Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Католическое паломничество.




В сфере паломничества Римско-Католическая церковь различает великое peregrinationes primariae и малое паломничество peregrinationes secundariae. К первому относили паломничества в Рим, Иерусалим, Сантьяго-де-Компостелу (испанская Галисия) и Лорето (итальянская провинция Анкона). Ко второму – посещение местных святынь, расположенных в разных местах Европы и Америки.

Распространённое в европейских языках слово «пилигрим», происходящее от латинского peregrinus, обозначает в переводе «странник», «путник» и не имеет никакого отношения к поклонничеству и паломничеству в истинном, христианском каноническом смысле. Пилигрим — это, прежде всего, путешественник, религиозная цель которого является только одной из многих возможных. Идея почитания святых мест в этом слове не присутствует, она подменена воспоминаниями о священных событиях в святых местах. Вот как оценивал католических пилигримов сто лет назад архимандрит Михаил (Семёнов): «У католиков за паломничество в Рим прощается известная сумма грехов. Здесь путешествие к святым местам является самодовлеющим, ценным само по себе, делом, за которое обязательно заплатит Бог. Такой взгляд – явное язычество» [18].

Паломничество, кроме религиозных мотивов, имело и экономическое значение. Паломники приносили доход не только религиозным общинам, во владении которых находились святые места и объекты, но и местному населению, которое предоставляло им услуги (сопровождение, адаптацию к местным обычаям, охрану, кров, питание, товары). Христианское Средневековье создаёт в Европе новый тип культуры путешествий, важнейшие черты которой пронизаны религиозным духом. Это время странников, которых «не только не удерживает дома никакой материальный интерес, но самый дух христианской религии выталкивает на дороги»[19]. Типичный вид путешествий той эпохи (кроме купцов и торговцев) – это паломничество и миссионерство. В те времена одобрялся один вид паломничества – ради покаяния – налагалась епитимья. Богатые католики могли заменить себя слугами или «профессиональными» пилигримами, либо внести денежное пожертвование. Образовались даже светские цехи профессиональных наёмных паломников, которые вскоре сильно размножились, т.к. этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным в Европе.

Существовали и добровольные религиозные путешествия, которые совершались из любопытства или тщеславия. По словам одного из моралистов XII века «единственный профит, который они (паломники) из него извлекают, состоит в том, что они смогли увидеть красивые места, прекрасные памятники да потешили своё тщеславие»[20] («профит» тогда означал не финансовую прибыль, а приумножение духовных ценностей). Ж. Ле Гофф приходит к выводу, что странники были несчастными людьми, а добровольных паломников сопровождала суетность. Этот термин подчеркивает, что на субъективном уровне такие «религиозные» поездки мотивировались получением эстетического удовольствия, удовлетворением собственного любопытства, а также соображениями престижа. Среди таких путешественников были дворяне, искавшие посвящения в рыцари у Гроба Господня; политические и военные агенты европейских монархов; неофиты, искавшие оккультных знаний на Востоке; ученые-исследователи.

Пилигримство[21] в Палестину особенно усилилось в XV в., когда выяснилось, что османские власти относятся к христианским паломникам дружелюбно, взимая с них лишь известную подать, а оживленные торговые связи в Средиземном море доставляли возможность за 6-8 месяцев совершить путешествие, которое до тех пор считалось предприятием весьма продолжительным и крайне опасным. Чтобы предпринять пилигримство, требовалось предварительное разрешение духовных католических властей, которое в конце XV в. давалось при условии платежа известной пошлины в пользу папы Римского.

Пунктом отправления в Святую Землю западных пилигримов, как правило, служили Венеция и Марсель. Здесь они запасались путеводителем (известнейший из них относится к 1491 г.), отпускали бороду и облачались в пилигримский наряд: калиги (сандалии), коричневый или серый плащ, греческую шляпу с широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; их дополняли клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква). К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. Обычно, пилигрим заключал контракт с судовладельцем, который брал на себя обязательство не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать в странствиях по Святым местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п. Существовал официальный надзор за судовладельцами, занимавшимися перевозкою пилигримов. Так, в XV в. существовало положение, по которому судно, на котором перевозились пилигримы, не могло в то же время служить для торговых целей.

В Средние века в Европе главным центром паломничества оставался Рим, куда стекались пилигримы со всей стран католического мира. Вторым по значению местом паломничества был санктуарий святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Во Франции наиболее посещаемыми были аббатства: Сен-Мартен (святого Мартина Турского), особенно в раннее средневековье, Сен-Мишель, Клюни, Сен-Дени. В Италии центрами местного паломничества были Гаргано, Монте-Кассино, Лорето, Падуя (базилика святого Антония Падуанского), Ассизи (базилика святого Франциска Ассизского), Барии (храм святителя Николая Мирликийского) и др. В Англии центрами паломничества стали Кентербери и Уолсингем.

Реформация и революции, которые пронеслись по Европе в XVI-XVIII вв., нанесли серьезный удар по развитию католического паломничества. Хотя в католических странах в XVII-XIX вв. продолжались совершаться паломнические путешествия, но в несравненно меньших размерах, чем до этого. В эпоху позднего Средневековья в Европе стали возникать т.н. кальварии – духовные центры почитания Страстей Христовых, символизирующие Голгофу, которые становились местами паломничества. В 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Святую Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против Церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300-400 чел., входили духовенство и зажиточные люди ультрамонтанского[22] настроения. С конца 1870-х гг. такие же немецкие караваны устраивались францисканцами в Вене и Мюнхене.

В настоящее время центрами западного паломничества являются: Рим (место мученической кончины святых апостолов Петра и Павла), Лорето (место хранения святого Дома, в котором жила Богоматерь в Назарете и который был чудесно перенесен сюда в XIII в.), Ассизи (мощи святого Франциска) — в Италии; Компостела (мощи апостола Иакова) — в Испании; Лурд (место явления Пресвятой Богородицы в гроте Масавьель в 1858 г.) — во Франции; город Фатима (чудесное явление в 1917 г. Девы Марии) — в Португалии.

Управление пастырской заботы о туризме, спорте и отдыхе итальянской Епископальной конференции считает, что сегодня пилигрим является также туристом, который хочет объединить цель классического пилигримства с исторической, художественной и природной реальностью территории. В эпоху глобализации религиозный туризм, это не путешествие для пожилых людей, в сопровождении священника как духовного советника и гида, в нём доминируют новые фигуры пилигримов-туристов. Это любопытный христианин, который хочет путешествовать по определенному до отъезда, персонализированному маршруту. Он становится более молодым: в 2008 г. в Сиднее на Всемирном дне христианской молодежи (проводятся по инициативе папы Иоанна Павла II, начиная с 1985 г.) присутствовало более 500 тыс. молодых путешественников со всего мира. К традиционным путешествиям на автобусах и поездах добавляются расстояния, которые преодолеваются пешком, на велосипеде, лошади и в автодоме.

«Мы живем в серьезный переходный период, который характеризуется изменениями, - объясняет представитель итальянской туристской компании Brevivet Джованни Сесана (Giovanni Sesana), работающий более 40 лет в области религиозных путешествий, - теперь верующие объединяют Библию, археологию и историю. А во время пилигримства хотят открыть для себя культурные аспекты, связанные с территорией и народами». Новое явление, которое связывает веру и культуру, историю и традиции.

Пилигримы всех видов широко пользуются услугами туристской индустрии: создаются специальные туристские фирмы по организации религиозных маршрутов и предоставлению обслуживания в местах посещения. Потоки пилигримов, интенсивно возрастающие в дни религиозных событий и праздников, оказывают существенное влияние на индустрию перевозок и размещения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...