Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Подходы к рассмотрению ресурсного потенциала религиозного туризма в Российской Федерации




Основу ресурсного потенциала религиозного туризма составляют объекта религиозного поклонения, святые места. К таковым прежде всего следует отнести:

· православные монастыри, буддийские монастыри (дацаны);

· храмы: православные (в т.ч. староверческие), костёлы, кирхи, мечети, синагоги; другие культовые учреждения

· Природные сакральные объекты – Святые места России: источники (источники Богородицы, источники русских святых, кладези преподобных, святые ключи, святые озера); рощи; горы; места подвижничества святых;

На территории России сложились зоны преимущественного распространения православия, мусульманства, старообрядчества и др. конфессий. Так при повсеместном распространении православия, другие конфессии распределены по территории страны неравномерно. Мусульманство имеет распространение, в основном, в Поволжье и на Северном Кавказе, Буддизм – в Тыве и Бурятии.

Многие регионы России обладают значительным потенциалом для развития религиозного туризма как одного из наиболее перспективных видов туристской деятельности, которому отводится важная социальная роль, как в нашей стране, так и за рубежом. Самого пристального внимания с точки зрения перспектив развития религиозного туризма заслуживает не только Европейская часть России, с ее тысячелетней историей христианства и многовековым культурным наследием, но и другие регионы России. Каждый из них обладает своими особыми чертами и уникальными духовными святынями, которые создают неповторимый духовно-культурный образ, дающий возможность вариативного подхода к формированию туристских маршрутов различного территориального охвата, протяженности, сочетания с иными туристскими ресурсами и различными средствами размещения.

Невозможно описать все святые места России, их огромное количество. Достаточно перечислить некоторые маршруты по России, предлагаемые туроператором «Орфей». Настоящим откровением для рынка внутреннего туризма в 1999 году стала программа «Кижи + Валаам + Соловки», которая и в настоящее время является очень популярной. Предлагаются программы поездок «Легендарная летопись земли Русской», «О, дивный остров Валаам», «Средневековые крепости России», «Тысячелетняя Казань», «Природа гор и мифы аланских народов», «Муром – Дивеево», «Суздаль – Владимир – Боголюбово» и многие другие. Туры, разработанные компанией «Орфей», оказывают серьезное влияние на развитие религиозного туризма в России и являются ориентиром для поисков и новых открытий на внутреннем рынке.

В связи с этим остро встает вопрос оценки туристско-рекреационного потенциала, анализа проблем и разработки проектов развития религиозного туризма в каждом из регионов России. В качестве примера рассмотрим предпосылки развития религиозного туризма в Смоленской области.

Смоленская область представляется особым регионом в силу ряда объективных причин, способствующих приоритетному развитию религиозного туризма.

Во-первых, история освоения Смоленщины в дохристианский период (уникальные свайные поселения неолитической эпохи, Гнездовские курганы эпохи викингов, совершавших путь «из варяг в греки» и др.) создает уникальный исторический фон для восприятия культовых объектов как закономерного этапа духовного и социально-экономического развития региона.

Во-вторых, тысячелетняя история христианства на Смоленской земле «отпечаталась» уникальными соборами и монастырями, которые возводились начиная с XII века (Церковь Михаила Архангела (Свирская), Собор Петра и Павла) до XXI века (современный храм Новомучеников и Исповедников российских). Всего на территории Смоленской области в настоящее время насчитывается более 130 храмов и 4 монастыря. В сочетании с другими объектами историко-культурного наследия это создает уникальные возможности для привлечения туристов.

В-третьих, определенное влияние на развитие религиозного туризма вносит элемент поликонфессиональности. Вследствие историко-географического развития региона Смоленск был многонациональным и поликонфессиональным городом. Кроме русских, поляков и литовцев здесь проживали немцы, евреи, цыгане и другие этнические группы. Костел, кирха, еврейский молельный дом - эти сооружения, расположенные в центре города, в настоящее время не являются культовыми, но позиционируются как исторически значимые памятники архитектуры. За пределами города Смоленска, в деревне Любавичи Руднянского района, возник центр хасидизма – одного из радикальных направлений иудаизма, который посещается последователями этой религии, проживающими в зарубежных странах (в основном в США). В настоящее время иммигрантами-мусульманами, переселившимися на территорию Смоленской области в постсоветский период, поднимается вопрос о строительстве мечети. На этом поликонфессиональном фоне усиливается и значимость роли православия в общественной жизни региона.

Смоленская область имеет уникальное туристско-географическое положение у западных границ России, является важнейшим транспортным и коммуникационным узлом. Формирование историко-культурного наследия продолжалось на протяжении нескольких тысячелетий и определялось волнообразным характером заселения, а также приграничным положением территории на стыке этносов и конфессий, способствовавшим синтезу различных культур.

Среди дошедшего до нас историко-культурного наследия – 1300 памятников истории (49% от числа всех памятников), 799 памятников археологии (32%), 450 памятников архитектуры (17%), десятки памятников искусства (2%). Одним из самых древних свидетельств является природно-исторический археологический Сертейский комплекс, расположенный в долине р. Сертейка (приток Западной Двины) на северо-западе области (8 свайных поселений, 21 стоянка, курганы, городища и другие объекты, датированные VI – II тысячелетием до нашей эры). Это один из самых перспективных объектов показа, но необходима огромная работа по его сохранению и адаптации для использования в туристской деятельности.

Смоленск впервые упоминается в Устюжском летописном своде в 863 году. Древний Смоленск, расположенный на важном торговом пути «из варяг в греки», был «велик и мног людьми», а со временем стал крупнейшим центром развития славянской культуры. На месте древнего Смоленска (12 километров западнее современного города) расположен уникальный памятник дохристианской (языческой) культуры. Гнездовский археологический комплекс (Гнездовские курганы) получил мировую известность благодаря уникальным археологическим находкам, в том числе первому в истории славян слову «Гороухща» (горчица), написанному на глиняном сосуде, что доказывает существование письменности у славян в дохристианскую эпоху (это самая древняя славянская надпись, сделанная до середины Х века). Раскопки Гнездовских курганов несут доказательства существования в древнем Смоленске христианской общины уже в конце IX – начале Х века. Более 30% от числа захоронений – христианские, о чем свидетельствуют особенности трупоположений в курганах (язычники сжигали тела умерших), нательные крестики и молитвенные свечи. Гнездовские курганы являются объектом туристского показа, включены в туристские маршруты, имеются дальнейшие планы их обустройства.

В XII – начале XIII века оформилось Великое Смоленское княжество. Это была эпоха подлинного расцвета духовной культуры и зодчества. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней и возвышающиеся над городом три каменных храма – Петра и Павла, Михаила Архангела, Иоанна Богослова.

В 1238 году войска Батыя разорили восточные смоленские земли, а после захвата Киева в 1240 году отряд монголо-татар пытался завоевать Смоленск. Благодаря подвигу славного воина Меркурия, предотвратившего наступление на Смоленск, но героически павшего от рук врага, город не был захвачен. Меркурий Смоленский был признан святым, его рыцарские сандалии в стеклянном ковчеге хранятся перед иконостасом Свято-Успенского собора.

В XIV – XVI веках Смоленск находится под властью Великого княжества Литовского. Правящая элита, исповедующая католичество, неоднократно предпринимала достаточно жесткие попытки переподчинить Православную церковь Папе Римскому. Однако, благодаря стойкости простого народа, удалось сохранить Смоленскую православную епархию.

После вхождения Смоленска в состав Московского государства начинается новый период в развитии Смоленщины. Из-за угрозы Московскому государству со стороны Речи Посполитой в Смоленске по повелению Бориса Годунова была построена Смоленская крепостная стена (1602 г.), в строительстве которой активно участвовала и церковь. Она не только оказывала духовную, но и материальную поддержку: в строительных работах были задействованы крестьяне из епархиальных и монастырских поместий. Уникальный проект крепостной стены, которую по праву называют «ожерелье всея Руси», разработал выдающийся русский зодчий Федор Савельевич Конь. Крепостная стена протяженностью более 6 км. включала в себя 38 башен и обладала уникальными для тех времен фортификационными характеристиками.

Благодаря этому сооружению почти два года Смоляне оказывали героическое сопротивление польским войскам, напавшим на Русь в 1609 г. Однако, несмотря на стойкость и героизм, город пал 3 июня 1611 года, а затем более сорока лет находился под властью Речи Посполитой. Восточные земли Смоленщины вместе со ставшим в ту пору пограничным городом Вязьма оставались в составе Московского государства.

Летом 1654 года московским войскам под командованием царя Алексея Михайловича удалось отвоевать Смоленск. Началось возрождение православия. Наиболее значимым явлением того периода стало возведение каменного Свято-Успенского кафедрального собора на месте деревянного храма Успения Божьей Матери, построенного еще при Владимире Мономахе. Заложен собор был 2 августа 1677 года точно на месте разобранного деревянного. Строительство было завершено в 1740 году, а после частичной перестройки собор вторично освятили 13 сентября 1772 года. До сих пор Свято-Успенский кафедральный собор является одним из крупнейших храмов в нашей стране. Он в два раза превосходит своими размерами Успенский собор Московского Кремля.

Высоко духовной была жизнь и на юге Смоленщины. В конце XVIII века в лесах близ города Рославля поселились старцы, и сложилась своеобразная Пустынь, слава о которой распространилась по всей России. Рославль стал местом паломничества. В 1821 году рославльские старцы по приглашению Калужского епископа Филарета переселились в Оптину пустынь, при которой организовали скит и положили начало одному из важнейших духовных центров России.

К началу XX века в рамках Смоленской епархии сформировалась мощнейшая инфраструктура Русской Православной Церкви: 17 монастырей (10 мужских и 7 женских) и 812 церквей, из них – 13 соборных, 649 приходских, 33 домовых, 33 приписных, 57 кладбищенских. К тому же в ведении епархии было 535 библиотек, 24 больницы, 2 больницы при монастырях, 100 богаделен (в том числе 2 при монастырях). Епархией было создано 668 школ (в том числе 510 одноклассных, 13 – двухклассных). Особая концентрация православных объектов была в самом Смоленске: 3 монастыря, 2 собора, 19 приходских храмов, 8 домовых церквей. В городе действовала Духовная семинария, уездное Духовное училище, женское епархиальное училище, несколько церковно-приходских школ.

Духовное православное наследие Смоленской земли удачно дополняется светскими объектами культурного наследия (рис.1). Каждая эпоха оставила на Смоленщине свой неизгладимый след. С давних пор Смоленск и Москву связывает Старая Смоленская дорога, знаменитая когда-то на всю Россию. Старинный тракт на протяжении ряда веков был кратчайшим путем в Европу. По этой дороге приезжали в Россию иностранные посланники и гости. Многовековая история городов Смоленска, Дорогобужа, Вязьмы, Гагарина, расположенных по старой Смоленской дороге, полна героических страниц и поныне удивляет своей неповторимостью и красотой, своей культурой и традициями. По этой дороге наступали и возвращались поляки, литовцы, французы и фашистская армия.

Во время Великой Отечественной войны на территории Смоленской области шли кровопролитные бои. В очередной раз «Город – ключ» стал на защиту подступов к Москве. В сложнейших военных условиях советские воины стремились сберечь православные святыни. Известно, что генерал Ф.М.Лукин, командующий 16 армией, запретил своим артиллеристам использовать Успенский собор как ориентир для наведения орудий и открывать по нему стрельбу. Подвиг Смоленска был оценен государством - в 1975 году он получил звание «Город-герой», а в 2009 году Городом воинской славы стала Ельня – родина Гвардии.

В 18 км к западу от Смоленска располагается Государственный мемориальный комплекс «Катынь», созданный в октябре 1996 года, - место захоронения тысяч людей, казненных в годы репрессий в 1937-1953 годах. В течение двух лет, в 1999-2000 гг., совместными усилиями Правительств Республики Польша и России был построен комплекс, увековечивший трагические страницы истории русско-польских взаимоотношений.

Религиозный туризм многие годы развивался в Смоленске как составная часть культурно-познавательного туризма, поэтому отдельная статистика по этому виду туризма не ведется. Жители Смоленской области отдают предпочтение внутреннему туризму (67,1% от общего объема), въездной туризм составляет 13,1%. За последние годы наметился устойчивый туристский поток в Смоленскую область, ежегодный рост которого составляет 6-9%. Однако лишь треть смоленских туристских фирм работает на прием: «Смоленсктурист», «Интурист-Смоленск», Центр молодежного и семейного отдыха «Меридиан», «На 7 холмах», туроператор «Smolensk-travel», туристско-экскурсионный центр «Визит-тур» и ряд других. Разработаны и большой популярностью пользуются тематические экскурсии историко-религиозного содержания: «Храмы XII века», «По Соборному двору», «Смоленск православный» и другие.

 

Рис. 1. Историко-культурное наследие Смоленской области

Рассматривая современное состояние и проблемы развития туризма в Смоленской области, следует отметить, что духовное и историко-культурное наследие позволяет с полным правом сделать регион одним из важнейших российских центров религиозного туризма. Среди различных видов туризма он является наиболее социально значимым и перспективным, так как имеет значительную духовную составляющую и может осуществлять миссию по духовному просвещению и воспитанию населения. Это весьма актуально в связи с тем, что в прежние годы сомнительную работу среди молодежи проводили различные секты, финансируемые из-за рубежа.

Дальнейшее развитие религиозного туризма нельзя рассматривать в отрыве от целостной туристско-рекреационной системы региона. Для развития религиозного туризма не нужны дорогие сооружения и сложная инфраструктура. Прежде всего, необходимо сохранить и реставрировать существующие религиозные и исторические памятники. Это может способствовать оптимизации всей региональной туристско-рекреационной системы. Определенным стимулом для развития религиозного туризма могут явиться мероприятия, посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 года и празднование 1150-летия со дня первого официального упоминания города Смоленска в 2013 году.

Проведенный анализ предпосылок развития религиозного туризма позволяет смоленским специалистам заняться процессом его конкретного формирования и внедрения в туристско-рекреационную систему области. Использование этого опыта в других субъектах Российской Федерации, с учетом их культурно-исторических особенностей, может способствовать активному продвижению поездок с религиозными целями.

Анализ ресурсов религиозного туризма позволяет сделать вывод о том, что в нашей стране имеются бесценные святыни, привлекающие внимание разнообразных слоев общества нашей страны. Для разработки новых и восстановления исторических маршрутов путешествий по святым местам есть все предпосылки. Этой цели будут служить практические разработки по организации религиозного туризма в России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...