Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дана нисанса сутта: Польза дарения




АН 5.35

[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять полезностей дарения. Какие пять?

(1) Человек мил и приятен многим людям. (2) Хорошие люди навещают его. (3) Он обретает хорошую репутацию. (4) Он не плох [в исполнении] обязанностей мирянина. (5) С распадом тела, после смерти, он перерождается в благом уделе, в небесном мире. Таковы пять полезностей дарения. [И далее он добавил]:

 

Даруя, станет он приятным [для других],

Ведь [этим] исполняет долг [свой] благотворный.

Хорошие монахи, что обузданы собой,

Всегда такого человека навещают.

 

Такого человека они учат Дхамме,

Которая рассеет всякие страдания,

И осознав которую, лишённый пятен

Здесь, [прямо в этой жизни] обретёт ниббану.

 

Каладана сутта: Своевременный

АН 5.36

[Благословенный сказал]: Монахи, есть эти пять своевременных даров. Какие пять?

* (1) Человек дарит дар гостю.

* (2) Человек дарит дар тому, кто отправляется в путь.

* (3) Человек дарит дар испытывающему страдания.

* (4) Человек дарит дар во время голода.

* (5) Человек вначале дарит только что собранный урожай и плоды нравственным людям.

Таковы пять своевременных даров. [И далее он добавил]:

?В должный момент все те, кто мудр,

Великодушный, щедрый люд,

В момент уместный дар подарят Благородным,

Тем, кто прямым, устойчивым [идёт Путём].

Когда подарен [дар] с умом, который чист,

То будет безграничным подношение сие.

И если кто поступком восхитится таковым,

Или, быть может, кто услужит [чем-то сам],

То этим не упустит подношения сего,

Но также поучаствует в свершении заслуг.

Поэтому с умом, тем, что к упадку не идёт,

Дарение делай там, где величайшим будет плод.

Заслуги - вот опора для живущих всех существ,

Когда в мире ином [появятся они].

 

Бходжана сутта: Еда

АН 5.37

[Благословенный сказал]: Монахи, жертвователь, который дарит еду, дарит получателям пять вещей. Какие пять? Он дарит

* (1) жизнь,

* (2) красоту,

* (3) счастье,

* (4) силу,

* (5) различение1.

Дав жизнь, он получает жизнь, небесную или человеческую. Дав красоту, он получает красоту, небесную или человеческую. Дав счастье, он получает счастье, небесное или человеческое. Дав силу, он получает силу, небесную или человеческую. Дав различение, он получает различение, небесное или человеческое. Жертвователь, который дарит еду, дарит получателям эти пять вещей. [И далее он добавил]:

Мудрец дарует жизнь,

И различение, силу, красоту.

Умный суть тот, кто жертвователь счастья

И в свою очередь он также счастье обретёт.

Подарив жизнь, и силу, красоту,

Счастье, а также различение,

Он живёт долго, славен, знаменит,

В каком бы после месте ни родился.

 

Cпособность различать качество, относящееся к мудрости.

 

Саддха сутта: Вера

АН 5.38

[Благословенный сказал]: Монахи, эти пять благ выпадают на долю представителя клана, который наделён верой. Какие пять?

(1) Когда хорошие люди в этом мире проявляют сострадание, то они вначале проявляют его к тому, кто наделён верой, а не к тому, кто не наделён верой1. (2) Когда они подходят, то они подходят вначале к тому, кто наделён верой, а не к тому, кто не наделён верой. (3) Когда они принимают подаяния, они вначале принимают от того, кто наделён верой, а не от того, кто не наделён верой. (4) Когда они учат Дхамме, они вначале учат Дхамме того, кто наделён верой, а не того, кто не наделён верой. (5) С распадом тела, после смерти, верующий человек перерождается в благом уделе, в небесном мире. Таковы эти пять благ, что выпадают на долю представителя клана, который наделён верой.

Подобно тому, как на перекрёсте дорог, на ровной земле, большое баньяновое дерево стало бы убежищем для всех птиц в округе, то точно также, представитель клана, который наделён верой, становится убежищем для многих людей: для монахов, монахинь, мирян, и мирянок. [И далее он добавил]:

 

Как со стволом могучим древо

С ветвями, листьями, плодами

С корнями прочными, что плодоносит

Является для птиц поддержкой;

И пролетев по всему небу,

На восхитительной опоре

Птицы пристанище себе находят:

Те, кто хотел бы тенью насладиться,

А также насладиться и его плодами -

 

Таков и нравственный мирянин,

Который обладает верой,

Он скромный, мил он своим нравом,

Уступчивый, гостеприимный, мягкий.

 

Поле заслуг кто представляют

Без жажды, злобы,

Заблуждения и пятен

К подобной личности как раз приходят.

 

Такого человека они учат Дхамме,

Которая рассеет всякие страдания,

И, осознав которую, лишённый пятен

Здесь, [прямо в этой жизни] обретёт ниббану.

 

 

Речь идёт о монахах, которые, являясь высочайшим полем заслуг, вначале дают возможность сделать подношения (чтобы те накопили заслуги) вначале тем, кто обладает верой. Именно это имеется в виду, когда говорится о проявлении сострадания. См. АН 7.57.

 

Путта сутта: Сын

АН 5.39

[Благословенный сказал]: Монахи, рассматривая эти пять перспектив, отец и мать хотят, чтобы в их семье родился сын. Какие пять?

(1) [Поскольку] мы содержали его, он будет содержать нас. (2) Или он будет выполнять работу за нас. (3) Продлится наша семейная линия. (4) Он будет управляться с наследством. (5) Или же, когда мы скончаемся, он будет совершать подношения от нашего имени?. Рассматривая эти пять перспектив, отец и мать хотят, чтобы в их семье родился сын. [И далее он добавил]:

 

Рассматривая пять вещей,

Мудрые люди пожелают сына:

Мы содержали, будет содержать и нас,

Или же будет исполнять нашу работу.

Продлится линии семейной нить,

И будет управляться он с наследством.

Когда наступит время, мы умрём,

От нас он подношения будет делать.

 

Рассматривая эти перспективы,

Мудрые люди пожелают сына.

Поэтому благие люди

Признательны должны быть, благодарны,

Поддерживать должны своих отца и мать,

Припоминая помощь от них в прошлом.

Необходимое для них свершают,

Как и для них родители старались в прошлом.

 

Следуя их совету,

И помогая тем, кто его смог взрастить,

Нить линии семейной продолжая,

И обладая нравственностью, верой

Вот какой сын достоин восхваления.

 

Махасала сутта: Саловые деревья

АН 5.40

[Благословенный сказал]: Монахи, полагаясь на Гималаи, царя всех гор, великие саловые деревья возрастают в пяти аспектах. В каких пяти? Они возрастают в ветвях, листьях, листве. Они возрастают в коре. Они возрастают в ростках. Они возрастают в заболони. Они возрастают в сердцевине. Полагаясь на Гималаи, царя всех гор, великие саловые деревья возрастают в этих пяти аспектах.

Точно также, когда глава семьи наделён верой, люди в семье, которые зависят от него, возрастают в пяти аспектах. В каких пяти?

 

* (1) Они возрастают в вере.

* (2) Они возрастают в нравственности.

* (3) Они возрастают в учёности [в Дхамме].

* (4) Они возрастают в щедрости.

* (5) Они возрастают в мудрости.

 

Когда глава семьи наделён верой, люди в семье, которые зависят от него, возрастают в этих пяти аспектах. [И далее он добавил]:

 

Как если бы деревья разрастались

В зависимости от горы скалистой,

[Находится которая] в глубокой дикой чаще,

И стали бы потом владыками лесными

То точно также, коль глава семейства

Сам нравственный и обладает верой

Его жена и дети и родня,

Все возрастают, от него завися

Как и его друзья, семейный круг,

И все, кто от него зависят.

 

Все те, кто обладают различением,

Увидев нравственного человека поведение,

Щедрость его, как и различные дела благие,

Поступят также, следуя его примеру.

 

Коли жизнь прожита в согласии с Дхаммой,

С путём, приводит что в удел хороший,

Все те, кто наслаждений чувств желают,

Возрадуются в мире небожителей потом.

 

 

V.

Царь Мунда

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...