Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности садово-паркового искусства Востока.




Садово-парковое искусство Дальнего Востока. Китай. История садов Китая насчитывает более трёх тысячелетий. Назначение китайского сада заключалось в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, сады символизировали рай на Земле.

Китайский ландшафт - это сочетание геометрических форм архитектуры зданий в гармонии с мастерски - сделанными искусственными пейзажными композициями (как правило, речь идёт об императорских дворцах). Сады Китая очень разнообразны и не похожи друг на друга. Их сложно объединить в том или иной стиль, кроме того большой сад внутри делился на несколько – это были сады естественных пейзажей, домашние сады, сады учёных, сады литературы. Сады учёных и литературы – в них нет официальной парадности, они предназначались для отдыха, размышления, интеллектуальной работы.

В Китае сады делали путём совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы. Своеобразное понимание природы в садово-парковом искусстве Китая, одного из самых древних и самобытных искусств в мире, оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе. Обобщение и отражение облика природы служит основным принципом. Китайцы «отдохновение предпочитают прогулке», отсюда и построение сада, основанное на созерцание пейзажей. По правилам китайского ландшафтного проектирования, сад нужно было разбивать, чтобы существовало несколько видовых планов, один плавно переходящий в другой.

Большая смена впечатлений создаётся построением сложного рельефа: холмы, скалы, овраги сменяются долинами и лугами, тёмные хвойные леса перемежаются с солнечными лиственными лесами, мшистые скалы с бурными потоками сменяются спокойной гладью озер. Меланхолия, радость и ликование вызываются путём контрастных решений сада. Для усиления впечатлений китайцы пользовались звуковыми эффектами бушующего ветра, эха, пения птиц, шума воды. Парки изобилуют небольшими озёрами, с характерными высокими мостиками, павильонами с черепичными крышами, киосками, арками, пагоды (композиции из естественного камня) и другими сооружениями, которые ставились на местах с лучшими видами для отдыха и любования природой. Слияние с окружающей природой возводится в принцип, уничтожаются даже ограда, которая заменяется рвом или ограждением, спрятанным в замаскированный ров. Естественный ландшафт служит продолжением парка.

Японские сады

возникли под впечатлением китайских садов. Отличие японского и китайского садов С.С. Ожегов описывает так «… В Японии сад формируется вокруг компактной, как правило, симметричной, группы зданий. Китайский сад включает симметричные группы зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами. В Китае основные, наиболее выразительные точки зрения на пейзаж подчёркнуты беседками, воротами, специальными круглыми проёмами (в форме луны). Японский сад проектируют так, чтобы смена красивых пейзажей шла непрерывно вдоль обусловленного пути следования…».

Религия Японии – синтоизм – своими корнями уходит в природу. Церемонии и боги синтоизма тесно связаны с временами года и пейзажем. С возведением столицы – Киото – культура создания садов начала расцветать. Это время известно как период Хейан (794- 1185 г н.э.), который связывают с появлением характерного для садов стиля. Многие сады в этот период занимали большие территории. Почти всегда в центре сада располагался б

ольшой пруд, который служил ещё и для снабжения водой. В садах особо ценилираннецветущие растения, большое внимание уделяли вечнозелёным растениям и хвойным. Для осеннего цветения широко использовали хризантемы. Японский сад – это огромный источник образов для зрителя, место превращения и уголок мечтателя, позволяющий выйти за пределы каждодневной реальности. Сады в Японии в прошлом предназначались для медитации, их создавали, чтобы радовать глаз, служить пищей для ума и чувств. Первое упоминание о саде в Японии относится к 74г н.э. Первые сады, по литературным источникам, изобиловали извилистыми ручейками, их разбивали вокруг прудов. Растения в садах были очень разнообразными.

Основные идеи японского сада: миниатюризация и символизм, основные качества - природная достоверность и художественность. Японский сад рассчитан на статическое восприятие. По традиции сады планируют так, чтобы с места наблюдения, особенно с берега водоёма, открывался живописный вид.

Основные материалы для японских садов: вода, камень, растительность.

Вода по площади может занимать от 30 до 70%, устраиваются острова, всевозможные мостики. Камень и вода символизировали мощные силы природы, и эти устройства садов по сей день не утратили своего символического значения. Отдельные и собранные в композиции камни (исигуми) являются «скелетом» сада. Камни в садах всегда располагались по особым правилам, их подбирают по типу, цвету, фактуре.

Японский сад пропитан символикой, например, острова в водоёмах - черепаха, журавль.

Создавались сады мхов, сады камней, миниатюрные сады, сады для чайных церемоний.

Именно в Японии научились специально старить камни, скульптуры, выращивать миниатюрные растения.


 

15.Особенности садово-паркового искусства Западной Европы.

Садово-парковое искусство античного города и раннего Средневековья

Греция. Зачатки садово-паркового искусства относятся к X—XIII вв. до н.э. Сначала сады носили чисто утилитарный характер: состояли из огорода, плодового сада и виноградника.-Разбивку садов осуществляли в регулярном стиле и ограждали по периметру. Внутри сады огораживались живыми изгородями. Полив осуществлялся из канавок с проточной водой. Деревья высаживали рядами. В садах культивировались яблоня, груша, гранат, персик, маслина, апельсин, смоковница, виноград, овощи и цветочные растения (лилии, гладиолусы и др.). Позднее создавались рощи из вяза, платана, дуба, каштана, фисташки, маслины. Несколько позже появились аллеи.

В греческих садах аллеи и дорожки были прямолинейными и украшались статуями, вазами, колоннами и пр. Размеры и формы греческих сооружений гармонично вписывались в окружающий ландшафт.

К влиянию Востока прибавилось еще одно обстоятельство, способствовавшее развитию садового искусства в Греции,— это рост больших греческих городов.

В Александрии публичные и царские сады занимали 'Д часть городской территории. Все внутригородские и загородные сады были связаны между собой. Еще больше, чем Александрия, славилась своими садами Антиохия. Город был распланирован следующим образом: главная улица представляла собой непрерывный портик, к одной стороне которого прилегали дома, а по другой тянулись сады вплоть до самого подножия горы. Они были украшены беседками и фонтанами.

Новое в садах Греции по сравнению с Египтом — их террасообраз-ное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы. На террасах — посадки больших деревьев, цветы и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами.

Рим. Описание садов Римской империи встречается у древнеримского писателя Горация (65—8 гг. до н.э.). Сад состоял в основном из плодовых и деко-ративных растений (платаны, бук, лав-

ры, кипарисы). Он был окружен живой изгородью из кустарника.

Республиканский Рим, в котором все еще господствовал рабовладельческий строй, главное свое богатство видел в земле, на которой создавались в основном сады. Сады располагались и в центре и на окраине Рима. По литературным источникам (планы до нас не дошли) известно, что сады расчленялись аллеями, пересекающимися под прямым углом, и украшались партерами, фонтанами, бассейнами, портиками, гротами. Впоследствии вокруг города возникли виллы и великолепные сады с колоннадами, купальнями, ипподромами, музеями (7).

2. Сады и парки Средневековья

Средневековый сад был небольших размеров, как правило, регулярный с разбивкой участка на квадраты и прямоугольники.Сады того времени были преимущественно утилитарного назначения. В садах выращивали лекарственные растения и плодово-ягодные культуры. В известной мере их можно считать прообразом ботанических садов. В планировке появляется новая деталь — лабиринты — сеть извилистых и переплетающихся дорожек. Этот планировочный мотив нашел применение не только в садах Средневековья, но и в садах более поздних времен.

При замках крупных феодалов создаются более обширные сады не только

утилитарного назначения, но и для отдыха. Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, пер-голы и др.

В первой трети XVI в. много садов появилось во Франции. В их числе в Артуа, близ Парижа, на высоком берегу Сены. Известен парк Карла V в Лувре.

В конце Средневековья в садах появились павильоны, беседки, бассейны.

Феодальный тип садов. Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768—814 гг.), они делились на утилитарные и «потешные». «Потешные» сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.

Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, располагались внутри замков и крепостей. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215— 1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519—1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.

Наряду с ботаническими устраивались и частные садыё.

Мавританский тип садов. В начале VII столетия в Европе появились мавританские сады. Они походили на древ-неарабские, но несли в себе больше изящества и отличались от них смелостью замысла, утонченной грациозностью форм. Мавританские сады подразделялись на наружные и внутренние. Наружные сады не отличались роскошью и были предназначены для хозяйственных нужд. Они засаживались плодовыми деревьями и шелковицей. В центре каждого наружного сада устраивался фонтан.Внутренние сады со всех сторон окружались зданиями и красивыми пристройками в виде аркад и галерей, которые иногда были в два яруса. Деревья и кустарники, высаженные в садах, не подвергались стрижке. К наиболее характерным садам этого типа относились Альгамбра и Генералиф

Огражденные крепостными стенами, средневековые монастыри, замки и города с их обнесенными территориями не способствовали устройству больших садов.

Описаний средневековых садов почти не сохранилось. Наглядное представление о них дают лишь изображения, уцелевшие на стенах церквей, на которых видно, что сады занимали небольшую площадь, имели прямоугольную форму, примыкали к домам.Территория сада обносилась каменной стеной, увитой виноградом. Внутри сада устраивались крытые аллеи и беседки. Характерной деталью средневекового сада являлся лабиринт (8). Растения высаживались по сортам на маленьких квадратных грядках, в линейном порядке. Высаживались душистые цветы (розы, лилии) и лекарственные растения.

3. Сады эпохи Возрождения

Бурный расцвет культуры и искусства относится к XV в., который открыл миру красоту человека и окружающей его природы. Садовый тип Италии эпохи Возрождения получил название Медицейского по имени семьи Медичи, в которой были богатейшие банкиры Флоренции и крупные землевладельцы. К Медицейс-кому типу относились сады при виллах Для архитектуры и садового искусства XVI в. характерны новые приемы, при помощи которых создается впечатление единства. Здание ставится в определенную композиционную взаимосвязь с ландшафтом, большое распространение получают архитектурные сады.

Итальянские сады этого времени составляли неотъемлемую часть дворца или дома и представляли собой как бы его внутренний двор.В XVII в. границы садового искусства расширяются. Здание перестает выступать изолированно и замкнуто, как в раннем Ренессансе, оно «вбирает» в себя окружающий ландшафт, получающий вместе с ним единое архитектурное оформление.Для барокко характерна вилла Медичи на Пинчио — так называемая вилла Пинчийна, по стилю имеющая много общего с произведениями Пирро Лиго-рио. Садовая архитектура Германии, Франции, Англии и России во многом испытала итальянское влияние.

Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. А. Ленотр (1613—1700 гг.).

Планировка Версальского парка (12) имела прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Осевая композиция парка применена уже в Во ле Виконт. Новым в Версале было то единство пространственного замысла, которое соединило одной магистралью дворец и парк и придало подчиненное значение всем сопряженным с нею координатам. Благодаря открытой планировке план Версаля хорошо обозревается.

Второй широко известный исторический памятник в Варшаве — Саксонский парк. Известен парк Лазенки в Варшаве, решенный в регулярной манере.

Регулярный стиль садов и парков того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в последующие времена. Долгое время он был господствующим стилем в парках и садах.Характерная черта регулярного стиля—безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы — круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно.

Регулярный стиль нашел в Европе большое количество подражателей. В частности, из него возник так называемый стиль рококо. Этот стиль характеризовался применением шпалерных насаждений, фигурно подстриженных деревьев и кустарников, огромным числом скульптурных форм и садовых устройств.


 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...