Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наука и религия: союз или противостояние?

 

Сегодня тема о союзе или противостоянии науки и религии очень важна и вызывает множество споров. Недавно я прочитал статью журналиста, записанную со слов священника, который был возмущён тем, что в детской литературе встречаются языческие, на его взгляд, образы, такие, как Баба Яга, Водяной, Кощей Бессмертный.

Я, удивившись, поспешил не согласиться с подобным мнением. Баба Яга, Водяной и другие герои всего лишь сказочные персонажи. И для детей они являются примером того, как не надо себя вести. Из этого следует, что даже священники, представители церкви, нередко заблуждаются относительно фольклора как части русской литературы. В какой-то степени, я полагаю, это непризнание литературы как области культуры. Таким же образом некоторые служители церкви не признают науку, а представители науки не признают церковь. Но вначале я расскажу о союзе, нежели о противостоянии.

Начну я со статьи протоиерея Андрея Ткачёва «Вера и разум». Почему?

Статья написана просто и интересно. Андрей Ткачёв приводит слова философа А. Ф. Лосева о единстве веры и знания: «Если вы верите во что-то или кого-то, то этот кто-то или что-то имеет для вас характерные черты, делающие его узнаваемым. Если таких черт нет, то и веры нет. Вы знаете объект своей веры и благодаря знанию выделяете его из мира остальных явлений и предметов. Знание оказывается необходимым для веры и логически с нею связанным». Андрей Ткачёв считает, «что люди все разные, и способности к учебе, к ремеслам, практической деятельности у всех самобытны. Есть много людей, которым на всю жизнь хватит одного Евангелия для души и одного ремесла для соискания насущного хлеба. Но есть и те, кто призван к большему, и им грешно закапывать талант в землю».

Одним из знаменитых людей, который не закопал свой талант в землю, был Михаил Васильевич Ломоносов. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), рассказывая о Ломоносове как о защитнике науки и веры, писал, что в молодости он пел в храме на клиросе. Потом Ломоносов увлёкся одной из северных сект, но ненадолго, вернувшись в свою православную веру. Великий учёный считал, что никакая научная теория не опровергает веру в Бога. Наука и религия - две разные и в то же время одинаковые области культуры. По мнению Ломоносова, они не могут противоречить друг другу. Ломоносов писал: «Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга — видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира — физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть тоже, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители. Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии».

И это были не просто слова. Всей своей деятельностью Михаил Васильевич Ломоносов подтверждал единство науки и религии, внося большой вклад в развитие наук: метеорологии, геологии, металлургии, оптики и электричества, химии, географии, астрономии, русского языка и литературы. Будучи глубоко верующим человеком (что для меня было приятным открытием), он обращается к образам Священного Писания в своих стихах. Таково, например, его переложение 26-го псалма:

Услыши, Господи, мой глас,

Когда к тебе взываю,

И сохрани на всякий час:

К Тебе я прибегаю…

Меня в сей жизни не отдай

Душам людей безбожных,

Твоей десницей покрывай

От клеветаний ложных…

Ко свету Твоего лица

Вперяю взор душевный,

И от Всещедрого Творца

Приемлю луч вседневный…

У Ломоносова есть ода, посвященная Иову, где поэт, обращаясь к Иову, просит его не роптать на Бога:

О ты, что в горести напрасно.

На Бога ропщешь, человек…

Нельзя не назвать оды, прославляющие Бога: «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Во второй оде поэт Ломоносов говорит, что величие Бога в устроении Вселенной, в создании твердых законов природы, которые способен исследовать человек, наделённый Богом разумом. Думаю, что далеко не каждый имеет об этом представление и, наверное, в отсутствии знаний и есть причина, по которой люди говорят о противостоянии науки и религии.

Ещё одним человеком, который был уверен в единстве науки и религии является Н. И. Пирогов. «Нет в русской медицине имени более прославленного, чем имя хирурга Николая Ивановича Пирогова. Памятник ему стоит в Москве, и подвиги его во время Севастопольской кампании и научные его достижения в области медицины, — почетная страница русской науки»,- пишет Иоанн Сан-Францисский (Шаховской).

Пирогов создал общины сестёр милосердия Честнаго и Животворящего Креста и впервые в России применил анестезию при операциях. Он глубоко верил в Христа и писал: «Смело и несмотря ни на какие исторические исследования, всякий христианин должен утверждать, что никому из смертных невозможно было додуматься и еще менее дойти до той высоты и чистоты нравственного чувства и жизни, которые содержатся в учении Христа…» Великий хирург был уверен, что учение Христа будет ««неугасимым маяком на извилистом пути нашего прогресса». Любимой книгой Николая Ивановича Пирогова было Евангелие.

Также нельзя не сказать о Луке Войно-Ясенецком. Он был защитником науки и веры так же, как и Ломоносов и Пирогов. «Еще много можно было бы привести фактов, вполне оправдывающих наше утверждение, а именно, что подлинная наука и истинная религия, какою является религия Библии, не противоречат друг другу. Религия противоречит не науке, а нашим знаниям (и приложениям) о природе. Но между откровением и самой природой нет противоречия и не может быть, ибо Бог является Творцом их обоих». Эти слова Луки из книги «Наука и религия» говорят о том, что наука, по его глубокому убеждению, не может опровергать религиозный взгляд на мир.

Лука в третьей своей ссылке служил на Красноярской кафедре. Он добился больших достижений в медицине. С марта 1940 года Лука работал хирургом в ссылке в районной больнице в Большой Мурте, что в 120 километрах к северу от Красноярска. Осенью 1940 года ему разрешили выехать в Томск, в городской библиотеке он изучал новейшую литературу по гнойной хирургии, в том числе на немецком, французском и английском языках. На основании этого было закончено второе издание «Очерков гнойной хирургии». В 1941 году Лука работал в Красноярском госпитале («Эвакогоспиталь 15-15»), расположенном нынче в здании школы №10. Он возвращал к жизни раненых солдат и офицеров, некоторые из которых были безуспешно оперированы в других госпиталях. Этот опыт лечения стал материалом для книги «О поздних резекциях при инфицированных ранениях больших суставов». К тому времени святитель Лука уже получил сан архиепископа и совмещал лечение раненых с архиерейским служением в Красноярской епархии.

В своем труде «Наука и религия» святитель Лука называет известных ученых, верящих в Бога: Галилей (1564-1642) - физик и астроном, химик Бойль (1626-1691), химик и физиолог Пастер (1822-1895), философ и математик Ньютон (1643-1727) и другие. Примеры эти являются свидетельством союза науки и религии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...