Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические        аспекты       деятельности




Содержание

Введение ……………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты деятельности социального педагога по нравственному воспитанию детей как фактору социализации ……………………………………………. 8

1.1. Состояние проблемы нравственного воспитания детей как фактора социализации личности………………………………………………8

1.2. Модель  деятельности социального педагога по нравственному воспитанию детей как фактору социализации ……………………12

1.3. Особенности деятельности социального педагога по нравственному воспитанию как фактору социализации детей ……………………15

Глава 2. Организация деятельности социального педагога по нравственному воспитанию детей  как социализирующему фактору …………………………………. 24

2.1. Основные направления деятельности социального педагога по использованию нравственного воспитания для социализации детей…………………………………………………………….……24

2.2. Основные методы и формы деятельности социального педагога по использованию нравственного воспитания для социализации детей…………………………………………………………………. 30

2.3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности отдельных методов и форм деятельности социального педагога по нравственному воспитанию как фактору социализации детей …..39

Заключение………………………………………………………….………..64

Библиографический список……………………………………………66

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы.

Проблемы воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не только педагогическим, но и социальным.

В Концепции модернизации образования на период до 2010г. среди важнейших задач воспитания выделены: формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Действующая система воспитания существенно отстает от процессов, происходящих в обществе, что резко актуализирует проблему теоретического осмысления и решения задач нравственного воспитания, как фактора социализации детей.

В развивающемся обществе возрастает потребность в современно образованных, высоконравственных, предприимчивых людях, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

В изменившихся современных условиях все более приоритетными становятся проблемы духовной жизни, духовно-нравственное, гражданственное становление и развитие личности, в первую очередь, эти проблемы надо решать на самых ранних этапах развития, в младшем школьном возрасте, на подростковом этапе и в возрасте ранней юности, когда закладывается фундамент социально значимых личностных и гражданских качеств человека. Именно нравственное воспитание, как фактор социализации личности, может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на саморазвитие, самозащиту личности, на подготовку подростка, юноши-старшеклассника к жизненному самоопределению, нравственно оправданной будущей жизнедеятельности, жизнетворчеству, семейной жизни.

Общество требует решения проблемы нравственного воспитания как фактора социализации личности на высоком уровне. Возникает противоречие между этим уровнем и существующим уровнем решения данной проблемы социально-педагогической наукой и социально-педагогической практикой.

Из противоречия вытекает главный вопрос, который выражает проблему: как осуществлять деятельность социального педагога по нравственному воспитанию детей в целях их социализации.

Все это определило тему выпускной квалификационной работы: «Нравственное воспитание детей как фактор социализации».

Объект исследования: деятельность социального педагога по нравственному воспитанию детей, подростков, молодежи как фактору социализации.

Предмет исследования: деятельность социального педагога по нравственному воспитанию детей как фактору социализации.

Цель выпускной квалификационной работы: разработать и обосновать модель деятельности социального педагога по нравственному воспитанию детей, с целью их социализации.

Гипотеза:

Деятельность социального педагога по нравственному воспитанию как фактору социализациибудет более успешно осуществляться, если будет разработана, обоснована и реализована модель, включающая в себя следующие элементы:

а) четко будут поставленные цель и задачи;

б) выбраны направления работы социального педагога по формированию нравственного поведения как средства социализации;

в) будет четко отобрано социальным педагогом содержание работы, формы, методы;

г) будет четко отобраны средства, используемые социальным педагогом в процессе нравственного воспитания в целях социализации детей;

д) скоординирована деятельность социального педагога по социализации детей с другими специалистами.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы нравственного воспитания детей, как социализирующего фактора.

2. Разработать модель деятельности социального педагога по нравственного воспитанию детей как фактора социализации.

3. Определить основные направления и ведущие методы и формы деятельности социального педагога по нравственному воспитанию детей, как социализирующему фактору.

4. Проверить эффективность отдельных методов и форм деятельности социального педагога по формированию нравственного поведения детей, как социализирующего фактора в опытно - экспериментальной работе

Методологической базой исследования является:

1. Подходы: личностно-ориентированный (Икиманская Г.В., Сериков В.В., Бондаревская), системный (Афанасьев В.Г., Блауберг И.В., Садовский В.Н.), деятельностный (Леонтьев А.Н., Зинченко В.П. Рубинштейн) подходы.

2. Теоретико-методологическая основа:

- Теория духовно-нравственного воспитания (В.М. Бехтерев, В.А.Вагнер, В.А.Волкович, М.И.Демков, А.А.Красновский, А.Ф.Лазурский, П.Ф.Лесгафт и др.);

- Теория гуманистической психологии (Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс);

- Философия ценностных проблем (ценностные системы различных обществ, цивилизаций, культур: М.Вебер, А.Тойнби, О.Шпенглер; ценностные основы бытия человек: Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский);

- Теория личностно-ориентированного образования(Н.А.Алексеев, Т.А.Берулава, В.В.Сериков).

3. Нормативно-правовая база:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Конвенция о правах ребенка;

- Декларация о правах человека;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

- Концепция развития системы образования Курганской области на период до 2010г.;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 03.07.1998г.

- Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010г.

- Целевая программа Курганской области «Развитие образования в 2008 – 20010 годах»;

База опытно-экспериментальной работы: Мишкинский муниципальный отдел управления образованием ГКП (группа кратковременного пребывания) и окружающий ее социум.

Методы исследования:

1. Теоретические (анализ литературных источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование, проектирование).

2. Эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, методы статистической обработки данных).

3. Элементы опытно-экспериментальной работы (констатирующее исследование, пробный эксперимент, формирующий).

Работа выполнялась в несколько этапов:

На первом этапе изучила состояние проблемы нравственного воспитания детей, как фактора социализации личности. Провела констатирующее исследование.

На втором этапе в теоретическом плане разработала модель деятельности социального педагога по н6равственному воспитанию детей с целью их социализации.

В практическом плане проверила эффективность основных методов и форм деятельности социального педагога по формированию нравственного поведения с целью социализации детей.

На третьем этапе скорректировала модель деятельности социального педагога по нравственному воспитанию детей с целью их социализации. Провела формирующий эксперимент. Обработала результаты опытно-экспериментальной работы, сформулировала выводы по своей работе, оформила выпускную квалификационную работу.

 

Глава 1. Теоретические        аспекты       деятельности

  социального          педагога  по  нравственному

  воспитанию     как  фактору   социализации

1.1. Состояние    проблемы       нравственного

   воспитания детей как фактора социализации

   личности

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения. [3, С. 78-80]

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкрет­ного общества, но постепенно средства и способы организации ста­новятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей ново­го круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации. [2, С.40]

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложив­шихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретичес­кое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза.

Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработан­ных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие ­формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

Достижения современной науки, в том числе труды отечествен­ных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе  целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представ­ляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенапра­вленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно органи­зуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяю­щая его как развитую личность потребность в благе другого. [8, С. 62]

Отечественные ученые и педагоги-практики ис­ходят из того, что воспитание не может плестись «в хвосте детского развития», ориентируясь на его вче­рашний день, а должно соответствовать «завтрашнему дню детского развития». В этом тезисе четко отражается принцип подхода к пси­хическому развитию личности как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей растущих людей.

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что на опреде­ленном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не са­мостоятельно, но под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение.

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.[5, С. 67-68]

Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс.

Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.

Наши представления о сути нравственного воспитания детей изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал педагога на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.

Внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у детей положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

У нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. [9, С.60]

Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания личности ребенка как социализирующего фактора позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...