Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основными видами инноваций в пищевой промышленности являются: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные.




Продуктовые инновации являются преобладающим видом инноваций в пи-

щевой промышленности; главным результатом инновационной деятельности

многие предприятия называют расширение ассортимента. При этом в своем

большинстве продуктовые инновации оказываются достаточно простыми и

небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений

и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. Понятие

продуктовой инновации в пищевой промышленности в основном подразуме-

вает под собой разработку нового рецепта [3]. Учитывая, что в пищевой про-

мышленности довольно сложно придумать качественно новые продукты, речь

идет о незначительных модификациях одних и тех же продуктов, типа йогур-

тов со всевозможными добавками или новых сортов пива, которые постоянно

выводятся на рынок с целью поддержания брендов. Также распространено

изготовление продукции по восстановленным старым рецептам. Можно полагать, что большинство подобных инноваций носит «косметический» характер, что подтверждается данными о доли процессных инноваций, а направления продуктовых инноваций в пищевой промышленности должны определяться с учетом тенденций продовольственного рынка (российского и мирового) – возрастания интереса к продуктам здорового питания, к полуфабрикатам и готовым продуктам, не требующим домашней обработки, к удобству потребления продуктов. К тому же перечисленные сегменты рынка являются наиболее быстрорастущими, то есть получить отдачу от инноваций. Важнейшим элементом пищевого продукта является его упаковка.

По данным Всемирной упаковочной организа-ции (WPO), в ряде развивающихся стран до 50 % сельхозпродуктов портится

и не доходит до потребителей из-за отсутствия необходимой упаковки, в то

время как в развитых странах, где упаковочные технологии соответствуют

современному уровню, порче подвержено лишь 2-3 % продукции.

Несмотря на положительные результаты развития упаковочного произ-

водства, в России ощущается существенный недостаток по выпуску и реали-

зации ряда упаковочных материалов и изделий. Один из показателей такого

положения – низкое, по сравнению с целым рядом стран, потребление упа-

ковки на душу населения. Если в Канаде, Японии, США, Франции и Герма-

нии этот показатель составляет соответственно 450, 425, 395, 250 долл., то в

России – порядка 70 долл. В настоящее время для упаковки пищевой про-

дукции применяют самые разнообразные материалы: бумагу, картон, целло-

фан, полимерные и комбинированные материалы, жесть, стекло, алюминий

и др. Большое распространение получают удобные лотки для хранения мяс-

ных, рыбных изделий или полуфабрикатов, особенно позволяющие разогре-

вать продукт. Кроме того, при выборе упаковки строго учитывают степень

готовности пищевого продукта, например, свежему мясу или рыбе требуется

газопроницаемая упаковка, а кулинарным изделиям – непроницаемая.

Одно из приоритетных направлений пищевых технологий XXI в. –

предотвращение потерь, сохранение качества и обеспечение биологической__

безопасности продуктов питания на всех стадиях производства и последую-

щего хранения. В настоящее время общепризнанно, что потеря качества пи-

щевой продукции вследствие поражения микроорганизмами наиболее рас-

пространена и значительно превышает негативные воздействия физических,

химических и биохимических факторов. В этой связи одно из основных

направлений совершенствования упаковки – разработка упаковочных мате-

риалов, обладающих фунгицидными свойствами, предназначенных для про-

лонгированной защиты поверхности продуктов питания от поражения плес-

невыми грибами. Уже разработаны методы модификации полимерных мате-

риалов антимикробными соединениями, обладающими выраженной фунги-

цидной активностью, что позволяет существенно увеличить сроки хранения

пищевых продуктов.

В связи с обострением экологической ситуации, связанной с утилизацией

полимерных упаковочных материалов, в середине 70-х гг. ученые обратили

внимание на возможность использования биополимеров для производства

биоразлагаемой упаковки. Развитию рынка биополимеров в Европе способ-

ствуют программы по раздельному сбору компостируемых отходов и специ-

альные директивы, предусматривающие штрафы за совместное захоронение

отходов различного вида. Поэтому ученые всех стран активно работают над

созданием как биоразлагаемых упаковочных материалов, так и съедобных

упаковок.

Доля процессных инноваций в отечественной пищевой промышленности невелика по сравнению с их объемом в целом по экономике [3].

Это значит, что до сих пор многие предприятия не производят ре-

конструкции устаревших мощностей, не внедряют новых принципов органи-

зации работы и очень медленно усовершенствуют свою ИТ- инфраструктуру.

Для большинства предприятий, осуществляющих процессные инновации,

первым шагом явился качественный пересмотр своих ассортиментных пози-

ций или связанная диверсификация, потребовавшие закупки нового оборудо-

вания и соответствующего внедрения адекватных информационных систем.

Низкий удельный вес процессных инноваций в пищевой отрасли объясняется

относительно более высокой их стоимостью, которую предприятия, функци-

онирующие в условиях недостатка собственных финансовых ресурсов, про-

сто не могут себе позволить. Очевидно, что в условиях глобальной конкурен-

ции роль процессных инноваций должна быть восстановлена, поскольку они

дают предприятию более устойчивые конкурентные преимущества (не толь-

ко в качестве продукции, но и в уровне издержек производства), нежели про-

дуктовые нововведения.

Основными направлениями процессных инноваций в пищевой промыш-

ленности являются усовершенствования техники и технологии, касающиеся

увеличения сроков хранения пищевых продуктов, внедрения современных

методов водоподготовки и водоочистки, а также методов микробиологиче-

ского контроля. Но самые новые научные исследования касаются использо-

вания нанотехнологий в производстве продовольствия (т.н. наноеда). Нано-

технологии также могут предоставить перерабатывающим предприятиям

уникальные возможности по контролю качества и безопасности продуктов в

процессе производства. Речь идет о диагностике с применением различных

наносенсоров, способных быстро и надежно выявлять в продуктах наличие

загрязнений или неблагоприятных агентов. Еще одна область нанотехноло-

гии – это разработка методов транспортировки и хранения продуктов, ведь

упаковка не менее важный фактор современной пищевой продукции, чем ее

содержание. Массовое производство таких нанотехнологических упаковок началось в 2012 г.

Доля маркетинговых инноваций на предприятиях пищевой промышлен-

ности в настоящее время очень низка, что является существенной слабой сто-

роной деятельности предприятий. Ведь вывод на рынок продуктов иностран-

ными компаниями происходит менее затратно по сравнению с отечественны-

ми. Причина тому – мощнейшая практическая база и технологии маркетинга,

рекламы и продвижения товара, в которых иностранные компании являются

носителями знаний.

Организационные инновации предполагают преобразование многих эле-

ментов системы управления предприятием. В целом система управления

предприятием в условиях предпринимательского типа стратегического пове-

дения должна быть:

– инновационной, то есть способной к инновациям относительно не толь-

ко продуктов и процессов, но и структур, использования человеческого по-

тенциала, снабжения, контроля запасов, маркетинга, обслуживания;

– адаптационной, то есть способной приспособиться к изменениям в по-

ведении работников организации, предпочтениях клиентов, ожиданиях инве-

сторов, правовых нормах, доступности ресурсов на глобальном рынке, стра-

тегиях конкурентов;

– эластичной, то есть способной к увеличению и уменьшению размеров

организации, изменению направлений действий и стратегий, созданию коа-

лиций, элиминированию нерезультативных или менее результативных

подразделений;

– эффективной, то есть способной к удержанию длительного преимуще-

ства над конкурентами в сфере продуктов, производительности, удовлетво-

ренности персонала, лояльности клиентов, качества и легкости обслужива-

ния товаров;

– быстрой, то есть способной более быстро, чем конкуренты, ответить на

изменения в окружении.

В пищевой промышленности главными направлениями организационных

инноваций выступают применение современных систем контроля качества и

сертификации, реализация мер по развитию персонала, внедрение современ-

ных (на основе организационных технологий) методов управления.

Инновационная активность предприятий пищевой промышленности пока

недостаточна для обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и

внешнем рынках. Полагаем, что главными факторами, ограничивающими рас-

пространение инноваций в отрасли являются экономические – недостаток соб-

ственных финансовых ресурсов, высокая стоимость нововведений, длитель-

ный срок их окупаемости, а также недостаточная финансовая поддержка со

стороны государства. В составе внутрипроизводственных факторов, препят-

ствующих инновациям, наибольшее беспокойство вызывает низкий инноваци-

онный потенциал предприятий пищевой промышленности, определяемый сла-

бым уровнем развития исследовательской базы на производстве, неготовно-

стью предприятий к освоению новейших научно-технических достижений,

недостатком информации о новых технологиях, рынках сбыта, низкими коопе-

рационными связями. Кроме того, инновации часто связаны с повышенным

риском, что также не способствует ориентации предприятий на нововведения.

Обнаружение рискованной новации в производстве продуктов питания авто-

матически раскалывает общество производителей на две группы – одни ис-

пользуют эту новацию, другие нет. Причем в первую группу, как правило, по-

падают лидеры отрасли, всегда использующие самые передовые технологии.

То есть они с одной стороны самые прогрессивные, с другой, наиболее под-

вержены риску угодить в, так называемую, технологическую ловушку.

Таким образом, использование инноваций как основы достижения страте-

гического конкурентного преимущества российскими предприятиями пище-

вой промышленности в условиях глобализации является императивом. В на-

стоящее время ситуация такова, что лишь небольшая часть лидирующих пи-

щевых компаний может выступать крупными заказчиками дорогостоящих

технологических и организационных инноваций, в то время как значительная

часть средних предприятий ориентируется на сравнительно недорогие и гиб-

кие решения. Поэтому решение проблемы активизации инновационной дея-

тельности на микроуровне невозможно без участия государства. Среди

основных мер государственной поддержки этого направления развития мож-

но назвать увеличение выделяемых бюджетных средств на НИОКР и повы-

шение координации усилий научно-исследовательских, опытно-конструк-

торских и внедренческих организаций, создание условий для повышения вос-

приимчивости бизнеса к инновационному развитию.

 

Л И Т Е РА Т У РА

1. Васильева Н.А. Концептуальные подходы к исследованию стратегиче-

ского потенциала предприятия // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).

2. Кублин И.М., Бурмистрова И.К. Применение модульного подхода в

инновационном процессе // Вестник СГСЭУ. 2010. № 33.

3. Обзор инноваций в промышленности РФ. Отчет, подготовленный

CNews Analytics. www. cnew. ru

4. Кузнецова Л.С. и др. Традиции и инновации в упаковке пищевых про-

дуктов // Пищевая промышленность. 2008. № 6.

5. Российский статистический ежегодник 2010. М., 2010.

6. Ухарцева И.Ю. Упаковочные материалы в мясной отрасли // Мясная

индустрия. 2009. № 11.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...