Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фридрих Ницше. К гениалогии морали.




 

При свойственной мне недоверчивости, в коей я неохотно сознаюсь, - она

относится как раз к морали, ко всему, что доселе чествовалась на земле как

мораль, - недоверчивости, которая выступила в моей жизни столь рано, столь

незванно, столь неудержимо, в таком противоречии с окружением, возрастом,

примером, происхождением, что я чуть ли не вправе был бы назвать ее своим "A

priori", - мое любопытство, равно как и мое подозрение должны были со

временем остановиться на вопросе, откуда, собственно, берут свое начало наши

добро и зло. В самом деле, уже тринадцатилетним мальчиком я был поглощен

проблемой происхождения зла: ей я посвятил в возрасте, когда "сердце

принадлежит наполовину детским играм, наполовину Богу", свою первую

литературную детскую игру, свою первую философскую пробу пера, - что же

касается моего тогдашнего "решения" проблемы - ну, я воздал, как и

следовало, честь Богу и сделал его Отцом зла. Требовало ли именно этого от

меня мое "A priori"? то новое, неморальное, по меньшей мере,

имморалистическое "A priori" и глаголящий из него, ах! столь антикантовский,

столь загадочный "категорический императив", которому я тем временем дарил

все больше внимания, и не только внимания?.. По счастью, я заблаговременно

научился отделять теологический предрассудок от морального и не искал более

истоков зла позади мира. Небольшая историческая и филологическая выучка,

включая врожденную разборчивость по части психологических вопросов вообще,

обратили вскоре мою проблему в другую проблему: при каких условиях изобрел

человек себе эти суждения ценности - добро и зло? и какую ценность имеют

сами они? Препятствовали они или содействовали до сих пор человеческому

процветанию? Являются ли они признаком бедственного состояния, истощения,

вырождения жизни? Или, напротив, обнаруживается ли в них полнота, сила, воля

к жизни, ее смелость, уверенность, будущность? - На это я нашел и рискнул

дать разные ответы, я исследовал времена, народы, ранговые ступени

индивидов, я специализировал свою проблему, ответы оборачивались новыми

вопросами, исследованиями, догадками, вероятностями, покуда я не обрел

наконец собственную страну, собственную почву, целый безмолвный, растущий,

цветущий мир, как бы тайные сады, о которых никто и не смел догадываться...

О, как мы счастливы, мы, познающие, допустив, что нам впору лишь достаточно

долго молчать!..

 

В сущности, душа моя была полна тогда чем-то гораздо более важным,

нежели собственными или чужими гипотезами о происхождении морали (или,

точнее: последнее было только одним из многих средств для достижения некой

цели). Речь шла у меня о ценности морали, - а по этой части мне приходилось

сталкиваться едва ли не исключительным образом с моим великим учителем

Шопенгауэром, к которому, как к некоему современнику, обращается та книга,

страсть и скрытый антагонизм той книги (- ибо и она была "полемическим

сочинением"). Речь в особенности шла о ценности "неэгоистического", об

инстинктах сострадания, самоотречения, самопожертвования, которые именно

Шопенгауэр так долго озолачивал, обожествлял и опотустороннивал, покуда они

наконец не остались у него подобием "ценностей в себе", на основании каковых

он и сказал нет жизни, как и самому себе. Но именно против этих инстинктов

выговаривалась из меня все более основательная подозрительность, все глубже

роющий скепсис! Именно здесь видел я великую опасность, грозящую

человечеству, его утонченнейшую приманку и соблазн, - но куда? в Ничто? -

именно здесь видел я начало конца, остановку, озирающуюся усталость, волю,

замахивающуюся на жизнь, воркующе и меланхолично предвещающую себе последнюю

болезнь; мораль сострадания, все более расширяющаяся вокруг себя,

охватывающая даже философов и делающая их больными, открылась мне как самый

жуткий симптом нашей жутью обернувшейся европейской культуры, как ее

окольный путь - к новому буддизму? к буддизму европейцев? к - нигилизму?..

Это современное предпочтение и переоценка сострадания со стороны философов

есть нечто совершенно новое: именно в признании никчемности сострадания

сходились до сих пор философы. Назову лишь Платона, Спинозу, Ларошфуко и

Канта, четыре ума, как нельзя различные во всем, но согласные в одном: в

низкой оценке сострадания. -

Эта проблема ценности сострадания и морали сострадания (- я враг

омерзительной современной изнеженности чувств -) кажется поначалу лишь

чем-то изолированным, неким вопросительным знаком про себя; кто, однако,

застрянет однажды здесь, кто научится здесь вопрошать, с ним случится то,

что случилось со мной, - ему откроется чудовищный новый вид, некая

возможность нападет на него головокружением, всплывет всякого рода

недоверчивость, подозрительность, страх, пошатнется вера в мораль, во всякую

мораль, - наконец раздастся новое требование. Выскажем его, это новое

требование: нам необходима критика моральных ценностей, сама ценность этих

ценностей должна быть однажды поставлена под вопрос, - а для этого

необходимо знание условий и обстоятельств, из которых они произросли, среди

которых они развивались и изменялись (мораль как следствие, как симптом, как

маска, как тартюфство, как болезнь, как недоразумение; но также и мораль как

причина, как снадобье, как стимул, как препятствие, как яд), - знание,

которое отсутствовало до сих пор и в котором даже не было нужды. Ценность

этих "ценностей" принимали за данность, за факт, за нечто проблематически

неприкосновенное: до сих пор ни капельки не сомневались и не колебались в

том, чтобы оценивать "доброго" по более высоким ставкам, чем "злого", более

высоким в смысле всего содействующего, полезного, плодотворного с точки

зрения человека вообще (включая и будущее человека). Как? а если бы истиной

было обратное? Как? а если бы в "добром" лежал симптом упадка, равным

образом опасность, соблазн, яд, наркотик, посредством которого настоящее,

скажем, представало бы нахлебником будущего? С большими, должно быть, видами

на уют и безопасность, но и в более мелком стиле, низменнее?.. Так что

именно мораль была бы виновна в том, окажись навеки недостижимой возможная

сама по себе высочайшая могущественность и роскошность типа человек? Так что

именно мораль была бы опасностью из всех опасностей?..

 

Вопросы

1. Почему Ф.Нинце так критически оценивает позицию А.Шопенгауэра и критикует роль ценности сострадания?

2. Может быть стремление к доброму проявлением упадка?

3. Почему необходима критика моральных ценностей?


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...