Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Д.В. Пальцева, А.А. Григорьева




Д. В. Пальцева, А. А. Григорьева

Речевая карта

Пояснительная записка

Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям как науки, так и практиков-логопедов, отмечает Лалаева Р. И.

Актуальность создания новой формы речевой карты определяется необходимостью проследить четкую динамику речевого развития на протяжении всего пребывания в логопедической группе.

В ходе педагогической деятельности учителей-логопедов структурного подразделения ОДОД ГБОУ школы № 69 Курортного района Санкт-Петербурга встал вопрос о создании единой речевой карты с оценкой правильности выполнения заданий в балловой системе.

Для реализации данной цели методическим объединением учителей-логопедов структурного подразделения ОДОД была разработана " Речевая карта для детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет". В ее основе лежит " Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)", автор Нищева Н. В.

Структура разработанной карты включает в себя анкетные данные, данные специалистов и 9 исследуемых разделов:

1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

2. Артикуляционная моторика

3. Дыхательная и голосовая системы

4. Фонематическая система

5. Звукопроизношение

6. Звукослоговая структура слова

7. Лексическо-грамматический строй речи

8. Связная речь

9. Ручная моторика и неречевые психические функции.

Звукопроизношение оценивается следующим образом. Каждый из исследуемых звуков оценивается по пятибалльной системе с учетом следующих критериев:

· 5баллов - звук произносится правильно в самостоятельной речи;

· 4баллов - звук недостаточно автоматизирован в предложениях;

· 3баллов - звук недостаточноавтоматизирован в словах;

· 2баллов - звук недостаточно автоматизирован в cлогах;

· 1баллов - отсутствие, замена, смешение или искажение звука.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата не оценивается по балльной системе.

В остальных разделах к каждому из заданий применяется единая оценочная шкала:

· 5 баллов – выполняет все задания самостоятельно;

· 4 балла – выполняет задания с частичной помощью, либо допуская единичные ошибки;

· 3 балла – выполняет некоторые задания с частичной  помощью взрослого, допускает ошибки;

· 2 балла – выполняет некоторые задания, допуская большое количество ошибок;

· 1 балл – не может выполнить задания.

В каждом разделе из полученных данных выводится среднее значение. Сравнение средних значений по разным временным периодам позволяют отследить динамику речевого развития.

По мнению учителей-логопедов СП ОДОД данный вариант речевой карты является наиболее удобным для проведения логопедического мониторинга. Полученные данные позволяют обратить внимание на особенности развития речи каждого ребенка и выделить компоненты речевой системы, которые нуждаются в углубленной отработке, что позволит реализовать индивидуальный подход.

Анкетные данные

 

ФИО ребенка ______________________________________________________________

Дата рождения _______­_____________________

Домашний адрес ___________________________________________________________

Родители________________________________________________________

Телефон _________________________________________________________________

Поступил из _______________________________________________________________

Заключение ТМПК _________________________________________________________

_________________________________________________________________

Решением ТМПК от____________ Протокол №_______ Принят на срок ____________

Наличие двуязычия в семье __________________________________________________

Дата поступления в речевую группу __________________

Дата заполнения речевой карты ____________ Учитель-логопед ___________________

 

Срок пребывания в речевой группе продлевается на:

1год _________________________________________________________________

Решением РПМПК от ____________ Протокол № ___ выпускается в_______________

с________________________________________________________________

Ответственный за выпуск _______________ Члены РМПК________________________

 

Данные специалистов

Невролог _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Психиатр _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Оториноларинголог ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Офтальмолог______________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _______________________________________________

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ____________________________________________________________________________

в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус) ____________________________________________________________________________

г) твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) ____________________________________________________________________________

д) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ______________________

е) язык (массивный, маленький, короткий, длинный «географический», гипертрофия корня языка) ____________________________________________________________________________

ж) подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ____________________________________________________________________________

 

 

Артикуляционная моторика

1 год

2 год

3 год

н к н к н к
Движения нижней челюсти. Широко открыть, закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево, вперед            
Движения губ. " Улыбочка", " трубочка", чередование " улыбки" и " трубочки"; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив верхние зубы)            
Движения языка. " Лопаточка", " иголочка", чередование " лопатки" и " иголочки"; " качели", " часики", " вкусное варенье"            
Движения мягкого неба. Широко открыть рот и зевнуть. (см. подъем мягкого неба)            
Комментарии:                
Средний балл:            

Дыхательная и голосовая системы

1 год

2 год

3 год

н к н к н к
Дыхательная система: а) Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) б) Объем дыхания (достаточный, недостаточный) в) Продолжительность речевого выдоха            
Голосовая система и просодические компоненты: а) Сила голоса б) Модуляция голоса в) Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) г) Ритм (нормальный, дисритмия) д) Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) е) Употребление основных видов интонации            
Средний балл:            

Фонематическая система

1 год

2 год

3 год

н к н к н к
Фонематическое восприятие а) дифференциация слогов с оппозиционными звуками: с 4 лет: ба-па ______ па-ба ______ га-ка ______ ка-га ______  да-та ______та-да ______ ма-ба ______ ба-ма ______ ва-ка ______ ка-ва ______ ня-на ______ на-ня ________            
с 5 лет: ба-па-ба _________па-ба-па _________да-та-да ________ та-да-та_________га-ка-га _________ка-га-ка__________ за-са-за_________са-за-са_________та-тя-та________тя-та-тя_______            
с 6 лет: са-ша-са___ ша-са-ша ___ жа-ша-жа ___ ша-жа-ша ___ са-ца-са ___ ца-са-ца ___ ча-тя-ча ___ тя-ча-тя ___ ла-ля-ла ___ ля-ла-ля _______            
б) дифференциация слов-квазиомонимов 4 года кот-кит __ дом-дым __ уточка-удочка__ киска-миска___ коса-коза ___ мишка- миска__ кочка-кошка __ малина-Марина_____            
5 лет мышка-мишка__ почка-бочка__ катушка-кадушка__ корка-горка__ речка-редька__ цвет-свет__ челка_щелка__ рейка-лейка            
6 лет мышка-мошка__ пашня-башня__ сова-софа_­­_ крот-грот__ лук-люк__ марка-майка__ ель-гель__ плач-плащ__            
Средний балл:            
Фонематический анализ а) Выделение начального ударного из слов с 4 лет Астра___арка___осень___озеро___улей___уши___иглы___искры, ___            
б) Выделение конечного согласного из слов с 6 лет Кот____суп____сом____лимон____мох____сок____            
в)Выделение начального согласного из слов с 6 лет Мост ____ банка____ пол ____ тапки____ дом____ нос ____            
г) Определение последовательности звуков в слове с 6 лет Кот ____ вата____ дом ____ дубы____ нос ____ сок____ д) Определение количества звуков в словах с 6 лет Бык ____ вата ____ дом ____ банан ____ вода ____ шапка ____            
Средний балл:            
Фонематический синтез с 6 лет   а) звуки в правильной последовательности: м а к __ д о м ___в а т а __            
б) звуки в нарушенной последовательности: а р к __ а р у к __ м т о с            
Фонематические представления (выбери картинки, в названии которых есть заданный звук)___________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________            
Средний балл по фонематическим функциям:            

 

 

Звукопроизношение

Звуки

с с' з з' Ц ш ж щ ч л л' р р' Ср. зн.

Характер произношения звуков

во фразах

н
к
н
к
н
к

в словах

н
к
н
к
н
к

в слогах

н
к
н
к
н
к

изолированно

н
к
н
к
н
к

Звукослоговая структура слова

1 год

2 год

3 год

н к н к н к
Повторить за логопедом с опорой на наглядность 4 года: Кот_______________Вода______________Стук______________ Мост_____________Спина______________Банка________________ Фантик_______________Ступенька_____________________________            
5 лет: Самолет________________Скворец________________________ Фотограф_____________________Микстура____________________ Парашютист______________________Погремушка______________ Сестренка развешивает простыни______________________________ В универсаме продают продукты______________________________ Парашютисты готовятся к прыжку_____________________________            
6 лет: Тротуар______________Градусник_________________________ Фотоаппарат_____________________Экскаватор_________________ Виолончелист_______________Регулировщик___________________ Виолончелист укладывает инструмент в футляр_________________ __________________________________________________________ Регулировщик руководит движением на перекрестке_____________ __________________________________________________________ У фотографа фотоаппарат со вспышкой ________________________ __________________________________________________________            
Средний балл:            

Лексическо-грамматический строй речи

1 год

2 год

3 год

н к н к н к
Импрессивная речь 1) Понимание существительных (показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов)            
2) Умение обобщать (показать на картинках несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию) 4 года: игрушки, одежда, обувь, посуда            
5 лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук­ты, птицы            
6 лет: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук­ты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, ди­кие звери, транспорт            
3) Понимание глаголов (показать по предложенным картин­кам) 4 года: девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует            
5 лет: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыга­ет, змея ползет            
6 лет: строитель строит, уборщица убирает, продавец прода­ет, покупатель покупает            
4) Понимание прилагательных (показать по предложенным кар­тинкам): 4 года: большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кис­лый лимон; круглый торт, квадратный торт            
5 лет: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное пе­ченье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье            
6 лет: прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; мо­лодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом            
5) Понимание различных форм словоизменения а) Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам): 4 года: дом-дома, кот-коты, кукла-куклы, груша-груши, ведро- ведра            
5 лет: глаз- глаза, стул-стулья, лист- листья, окно-окна            
6 лет: рукав- рукава, пень- пни, гнездо- гнезда, перо-перья, ухо- уши            
б) Понимание предложно-падежных конструкций с предло­гами: 4 года: в, на, у            
5 лет: в, на, у, под, за, по            
6 лет: в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под            
в) Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов сущ-ных: 4 года: стол-столик, машина-машинка, ведро-ведероч­ко            
5 лет: носок-носочек, чашка-чашечка, окно-окошеч­ко            
6 лет: нож-ножик, рукавица-рукавичка, одеяло-оде­яльце            

г) Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):

4 года: кошка сидит-кошки сидят, слон идет- слоны идут

1 год

2 год

3 год

           
5 лет: птица летит-птицы летят, машина едет-маши­ны едут            
6 лет: мальчик читает-мальчики читают, девочка ест-девочки едят            
д) Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): 4 года: девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чаш­ки, поливает цветы из лейки            
5 лет: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку            
6 лет: мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает доро­гу, мальчик подбегает к дому            
6 ) Понимание отдельных предложений и связной речи. а) Понимание предложений (показать по предложенным кар­тинкам): 4 года: Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.            
5 лет: Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за соба­кой.            
6 лет: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.            
б) Понимание текста: 4 года сказка «Репка»            
5 лет сказка «Колобок»            
6 лет сказка «Теремок»            
Средний балл:            
Экспрессивный словарь 1) Номинативный словарь а) Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным темам 4 годаИгрушки: _____________________________________________ ____________________________________________________________ Посуда: _____________________________________________________ ____________________________________________________________ Одежда: ____________________________________________________ ____________________________________________________________ Обувь: ______________________________________________________ ____________________________________________________________            
5 летМебель: _______________________________________________ ____________________________________________________________ Овощи: _____________________________________________________ ____________________________________________________________ Фрукты: ____________________________________________________ ____________________________________________________________ Птицы: _____________________________________________________ ____________________________________________________________            

6 лет Ягоды: ________________________________________________

____________________________________________________________

Насекомые: _________________________________________________

____________________________________________________________

Животные: __________________________________________________

____________________________________________________________

Транспорт: ___________________________________________________

_____________________________________________________________

1 год

2 год

3 год

           
б) Назвать части тела и части предметов (по картинкам) с 4 лет Ноги___руки ___ голова ___глаза ___уши___спинка стула ____ сиденье стула___ножки стула___кузов машины___колеса машины__            
с 5 лет Нос___ рот___ шея ___  живот___  грудь ___ рукав ___  воротник___ пуговица ___ кабина ___ машины ___  руль ___            
с б лет Локоть ___ затылок___  висок ___ ладонь ___ манжета___  петля для пуговицы ___ фары___  мотор___            
в) Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке 4 года Мяч, кукла, машинка_____________________________________ Рубашка, платье, шорты ______________________________________ Тапки, туфли, ботинки ________________________________________            
5 лет Стул, стол, шкаф_________________________________________ Огурец, помидор, морковь _____________________________________ Яблоко, банан, апельсин _______________________________________ Воробей, голубь, сова__________________________________________            
6 лет Клубника, смородина, черника ____________________________ Муха, комар, бабочка__________________________________________ Кошка, собака, корова__________________________________________ Самолет, автобус, машина______________________________________            
г) Подобрать антонимы (слова «наоборот») с 6 лет друг ________________добро______________горе ________________ горячий ______________легкий______________длинный _____________ давать _______________ поднимать________________            
2) Предикативный словарь                      4 года (ответить на вопросы по картинкам): Что делает мальчик? (ест) _____________________________________ Что делает девочка? (спит) ____________________________________ Что делают дети? (играют) ____________________________________ Что делает птица? (летит) _____________________________________ Что делают рыбки? (плавают) __________________________________ Что делают машины? (едут) ­___________________________________            
5 лет(ответить на вопросы логопеда): Как передвигаются птицы? (летают) ____________________________ Как передвигаются рыбы? (плавают) ____________________________            

Как передвигается змея? (ползает) ______________________________

Как передвигается лягушка? (прыгает) __________________________

Как передвигается человек? (ходит) _____________________________

Кошка мяукает. А собака что делает? (лает) ______________________

А как подает голос корова? (мычит) ____________________________

А как подает голос петух? (кукарекает) __________________________

1 год

2 год

3 год

           
6 лет (ответить на вопросы логопеда): Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует) ____________ А как подает голос волк? (воет) ________________________________ А как подает голос лошадь? (ржет) _____________________________ А как подает голос овца? (блеет) _______________________________ Врач лечит. А что делает учитель? (учит) ________________________ А что делает продавец? (продает) _______________________________ А что делает маляр? (красит) __________________________________ А что делает швея? (шьет) _____________________________________            
3) Атрибутивный словарь а) Назвать предъявленные цвета. 4 года красный ____ синий ___ зеленый___ желтый ___ белый _______черный____            
5 лет красный ____ желтый ____ зеленый ___ синий _____ белый _______  черный _____ оранжевый _____ голубой _____            
6 лет красный ____ желтый ____ зеленый ___ синий _____  белый _______черный ____ оранжевый ____ голубой ___ фиолетовый ___ розовый ___ серый ____ коричневый ____            
б) Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на кар­тинки). 4 года Мяч какой? (круглый) ____Платок какой? (квадратный) _____            
5 лет Солнце какое? (круглое)____Печенье какое? (квадратное)_____ Косынка какая? (треугольная)____Огурец какой? (овальный)_______            
6 лет Руль какой? (круглый)____Окно какое? (квадратное)________ Флажок какой? (треугольный)____Слива какая? (овальная) _________ Одеяло какое? (прямоугольное) ______            
Средний балл:            
4) Грамматический строй речи а) Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) 4 года
Стол — столы Дом - Рука -
Кот - Кукла - Окно -
           
5 лет
Рот — рты  Река - Кольцо -
Лев - Ухо - Окно -
           
6 лет
Глаз — глаза  Лист - Стул -
Дерево - Пень -             Воробей -
           

а) Употребление имен существительных в косвенных паде­жах

4 года

Что есть у мальчика? (мяч)_____________________________________

Чего нет у мальчика? (мяча)____________________________________

Кому мальчик дает мяч? (девочке)______________________________

Что ты видишь на картинке? (машину)___________________________

Чем рисует девочка? (карандашом)______________________________

1 год

2 год

3 год

           
в) Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего? » по картинкам). 5 лет Шаров_______________Ключей_______________Берез____________ Ложек_______________Окон________________            
6 лет Карандашей______________________Листьев____________________ Книг__________________Вилок________________Ведер___________            
г) Согласование прилагательных с существительными един­ственного числа (назвать по картинкам) 4 года Красный мяч_____________________ Желтое ведро _________________Синяя шапка__________________            
5 лет Оранжевый апельсин__________________________ Голубая бабочка_________________Белое блюдце_________________            
6 лет Фиолетовый колокольчик_______________________________ Серая ворона___________________Розовое платье_______________            
д) Употребление предложно-падежных конструкций (отве­тить на вопросы по картинкам) 4 года Где стоит ваза? (на столе)______________________________________ Где лежат фрукты? (в корзине)_________________________________ У кого мячик? (у мальчика)____________________________________            
5 лет Где сидит снегирь? (на дереве)_________________________________ Где стоит машина? (в гараже)__________________________________ У кого кукла? (у девочки)______________________________________ Где стоит коза? (за забором)___________________________________ Где едет машина? (по дороге)__________________________________            
6 лет Где лежит мяч? (под столом) __________________________________ Где летает бабочка? (над цветком) _____________________________ Откуда вылетает птичка? (из клетки) ____________________________ Откуда прыгает котенок? (с кресла) _____________________________            
е) Употребление числительных 2 и 5 с существительными. 4 года 2 кота - 5 котов___________________________________ 2 машины - 5 машин_______________________________            

5 лет

2 мяча – 5 мячей___________2 машины – 5 машин________________

2 розы – 5 роз _____________2 окна - 5 окон______________________­

 1 год

2 год

3 год

           
6 лет 2 пня-5 пней______________2 воробья-5 воробьев_________________ 2 шали- 5 шалей_____________2 ведра - 5 ведер __________________            
ж) Образование существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами (по картинкам) 4 года Стол — столик_______________Чашка — чашечка________________ Сумка — сумочка____________Ведро —- ведерочко_______________            
5 лет Забор — заборчик_____________Носок — носочек________________ Лента — ленточка_____________Окно — окошечко_______________            
6 лет Палец — пальчик_____________Изба — избушка_________________ Крыльцо — крылечко_________Кресло — креслице_______________            
з) Образование названий детенышей животных. 4 года У кошки — котенок У лисы - ______________________________ У утки - _______________________________ У слонихи -____________________________            
5 лет У зайчихи - _______________________________ У волчицы - ________________
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...