Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Языческие традиции в современной культуре




13 декабря 2020

350 прочитали

Когда-то за сломанную ветку в священном лесу человека могли предать немедленной смерти. Нам малопонятна эта первобытная жестокость, но для древних она имела вполне практический смысл. Деревья в священном лесу – место обитания божества. Сломать ветку – значит причинить божеству боль. А за боль оно будет мстить людям природными катастрофами и неурожаем. Нужно показать обиженному духу, что людская община не с тем, кто провинился, что она от него отмежевывается и сама наказывает его – только для того, чтобы дух не начал мстить сам.

Это не дикость. Это воззрения древних людей. Элементы традиционной культуры, как сейчас выражаются исследователи.

Гай Юлий Цезарь, хорошо изучивший Галлию, писал, что у жителей этой страны был такой обычай. Они сплетали полое чучело из прутьев – такое большое, что в каждую его руку или ногу могло поместиться по несколько человек. Это чучело доверху набивали теми, от кого хотели избавиться, кого считали либо преступниками, либо изгоями, а затем поджигали. Так выглядело галльское жертвоприношение богам.

Но самыми кровавыми ритуалы были в Центральной и Южной Америке. Сама мифология древних индейцев подсказывала им обычай массового кровопролития. Боги требовали крови – без нее они не могли жить. А если вовремя не подкормить их, вселенная рухнет. Эта перспектива пугала обитателей империи майя, а затем и ацтеков. У последних существовали праздники, во время которых людей приносили в жертву тысячами.

Существовали ли подробные кровавые жертвоприношения у древних славян – сказать трудно. Никаких достоверных данных о них нет. Однако исследователи фольклора подмечают, что и в русских народных сказках, и в традиционных народных обрядах прослеживаются черты, которые можно принять за отголосок человеческих жертвоприношений.

Повсеместно были распространены обряды «похорон» различных ритуальных персонажей – Марены, Ярилы, Костромы, во время которых соломенное чучело такого персонажа топили, сжигали или разрывали на части. Возможно, в глубочайшей древности место чучела занимал живой человек.

Все эти обряды кажутся нам дикими, первобытными. Мы думаем, что уже расстались с нашим языческим прошлым. И нам может показаться удивительной сама мысль о том, что язычество никуда не ушло из нашей жизни – оно присутствует в повседневности в виде традиций, которые стали неотъемлемой частью нашей культуры и быта.

Все мы привыкли к тому, что известным людям прошлого ставят памятники за их заслуги. Но что такое памятник, откуда взялся этот обычай? Древние греки изображали царей и героев, которые после смерти становились духами-покровителями своей местности или общины. Статуя героя – по сути, кумир (в прямом смысле этого слова).

У славян был обычай почитания предков – дедов, как собирательно их называли. Одним из важнейших божеств семейного культа был Род со своими спутницами рожаницами – они укрепляли единство племени и родового клана. Люди древности мастерили их деревянные фигурки, имевшие культовое значение.

Древнегреческий обычай ставить памятники покровителям-предкам нашел благодатную почву по всей Европе. Сейчас, возлагая цветы к одному из них, мы даже не задумываемся, что совершаем древнейший обряд подношения даров кумиру. Только наши кумиры не требуют крови, как боги иных времен и народов. Смысл этого акта забылся – остался лишь красивый обычай, который мы воспринимаем как привычное явление.

В наших парках горят вечные огни перед могилами героев войны. Богом войны у славян был громовержец Перун, который скакал по облакам в грохочущей колеснице и сыпал на своих врагов стрелы-молнии. В соответствии с мировоззрением древних, воины, совершавшие подвиги и проявлявшие храбрость, были обязаны этим особому воинскому пылу, который внушал им небесный воитель. В Киеве, в Великом Новгороде, по некоторым данным, и в других городах перед изваяниями Перуна горели вечные костры – так совершалось почитание грозного божества. Сжигаемые поленья служили ему и подпиткой, и даром. Служку, по небрежности допустившего угасание костра, ждало жестокое наказание.

Этот древнейший обычай настолько глубоко укоренился в нашем сознании, что возродился спустя столетия. Газовые костры горят перед памятниками героям, которых мы почитаем. Мы больше не поклоняемся языческим божествам, но мы преклоняемся перед стойкостью и мужеством тех людей, которые отдали свои жизни ради победы. Нам до сих пор кажется, что у них был какой-то особый, героический характер.

До сих пор живы многие традиции, корнями уходящие в незапамятную языческую старину. Недалеко от того же Великого Новгорода сохранился обычай: молодожены приезжают к особому источнику, расположенному в сельской местности, и оставляют небольшие подношения, призванные укрепить любовь и сделать счастливым их брак. В наших глазах это красивый старинный обычай, не более того. Но новгородские исследователи совершенно справедливо возводят его еще к тем временам, когда славяне поклонялись источникам и колодцам, что хорошо известно по летописям.

Обычаи языческой старины окружают нас повсюду. Они настолько привычны, что мы не замечаем их. Сама мысль о том, что язычество не ушло, что оно продолжается в виде элементов современной культуры, может показаться нам странной и даже шокирующей. Но, тем не менее, это так.

Культура многогранна, она состоит из разных слоев. Но даже самые древние из них умудряются приспосабливаться к современному урбанистическому образу жизни и находят в нем свое место. Даже не задумываясь об этом, мы, люди третьего тысячелетия, продолжаем традиции, заложенные нашими предками две, три, а то и пять тысяч лет назад.

Денис МОРОЗОВ

Издание " Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

 

 

Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.

 

В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 — последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации — рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.

 

Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.

 

Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил «куртуазии».

 

«Куртуазия», кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.

 

 

Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная «рыцарская» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.

 

Наиболее популярные сюжеты — о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

 

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

 

Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...