолковании науки согласно которому в основе математических и естественных теорий лежат произвольные соглашения, выбор которых регулируется лишь соображениями удобства и целесообразности. Основоположник концепции французский математик Пуанкаре.

Тема 17. Соотношение элитарного и эгалитарного начал в науке

 

Эгалитаризм (фр.Egalitarisme – уравниловка) – разновидность утопического социализма:
- обосновывающая необходимость равенства на базе индивидуального или коллективного хозяйства;
- опирающаяся на всеобщую уравнительность как принцип организации социальной жизни.

Элита – высший слой социальной структуры общества, осуществляющий функции управления, науки, культуры, искусства. Существует теория множества элит.

 

Тема 18. Теория и ее место в науке

 

Аксиома – особая форма знания и исходное положение научной теории, которая принимается как истинное без логических доказательств.

Закон – необходимое, существенное устойчивое и повторяющееся отношение между явлениями. Научные законы многообразны и зависят от предмета и методологии.

Постулат – требование, утверждение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное параллельно аксиоме.

 

Тема 19. Противоречия свободы научного исследования

 

Гипотетичность – одно из важнейших положений в сфере науке, выступающее как предварительное исследование предмета не подтвержденное ни доказательствами, ни экспериментом.

Свобода ученого – это осуществленная данным исследователем сфера его научных интересов.

 

Тема 20. Этика ученого

 

Альтруизм нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, термин введен О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму.

Гуманизм (лат. человеческий, человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия эпохи Возрождения, противостоящая религиозной схоластике средних веков.

Ответственность ученого – ответственностьособого рода, исключающая прямую юридическую ответственность за результат исследования.

Ценности общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов.

Этика -учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

Эрудиция - глубокие познания в одной или нескольких областях знания. лат.Eruditio - просвещенность…

Тема 21. Научное образование и его перспективы в современном обществе

Инновация -выработка, синтезирование новых идей, создание новых моделей действия, ценностей, политических программ, имеющих часто индивидуальный и неповторимый характер. Инновация культурная впервые появляющиеся в данном обществе (культуре) объекты, институты, черты, нормы, ценности в результате изобретения или заимствования из других культур.

Ноосфера (греч. - ум, разум + сфера, область) сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором развития; новое эволюционное состояние биосферы. Понятие ноосферы как облекающей земной шар идеально мыслящей оболочки ввели в научный оборот П.Тейяр де Шарден, Э.Леруа, В.И.Вернадский.

Прогресс – Научно-технический прогресс - поступательное развитие науки и техники.

Просвещение – философское и культурологическое направление в европейской науке и культуре 18 в. Начало положено в Англии, но пика в развитии достигло во Франции. Французское Просвещение повлияло на развитие культуры всей Европы, в том числе и России.

Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему фнкционировать полноправным членом общества.

 

Тема 22. Ценностные и культурные аспекты науки

 

Атеизм – социальная философская теория, заключающаяся в отказе от религиозности и в ее опровержении и в утверждении самоценности мира человека.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:
- отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;
- воплощенная в предметных, материальных носителях; и
- передаваемая последующим поколениям.

Инкультурация -процесс обретения культурных навыков человеком, вхождение в культуру.

Прагматизм – философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных ситуациях.

Цивилизация – синоним культуры. Уровень развития материальной и духовной культуры, а также ступень развития общества за определенный период. Понятие появилось в 18 в. в тесной связи с понятие культуры. В 20 в. появились теории, утверждающие вторичность цивилизации по отношению к культуре. Цивилизация в большей степени технологична.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...