Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

Социальная экология

Программа дисциплины

(Стандарт ПД.ЕН)

 

 

Екатеринбург

Г.

 

 

Утверждаю

Проректор по учебной работе

____________ С.А. Рогожин

(подпись)

_________

(дата)

 

Программа дисциплины «Социальная экология» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности __________________(название, шифр),

бакалавра, магистра по направлению _____________________________ (название, шифр)

по циклу «Общих математических и естественнонаучных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр ______

 

Общая трудоемкость дисциплины _______________________________, в том числе:

Лекций 16

Семинаров 16

Контрольные мероприятия:

Рефераты _______________

Коллоквиумы ___________

Контрольные работы_____

Другие _________________

 

Автор (составитель, разработчик)

Мельник Наталья Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Уральского государственного университета им. А.М. Горького

____________________________________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание, кафедра, вуз)

 

 

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры _________________________________

от _______ № ______.

(дата)

 

Согласовано: (для дисциплины «Концепции современного

Зам. председателя естествознания» – председатель Совета по Естественно-научного современному естествознания А.Н. Бабушкин)

совета М.О.Асанов

_________________

(подпись)

 

(дата)

 

 

(С) Уральский государственный университет

(С) Мельник Н.Б., 2008


I. Введение

1. Цель дисциплины

знакомство студентов с проблемами экологии человечества в контексте современных экофилософских и философско-антропологических исследований

2. Задачи дисциплины

- освоение студентами понятийного аппарата глобальной экологии человека

- антропоэкосистем как объекта изучения экологии человека, их разнообразия, исторического развития и современного состояния,

- осознание влияния природных факторов на жизнь человеческого общества (ресурсы жизнеобеспечения, экологический потенциал, ресурсный потенциал, ассимиляционный потенциал и т.д.),

- интерпретация воздействия человеческого общества как экологического фактора на природную среду, экологические последствия многовекового функционирования человечества,

- интерпретация различных стратегий экологического развития человечества,

- знакомство со взглядами крупнейших ученых, внесших вклад в развитие экологии человека – К. Лоренца, Л.Н. Гумилёва, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена, А. Швейцера, Э. Фромма, Н.Н. Моисеева, В.П. Казначеева, Б.Коммонера, В. Хесле, А. Печчеи,

- формирование представления о современном экологическом движении,

- создание условий для формирования у студентов личной экологической культуры, ориентированной на устойчивое развитии.

 

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования (какие дисциплины используются в качестве основы для данной и для каких используется данная дисциплина)

Курс «Социальная экология» является логическим продолжением курсов «Экология» и «Экология человека», в рамках которых излагаются основные положения современной экологии в логике продвижения от биоэкологического к антропоэкологическому, от элементарного экосистемного уровня до глобального: от системы «организм – окружающая среда» до системы «биосфера» и «глобальная антропоэкосистема». При этом в качестве «сквозных» для всех курсов рассматриваются понятия «адаптация», «здоровье», «устойчивость», «толерантность».

4. Требования к уровню освоения содержания курса (приобретаемые компетенции, знания, умения, навыки)

Студенты, освоившие программу спецкурса должны:

- владеть понятиями «антропоэкосистема», «антропоэкологическое взаимодействие», «экологический кризис», «экологическая гармония», «экологическая катастрофа», «загрязнение», «экологическая проблема», «устойчивое развитие», «адаптация», «толерантность», «здоровье» применительно к человечеству в целом;

- знать основные закономерности взаимодействия человека с окружающей средой (на социально-групповом и глобальном уровнях);

- иметь представление об исторических этапах взаимодействия человека и природы (духовно-теоретический, духовно-практический и материально-практический аспекты), о взглядах на это взаимодействие Чижевского А.Л., Вернадского В. И., П. Тейяра де Шардена, Гумилёва Л. Н., Лоренца К., Швейцера А., Фромма Э., Печчеи А., Хесле В., Моисеева Н. Н.;

- уметь интерпретировать различные варианты стратегии выживания человечества с позиции различных философских направлений;

- уметь обосновать неизбежность и необходимость экологизации всех сфер человеческой деятельности.

 

5. Методическая новизна курса (новые методики, формы работы, авторские приемы в преподавании курса)

В преподавании курса «Социальная экология» в рамках академических лекций используются проблемные ситуации, лекции с участием студентов. Зачет проводится в различных формах – традиционной (по билетам), защита реферата, экологического проекта, коллоквиум. Самостоятельная работа студентов включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть предполагает работу с информацией и подготовку текстов аннотаций, конспектов, рефератов по теоретическим вопросам социальной экологии. Практическая часть предусматривает разработку и реализацию экологического проекта по решению конкретной экологической проблемы.

II. Содержание курса

  1. Разделы курса, темы, их краткое содержание

 

1. Введение в курс. Экология, экология человека, социальная экология.

Соотношение экологии, экологии человека и социальной экологии. Понятие окружающей среды и факторов окружающей среды в зависимости от центрального объекта. Антропоэкосистема как объект изучения экологии человека.

2. Человек и природа: социально-групповой уровень. Влияние окружающей природной среды на состояние и развитие человеческих общностей.

Антропоэкосистемы: структура, эволюция, классификация. Социально-групповые адаптации. Культура как специфический для человека механизм адаптации. Направления эволюции человека. Л.Н. Гумилев о взаимосвязи этногенеза и биосферы.

3. Человек и природа: глобальный уровень.

3.1 Исторические формы антропоэкологических взаимодействий. Соотношение потребностей человечества и экологического потенциала (ресурсно-ассимиляционного) биосферы. Исторические этапы развития взаимоотношений в системе Человек – Природа – Общество: духовно-теоретический, духовно-практический и материально-практический аспекты. Экологическая гармония, экологический кризис и экологическая катастрофа как характеристика конкретно-исторических антропоэкологических взаимодействий. Глобальные антропоэкологические закономерности в системе «общество – природа». Незаменимость биосферы для антропогенеза. Закон бумеранга П. Дансеро – Б.Коммонера. Обратимость (восстановимость) биосферы и необратимость взаимодействия в системе Человек – Биосфера. Закон снижения энергетической эффективности природопользования. Законы Б. Коммонера.

 

3.2 Современный этап антропоэкологического взаимодействия. Экологические аспекты различных видов человеческой деятельности. Правило меры преобразования природных систем. Современный экологический кризис. Проблема загрязнения. Здоровье человечества как экологическая проблема. Толкование К. Лоренцом экологического кризиса через понятие «греха».

 

4. Перспективы развития человечества.

Экологизация различных сфер жизни общества. Позитивизм, романтизм, технократизм, сциентизм в различных стратегиях выживания человечества. Реализация лозунгов «Назад к природе!», «Знание - сила», «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача» в современных вариантах жизнестроительства и экополитики. Представление В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена о ноосфере. Взгляды А. Швейцера, Э. Фромма, В. Хёсле, А. Печчеи, Н.Н. Моисеева на перспективы развития человечества. Концепция Устойчивого Развития.

 

  1. Темы семинарских занятий

 

1. Л.Н. Гумилёв о взаимосвязи этногенеза и биосферы.

- Единица существования человека – популяция или этнос.

- Причины этногенеза.

- Природа пассионарности.

- Экологическое содержание концепции этногенеза.

2. Эволюционное развитие человека.

- Особенности действия естественного отбора у человека.

- Основные направления эволюционного развития человека.

- Культура как способ адаптации.

3 – 4. Исторические формы экологической культуры.

- Экологическая культура в архаическую эпоху.

- Экологические аспекты бытия и сознания в Античности.

- Средневековая экологическая культура.

- Новое время как этап антропоэкологического отчуждения.

5. Экологический кризис в понимании К. Лоренца.

- Понимание «греха» как экологической категории

- Девять смертных грехов человечества

6. Концепция ноосферы.

- Представление В.И. Вернадского о ноосфере.

- Ноосфера в трактовке П.Тейяра де Шардена.

7. Экофилософия будущего.

- Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера.

- Э. Фромм о стратегии выживания человечества.

- Экологический императив и осторожный оптимизм Н.Н. Моисеева.

8. Экологические движения и организации.

- Деятельность Римского Клуба.

- Общественные движения и организации «зеленых».

 

  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

- Контрольная работа выполняется в жанре краткого реферата, краткого конспекта или аннотации публикаций не менее чем по трем источникам по любой проблеме экологии человека в рамках, определенных содержанием курса. Объем контрольной работы - не менее пяти страниц. При подготовке аннотаций научных и публицистических статей по вопросам экологии человека можно использовать журналы: Вопросы философии, Вопросы психологии, Экология, Экология и жизнь, Наука и жизнь, Общественные науки и современность, Наука в России, Высшее образование в России, Человек, Природа, Свободная мысль – XXI, Наука и религия, СоцИс, Вестник РАН, Евразия, Зеленый мир, Основы безопасности жизнедеятельности, Вестник МГУ, Наука и религия и т.д.

- Экологический проект может выполняться группой до 7 человек. В виде отчета представляется текст с описанием

1. идеи проекта – конкретной экологической проблемы,

2. обоснованием необходимости решения проблемы, как формулировка жизненной задачи,

3. способов её решения,

4. плана с указанием сроков, этапов, содержания деятельности, исполнителей, необходимых условий (социально-психологических, организационных, материальных, финансовых).

К отчету прилагаются также материалы (вещественные результаты проекта, видеоматериалы, информационные материалы), подтверждающие результативность, актуальность и значимость проекта.

  1. Примерная тематика рефератов:

 

1. Реальность и иллюзорность экологической гармонии в системе Человек- Природа- Общество.

2. Технократическая тенденция в развитии человечества.

3. Духовность как направление антропогенеза и стратегии выживания человечества.

4. Взаимоотношения человека и природы (экологические аспекты бытия и сознания) в … (определенный исторический период)

5. Философская интерпретация экологического кризиса

6. Проблема автотрофности человечества

7. Проблема искусственного интеллекта и стратегия выживания человечества

8. Философский анализ стратегий выживания человечества

9. Модель человека общества устойчивого развития

10. От футурологии к ноосферологии

11. Коэволюция природы и общества

12. Экология и образование

13. Влияние Римского Клуба на развитие социально-экологических идей

14. Экологические аспекты религии

15. Антиглобализм: экологический аспект

16. Глобальные проблемы в системе «Человечество – Биосфера»

17. Экологическая этика: историко-философский анализ

18. Экофилософия

 

  1. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену):

 

1. Антропоэкосистема – структура, классификация, тенденции развития.

2. Эволюционная экология человека.

3. Экологическое содержание учения Л.Н. Гумилева об этногенезе.

4. Границы экологического потенциала биосферы.

5. Экологический аспект архаической культуры.

6. Взаимодействие в системе Человек-Природа-Общество в Античности.

7. Взаимодействие в системе Человек-Природа-Общество в Средневековье

8. Взаимодействие в системе Человек-Природа-Общество в Новое время

9. Исторические этапы и тенденции взаимодействия в системе Человек – Природа.

10. Современный экологический кризис.

11. Загрязнение – сущность, классификация, оценка воздействия.

12. Культура как адаптация человечества.

13. Концепция устойчивого развития человечества.

14. Экологизация различных сфер общественной жизни.

15. Закон незаменимости биосферы.

16. Закон бумеранга, или закон обратной связи взаимодействия Человек – Биосфера.

17. Закон обратимости биосферы и необратимости взаимодействия Человек – Биосфера.

18. Закон снижения энергетической эффективности природопользования.

19. Законы Б. Коммонера.

20. Правило меры преобразования природных систем.

21. Основные экологические проблемы человечества.

22. Экологическая проблематика в работах К. Лоренца.

23. Концепция ноосферы В.И. Вернадского.

24. Представление П. Тейяра де Шардена о ноосфере и психогенезе.

25. Экологическая этика А. Швейцера.

26. Э. Фромм о взаимоотношениях человека и природы.

27. Экологический императив Н.Н. Моисеева.

28. Значение Римского Клуба для развития экологического сознания.

 

 

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

Тема Общее кол-во часов в том числе
лекцион. практич.
1 Введение в курс. Экология, экология человека, социальная экология. 2 2  
2 Человек и природа: социально-групповой уровень. Влияние окружающей природной среды на состояние и развитие человеческих общностей. 6 2 4
3 Человек и природа: глобальный уровень. 14 8 6
3.1 Исторические формы антропоэкологических взаимодействий 8 4 4
3.2 Современный этап антропоэкологического взаимодействия 6 4 2
4 Перспективы развития человечества 10 4 6
Итого: 32 16 16

 

IV. Форма итогового контроля

 

Очное отделение – зачет, заочное отделение – экзамен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...