Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели уровня развития ПВК курсантов за период обучения (М, т в баллах)




 

Νπ/π   Профессионально важные качества (ПВК) Курсы
I II III IV
1. Оперирование пространственными представлениями 5,011 0,134 5,236 0,130 5,827 0,121 6,315 0,142
2. Репродуктивное мышление 6,500 0,131 6,960 0,129 7,458 0,114 7,180 0,126
3. Оперативная память 4,684 0,201 5,859 0,190 6,302 0,197 6,292 0,180
4. Распределение и переключение внимания 6,408 0,122 6,831 0,133 6,905 0,112 7,292 0,108
5. Объем внимания 6,512 0,098 5,983 0,108 6,921 0,093 7,128 0,078
  Устойчивость внимания 5,697 0,149 6,098 0,121 6,547 0,123 6,860 0,132
7. Способность к работе в вынужденном темпе 5,616 0,106 5,480 0,105 6,207 0,108 6,127 0,129
8. Координация движений 5,196 0,191 6,251 0,145 7,281 0,143 7,078 0,144
9. Эмоциональная устойчивость 5,272 0,188 6,330 0,151 6,972 0,143 6,106 0,164
10. Скорость выработки психомоторного навыка 3,856 0,120 4,808 0,136 5,089 0,142 6,006 0,132
11. Помехоустойчивость 6,695 0,092 6,548 0,112 7,821 0,088 7,480 0,104
12. Способность к перестройке навыка 6,920 0,098 6,989 0,114 8,006 0,101 7,674 0,113

 

Третий период обучения (III–IV курс) характеризуется особенно выраженной динамикой ПВК: заметно растет темп развития таких качеств, как скорость выработки пси хомоторного навыка, способность к оперированию пространственными представлениями, распределение и переключение внимания (р ≤ 0,05–0,001); показатели уровня развития эмоциональной устойчивости, перестройки психомоторного навыка, помехоустойчивости существенно снижаются (р ≤ 0,05–0,001); ряд других качеств (объем внимания, репродуктивное мышление, оперативная память, координация движений, способность к работе в вынужденном темпе) изменяются в незначительных пределах. Следует отметить, что показатели всех ПВК достоверно повысили свой уровень (р ≤ 0,001) за 4-летний период обучения.

Большая вариативность динамики отдельных ПВК курсантов за период обучения свидетельствует, с одной стороны, о неравномерности изменений и гетерохронности фаз психического развития в юношеском возрасте. С другой стороны, эти результаты отражают влияние на развитие ПВК особенностей профессиональной деятельности. Профессиональные факторы существенно влияли и на динамику развития ПВК курсантов в наших исследованиях – это обуславливалось сменой и сочетанным воздействием различных по содержанию и сложности видов деятельности (теоретическое обучение, тренажерная подготовка, первоначальный этап летного обучения, смена учебного самолета на учебно-боевой, полеты с инструктором и самостоятельные вылеты, различные полетные задания и т. д.), разной степенью адаптации курсантов к условиям и содержанию летного обучения, различиям в исходном уровне психического и физического развития и т. д. Помимо индивидуальных особенностей развития ПВК профессиональные факторы отражались и в более общих для всего контингента курсантов закономерностях. Так, снижение показателей уровня развития некоторых психофизиологических и психомоторных качеств на последнем периоде обучения, по всей видимости, связано с перенапряжением функциональных и прежде всего физиологических резервов организма в результате возрастания профессиональных нагрузок, в то время как познавательные психические процессы имели устойчивую позитивную динамику в своем развитии.

Рис. 2. Характеристика психометрического профиля курсантов в зависимости от этапов обучения

В– высокий, С– средний, Н– низкий уровни развития;

ОПП– оперирование пространственными представлениями.

РМ– репродуктивное мышление.

ОП– оперативная память,

ВН– внимание.

ПМ– психомоторные качества.

Штрихпунктир – р ≤ 0,05.

Пунктир – р≤0,01.

Прямая – р≤ 0,001.

Установленные закономерности развития отдельных ПВК должны, очевидно, отражаться и на динамике структурно-психологических характеристик. С целью подтверждения этого предположения были проанализированы особенности психометрических профилей, построенных по результатам обследования всего контингента курсантов.

Структура психометрического профиля курсантов зависит от этапов профессионального обучения (рис. 2). Так, если на I курсе значения всех пяти показателей ПВК нахо дились на среднем уровне развития, что, по-видимому, связано с наличием множества разнонаправленных вариантов профилей, то на II курсе уже проявляется высокий уровень развития одного качества (репродуктивного мышления – как следствие воздействия преобладающих в этом периоде интеллектуальных нагрузок теоретического и начального этапа летного обучения). На III и IV курсах высокие показатели развития имели три качества (репродуктивное мышление, внимание, психомоторика), из которых два последних являются ведущими в практическом (летном) обучении.

Анализ корреляционных матриц выявил динамику внутренних связей между элементами структуры ПВК. Проведен также интеркорреляционный анализ показателей психометрического профиля 652 курсантов (см. рис. 2). Установлен эффект увеличения степени структурированности ПВК в процессе обучения, который заключается, во-первых, в постепенном уменьшении количества слабых связей (на уровне ρ < 0,05) между отдельными качествами – если на I курсе их было около 50% от всех статистически достоверных связей, то на IV – только 28%. Во-вторых, изменяются взаимные связи между отдельными элементами структуры: если на ί курсе эти связи (преимущественноρ < 0,05) распределяются относительно равномерно между всеми ПВК, что свидетельствует об определенной аморфности общей структуры, то к концу обучения проявляется нарастание количества сильных связей < 0,001) между основными познавательными процессами. Достаточно четко выделяются три относительно автономных блока ПВК – когнитивный (оперативная память, репродуктивное мышление и оперирование пространственными представлениями), психомоторный и активационный (внимание), которые обеспечивают три группы профессиональных задач – преобразование информации, информационный поиск и контроль (управляющая активность). Этот факт говорит о формировании специфической организации взаимосвязей ПВК, наиболее адекватной требованиям летной подготовки на каждом этапе.

Об этом же свидетельствует увеличение за период обучения психометрических профилей, характерных для лиц с благоприятным прогнозом обучения и объединяющих большое количество курсантов. Одновременно уменьшаются малочисленные профили. Так, на I курсе профилей, характерных для больших групп курсантов, было 21,7%, а на IV курсе – 40% (каждый профиль – не менее 7% от общего количества), и, наоборот, количество малочисленных профилей (менее 1% курсантов от общего числа) сократилось с 32,6 до 15%.

Таким образом, можно считать, что конфигурация психометрического профиля является достаточно вариативной характеристикой, имеющей определенную динамику в процессе обучения, что определяет целесообразность учета его изменений при прогнозировании профессиональной пригодности.

В исследовании также установлены и особенности динамики профилей для нескольких наиболее многочисленных и типичных групп, максимально различающихся по конфигурации. Основными их особенностями являлись 1) зависимость уровня развития от исходной конфигурации профиля; 2) разный темп развития по этапам обучения; 3) стабильность характеристик профиля при сохранении постоянства условий и содержания деятельности (в частности, в период совершенствования летных навыков на III и IV курсах); 4) сохранение статистически значимых различий между компонентами профиля, выявленными при первичном обследовании курсантов и на последующих этапах обучения.

Для определения возможности и процедуры учета динамических характеристик структуры ПВК курсантов при прогнозировании профессиональной пригодности были проведены исследования особенностей развития структуры ПВК у лиц с разным уровнем успешности летного обучения.

Ретроспективный анализ полярных по летной успеваемости групп выпускников авиационных училищ (сформированных в группы в конце обучения) выявил у них существенные различия в динамике изменения психометрических профилей в зависимости от этапов обучения. Уже на I–II курсах у наиболее успевающих курсантов в психометрическом профиле отмечаются ПВК с высоким уровнем развития (показатели репродуктивного мышления и психомоторики), а для наименее успевающих характерен равномерно-усредненный профиль. Выявлены также различия в темпах развития ПВК и их структуризации у представителей полярных групп: улиц с высокой успеваемостью уже к III курсу формируется устойчивая структура ПВК, а у наименее успевающих конфигурация профиля лишь к IV курсу становится аналогичной той, которая наблюдалась у представителей первой группы на I курсе. И, наконец, установлено, что у отчисленных по летной неуспеваемости курсантов, как правило, не отмечалось положительной динамики в развитии структуры ПВК.

Следовательно, взаимосвязь характеристик структуры ПВК и успешности обучения позволяет говорить о возможности повышения надежности прогнозирования подготовки курсантов за счет периодического уточнения прогноза на каждом этапе учебы (на основе учета закономерностей изменения структуры психометрических профилей).

Для этого были изучены особенности психометрических профилей курсантов полярных по успеваемости групп на каждом этапе обучения. Установлены характерные различия в профилях у курсантов этих групп, сформированных по результатам оценки успеваемости на каждом курсе. Наиболее характерное различие между ними заключалось в том, что в психометрическом профиле лиц с отличной успеваемостью на всех этапах обучения выявлено 1–3 (из 5) ПВК с высоким уровнем развития, а в профиле лиц с плохими показателями успеваемости на I–III курсах отмечались 1–2 ПВК с низким уровнем развития. На каждом этапе обучения обнаруживались существенные различия в структуре психометрических профилей у представителей полярных групп.

Предположения были подтверждены данными многомерного математического анализа. Дискриминантный анализ показал, что характер полученных уравнений по ведущим признакам совпадает с имеющимися различиями между психометрическими профилями полярных по успеваемости групп курсантов.

Таблица 26

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...