Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Путин и икона Божией Матери «Державная»




Путин и икона Божией Матери «Державная»

 

ПРЕАМБУЛА-2019

В этой статье 2007 года я ставил задачу посмотреть на «явление Путина» не с политической, геополитической или экономической стороны, а с историософской. Сегодня я бы добавил — с религиозной, православной. Надо сказать, что в наш постмодернистский век все разъедающей иронии такого рода взгляд на власть практически пропал. В то время как раньше — и до революции, и после, хотя и с разными знаками — церковное сообщество регулярно высказывалось по поводу текущих дел и состояния власти, пытаясь углядеть следы промысла Божьего. И в данном случае неважно, что в таких оценках нет «практичности», особенно в эпоху торжества секуляризма. Ведь и времена меняются! Религии — хотя бы как основания цивилизаций — мощно вторгаются в жизнь народов по всему миру, за исключением, к сожалению, Запада. Мы очевидным образом становимся свидетелями возвращения сакральности — священного начала в нашу жизнь. Именно поэтому нам надо возрождать опыт религиозно-метафизической «критики» текущей политики и действий власти. Собственно, такого рода опыт я и попробовал предпринять в 2007 году, достаточно робкий, но все же… Пусть другие напишут лучше, я буду только рад.

Что касается высказанных в статье ожиданий насчет того, что Путин свою неизменно декларируемую позицию о сшивании русской истории и признании всех ее периодов «своими» реализует в конкретных государственных деяниях, то эти ожидания сегодня, спустя 12 лет, не ослабли, а только усилились. Просто на «сосредоточение» России понадобилось больше времени. Но мы и сегодня понимаем, что государственное здание России не достроено. Более того, государственная форма России становится все более тесной для «содержания» исторического «тела», то есть российского народа и его власти. Уверен, что нас ждут великие перемены (не путать с великими потрясениями). Какие? Об этом отдельный разговор… Я попытался начать его в статье «4 ноября: попытка манифестации», которая посвящена возможному восстановлению исторической (государственно-правовой) преемственности государства Российского через созыв Земского собора.

«Русский Проект», 9 октября 2007  

На написание этой статьи меня подвигла авторская передача Никиты Сергеевича Михалкова «55». Такой личностный взгляд на призвание Путина позволяет, по моему мнению, перейти наконец на иной уровень в осмыслении «феномена Путина» — историософский. Мне это сделать тем более легко, что с Путиным я не знаком и даже рядом с ним ни разу не стоял. Так что общеизвестная харизма Путина не должна внести искажение в мои взгляды.

Итак, начну с утверждения, которое многим покажется резким, но по здравому размышлению большинство со мной, думаю, согласится. Путин оказался во главе государства Российского случайно. Действительно, он был одним из других претендентов, и ничто, казалось бы, не говорило о его преимуществах. В те времена (былинные, я надеюсь) от преемника требовался некоторый набор внешних и внутренних характеристик, которых, как казалось, у Путина-то как раз и не было. Надо было обладать поддержкой одной из мощных ФПГ. Надо было получить добро «ельцинского клана», или, как его тогда называли, «семьи». Это из внешних характеристик. А из внутренних — надо было участвовать в той круговой поруке, которой был повязан тогдашний олигархический режим. Может, я недостаточно информирован, но ни одной из указанных характеристик Путин в 1999 году не обладал. У большинства граждан государства Российского было впечатление, что Путин — личный и необъяснимый выбор Ельцина, во многом случайный и, опять же, личностный.

То есть случайность?

Но с Россией, как показывает история, такие «случайности» не «случаются». А если случаются, то они не случайны. События на таком уровне в России не совершаются, а свершаются, причем свершаются по воле Божьей, а не людской. Люди, конечно, могут приписывать себе ту или иную роль в событиях, но и они являются лишь орудием в руках Божьих, когда речь идет о России — России как духовной сущности, как Доме Богородицы.

С чего я взял, что появление Путина во главе государства Российского было не случайностью? Ведь знаков и знамений не было. Напротив, были испытания, и испытания страшные — выше, чем обычный человек может вынести. Но в этом как раз и дело. Не было знамений, но было такое неостановимое, казалось, падение страны в бездну, которое сопоставимо разве только со Смутой начала XVII века. Именно с ней. Не с разрухой времен революции и Гражданской войны, так как в то страшное время были силы (как минимум большевики), которые имели волю к власти. А в 90-е этой воли не было. Власть валялась, выпав из неуверенных рук Ельцина, и даже разбойники с большой дороги пренебрегали ею и проходили мимо, лишь иногда поднимая ее из пыли, чтобы использовать в качестве кистеня или отмычки.

Неостановимое падение в бездну, сопоставимое со Смутой начала XVII века, было и остановлено так же, как тогда. Ратными и государственными подвигами избранных русских людей и прежде всего самого Путина. Ведь то, что до революции называлось «чудом спасения Москвы» (праздновалось освобождение Москвы от польских захватчиков земским ополчением под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского), было на самом деле чудом патриотического служения русских людей. Разумеется, это служение было вдохновлено православной верой и иконой Казанской Божией Матери, но ведь ценность того подвига была не только в нем самом, то есть не только в том, чтобы, собравшись с силами, совершить почти невозможное, а в том, чтобы совершать это почти невозможное каждый день на протяжении многих лет. Подвиг был в том, что служение было длительным и упорным и увенчалось Земским Собором, восстановившим в Государстве Российском преемственность и легитимность Верховной Власти, законность и порядок.

Теперь только становится ясно, что предназначением Путина было восстановление авторитета верховной власти и доверия между этой властью и народом не на силе (как у большевиков), а на взаимоуважении. Свою связь с народом Путин неоднократно демонстрировал за время своего правления. И сейчас, накануне выборов в Государственную Думу, возглавив список «Единой России», Путин снова задает вопрос народу — принимает ли он его власть и его курс, то есть его образ будущей России? Подтверждением того, что именно восстановление авторитета верховной власти и доверия между властью и народом является предназначением Путина, является то, что возрождено празднование «чуда спасения Москвы» 4 ноября как Дня народного единства. Это очевидный знак того, что Путин понимает высокий смысл своего служения России.

Стоит еще заметить, что сегодня — едва ли не впервые за 90 лет — православные могут искренне молиться за «богохранимую страну нашу, власти и воинство ее». Ведь в советские времена, стоя на молитве, верующие в глубине души понимали, что «Послание Соловецких епископов» было правильным. При Ельцине и окружающих его «подсвечниках» в молитве этой тоже было некоторое лукавство. Сейчас — нет. Во-первых, потому что Путин очевидно верующий человек, а во-вторых — потому что в его лице верховная власть стала достойна молитвы за нее.

Теперь зададимся вопросом: а что творилось с верховной властью в России после того, как в феврале 1917-го была прервана многовековая преемственность этой власти? С точки зрения исторической и строго юридической власть была захвачена узурпаторами (Временное правительство), а потом отнята у них разбойниками (большевиками). Так и жили мы весь XX век под властью, «ничем не ограниченной, никакими абсолютно законами не стесненной, непосредственно на насилие опирающейся» (по Ленину). После падения коммунистического режима при помощи всенародного голосования были избраны легитимные органы власти и управления, но сама верховная власть — как явление плана не конкретно-исторического только, но и духовного — пребывала в забвении. По той простой причине, что разорванная историческая ткань не срастается сама собой. Ошибки, совершенные предками, надо исправлять для того, чтобы вся  русская история воспринималась нами как наша  история, а не только с 1917 года. Но это другой разговор.

Я хочу напомнить, что едва ли не одновременно с отречением (вынужденным, но и неправомерным) от престола императора Всероссийского Николая II за себя и за наследника в селе Коломенском явилась общеизвестная теперь, а в советские времена находившаяся под спудом икона Божьей Матери «Державная». Эта икона не похожа ни на один другой образ Богоматери. На нем она изображена восседающей на царском престоле в красной порфире, с венцом на голове, со скипетром и державой в руках, то есть с атрибутами царской власти. Уже тогда и народ православный, и большевики, которые репрессировали всех, у кого находили список с «Державной» иконы, понимали, что в момент, когда прервалась многовековая преемственность власти в Доме Богородицы (как не без основания называют Россию), Царица Небесная приняла на себя тяжкое бремя верховной власти в России, в своем Доме.

И сегодня православные верующие считают, что верховную власть в России держит Божия Матерь до тех пор, пока не установятся в государстве Российском закон и порядок и не будет восстановлено историческое преемство, прерванное в 1917-м. А вот к этому есть и знамения, и знаки. Начать с того подвига, который один прославил бы имя Путина в истории России, — с воссоединения двух ветвей Русской православной церкви. Думаю, вряд ли кто сомневается в том, что именно он был локомотивом этого процесса. И это один знак к возрождению исторической российской государственности. Другой знак — поездка иконы Божией Матери «Державной» по странам русского рассеяния. Накануне очередного празднования Дня народного единства и выборов (которые, по справедливому утверждению многих политиков, станут плебисцитом Путина и выражением ему доверия в деле строительства будущей России) делегация Московского Патриархата объезжает с нашей иконой те страны, в которых живут части разделенного русского народа. Это ли не знак?

А вот и знамение. Едва ли не в то же время под Екатеринбургом обнаруживают останки тех членов царской семьи, которых не досчитались в предыдущем захоронении. В том числе останки наследника царевича Алексея, от имени которого его отец отрекся от престола, разорвав русскую историю на две части.

Мне кажется, что эти знамения и знаки должны быть увенчаны торжественным молебном перед иконой Божией Матери «Державная» в Казанском соборе на Красной площади. И участвовать в этом молебне должен верховный правитель России Владимир Путин. Этим будет закрыт период сосредоточения России и начнется новый период — возрождения былой мощи и славы. После этого молебна русский народ должен проникнуться особой ответственностью перед прошлым и перед будущим и — в единстве со своей властью — начать строить будущую Россию, согласную с собой внутри и преисполненную достоинства снаружи.

После этих символических шагов Владимир Путин, получив всенародную поддержку 2 декабря — а президент ее получит! — может выйти к народу с предложением изменить настоящий образ России. То есть сделать следующий шаг и инициировать исправление тех ошибок, которые в помрачении духовном совершили наши предки сто лет назад, и тех, которые понатворили мы сами в 90-е, наспех демонтируя страну. И в результате утвердить государство Российское на исторических основаниях и призвать общество к совместному строительству будущего.

Я думаю, что Путин — именно тот, кто, восстановив верховную власть в России, призван восстановить правопреемство государства Российского и тем самым совершить еще больший подвиг.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...