Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Fnaea 3. Как правильно двигаться




Форма

Так же как легкость, истинным произведениям искусства присуща и ясно выраженная форма. Даже в неоконченных произведениях больших мастеров можно видеть стремление к четкой форме. Их громадная внутренняя активность и пламен­ное воображение (о котором мы, современные художники, с трудом можем составить себе представление) принуждали их к исканию ясной, законченной формы. Без нее вулканическая сила их гения рождала бы только хаос. Не чувствует необхо­димости в форме только слабый, безжизненный творческий импульс.

Актер имеет дело с подвижной формой своего тела. Выра­зительность его зависит от чувства формы.

№2

Сделайте жест, внутренне задержавшись вниманием на его начале и конце. Отграничьте его таким образом от всякого «до» и «после». Изучите этот жест, как бы прост он ни был, повторив его несколько раз. Начните работать над его четкой формой. Смысл упражнения заключается не только в том, чтобы найти четкую форму для данного жеста, но главным образом и в том, чтобы пробудить в вашей душе чувство формы. Пере­ходите к новому жесту только после того, как вы получите эстетическое удовольствие от изученного, легко выполняемо­го и хорошо сформированного жеста.

Проделайте тот же жест в вашем воображении. Добейтесь и в этом случае эстетического удовлетворения. Перейдите к более сложным жестам.

Работайте таким же образом над словами и фразами. От простых и коротких переходите к более сложным и длинным.

Перейдите к коротким импровизациям, стараясь во время игры сохранять, по возможности, чувство формы. В импрови­зации может оказаться много «начал» и «концов» — старай­тесь мимолетно отметить их в своем сознании. Избегайте рез­кости, которая может вкрасться в ваши упражнения. Это мо­жет случиться, впрочем, только если ваше представление о

w -л*—59


Как стать актером

форме станет слишком внешним. Живая форма зарождается не вовне, но внутри, в душе.

Встаньте прямо, спокойно, без напряжения. Сосредоточь­тесь на мысли: «Мое тело есть форма». Рассмотрите мыслен­но форму вашего тела. Начните двигаться (также спокойно и просто), сознавая: «Мое тело есть движущаяся форма». По­вторяйте это упражнение ежедневно.

№ 3

Дальнейший шаг состоит в усвоении известных идей. Вы найдете их у Рудольфа Штейнера, в его лекциях об эврит­мии. Я привожу здесь некоторые из них в сжатом виде. Различным образом связаны с землей человек и животное. В то время как животное всеми четырьмя конечностями касает­ся поверхности земли — руки человека свободны. Позвоноч­ник животного расположен параллельно к земной поверхнос­ти — человек стоит прямо. Голова животного наклонена к земле — голова человека устремлена вверх. По сравнению с животным тело человека свободно и может служить его выс­шим, творческим целям. Вживитесь в различие форм живот­ного и человеческого тела и постарайтесь по-новому оценить преимущества вашего тела.

Вдумайтесь в форму и положение головы человека. В сво­ей завершенности (круглости) она отображает космос. Поко­ясь на плечах и шее, обращенная вверх, к солнцу и звездам, она исполнена творческих идей и образов. Ее выразитель­ность на сцене — в ее положении по отношению к телу. Ис­кусственная мимика лица, гримаса, уничтожает выразитель­ность головы. Гримаса — попытка делать «жесты» головой. Голова не предназначена для «жестов», и всякое усилие при­вести в движение мускулы лица — неэстетично. Лицо и в осо­бенности глаза сами отражают внутреннюю жизнь актера на сцене, если он отказывается от насильственной мимики.

Руки человека — наиболее подвижная и свободная часть его тела — связаны с чувствами.

60—"АР W


fnaea 3. Как правильно двигаться

Ритмы дыхания и биения сердца в груди (в сфере чувства) непосредственно вливаются в руки, делая их выразителями тончайших настроений и чувств. Актеры часто забывают, как выразительны могут быть их руки.

В ногах человека выражается их воля. Вглядитесь в поход­ку человека, и вы увидите индивидуальные особенности его воли. Воля бывает не только сильная и слабая, как часто ду­мают актеры. Есть воля сильная, но быстро ослабевающая, и воля длительная, возрастающая от столкновения с препятстви­ями; воля гибкая, подвижная или неподвижная; воля созна­тельная, пробужденная или спящая; воля протестующая, не терпящая вещей, как они есть; воля социальная, находящая радость в совместных усилиях многих, или, наоборот, воля, слабеющая при совместной работе; воля прямая, не прямая, внешняя, внутренняя, духовная, материалистическая, эгоисти­ческая и т.д. Наблюдайте походки людей, стараясь опреде­лить характерные особенности их воли.

Разумеется, руки человека также проникнуты волей, но в них она окрашена чувствами. Мысли, упражнения и наблюде­ния такого рода постепенно научат вас иначе переживать и пользовать свое тело на сцене как движущуюся форму, как инструмент, при помощи которого вы воплощаете перед зри­телем ваши художественные образы. В вас вырабатывается то особое, тонкое чувство красоты и правды, которое лучше все­го можно определить словами: «эстетическая совесть». Ваше тело станет «мудрым» на сцене. Разве не замечали вы, как «немудро» может выглядеть тело актера на сцене, если он никогда глубоко не думал о теле, не пытался оценить его как средство выразительности, со всеми его особенностями, дос­тоинством и благородством форм? Никакие мудрые слова, данные автором, и никакой костюм, сделанный худож <иком, не скроют «немудрого» тела на сцене. Не только драматичес­кие образы нуждаются в «мудром» теле: клоун с «немудрым» телом едва ли вызовет вашу улыбку. Глупость смешна на сце­не, только когда ее изображают.

W -W—61


Zan стать актером

Чувство целого

Третье из упомянутых выше качеств — целостность (завер­шенность) художественного произведения — является резуль­татом способности художника переживать свое произведение как единое целое.

Вы как актер, играя на сцене, творите во времени. Вы про­двигаетесь последовательно от начала к концу. Поэтому нача­ло и конец являются объединяющими моментами в вашей игре. Развив в себе путем упражнений способность одновременно­го переживания этих двух моментов, вы научитесь охватывать роль в целом, со всеми ее деталями и превращениями. Если, выходя на сцену, вы играете только отдельные моменты ва­шей роли, забывая о предыдущем и последующем, вы еще не охватили роли в целом. Но если вы, изображая, например, Хлестакова «в пятом номере под лестницей», голодного, про­игравшегося, трусливого и несчастного, в то же время видите его сытым, счастливым и «влиятельным», каким вы покажете его в конце пьесы, если, дойдя до конца, вы все еще видите «профинтившегося» Ивана Александровича, — вы овладели ролью как завершенным, законченным целым. Умение охва­тывать одновременно начало и конец роли разовьется посте­пенно в способность в каждый отдельный момент пребывания на сцене переживать всю роль в целом.

№ 4

Старайтесь воспринимать явления вокруг вас в их цело­стности (людей, животных, растения, камни, архитек­турные формы и т.п.).

Глядя на пейзажи, старайтесь увидеть отдельные их ча­сти как завершенные, целостные картинки (фильмовые кадры).

Рассмотрите в воспоминании проведенный вами день, стараясь и в нем найти периоды, представляющие со­бой более или менее завершенное целое. Делайте то же по отношению к вашей прошлой жизни и предполагаемой будущей (в связи с вашими планами, идеалами и целями).

Tv чад


"Глава 3. Как правильно двигаться

♦ То же — по отношению к историческим лицам и их судьбам.

♦ Разделите на части хорошо знакомую вам пьесу. Затем постарайтесь пережить ее всю в целом, но так, чтобы сохранить чувство: целая пьеса состоит из отдельных частей, каждая из которых сама по себе есть завершен­ное целое. (Нет надобности при этом видеть детали пьесы — достаточно вызвать в себе общее чувство охвата целого его частями.)

♦ То же — с незнакомой пьесой.

♦ То же — с литературным произведением, сначала зна­комым, потом незнакомым.

♦ Всмотритесь в архитектурные формы поздней готики и постарайтесь увидеть, что в них один и тот же мотив снова и снова повторяется — как в деталях, так и в целом. Воспримите возникновение целого из деталей.

♦ Слушая или вспоминая музыкальное произведение, ста­райтесь различить в нем отдельные музыкальные фра­зы и пережить каждую из них как более или менее само­стоятельное целое.

♦ Во всех упражнениях, связанных со временем (пьеса, воспоминание о проведенном дне, биография, музыка и т.п.), стремитесь к ясному сознанию начала и конца. В упражнениях же, связанных с пространством (пейзажи, архитектура, растительные и животные формы и т.д.), старайтесь обратить внимание на пространственные гра­ницы наблюдаемого вами целого. Не делайте этого пе­дантично, т. е. как бы обрисовывая контуры рассматри­ваемого явления. Общего ощущения границ в пространстве достаточно.

♦ Перейдите к движениям и импровизациям, сначала про­стым, затем более сложным.

♦ Старайтесь сохранять чувство целого и осознавать на­чала и концы.

♦ Разделите мысленно помещение, в котором вы работа­
ете, на две части. Переходите из одной части (кулисы) в

ч** 4V—63


 


"Как стать актером


другую (сцена). Постарайтесь пережить переход (появ­ление перед воображаемой публикой) как эффектное начало. Проговорите заранее выбранную фразу, проде­лайте соответствующее ей движение и снова уйдите «со сцены за кулисы», пережив переход как эффектный конец.

♦ Приготовьте небольшой отрывок, желательно с партне­рами, по-прежнему сохраняя чувство целого, начала и конца.

Красота

Красота — четвертое качество, присущее истинному про­изведению искусства. Здесь я затрагиваю опасную тему. Не­верно понятая, она может привести ко вредным ошибкам. Красота, как и всякое положительное явление, имеет свою теневую сторону. Если мужество, например, следует назвать достоинством, то безрассудную смелость — его карикатур­ным искажением; если осторожность — полезное и положи­тельное качество души, то отрицательная сторона его, страх, — явление вредное и разрушительное; если любовь есть одно из самых глубоких чувств человека, то ее отрицательный прооб­раз, сентиментальность, делает его поверхностным и эгоис­тичным. То же относится и к красоте. Истинная красота коре­нится внутри человека, ложная — вовне. Всякая красота «для других» превращается в красивость. Потребность быть краси­вым для самого себя (внутренне) есть признак, отличающий художественную натуру. Чувство красоты свойственно актеру, как и всякому художнику, и оно должно быть вскрыто и пере­жито им как внутренняя ценность. Тогда оно станет постоян­ным качеством, присущим его творчеству.

№ 5

Начните, как и в предыдущих упражнениях, с простых дви­жений, прислушиваясь к эстетическому удовлетворению, ко­торое возникает в вашем теле. Избегайте желания сыграть

64—ч*# чм»


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...