Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности защитных механизмов личности в подростковом возрасте




Подростковый возраст - это самый и трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к обществу.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка [3, с. 148].

Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие подростка. Они касаются отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками. Самооценка подростка является важным фактором саморегуляции личности, влияет на взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам.

У подростков часто срабатывает такой защитный механизм, как рационализация. Это один из способов справиться с фрустрацией и тревогой, искажая реальность и, таким образом, защитить самооценку. Например, ученик, которому не далось попасть в класс с математическим уклоном, может убеждать себя в том, что он на самом деле и не хотел туда попасть.

Первостепенное значение в подростковом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения весьма противоречивы. С одной стороны, стремление, во что бы то ни, стало быть, такими же, как все, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь [7, с. 116].

У подростков также формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя в деятельности. Именно развернутая общественно-полезная деятельность, где разные ее виды объединены единым стержнем - мотивом пользы для людей, приобретает ведущее значение в психологическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом, выражая общественную сущность ребенка [7, с. 123].

Подростки могут использовать такой защитный механизм, как сублимация, т.е. в целях адаптации изменяют свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлимых мыслей или действий. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую и большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность - такую, как футбол, хоккей или другие виды спорта.

Ученые отмечают, что полноценное развитие личности, возможно, прежде всего, в условиях выраженной родительской любви в «благополучной» семье, которая является наиболее оптимальной естественной средой для социализации ребенка. Семья создает у ребенка эмоциональную уверенность в положительном к нему отношении, потребность быть признанным, способность сопереживать. В семье у ребенка складываются глубокие эмоциональные, интимные отношения, которые характеризуются постоянством, длительностью и устойчивостью, терпимостью и индивидуальными особенностями детей, выступает носителем внешней защиты ребенка, источником утешения, снятия тревоги. Но в силу ряда причин не все дети имеют возможность для такого полноценного развития [8, с. 28].

Одна из серьезнейших проблем подросткового возраста - одиночество. Когда молодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собственных силах, - они склонны считать это одиночеством. Похоже, что у юношей больше подобных проблем, чем у девушек, вероятно в силу все той же «мужской сдержанности», не позволяющий свободно выражать свои чувства.

Подростки испытывают чувство одиночества по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, приемлемо ли то или иное поведение, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет заниженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. Боясь быть отвергнутыми, такие подростки стараются не совершать ничего, что могло бы привести их в смущение. Подросткам, склонным испытывать чувство подавленности и тревогу, трудно установить с кем-либо близкие отношения. Кто-то привык никому не доверять и не ждет от окружающих ничего хорошего. Как следствие, такие подростки избегают эмоциональных контактов и близости, чтобы никто не мог воспользоваться ими в своих интересах. Весьма трудно наладить дружеские отношения тем, кто был лишен родительской поддержки. Если подросткам кажется, что дружба несет в себе больше опасностей, чем выгод, у них появляются трудности при установлении содержательных отношений. Кроме того, подростки, как правило, острее чувствуют одиночество, чем более взрослые люди [9, с.341].

Подростки пытаются избавиться от чувства одиночества различными способами. Наиболее самостоятельные ставят перед собой какие-то цели и начинают их добиваться. Погружаясь в дела, они постепенно меняют свой образ мыслей, что приносит им в результате определенное удовлетворение. Те, кто более зависим, пытаются расширить свои контакты в обществе, стремятся чаще бывать в окружении других, полагаются на какую-то внешнюю опору, ищут помощи у взрослых, находят утешение в религии, занятиях спортом или обращаются за поддержкой к психологам. Большинству подросткам, как и взрослым, свойственно время от времени чувствовать себя одиноким [9, с.343].

К. Роджерс был одним из самых выдающихся современных ученых в области теоретических и экспериментальных исследований структуры идеального Я. Он видел конечную цель развития личности в достижении соответствия областей явлений и жизненного опыта структуры Я. Достижение такого соответствия приводит к освобождению от внутренних конфликтов и тревоги. Представление о себе, Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, поэтому индивид может бесконфликтно принять самого себя. Его самовоспринятие и отношение с другими людьми приводят к принятию самого себя и самоуважению. Если между образом Я во взаимоотношениях с другими и Я в собственном восприятии индивида или идеальным Я возникает расхождение, то это приводит к психологическим проблемам [10, с. 43].

Для того чтобы подросток избежал психологических проблем, он должен обладать адекватной самооценкой. Самоуважение называют «условием выживания души»; оно является компонентой человеческого существования, придающей ему чувство собственного достоинства. Самооценка растет в процессе взаимодействия с людьми, когда Я оказывается для кого-то значимым. Эго растет за счет мелких достижений, похвал и успехов.

Индивиды со слабой идентичностью или с недостаточным развитием самооценки проявляют ряд симптомов эмоциональных расстройств. Иногда подростки со слабой идентичностью и с низкой самооценкой могут создать обманчивый образ, некую видимость и показывать миру именно ее. Изображать уверенного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом противоположные чувства, - это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску.

Еще одна причина повышенной тревожности заключается в том, что у индивидов с низкой самооценкой идентичность бывает неустойчивой и часто меняется. Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы для критики или проявлений неприятия, что служит для них доказательством их неадекватности, некомпетентности и непригодности. Когда над ними смеются, в чем-либо обвиняют или когда у других людей складывается о них плохое мнение, они глубоко страдают. Чем более они уязвимы, тем выше уровень их тревожности.

У подростков также может срабатывать регрессия - защитный механизм, используемый для защиты от тревоги. Это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.

В подростковый период весьма ощутимой становится потребность в хороших друзьях. Они по-дружески соперничают, могут завоевывать или утрачивать доверие и расположение друг друга, но их эмоциональный контакт весьма незначителен. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем, чтобы найти у них то, что раньше давали им родители [9, с. 210].

По мере расширения круга знакомств, подростки начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы войти в какую-нибудь группу. Одно из исследований показало, что мальчики в большей степени озабочены статусом или атрибутами, которые сопутствуют принятию в члены группы, чем девочки. Последних больше интересует наличие чувства общности и близости внутри относительно небольшой группы сверстниц. Однако, как мальчики, так и девочки хотят нравиться своим сверстникам. Для детей среднего подросткового возраста главная цель - быть признанными членами компании или группы, которая их больше всего привлекает. На этом этапе они очень чувствительны к критике или негативной реакции со стороны других [11, с. 372].

Подросток может включать такой защитный механизм, как отрицание. Представим себе мальчика, который отказывается поверить в смерть лучшего друга и упорно продолжает верить, что он все еще жив

Подростки хотят нравиться своим ровесникам, хотят быть принятыми в привлекательную для них группу. На этом этапе развития подростка его самооценка определяется тем, как его воспринимают другие. Они переживают по поводу того, что о них думают люди, поскольку их представление о собственной личности и самооценка в немалой мере являются отражением мнения окружающих [12, с. 114].

Чтобы подросток влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.

Для подростков в большей степени характере такой защитный механизм, как аскетизм, используемый главным образом для контроля над интенсивностью сексуальных влечений, примером которого является недовольство своей внешностью и стремление к ее изменению. Это явление связано с несколькими особенностями подросткового возраста: бурные гормональные изменения, происходящие в организме молодых людей и девушек, могут вызвать полноту и другие недостатки внешности, что делает на самом деле подростка не очень симпатичным. Негативные переживания по этому поводу могут быть «сняты»с помощью защитного механизма - аскетизма.

Мэйерс и Нельсон отмечают, что личностные качества и социальные навыки - важный критерий популярности среди подростков. Есть все основания полагать, что именно личностные качества являются основным фактором успеха среди сверстников. Личностные факторы включают в себя черты характера, умение дружить и манеру поведения.

Таким образом, один из главных способов, с помощью которого подростки стараются добиться внимания сверстников, - это развить в себе качества, которые вызывают восхищение других, и овладеть такими социальными навыками, которые способны гарантировать одобрение товарищей.

В учебной деятельности у подростков достаточно часто включается проекция, возлажение вины на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Классический пример проекции - ученик, не подготовившийся как следует к контрольной работе, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенной контрольной, мошенничеству других учеников или возлагает вину на учителя за то, что тот не объяснил эту тему.

Немаловажную роль во влиянии самооценки на общение в подростковом возрасте играет застенчивость. Согласно Мартинсу, у подростков младшего возраста повышенная застенчивость отмечается в связи с тем, что в этот период они углубляются в себя, начинают проявлять интерес к противоположному полу и стремятся стать членом какой-то группы. Проявление застенчивости в различных ситуациях связано с тревогой по поводу социальной оценки. Подросток боится оказаться в центре внимания, совершить при всех ошибку, опасается проиграть в сравнении с кем-то другим. Застенчивость обусловлена боязнью негативной оценки со стороны окружающих, желанием их одобрения, низкой самооценкой и опасением быть отвергнутыми.

Она может уходить своими корнями в раннее детство - ребенка могли дразнить, порицать, сравнивать с братьями и сестрами. Причиной ее может явиться озабоченность своей внешностью: весом, ростом, каким-нибудь физическим дефектом [13, с.352].

Застенчивые подростки могут считать, что их проблемы - необычайные, уникальные, и не замечать, что окружающим присуща не меньшая застенчивость, просто им удается ее скрывать. Как следствие, они начинают приписывать причину застенчивости изъянам своей личности, умаляют свои возможности и избегают общения, что делает их переживания и ожидания еще более негативными [13, с.355].

Сложившийся уровень притязаний побуждает подростка сопоставлять оценку взрослых со своей собственной оценкой, из чего проистекает отношение подростка к другим людям. Осознание себя как личности, стремление утвердить себя приводят к тому, что подросток во всем видит покушение на свою независимость. При этом у подростков наблюдается известное противоречие между ярко выраженной общей потребностью в самооценке и неумением адекватно удовлетворить ее. Неправильная самооценка подростка может иметь далеко идущие последствия переоценки или недооценки себя [14, с. 345].

Известно, что корни большинства эмоциональных проблем взрослых кроются в детском и подростковом возрасте. В эти периоды психика человека наиболее сенситивна как к травмирующим воздействиям, так и к усвоению тех или иных способов эмоционального реагирования и поведения. И если мы стремимся к тому, чтобы наши дети становились полноценными членами общества, необходимо развить предпосылки для их настоящего развития.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...