Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности построения телерепортажа и телеинтервью в информационных выпусках «Сейчас» (2011 год)




 

Программа «Сейчас» начала выходить в эфир с 1 апреля 2004 года. До 31 марта 2004 года информационная программа ТРК «Петербург» называлась «Информ ТВ», которая, в свою очередь сменила в 1993 году информационную передачу «Телестанция «Факт «».

«Сейчас» - это информационная программа. Она выходит на «5 канале» ежедневно в прямом эфире семь раз с понедельника по четверг (в 6:00, 8:00, 10:00, 12:00, 15:30, 18:30 и в 22:00), шесть раз по пятницам (кроме 22:00), два раза по субботам в 10:00, 18:30, и один раз по воскресеньям - в 10:00. Воскресным вечером в 18:30 выходит итоговая программа «Главное», представляющая обзор новостей за уходящую неделю.

В информационной программе «Сейчас» наблюдается регулярное сообщение о текущих событиях, актуальность и оперативность в передаче материалов. Ведь оперативность - это определяющий признак новости. Это основной, стержневой жанр любой информационной программы. Заметен высокий профессионализм корреспондентов. Набор новостей в информационных выпусках универсален - от политических новостей до погоды, от экономики до культуры, включается все имеющее прикладное и ориентирующее значение для любых категории слушателей - зрителей.

Телерепортажи новостных выпусков обладают достоверностью, новизной, актуальностью и полнотой сообщения. У аудитории они вызывают интерес и заинтересованность. Близость темы к потребителю информации.

Концепция новостей «5 канала» предусматривает максимально оперативное получение материалов из регионов: прямые включения из разных уголков мира, сюжеты и репортажи специальных корреспондентов из разных точек страны - все это создаёт полноценную картину информационного дня России и мира.

В своей работе я считаю важным отметить, что в информационных выпусках «Сейчас» на телеканале «5 канал» существует четкое деление на темы и рубрики.

Тематика в информационных выпусках «Сейчас» разнообразна: авиация, авто, азия, акции протеста, армия, безопасность, «беспорядки», Великая Отечественная война, взрывы, выборы, госдума, Грузия, ДТП, дети, Европа, ЖКХ, животные, за рубежом, законотворчество, история, Кавказ, кадровые перестановки, кино, коррупция, космос, кризис, криминал, медицина, международные связи, милиция, мошенники, музыка, наркотики, образование, общество, Петербург, погода, пожары, правительство РФ, праздники, президент РФ, происшествия на море, происшествия с детьми, происшествия с туристами, религия, США, соцзащита, спорт, стихия, странные люди, суд, театры, терроризм, транспорт, Украина, футбол, хоккей, ЧП на транспорте, экология, экономика, энергетика, юбилеи.

В каждой тематической группе прослеживается деление на рубрики. Рубрики же одинаковы в каждой из тематических групп. К рубрикам я отнесла: «Происшествия/криминал», «Политика», «Экономика», «Общество», «В России», «Здоровье», «Наука», «Культура», «Спорт».

При анализе материалов я решила следовать по принципу деления репортажей и интервью по значимости и принадлежности к рубрикам. Деление происходит таким образом: «происшествия / криминал», «политика», «наука», «культура». Тематическое деление я выбрала: «авиация», «взрывы», «международные связи», «медицина», «музыка». Исследуя работу корреспондентов телеканала в телерепортажах информационных выпусков, хотелось бы отметить стремления и попытки к объективности, широте и полноте освещения событий; оперативность, прослеживается соблюдение принципа отделение фактов от мнений. Это и есть демонстрация объективности.

Длительность рассмотренных мной репортажей в среднем составляет 00.50 - 03.43 минуты. Это тоже немаловажная особенность телерепортажей, ведь время в эфире ограничено, и необходимо уложиться в срок, при этом передать всю полноту информации.

Корреспонденты «5 канала» в рассмотренных мной репортажах - это Елена Норкунайте (корреспондент службы информации Петербург 5 канал), Андрей Бурцев (корреспондент службы информации Петербург 5 канал), Александр Пугачев (корреспондент службы информации Петербург 5 канал), Илья Андреев (корреспондент службы информации Петербург 5 канал), Дмитрий Пищухин (корреспондент службы информации Петербург 5 канал).

Рассмотрим телерепортаж, подготовленный корреспондентом Еленой Норкунайте. В информационном выпуске «Сейчас» этот телерепортаж относится к рубрике «происшествия / криминал» и к тематической группе «взрывы» (14 февраля 2011 год). Длительность его составляет 01.51 минуты. Жизненным материалом здесь является: в квартире 23х-летнего пиротехника - любителя произошел взрыв.

Тема репортажа - Тульский пиротехник - любитель едва не взорвал многоквартирный дом.

Идея материала, выяснить для чего молодой человек изготавливал и хранил взрывчатку в квартире, а также назначение шариков, которые часто используют террористы во взрывчатке.

Композиция телерепортажа: корреспондент сообщает о домашней химической лаборатории пиротехника - любителя и взрыве, проводит интервью с очевидцем, интервью с экспертом (с начальником отдела дознания УВД по Тульской области), интервью с задержанным, затем делает вывод репортажа (следователи возбудили уголовное дело).

Конфликт - 23-летний пиротехник угрожал здоровью и жизни людей.

Героем телерепортажа является пиротехник - любитель, а персонажи - очевидцы, соседи, прибывший наряд милиции.

Подводка к сюжету не оригинальна, но приковывает внимание, так как фокусируется интерес зрителей на главном.

Stand - up отсутствует. Корреспондента в кадре на протяжении всего телерепортажа нет.

Это иллюстрированный фиксированный синхронный комментированный видеорепортаж, так как, он смонтирован в студии, а видеоряд прокомментирован корреспондентом. Наличие интервью. В связи с этим эффект присутствия заметно ослаблен, так как, аудитория не может не заметить монтажа. Корреспондент стремится показать значимость и важность этого происшествия для аудитории, ведь каждый из нас может оказаться на месте потерпевших. Напряженность голоса в комментировании видеоряда способствует привлечению внимания телезрителей. Присутствуют восходящие и нисходящие интонации.

Корреспондент старается донести до аудитории, что необходимо быть бдительными по отношению к своим соседям и их занятиям.

Наличие шумов: комментирование материала сопровождается интершумом - это разного рода шумы в кадре в телерепортаже.

Пластика изображения: использование полихромных кадров. Динамичность картинки создает впечатление достоверности.

В этом виде телерепортажа наблюдается 3 вида интервью: интервью - диалог с очевидцем события (Максим Аликин видел вспышку и хлопок). Подтверждается особая достоверность происходящего; интервью - факт (Галина Детинова рассказывает об изъятии взрывчатого вещества у задержанного). Здесь гарантом достоверности является лицо, компетентное в данном вопросе, наличие лаконичной, документированной информации; критическое интервью (Иван Красеев объясняет цель наличия взрывчатых веществ в своей квартире). Цель этого типа интервью - беседа с человеком, виновным в происшествии. После критического интервью следует авторский комментарий. В информационном выпуске «Сейчас» такой вид телерепортажа с наличием интервью является стандартным, но не оригинальным.

В информационном выпуске не могут существовать только телерепортажи. Естественно присутствуют и другие жанры телевидения. Одним из них является - информационное сообщение. Рассмотрим его. В информационном выпуске «Сейчас» оно относится к рубрике «происшествия / криминал» и к тематической группе «авиация» (21 февраля 2011 год). Длительность его составляет 00.50 минут.

Это иллюстрированное фиксированное синхронное комментированное информационное сообщение без звука. Оно смонтировано в студии и прокомментировано телеведущим в эфире, за счет этого ослаблен эффект присутствия. С помощью интонации и расстановки акцентов на наиболее важных фразах он стремится заинтересовать аудиторию и донести абсурдность происходящего до власти с целью взятия под контроль ситуации в будущем.

Жизненный материал: пьяные российские военные разбили иллюминатор на борту пассажирского самолета.

Тема информационного сообщения: два лейтенанта российской армии разбили иллюминатор в пассажирском авиалайнере в результате алкогольного опьянения.

Идея: необходимость усиления безопасности перелетов на воздушном судне, и как следствие - стоимость нанесенного ущерба.

Композиция: постановка вопроса ведущего о стоимости разбитого иллюминатора в пассажирском самолете и сообщение стоимости по предварительным подсчетам, интервью с экспертом (менеджер по связям с общественностью), подведение итогов (пассажиры обезвредили хулиганов и по прилету сдали в милицию).

Конфликт: российские лейтенанты в состоянии алкогольного опьянения угрожали жизни людей на борту самолета вследствие хулиганских действий.

Герои: 2 российских лейтенанта.

Персонажи: отсутствуют.

Подводка - ведущий ставит вопрос о стоимости нанесенного ущерба и оглашает предварительные данные стоимости. Внимание фокусируется на необычности изложенных фактов. Stand - up отсутствует. Корреспондент в кадре отсутствует. Текст комментирует в эфире ведущий. За счет этого снижается градус наличия авторского лица.

Наличие шумов: интершум (гудение двигателя самолета) и слово (комментирование ведущим).

Пластика изображения: использование полихромных кадров и наличие статичных картинок (фотографии самолета) тоже придает достоверность информационному сообщению.

В информационном сообщении использован один вид интервью - интервью - факт (Жанна Бадаубаева сообщает, какие действия производили военные, на борту самолета находясь в стадии алкогольного опьянения). Интервью взято по телефону, а в эфире сопровождается статичным изображением телефонной трубки и фотографией интервьюируемого лица. Как правило, такой способ подачи интервью используется, когда срочно в эфир необходимо выдать информацию с полученным комментарием эксперта, либо когда нет возможности лично взять интервью из - за неудобств географического положения. Ведущий комментирует ситуацию далее и сообщает о наказании за содеянное.

Такой жанр подачи новости выполняет чисто функциональные задачи. Сообщить что, где и когда произошло. Текст лаконичен, но дает ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у телезрителей. Здесь можно отметить важность новости, ее сенсационный характер. Обозначить «из ряда вон выходящее», но при этом форма построения материала обычная (заранее подготовлен текст корреспондентом, ведущий новостного выпуска комментирует видеоряд). Процесс создания такого произведения не требует особого профессионального мастерства.

Обратимся к следующему виду телерепортажа. В информационном выпуске он относится к рубрике «политика» и к тематической группе «международные связи». Репортаж подготовлен Андреем Бурцевым - «Испанский день» (25 февраля 2011 год). Длительность его составляет 03.43 минуты. Это иллюстрированный фиксированный синхронный комментированный репортаж со звуком.

Репортер четко и ясно объясняет причину столь значительного события, точнее причины приезда в Россию испанского короля. Он показывает важность события за счет обстановки и интерьеров, за счет последовательности логических частей телерепортажа и использования синхронов. В этом виде телерепортажа корреспондент не прибегает к интервьюированию лиц, так как для него важно обозначить только факты, без подкрепления мнениями. Это материал отчетного характера. Синхроны в видеоряде даются по критерию значимости тем материала, то есть в первой части репортажа синхроны Медведева с королем Испании, во второй части Путина с королем.

Жизненный материал: закрытие государственного Эрмитажа в Петербурге по случаю приема испанского короля Хуана Карлоса 1 и президента РФ Дмитрия Медведева.

Тема: Развитие деловых отношений между Россией и Испанией, переговоры о вложении средств в российские технологии. Официальное открытие года Испании в России и России в Испании.

Идея: укрепление международных связей между Испанией и Россией. Привлечение инвестиций в области высоких технологий.

Композиция: телерепортаж состоит из двух частей. 1 часть: обсуждение международных проблем с президентом РФ (противодействие терроризму, экстремизму, ксенофобии), использование корреспондентом краткой исторической справки; 2 часть: обсуждение с Владимиром Путиным о возможности сотрудничества в развитии спортивной инфраструктуры. Участие Испании в подготовке чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Герои: король Испании, президент РФ, премьер министр РФ.

Подводка: ведущие сообщают о закрытии государственного Эрмитажа в Петербурге, целенаправленно делая смысловую паузу, а далее следует объяснение причин закрытия. Такого рода подводки очень выигрышны на телевидении. Необходимо заострить внимание аудитории на сообщении. Затем, у аудитории возникает вопросы: «Почему?» «Из - за чего?» - сообщается истинная причина закрытия. Реализуется принцип заострения внимания аудитории на определенном факте и удержание интереса к сообщаемой новости.

Stand - up присутствует. За счет этого более выражено авторское лицо.

Шумы: интершум (вспышки фотокамер - придает официальность событию, звук проезжающих машин), слово (комментирование материала корреспондентом, наличие голосов в кадре и закадровый текст).

Пластика изображения: использование полихромных кадров, динамичность картинки.

Проанализировав репортаж, я пришла к выводу, что это качественная работа, так как построение этого вида телерепортажа специфично. Он состоит из двух неравноправных по тематике и длительности частей, разделенных между собой комментариями ведущих, использованием исторической справки внутри репортажа для наиболее детального понимания аудитории, а так же наличие stand - up и отсутствие интервью. Такой вид телерепортажа заинтересовывает аудиторию и привлекает построением.

Рассмотрим телерепортаж №4. Он относится к рубрике «наука», тематическая группа «медицина». Его подготовил Илья Андреев (28 февраля 2011 года). Длительность его составляет 02:45 минуты.

Это иллюстрированный фиксированный синхронный комментированный телерепортаж со звуком.

Важно отметить, что такого рода телерепортаж сразу захватывает внимание аудитории. Акцент делается на слове «сенсация» в подводке. Как правило, при произнесении этого слова реакция зрителя моментальная. Зритель начинает реагировать иначе, происходить концентрация внимания сиюминутно. Далее внимание удерживается за счет тематики репортажа: во-первых, опасные заболевания - это проблема мирового масштаба. Это касается каждого из нас. Во-вторых, внимание к проблеме удерживается за счет использования в видеоряде изображения детей и животных (собаки). Я считаю, что при использовании изображений детей и животных телерепортаж смотрится наиболее выигрышным, т.к. он вызывает повышенный интерес к проблеме нестандартностью ее решения. А так же сочувствие и умиление - сильные эмоциональные ощущения.

Жизненный материал: британским ученым, известным всему миру, удалось диагностировать опасные заболевания при помощи нюха собак.

Тема: Специально обученные собаки могут заменить самые точные медицинские приборы при диагностировании опасных заболеваний.

Идея: Внедрение и развитие альтернативного метода диагностирования онкологических заболеваний.

Конфликт: Российские онкологи относятся скептически к перспективам такого рода диагностики.

Композиция: телерепортаж состоит из двух смысловых частей. 1 часть: рассказ о месте, где был изобретен и опробован новый метод диагностирования (Великобритания), использованы интервью специалистов (ученые) и героев (мать больной девочки) в телерепортаже; 2 часть: взгляд российских онкологов на зарубежный метод диагностирования. Использование комментариев экспертов: интервью директора НИИ онкологии, а также зоопсихолога.

Герои: мать больной девочки, обученные собаки.

Персонажи: онкологические больные.

Подводка: ведущие начинают со слов «сенсация в медицине». Такая подводка приковывает внимание аудитории и настраивает на позитивный лад психоэмоциональное состояние зрителей.

Stand - up отсутствует.

Шумы: интершум (лай собак, шум медицинской техники), голоса детей.

Пластика изображения: использование полихромных кадров, статичного (фотография человека с собакой) и динамичного изображения.

В телерепортаже использованы 2 вида интервью: интервью - факт (ученый Клэр Гест сообщает, что это экспериментальный метод), интервью директора НИИ, зоопсихолога; интервью - сообщение матери больной Ребекки (рассказывает, как себя ведет собака, находясь с ее дочерью).

Мне кажется такой вид телерепортажа наиболее выигрышный, так как в построении он содержит наибольшее число различных компонентов с технической точки зрения. Проблема рассмотрена на двух уровнях: мировой и общероссийский. Репортаж многослоен и интересен. А самое главное понятен практически любой целевой аудитории. Но в этом виде телерепортажа есть и минус. На мой взгляд, необходим stand - up, это бы сделало аудиторию соучастником события, ведь именно такова функция stand - up’а. Но помимо этого, профессионально комментированный видеоряд тоже помогает зрителю быть соучастником происходящего.

Рассмотрим телерепортаж №5. Он относится к рубрике «культура» и к тематической группе «музыка». Его подготовил Дмитрий Пищухин (14 февраля 2011 год). Продолжительность составляет 02.49 минуты. Это иллюстрированный фиксированный синхронный комментированный телерепортаж со звуком.

Жизненный материал: российские солисты Мариинского театра получили две статуэтки «Гремми».

Тема: В Лос-Анджелесе обладательницей премии «Гремми» стала Леди Гага.

Идея: Осветить итоги церемонии премии «Гремми», рассказать о российских победителях.

Композиция: телерепортаж состоит из двух смысловых частей. 1 часть: корреспондент сообщает о награждении солистов Мариинского театра в номинациях «лучшее хоровое пение» и «лучший классический альбом». Интервью российского солиста (Ольга Бородина). 2 часть: сообщение итогов вручения премии зарубежным поп - исполнителям, номинации и сенсация церемонии (корреспондент комментирует видеоряд).

Герои: солисты Мариинского театра.

Персонажи: поп - исполнители на церемонии «Гремми».

Подводка: на первый план выносится событие, ориентированное на российского зрителя, то есть получение российскими исполнителями статуэтки, на втором плане сообщаются итоги вручения зарубежных исполнителей.

Stand - up отсутствует.

Шумы: комментарии корреспондента сопровождаются интершумом (музыка, аплодисменты, крики людей).

Пластика изображения: использование полихромных кадров, статичность и динамичность изображения.

В телерепортаже использован один вид телеинтервью. Телеинтервью - сообщение (солистка Мариинского театра делится впечатлениями после получения премии).

На мой взгляд, такое построение телерепортажа не очень удачно. Следует на первый план вынести новость международного масштаба, а затем обратиться к российской тематике. Корреспондент хотел сориентировать материал непосредственно на российскую аудиторию, поставив на первое место факты, касающиеся российских исполнителей, но в результате материал получился не цельным, разбитым на фрагменты. Это минус рассмотренного телерепортажа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...