Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Рубежный контроль № 1.




МЕЖДУНАРОДНЫЙ КАЗАХСКО-ТУРЕЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Х.А.ЯСАВИ

МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «Патология человека»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

По дисциплине «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ-1»

Код дисциплины: PA-1 2209

ЗАНЯТИЯ № 1-15

КУРС - ІІ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 5В130100 "Общая медицина"

 

Составители: преподователь М.У. Камыспаев

преподователь В.Б. Атажанова

 

 

Түркестан– 2016г.

 

Обсуждено на заседании кафедры, протокол №____ от «___»______ 2016г.

 

 

Утверждено зав. кафедрой, ______________ д.м.н., доцент Н.А.Жуманазаров

Тематический план практических занятий

Наименования тем Форма проведения Продолжительность
1. Патологическая анатомия: объекты и методы исследования. Аутопсия. Патология клетки как интегративное понятие. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
2. Паренхиматозные диспротеинозы: гиалиново-капельная, гидропическая, роговая. Паренхиматозные липидозы. Жировая дистро-фия мио­карда, печени, почек. Паренхиматозные углеводные дистрофии (гликогенозы). Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
3.   Стромально-сосудистые диспротеинозы: мукоидное набухание, фибриноидное набухание (фибриноид), гиалиноз. Амилои­доз. Стромально-сосудистые липидозы: общее ожирение (тучность), истощение (кахексия). Стромально-сосудистые гликогенозы. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
4. Нарушения обмена хромопротеидов. Нарушения обмена Гемо-глобиногенных пигментов. Нарушения обмена проте­иногенных пигментов. На­рушение обмена липидогенных пигментов. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
5. Нарушения обмена минералов. Нарушения обмена кальция - кальцинозы. Образование камней. Причины и механизм кам-необразования. Виды камней. Последствия камнеобразования. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
6.   ННекроз. Клинико-морфологические формы некроза, исходы. Апоптоз. Сравнительная характеристика некроза и апоптоза. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
7. П Полнокровие. Артериальное полнокровие. Венозное полнокровие. Ишемия. Кровотечение. Плазморрагия. Стаз. Тромбоз. Эмболия. Инфаркт. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
8. ММорфологическая характеристика процессов адаптации и компенсации: атрофия, гипертрофия (гиперплазия), организация, перест­ройка тканей, метаплазия и дисплазия. Регенерация отдельных тканей и органов. Заживление ран. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
  Промежуточный контроль №1. Суммативная оценка: MCQ, SAQ  
9. Воспаление. Экссудативное воспаление. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
10. Пролиферативное воспаление: межуточное (ин­терстициальное), гранулематозное, воспаление с образованием полипов и остро-конечных кондилом. Сифилис. Первичный, вторичный тре­тичный периоды. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
11.   Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуногенеза. Изменения тимуса и периферической лимфоидной ткани при нарушениях иммуногенеза. Реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типа. Реакции трансплантационного иммунитета. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
12. Опухоли. Этиопатогенез опухолевого процесса. Гистогенетическая классификация опухолей. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Органонеспецифические эпителиальные опухоли. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
13.   Органоспецифические эпителиальные опухоли. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
14. Мезенхимальные опухоли. Опухоли детского возраста. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
15. Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Опухоли меланин-образующей ткани. Форма проведения: SGL,Интерпретация макро- и микропрепаратов Текущий контроль:Тестирование, решение ситуационных задач. Суммативная оценка:MCQ, SAQ  
  Промежуточный контроль №1. Суммативная оценка: MCQ, SAQ  
  Всего часов:    

Занятие№ 1.

Тема: Патологическая анатомия: объекты и методы исследования. Аутопсия. Патология клетки как интегративное понятие.

Цель занятия: Ввести студентов в курс патологической анатомии, научить студентов получать и направлять объекты и правильно выбирать и оценивать методы исследования в патанатомии, а так-же ознакомить с аутопсией как наиболее широко применяемом методе исследования в данной науке.

Основные вопросы темы:

1.Введение в предмет патологической анатомии.

2.История развития патологической анатомии.

3.Объекты и методы исследования в патанатомии.

4.Аутопсия. Теория и практика метода.

5.Патология клетки как интегративное понятие.

6.Основные морфологические проявления клеточной патологии.

Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: Проводится опрос по выше данным вопросам, а также с помощью учебников и атласов изучаются макро-и микропрепараты, плюс к этому разбираются устно тестовые задания и ситуационные задачи.

Форма проведения: разбор теоретического материала с преподавателем, выполнение задач.

Формативная оценка: Тестирование, разбор макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач.

Суммативная оценка: MCQ

 

• Контрольные тестовые вопросы смотрите в учебно-методическом пособии «Сборник тестовых вопросов по Патологической анатомии».

Занятие№ 2.

Тема: Паренхиматозные диспротеинозы: гиалиново-капельная, гидропическая, роговая. Паренхиматозные липидозы. Жировая дистро-фия мио­карда, печени, почек. Паренхиматозные углеводные дистрофии (гликогенозы).

Цель занятия: Научиться определять причины, механизмы развития и функцио-нальное значение паренхиматозных дистрофий, а также отличать паренхиматоз-ные дистрофии от других патологических процессов на основании их морфологи-ческой характеристики.

 

Основные вопросы темы:

1.Определение паренхиматозных дистрофий.

2.Классификация паренхиматозных дистрофий в зависимости от вида нарушен-ного обмена.

3.Виды паренхиматозных белковых, жировых и углеводных дистрофий.

4.Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика видов паренхиматозных белковых, жировых и углеводных дистрофий.

5.Причины и механизмы развития паренхиматозных дистрофий и различных органах.

6.Функциональное значение и исходы паренхиматозных дистрофий.

Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: Проводится опрос по выше данным вопросам, а также с помощью учебников и атласов изучаются макро-и микропрепараты, плюс к этому разбираются устно тестовые задания и ситуационные задачи.

Форма проведения: разбор теоретического материала с преподавателем, выполнение задач, SGL

Формативная оценка: Тестирование, разбор макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач.

Суммативная оценка:

MCQ, EMI, SAQ (макропрепарат:

· тигровое сердце,

· стеатоз печени,

микропрепарат:

· узловая дистрофия эпителий канальцев почек

· вакуольная дистрофия эпителий канальцев почек

образование гликогена в канальцах почек при сахарном диабете.

• Контрольные тестовые вопросы смотрите в учебно-методическом посо-бии «Сборнике тестовых вопросов по Патологической анатомии».

Занятие№ 3

Тема: Стромально-сосудистые диспротеинозы: мукоидное набухание, фибриноидное набухание (фибриноид), гиалиноз. Амилои­доз. Стромально-сосудистые липидозы: общее ожирение (тучность), истощение (кахексия). Стромально-сосудистые гликогенозы.

Цель занятия: Научиться определять причины, механизмы развития и функцио-нальное значение стромально-сосудистых дистрофий, а так же отличать стро-мально-сосудистые дистрофии от других патологических процессов на осно-вании их морфологической характеристики.

Основные вопросы темы:

1. Определение строительно-сосудистых (мезенхимальных) дистрофии.

2. Классификация строительно-сосудистых дистрофии в зависимости от вида

нарушенного обмена.

3. Виды строительно-сосудистых белковых дистрофии.

4. Мукоидное набухание, определение, причины и механизмы развития, макро-

и микроскопическая характеристика, исход.

5. Фибриноидное набухание (фибриноид), определение, причины и механизмы

развития, макро- и микроскопическая характеристика, исход.

6.Гиалиноз, определение, классификация, механизмы развития, причины. Патоло-гическая анатомия.

7. Амилоидоз. Классификация амилоидоза. Макро- и микроскопическая харак-теристика амилоидоза;

8. Виды строительно-сосудистых жировых дистрофии. Патоморфология.

9. Стромально-сосудистые углеводные дистрофии. Патоморфология.

Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: Проводится опрос по выше данным вопросам, а также с помощью учебников и атласов изучаются макро-и микропрепараты, плюс к этому разбираются устно тестовые задания и ситуацион-ные задачи.

Форма проведения: разбор теоретического материала с преподавателем, выполнение задач, SGL, обратная связь используя компетенции.

Формативная оценка: Тестирование, разбор макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач.

Суммативная оценка:

MCQ, EMI, SAQ (макропрепарат:

· ревматизмдік сүйелді эндокардит

· сморщенная почка

· саговая селезенка

· жировая дистрофия сердца

· атаеросклероз аорты микропрепарат:

· мукоидное набухание клапанов сердца

· фибриноидное набухание соединительной ткани сердца

· гиалиноз сосудов и лоханок почек при гипертонии

· амилоидоз почек

атаеросклероз аорты

• Контрольные тестовые вопросы смотрите в учебно-методическом посо-бии «Сборнике тестовых вопросов по Патологической анатомии».

Занятие№ 4

Тема: Нарушения обмена хромопротеидов. Нарушения обмена Гемо-глобиногенных пигментов. Нарушения обмена проте­иногенных пигментов. На­рушение обмена липидогенных пигментов.

Цель занятия: Научится определять причины, механизмы развития и функцио-нальное значение смешанных дистрофии, а также отличать смешанные дистро-фии от других патологических процессов на основании их морфологической ха-рактеристики.

Основные вопросы темы:

1.Смешанные дистрофии, их виды.

2.Классификация и характеристика хромопротеидов.

3.Виды и механизмы нарушения обмена хромопротеидов.

4.Макроскопическая, микроскопическая характеристика обмена хромопротеидов.

5.Значение нарушения обмена хромопротеидов для организма.

Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: Проводится опрос по выше данным вопросам, а также с помощью учебников и атласов изучаются макро-и микропрепараты, плюс к этому разбираются устно тестовые задания и ситуационные задачи.

Форма проведения: разбор теоретического материала с преподавателем, выполнение задач, SGL SC

Формативная оценка: Тестирование, разбор макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач.

Суммативная оценка:

MCQ, EMI, SAQ (макропрепарат:

· гематома головного мозга

· атрофиеский эрозивный гастрит

· метастатическая меланома печени

· атрофия миокарда

микропрепарат:

· гемосидероз печени

· кожные покровы при Аддисоновой болезни

атрофия миокарда

• Контрольные тестовые вопросы смотрите в учебно-методическом посо-бии «Сборнике тестовых вопросов по Патологической анатомии».

Занятие№ 5

Тема: Нарушения обмена минералов. Нарушения обмена кальция - кальцинозы. Образование камней. Причины и механизм кам-необразования. Виды камней. Последствия камнеобразования.

Цель занятия: Научится определять причины, механизмы развития и функцио-нальное значение минеральных дистрофии, а также отличать их от других патологических процессов на основании морфологической характеристики.

 

Основные вопросы темы:

1.Минеральные дистрофии, их виды.

2.Классификация и характеристика макро-микроэлементов.

3.Нарушения обмена кальция, виды и механизмы нарушения данного обмена.

4.Макроскопическая, микроскопическая характеристика нарушений обмена кальция.

5.Морфологическая характеристика нарушений обмена других макро-микроэле-ментов.

Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: Проводится опрос по выше данным вопросам, а также с помощью учебников и атласов изучаются макро-и микропрепараты, плюс к этому разбираются устно тестовые задания и ситуационные задачи.

Форма проведения: разбор теоретического материала с преподавателем, выполнение задач, SGL, обратная связь используя компетенции.

Формативная оценка: Тестирование, разбор макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач.

Суммативная оценка:

MCQ, EMI, SAQ (макропрепарат:

· камни почек, гидронефроз

· атрофия и некроз почек

· желчнокаменная болезнь

микропрепарат:

· метастатическая петрификация миокрда

туберкулезные петрификаты легкого

• Контрольные тестовые вопросы смотрите в учебно-методическом посо-бии «Сборнике тестовых вопросов по Патологической анатомии».

Занятие№ 6.

Тема: Некроз. Клинико-морфологические формы некроза, исходы. Апоптоз. Сравнительная характеристика некроза и апоптоза.

Цель занятия: Научиться определять причины, механизмы развития и значение для организма некроза, а также диагностировать виды некроза по их морфологическим признакам.

Основные вопросы темы:

1.Определение некроза.

2.Классификация некрозов по этиологии.

3.Клинико-морфологические формы.

4.Исход и значения некроза для организма.

5.Апоптоз как особая форма некроза. Патоморфология процеса.

Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: Проводится опрос по выше данным вопросам, а также с помощью учебников и атласов изучаются макро-и микропрепараты, плюс к этому разбираются устно тестовые задания и ситуационные задачи.

Форма проведения: разбор теоретического материала с преподавателем, выполнение задач, SGL

Формативная оценка: Тестирование, разбор макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач.

Суммативная оценка:

MCQ, EMI, SAQ (макропрепарат:

· геморрагический инсульт

· некротический колит

· сухая гангрена стопы

· некроз почек

· хроническая аневризма сердца

· травматический некроз тонкого кишеника

микропрепарат:

· фолликулярный некроз селезенки

· некроз икроножной мышцы при газовой гангрене

некротический нефроз

• Контрольные тестовые вопросы смотрите в учебно-методическом посо-бии «Сборнике тестовых вопросов по Патологической анатомии».

Занятие№ 7.

Тема: Полнокровие. Артериальное полнокровие. Венозное полнокровие. Ишемия. Кровотечение. Плазморрагия. Стаз. Тромбоз. Эмболия. Инфаркт.

.

Цель занятия: Научиться определять причины, механизмы развития, функцио-нальное значение и исходы венозного полнокровия, стаза, различных видов кровотечений, кровоизлияний, малокровия, отличать их по макроскопической и микроскопической картине от других патологических процессов.

Основные вопросы темы:

1.Определение венозного полнокровия.

2.Виды венозного полнокровия, причины и механизмы развития.

3.Макро- и микроскопическая характеристика

4.Функциональное значение и исход венозного полнокровия.

5.Определение стаза, механизм развития, значение для организма.

6.Определите кровотечения.

7.Механизм развития и виды кровотечений

8.Определение кровоизлияния

9.Виды кровоизлияний, их морфология.

10.Определение малокровия, его виды, механизм развития, морфология значе-

ние для организма, исходы.

11.Определение тромбоза

12.Причины, местные и общие факторы, механизм, стадии тромбообразования.

13.Макро- и микроскопическая характеристика тромба, его отличие от посмерт-ного свертка, значение и исходы тромбоза.

14.Определение эмболии.

15.Виды эмболии, их значение в патологии

16.Тромбоэмболия легочной артерии, ее причины, макроскопическая характерис-тика, механизм смерти при тромбоэмболии легочной артерии.

17.Определение инфаркта

18.Причины, механизм и стадии развития инфаркта

19.Виды инфаркта, их макро- и микроскопическая характеристика, значение и исходы инфаркта.

Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: Проводится опрос по выше данным вопросам, а также с помощью учебников и атласов изучаются макро-и микропрепараты, плюс к этому разбираются устно тестовые задания и ситуационные задачи.

Форма проведения: разбор теоретического материала с преподавателем, выполнение задач, SGL

Формативная оценка: Тестирование, разбор макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач.

Суммативная оценка:

MCQ, SAQ (макропрепарат:

· гематома головного мозга

микропрепарат:

· мускатная печень

· уплотнение легочной ткани

кровоизлияние в головной мозг

 

MCQ, SAQ (макропрепарат:

· атеросклероз аорты, смешанный пристеночный тромбоз

· хроническая аневризма сердца

· ревматический бородавчатый эндокардит

микропрепарат:

· смешанный тромбоз полости вен

· организация и канализация тромба

· инфаркт миокарда

· геморрагический инфаркт легкого

• Контрольные тестовые вопросы смотрите в учебно-методическом посо-бии «Сборнике тестовых вопросов по Патологической анатомии».

Занятие№ 8.

Тема Морфологическая характеристика процессов адаптации и компенсации: атрофия, гипертрофия (гиперплазия), организация, перест­ройка тканей, метаплазия и дисплазия. Регенерация отдельных тканей и органов. Заживление ран.

Цель занятия: Научиться определять сущность компенсаторно-приспособитель-ных процессов, механизмы их развития и функциональное значение, а также раз-

 

личать по морфологической картине различные виды этих процессов (гипертро-фия и гиперплазия, регенерация, атрофия, перестройка тканей, метаплазия, орга-низация).

Основные вопросы темы:

1.Определение приспособления и компенсации.

2.Сущность компенсаторно-приспособительных процессов, их морфологическая характеристика.

3.Стадии компенсаторно-приспособительных процессов, их морфологическая характеристика.

4.Виды компенсаторно-приспособительных процессов, определение каждого из них.

5.Гипертрофия, виды, механизмы развития, морфологическая характеристика, функциональное значение.

6.Регенерация, формы и виды, механизмы развития, морфологическая харак-теристика, функциональное значение.

7.Атрофия, формы и виды, механизмы развития, морфологическая характерис-тика, функциональное значение.

8.Понятие о метаплазии, ее морфологическая характеристика.

Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: Проводится опрос по выше данным вопросам, а также с помощью учебников и атласов изучаются макро-и микропрепараты, плюс к этому разбираются устно тестовые задания и ситуационные задачи.

Форма проведения: разбор теоретического материала с преподавателем, выполнение задач, SGL, TBL

Формативная оценка: Тестирование, разбор макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач.

Суммативная оценка:

MCQ, SAQ (макропрепарат:

· гиперплазия и компенсаторная гипертрофия мочевого пузыря

· декомпенсаторная гипертрофия сердца

· гидронефроз

· атрофия миокарда

· атрофический гастрит

· гипертрофический гастрит

· сморщенная почка

микропрепарат:

· гиперплазия слизистой матки

· трофоневротическая атрофия икроножной мышцы

· грануляционная ткань

регенерация эпителия при язве желудка

• Контрольные тестовые вопросы смотрите в учебно-методическом посо-бии «Сборнике тестовых вопросов по Патологической анатомии».

Тема: Рубежный контроль № 1.

Цель занятия: Выяснить степень усвоения пройденного материала студентами, путем устного опроса по билетам а так-же путем сдачи макро-микропрепаратов.

Основные вопросы темы:

1.Патологическая анатомия, ее содержание,задачи, объекты, методы и уровни исследования.

2.Патологанатомическая служба и ее значение в системе здравоохранения.

3.Повреждение (альтерация). Сущность, причины: механизмы и виды повреж-дений.

4.Патология клеточного ядра: изменения структуры, размеров, формы и количес-тва ядер, структуры и размеров ядрышек, ядерной оболочки; ядерные включения.

5.Патология митоза, хромосомные абберации и хромосомные болезни.

6.Патология цитоплазмы: изменения мембран, эндоплазматической сети, пластин-чатого комплекса, секреторных гранул,митохондрий, лизосом, микротелец.

7. Болезни митохондрий, лизосом, пероксисом.

8.Цитоскелет и патология клетки. Изменения плазматической мембраны.

9.Дистрофии. Определение. Дистрофии как проявления нарушений тканевого (клеточного) метаболизма и формы повреждения (альтерации).

10.Клеточные и неклеточные механизмы трофики, причины развития дистрофий.

11.Морфогенетические механизмы,сткуктурные уровни проявлений, исходы дис-трофий.

12.Классификация дистрофий: по преобладанию морфологических изменений в специализированных элементах паренхимы или строме (паренхиматозные, стромально-сосудистые и смешанные).

13.Классификация дистрофий: по преобладанию нарушений того или иного вида обмена (белковые, жировые, углеводные, минеральные), в зависимости от влияя-ния генетических факторов (приобретенных, наследственные) и распространности процесса (общие, местные).

14.Паренхиматозные дистрофий, их деление на белковые (диспротеинозы), жировые (липидозы), углеводные.

15.Паренхиматозные белковые дистрофии: Гиалиново-капельная, гидропическая, роговая. Морфологическая характеристика, причины, патогенез.

16.Паренхиматозные жировые дистрофии. Жировая дистрофия миокарда, печени, почек. Морфологическая характеристика причины, патогенез.

17.Паренхиматозные углеводные дистрофии. Дистрофии, связанные с наруше-нием обмена гликогена. Основные морфологические изменения в органах при сахарном диабете.

18.Дистрофии, связанные с нарушением обмена гликопротеидов. Слизистая (коллоидная) дистрофия. Морфологическая характеристика, патогенез.

19.Стромально-сосудистые дистрофии, их деление на белковые (диспротеинозы), жировые (липидозы) и углеводные.

20.Стромально-сосудистые белковые дистрофии; мукоидное, фибриноидное набу-хание (фибриноид), гиалиноз, амилоидоз. Морфологическая характеристика, при-чины, патогенез.

21.Классификация амилоидоза, характеристика его форм.

22.Стромально-сосудистые жировые дистрофии связанные с нарушением обмена нейтрального жира или холестерина и его эстеров.

23.Общее ожирение (тучность). Причины, патогенез, морфологическая характе-ристика, классификация.

24.Истощение (кахексия). Причины, патогенез, морфологические проявления.

25.Стромально-сосудистая углеводная дистрофия, связанная с нарушением обме-на гликопротеидов и мукополисахаридов-ослизнение тканей.

26.Морфологическая характеристика, причины, патогенез, углеводных дистрофий.

27.Смешанные дистрофии,возникающие при нарушении обмена сложных белков-хромопротеидов, нуклеопротеидов и минералов.

28.Нарушения обмена хромопротеидов. Эндогенные пигменты; гемоглобиноген-ные, протеиногенные (тирозинтриптофановые) и липидогенные (липопигмент-ные).

29.Причины нарушений обмена хромопротеидов.

30.Эндогенные пигменты: виды,механизмы развития, морфологическая характе-ристика.

31.Нарушения обмена гемоглобиногенных пигментов.

32.Гемосидероз, гемохроматоз, гемомеланоз, желтухи (надпочная, печеночная, подпеченочная), порфирии.

33.Нарушение обмена протеиногенных пигментов.

34.Меланоз (распространный и местный, приобретенный и врожденный). Адисонова болезнь.

35.Ослабление пигментации; распространенное и местное, приобретенное и врож-денное. Альбинизм.

36.Нарушение обмена липидогенных пигментов.Липофусциноз.

37.Нарушение обмена нуклеопротеидов. Подагра, мочекаменная болезнь, моче-кислый инфаркт.

38.Нарушения обмена минералов. Минеральные дистрофии,их виды.

39.Нарушения обмена кальция - кальцинозы (известковая дистрофия, обызвеств-ление).

40.Виды кальцинозов (метастатическое, дистрофическое и метаболическое обызвествление), морфологическая характеристика, причины,патогенез.

41.Нарушения обмена фосфора. Рахит, нефрогенная остеопатия, ренальный нанизм. Гипервитаминоз Д.

42.Нарушения обмена меди. Гепатоцеребральная дистрофия (болезнь Вильсона-Коновалова).

43.Малокровие. Причины, виды, морфология, исходы.

44.Кровотечение наружное и внутреннее, кровоизлияния. Причины, виды, морфология, исходы, значение. Геморрагический диатез.

45.Плазморрагия, причины, механизмы развития, морфологическая характерис-тика.

46.Стаз. Причина, механизм развития, виды, морфологическая характеристика, последствия стаза.

47.Тромбоз. Причины, механизм формирования тромба. Местные и общие факторы тромбообразования.

48.Тромб, его виды, морфологическая характеристика, исходы.

49.Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови. Значение тромбоза.

50.Эмболия. Причины, виды, морфологическая характеристика, исходы, значение эмболии.

51.Ортоградная, ретроградная и парадоксальная эмболии. Тромбоэмболия легочной артерий.

52.Шок. Причины, механизмы развития, морфологическая характеристика.

53.Отек. Причины, механизм развития, виды, морфологическая характеристика, исходы.

54.Эксикоз. Нарушение обмена калия инатрия.

55.Образование камней. Причины и механизм камнеобразования. Виды камней. Последствия камнеобразования.

56.Некроз. Определение некроза как местной смерти. Понятие о паранекрозе, некробиозе, апоптозе, аутолизе.

57.Причины, механизмы развития и морфологическая характеристика некроза.

58.Классификация некроза в зависимости от причины, вызвавшей некроз (травматический, токсический, трофонейротический, алергический, сосудистый) и механизма действия патогенного фактора (прямой и непрямой некроз).

59.Клинико-морфологические формы некроза, их характеристика. Значение некроза и его исходов.

60.Смерть, признаки смерти, причины смерти.

61.Смерть клиническая и биологическая. Посмертные изменени, их морфологическая характеристика.

62.Этика вскрытия. Понятие о танатогенезе и реанимации.

63.Понятие об общих и местных расстройствах кровообращения, их взаимосвязь, классификация.

64.Полнокровие. Артериальное полнокровие. Причины,виды, морфология.

65.Венозное полнокровие общее и местное, острое и хроническое.

66.Изменения в органах при остром венозном полнокровии (асфиксия плода и новорожденных, острая сердечная недостаточность), его исходы.

67.Изменения в органах при хроническом венозном застое (хроническая сер-дечно-сосудистая недостаточность).

68.Компенсаторно-приспособительные процессы. Сущность, биологическое и медицинское значение приспособления и компенсации.

69.Фазный характер течения компенсаторно-приспособительного процесса, фазы становления (аварииная), закрепления (компенсации) и истощения (деком-пенсации) их морфофункциональная характеристика.

70.Регенерация. Определение. Сущность и биологическое значение регенерации. Уровни восстановления (возмещения) структурных элементов.

71.Механизмы регуляции. Клеточная и внутриклеточная формы регенерации. Общие и местные условия, определяющие характер течения регенераторного процесса. Возвратные особенности.

72.Морфогенез регенераторного процесса, фазы пролиферации и дифференци-ровки, их характеристика.

73.Виды регенерации: физиологическая, репаративная, патологическая. Их мор-фологическая характеристика. Полная и неполная регенерации. Регенерационная гипертрофия.

74.Регенерация отдельных тканей и органов регенерация крови, сосудов, сое-динительной ткани, жировой, хрящевой, костной, мышечной ткани и эпителия.

75.Регенерация печени, почек, поджелудочной железы, желез внутренней секреций, легких, миокарда, головного и спинного мозга, периферических нервов.

76.Заживление ран.

77.Приспособление, определение, сущность.

78.Виды приспособительных реакции: тусклое (мутное) набухание, атрофия, гипертрофия (гиперплазия), организация, перестройка тканей, метаплазия, дисплазия.

79.Компенсация, определения, сущность.

80.Виды компенсации. Рабочая (компенсаторная) и викарная (заместительная) гипертрофия.

Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: Проводится опрос по выше данным вопросам, а также проводится прием макро и микропрепаратов.

MCQ, EMI, SAQ интерпретация макро- и микропрепаратов.

 

• Контрольные тестовые вопросы смотрите в учебно-методическом пособии «Сборнике тестовых вопросов по Патологической анатомии».

Занятие№ 9

Тема: Воспаление. Экссудативное воспаление.

Цель занятия: Научиться определять причины, механизмы развития и значение для организма воспаления, а также диагностировать его виды по их морфологическим признакам.

 

Основные вопросы темы:

1.Определение, значение, причины, механизмы развития воспаления.

2.Фазы воспаления (альтерация, экссудация, пролиферация), морфология.

3.Виды экссудативного воспаления.

4.Макро и- микроскопическая характеристика экссудативного воспаления.

5.Осложнения и исходы экссудативного воспаления.

Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: Проводится опрос по выше данным вопросам, а также с помощью учебников и атласов изучаются макро-и микропрепараты, плюс к этому разбираются устно тестовые задания и ситуационные задачи.

Форма проведения: разбор теоретического материала с преподавателем, выполнение задач, SGL.

Формативная оценка: Тестирование, разбор макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач.

Суммативная оценка:

MCQ, SAQ (макропрепарат:

· стадия серого опченения при крупозной пневмонии

· фибринозный колит

· фибринозный перикардит

· бронхопневмония

· септическая почка

· сальпингоофарит

микропрепарат:

· крупозная пневмония

· эмболический гнойный нефрит

бронхопневмония

• Контрольные тестовые вопросы смотрите в учебно-методическом посо-бии «Сборнике тестовых вопросов по Патологической анатомии».

Занятие№ 10

Тема: Пролиферативное воспаление: межуточное (ин­терстициальное), гранулематозное, воспаление с образованием полипов и остро-конечных кондилом. Сифилис. Первичный, вторичный тре­тичный периоды.

 

Цель занятия: Научиться определять виды продуктивного, специфического воспаления, их причины, механизмы развития, осложнения, исходы и значение, а также отличать продуктивное воспаление от альтеративного и экссудативного по морфологической характеристике.

 

Основные вопросы темы:

1.Определение продуктивного воспаления

2.Причины и механизм развития продуктивного воспаления, макро-и микроскопи-ческая характеристика его видов.

3. Осложнения, исходы и значение продуктивного воспаления

4. Причины и механизмы специфического воспаления, его отличия от банального

5. Макро-и микроскопическая характеристика воспаления, вызванного возбудите-лями туберкулеза, сифилиса, проказы, склеромы, сапа.

6. Осложнения, исходы и значение специфического воспаления.

Методы обучения и преподавания:

Практические занятия: Проводится опрос по выше данным вопросам, а также с помощью учебников и атласов изучаются макро-и микропрепараты, плюс к этому разбираются устно тестовые задания и ситуацион-ные задачи.

Форма проведения: разбор теоретического материала с преподавателем, выполнение задач, SGL.

Формативная оценка: Тестирование, разбор макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач.

Суммативная оценка:

MCQ, SAQ (макропрепарат:

· полип толстого кишечника

· миллиарный туберкулез легкого

· ревматический бородавчатый эндокардит

микропрепарат:

· промежуточная пневмония

· экстракапиллярный геморрагический гломерулонефрит

туберкулезная гранулема легкого

Контрольные тестовые вопросы смотрите в учебно-методическом посо-бии «Сборнике тестовых вопросов по Патологической анатомии».

Занятие№ 11.

Тема: Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуногенеза. Изменения тимуса и периферической лимфоидной ткани при нарушениях иммуногенеза. Реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типа. Реакции трансплантационного иммунитета.

 

Цель занятия: На

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...