Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация и характеристика видов сказок




«Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды. На этой основе возникает классификация видов сказок». В справочной литературе по народным сказкам [11, С. 18.] они классифицируются как:

· Сказка бытовая

· Сказка волшебная

· Сказки о животных

· Сказка лубочная

· Сказка мифологическая

Сказка бытовая – действительность, народный повседневный быт. События бытовой сказки всегда разворачиваются в одном пространстве – условно реальном, но сами эти события невероятны» [7,С.115-122].

Конфликт бытовой сказки заключается в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа отрицательное отношение, резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

  «Сюжет бытовой сказки развивается благодаря столкновению героя не с вол­шебными силами, а со сложными жизненными проблемами. Сказка бытовая идеализируют ак­тивность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе. «Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.

Сюжетам бытовых сказок не характерны красочные эпи­теты и поэтические формулы. Не является обязательным и художественное обрамление бытовых сказок зачинами и концовками.

   «Количество русских бытовых сказок очень значительно: более половины националь­ного сказочного репертуара. Этот огромный материал образует внутри ска­зочного вида самостоятельный подвид, в котором выделяются два жанра: сказки анекдотические и новеллистические. По приблизительному подсчёту, в русском фольклоре сюжетов анекдотических сказок – 646, новеллистиче­ских – 137» [9,С.23].

   Сказка волшебная [19; 26], синонимы: мифическая, чудесная, фантастичес­кая – всемирно распространённый жанр, одна из самых крупных повество­вательных форм классического фольклора.

   «Две трети сюжетов волшебных сказок явля­ются международными. Всего учтено 225 сюжетов и сюжетообразующих мо­тивов этого жанра» [19, С. 221].

В русском фольклоре наиболее популярны волшебные сказки: «Бой на калиновом мосту», «Три под­земных царства», «Сивка-Бурка», «Чудесные дети», «Мачеха и падчерица», «Смерть Кащея в яйце», «Чудесное бегство», «Звериное молоко», «Вол­шебное кольцо».

  В сказке волшебной, чтобы перевоплотиться, нужно удариться «о сыру землю». Разно­образной волшебной силой обладает вода: оживляет мёртвого, омолажива­ет старого, даёт зрение слепому, делает героя сильным, а его врага сла­бым. Неотъемлемой художественной чертой волшебной сказки является красочное сияние золотых предметов – в данном случае эпитет

 «золотой» обозначает Цвет солнца. Чудесными помощниками героя являются конь, коро­ва и другие животные. Перевоплощение персонажей является поэтичес­ким приёмом волшебной сказки.

  Сюжеты волшебных сказок сохраняют единооб­разие композиции: герой волшебной сказки от­правляется в иной мир потому, что туда унесена близкая ему женщина: не­веста, сестра, жена, мать. Сюжет о похищении женщины наиболее типичен для волшебных сказок.

  Главный признак мифологического противни­ка – функция похищения, к которой стали прикрепляться разные персона­жи, олицетворявшие в древности могучие силы природы или потусторонний мир. Так, в образе Змея присутствует связь с разнообразными стихиями (огнём, водой, горами, небесными силами) и с животным миром (в частнос­ти, с рыбой). Змею близок другой мифологический образ – Кащей Бессмертный. Однако в отличие от Змея Кащей всё же мыслится как существо человекообразное.

Волшебные сказки – это остросюжетное произведение, в котором повествуется о страстной борьбе героя с противником, о борьбе добра и зла.       

Данные сказки появились в результате стремления человека облегчить свой труд, свою работу и свою жизнь, овладеть силами природы.

  Сказки о животных [4,С.116] – широко распространённый жанр. В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, в русском – 119, причём значительная их часть оригинальна. У русских особенно популярны были сказки «Лиса крадёт рыбу с воза (саней)», «Звери в яме», «Кот, петух и ли­са», «Кот и дикие животные», «Волк-дурень», «Коза          

луплена».     

     Среди сказок о животных выделяют несколько тематических групп: сказки о диких животных, о диких и домашних животных, о домашних животных, о человеке и диких животных. Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках главными действующими лицами являются животные.

   Заметным композиционным приёмом сказок о животных является об­ман в его разных видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение го­лоса и другие притворства. Герой, который умеет хитрить, обманывать, по­беждает и получает выгоду для себя. Русская сказка закрепила это качест­во за одним из своих центральных персонажей — лисой. «В русских сказках о животных фигурируют обитатели лесов, полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий ка­бан, заяц, ёж, лягушка, мышь. Разнообразно представлены птицы: ворон, во­робей, цапля, журавль, дятел, тетерев, сова. Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук; реже – рыбы: щука, окунь» [38,С. 94.].

  Другая группа сю­жетов – о приручённых домашних животных и птицах. Славян повседневно окружали животные: лошади, волы бараны, овцы, со­бака, кот, петух, утки, гуси, которые стали персонажами их сказок. В сказках о животных человек присутствует как равноправ­ный участник событий.

   Главная задача этих сказок – высмеять отрицательные черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

   Поскольку эти сказки уже очень давно предназнача­лись в основном для маленьких слушателей, то и действующие в них люди приобрели типизацию, понятную детям: дед, баба, внучка.

  Сказки о животных способст­вовали передаче знаний и жизненного опыта от взрослых к детям, имели пе­дагогическую направленность, чему служили простота их художественной формы, а также игровая манера исполнения: использование песенок, диало­гов, звукописи, рифмы, ритма.

  Сказка лубочная [23] – жанр лубочной литературы.

У сказки лубочной своя поэтика: ориентация на правдоподобность, насыщенность бытовыми   деталями, усложнённая композиция, введение персонажей, не играющих никакой роли в развитии сюжета, наделение героев необычными именами, использование портрета, пейзажа, психологических деталей, прямые текстовые заимствования из ли­тературных источников[23,С.54].

Сказка лубочная существовала параллельно фольклорной традиции и обогатила все жанры устной сказки. Из лубка в сказочный фольклор при­шли новые сюжеты и сюжетные версии, например: «Жар-птица», «Царе­вна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Финист – Ясный сокол», «Волшебное кольцо».

Лубочные картинки, а позже и книжки распространялись в XVIII–XIX вв. и начале XX в. К. Е. Корепова считает, что «основной фонд сказочной лубочной литературы сформировался в по­следней трети XVI11 века и составлял затем основу репертуара лубочной сказки на протяжении всего её существования»[23, С. 54].

В 1918 г. на производство лубочной продукции был наложен запрет, и с этого времени лубок превратился в достояние истории.

Сказка мифологическая [3] – древняя форма сказки, характерными признаками которой являются бесформенность, диффузность, неустойчивая конкретность образов и сюжетных схем, невыраженность «жанрового ре­флекса».

Сказка мифическая ещё не вполне отделилась от мифа, поэтому рассказчик и слушатели верили в подлинность её содержания. Она была связана с первобытными обрядами, с олицетворением в них разнооб­разных сил природы и отображала особое, неразвитое сознание древних людей. Их характерная черта – чередование прозаичес­кого текста и песенных строф. Причём прозаический текст служит как буд­то бы комментарием к песенной части, а песенные вставки находят анало­гии в обрядовом фольклоре[3,С.256.].

   В Древней Руси сказочные жанры, по-видимому, только ещё начинали оформляться. Отголоски сказки мифической, ощутимые в устном народном поэтическом творчестве славян, заставили фольклористов обратить на неё

внимание, однако мифическая сказка исследована ещё очень мало.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...