Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие предметной деятельности.




2 вида действий:

1. Соотносящие – действие с разными объектами по их взаимодействию.

2. Орудийные – связаны с употреблением предмета, но функция развивается только с помощью взрослого.

С 1 года до 3 лет ребенок овладевает принципом употребления орудия труда.

 

3 этапа овладения орудийным действием:

1. Орудие труда употребляется, но действие остается ручным, поэтому данное действие заканчивается неудачей.

2. Ребенок понимает сущность орудия как посредника, но достигает успеха эпизодично.

3. Автоматизация орудийного действия. Действие становится собственно орудийным.

 

Зарождение новых видов деятельности.

(Это продуктивные виды деятельности: рисование, игра).

 

ИГРА.

Предпосылками для игры являются:

1. Действия с игрушками. Причем – сначала действие является принадлежностью этой игрушки.

2. Действия начинают переноситься на другие предметы. Ребенок начинает использовать другие предметы через те же действия.

3. Ребенок начинает придумывать действия с предметами.

4. Отсутствующие предметы начинают замещаться другими предметами (у ребенка развивается символическая функция сознания).

5. Ребенок после совершения действий начинает называть эти действия.

6. Ребенок после совершения действия начинает называть себя именем другого человека.

 

Путь формирования психики – из внешних действий к внутреннему.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ деятельность.

Есть определенные этапы:

1. Доизобразительная стадия:

Этапы:

1) Освоение функции карандаша как орудия труда (ребенок изображает каракули).

2) Ребенок начинает искать в изображенном какое-либо содержание.

 

2. Изобразительная стадия (2,5 – 3 года):

Этапы:

3) появляются графические образы.

Ребенок начинает рисовать что-то определенное. Это собственно начало рисования.

 

Предпосылки формирования игры – переименование предметов, отождествление своих действий с действиями другого, называет себя именем другого человека.

 

Предпосылки изобразительной деятельности – овладение карандашом как орудием; появление графических образов.

 

Достижения раннего возраста:

1. Складывается предметная деятельность.

2. Общение со взрослым.

3. Зачатки общения со сверстниками.

4. Формирование предметного восприятия.

5. Наглядные формы мышления:

– наглядно-действенное – основное;

– зачатки наглядно-образного.

6. Знаково-символическая функция сознания.

7. Развитие активной речи.

8. Осознание себя.

9. Возникновение личного действия и личного желания.

10. Гордость за собственные достижения.

 

Билет 22.

Ранний возраст: развитие речи, ориентировки в окружающем, предпосылки формирования личности. Кризис 3 лет.

 

Ранний возраст – от 1 года до 3 лет.

 

Развитие речи в раннем возрасте.

· 1–3 лет – развивается речь.

Развитие интеллектуальной речи, развитие пассивной речи (понимание речи).

 

В начале возраста ребенок понимает только простейшие инструкции, которые непосредственно связаны с его жизнедеятельностью. Слово относится к целой ситуации.

 

· К 2–3 годам. Ребенок начинает понимать речь в любой обстановке.

Слово начинает регулировать поведение ребенка. Слово начинает руководить действиями ребенка.

Побудительные указание выполняются намного легче, чем тормозные.

 

Ребенок понимает уже небольшие рассказы и сказки, но понять он может только то, что было в его собственном опыте.

 

Активная речь.

· В 1,5 года – от 30–40 до 150 слов.

· В 2 года – 300 слов.

· В 3 года – 1500 слов.

· 5 лет – 2,5–3 тыс. слов.

· 7 лет – 4–5 тыс. слов.

 

Речь ребенка ситуативна, автономна. Речь дополняется мимикой, жестами.

Автономна – речь состоит из упрощенных слов.

К 5 годам автономная речь должна исчезать полностью.

 

· 1,2–1,3 года – возникает подражание взрослому по инициативе ребенка.

· 1,6 лет – появляются слова обобщения (обобщенное по внешним признакам).

· 1,8 лет – слово выполняет функцию предположения.

· 1,8–1,10 лет – предположение из 2-х слов.

· С 1,10 лет – обобщение, действие и имя.

· К 2 годам – появляются пятисложные предложения. Ребенок начинает составлять слова при помощи флексий.

· В 2 года – появляется описательная речь, т.е. ребенок отражает в речи все то, что он воспринимает.

Первый вопрос ребенка: «Что?». Идет формирования словарного запаса.

· К 3-м годам – ребенок говорит предложениями, владеет падежными окончаниями. Пытается сам конструировать слова по аналогии с уже знакомыми.

 

* С 2-х лет – сензитивный период развития чувства языка.

 

Развитие познавательной сферы (интеллектуальное развитие).

 

Развитие мышления зависит от:

1. Деятельности самого ребенка (чем обширнее чувственный опыт ребенка, тем больше предпосылок для развития мышления).

 

2. От влияния взрослого человека, которое проявляется в организации среды и в обучении.

 

Ведущий тип мышления: наглядно-действенное (путем проб).

 

В этом возрасте формируется обобщение, но оно идет на основе внешних признаков.

 

Развивается память на 2-м году жизни. Ребенок узнает знакомые лица через 1,5–2 мес.

В 2,5 года – помнит полгода.

К 3-м годам – помнит до года.

 

Восприятие – доминирующая функция.

Выготский писал, что все другие процессы работают внутри восприятия.

 

Предпосылки формирования личности.

В раннем возрасте ребенок учится отделять себя от взрослого. Осознавать свои потребности, желания, возможности.

 

Развитие предметной деятельности приводит к тому, что ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми, начинает подражать взрослому, т.е. появляются новые отношения со взрослыми.

Взрослый становится образцом выполнения деятельности.

 

Сравнение со взрослыми приводит к тому, что ребенок хочет быть таким же как взрослые, и он начинает предъявлять претензии на самостоятельность и на взрослость.

 

Т.о. предпосылками развития личности в раннем возрасте является:

– осознание себя как отдельного человека.

– сравнение себя со взрослыми.

 

Возникает противоречие между желанием ребенка «Я хочу быть как взрослый» и возможностями ребенка.

Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре.

Развитие самосознания («Я», «Я сам», «Я хочу», «Я могу») появляется в кризисе 3-х лет.

 

Кризис 3 лет.

В норме он проходит: начинается в 2,5 года – к 3 годам уже разрешается.

Если кризис затягивается или задерживается начало à осложненный кризис.

Признаки начала кризиса: появление местоимения «Я» (до этого ребенок называет себя в 3-м лице).

 

Кризис может протекать легко и сложно, но при любом протекании существуют изменения в поведении ребенка, т.к. ребенок требует самостоятельности.

 

Эльза Келлер – впервые описала кризис 3 лет.

Л.С. Выготский – для 3-летнего ребенка характерно «Семизвездие симптомов».

 

Семизвездие симптомов кризиса 3-х лет:

1. Негативизм – это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослого.

2. Упрямство – когда ребенок настаивает на своем. Причем – не важно содержание, важен сам факт (отстоять свое).

3. Строптивость – реакция, направленная против норм воспитания, против образа жизни.

4. Своеволие, своенравие – ребенок все хочет сделать САМ.

5. Протест – это бунт против всего вообще.

6. Симптом обесценивания взрослого, дискредитация взрослого.

7. Стремление к деспотизму – стремление проявить власть по отношению к окружающим, взрослым. Или может проявляться как ревность по отношению к младшим и/или старшим в семье (если есть сибсы).

 

В случае осложненного/ негативного протекания кризиса возможны развитие реакций невротического или психопатического характера:

–страхи,

–энурез,

–нарушение сна,

–неврозы (тики, навязчивые состояния, действия),

–затруднения в речи,

–отставание в психических процессах,

–проблема установления контактов с окружающими.

 

Достижения раннего возраста:

1. Складывается предметная деятельность.

2. Общение со взрослым.

3. Зачатки общения со сверстниками.

4. Формирование предметного восприятия.

5. Наглядные формы мышления:

– наглядно-действенное – основное;

– зачатки наглядно-образного.

6. Знаково-символическая функция сознания.

7. Развитие активной речи.

8. Осознание себя.

9. Возникновение личного действия и личного желания.

10. Гордость за собственные достижения.

 

Билет 23.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...